Приобщение к лингвистическому и фольклорному краеведению при изучении рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»
статья по литературе (6 класс) на тему

Кондрашова Елена Николаевна

Аннотация.

В данной работе представлено описание моего передового педагогического опыта по теме «Приобщение к лингвистическому  и фольклорному   краеведению при изучении рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг». В предложенном материале раскрываются аспекты повышения эффективности урока литературы.

В работе представлены подходы к воспитанию у обучающихся  уважения и любви к родному краю, методы мотивация к обучению. Актуальность опыта заключается в направленности на формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, а также в личностно ориентированном подходе к современному уроку литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta.docx14.47 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение к лингвистическому  и фольклорному   краеведению при изучении рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

(материалы из опыта работы).

             Осмелюсь предположить, что многие учителя русского языка и литературы перед изучением рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» бывают озадачены следующим вопросом: не было бы скучно на уроке…Без всякого сомнения, осознанное чтение рассказа предполагает видение писателя как непревзойдённого художника, рисующего картины природы, создающего портреты литературных героев. Но шестиклассники не всегда готовы к «погружению» в мир природы практически с первых строк рассказа. Художник умеет смешивать краски и наносить мазки на холст, журналист и писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приёмы – только это педагогические краски, этюды, приёмы…

              При изучении рассказа «Бежин луг» и я смешиваю краски. Не секрет, что особенный интерес для учащихся представляют «страшилки», которые рассказывают ребята ночью в лесу. Вот она, кладезь диалектов, фольклора,  религиозных глубин русской души! А почему же именно в этот момент не раскрыть юным читателям красоту нашего, местного диалекта? Не познакомить с фольклором Курской области?  Здесь – то и начинается смешение красок…

             Знакомясь с диалектными словами из рассказа, ребята составляют «словарик» диалектных слов. Самое время предложить им познакомиться с Курскими диалектами. Чтобы пробудить их интерес, стараюсь начать с презентации самых, на мой взгляд, интересных и распространённых слов: аглает — лентяй, аплахатца — одеться, дамажыл — домовой, мастюк и др. Как правило, дети реагируют очень живо, начинают наперебой рассказывать о том, как говорят бабушки в их родных деревнях. Обращаем внимание на яркость и образность курских диалектов, а также их множество. Это неудивительно. Исследователи отмечают, с одной стороны, процесс унификации говоров, с другой – живучесть фонетических черт говоров, что откладывает отпечаток на устную и письменную речь курян. Диалектический язык – часть духовной культуры народа. Курская область входит в Курско-Орловскую группу говоров, и ее язык содержит целый комплекс  диалектных явлений, свойственных южнорусскому наречию в целом, и в то же время отличающий говор курян от других жителей южных русских территорий.

Для Курска характерны тесные взаимоотношения с селом, т.к. в течение десятилетий основным источником пополнения городского населения была деревня. Живые тесные взаимоотношения города и села сказываются на речи городского населения и формируют городское просторечие, где наряду с литературной речью фигурируют наиболее устойчивые диалектные черты.

              Изучение местного диалекта – это, кроме всего, прекрасная возможность пообщаться детям с их родителями, бабушками и дедушками. С нетерпением они делятся узнанными словами и их значениями, даже ассоциациями, возникающими при их произношении. Привлечение местных материалов помогает усилить межпредметные связи курса русского языка с курсами истории, географии и с другими дисциплинами, разнообразит учебную и внеучебную работу, прививает интерес и любовь к родному слову.

              С одной стороны, знакомство с русскими народными говорами позволяет сформировать у школьников представление о целостной системе национального языка, а с другой - открывает мир традиционной, народной культуры, что необходимо для формирования культурологической и коммуникативной компетенций учащихся. К тому же, традиционная основа школьного курса - структурно-семантическое описание языка, необходимое для овладения языковыми нормами, - признается недостаточной, существенно дополняется за счет коммуникативного и культурологического аспектов.

       Но особенный восторг у обучающихся вызывает возможность рассказать друг другу «страшилки», те самые, которыми с ними поделились родители. В учебном кабинете мы ставим стулья по большому кругу, закрываем жалюзи. В центре круга  – большая свеча, имитированный костёр. Каждое повествование начинается со слов: «А моя бабушка (мама, папа и т.д.) рассказывала…» Вот так проходит урок. В своей речи ребята используют местные диалектные слова, рассказывают наши, «курские страшилки». Можно даже предложить театрализацию, ведь знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со своими эмоциями и замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. Урок проходит интересно, со смыслом, и, думаю, надолго запомнится шестиклассникам.

                К местному говору и фольклору мы ещё вернемся на Рождество, на Масленицу. Но очень важно и ценно первое зерно, заложенное в почву. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От стиля к тексту. Урок словесности по рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг".

Для закрепления темы"Стили речи" учащимся можно предложить презентацию «От стиля к тексту». Это будет образец их творческой работы. В этой презентации на примере рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» пок...

Дополнительный материал к уроку по изучению рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг"

Дополнительный материал к уроку по изучению рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг"...

Урок по литературе по рассказу И.С. Тургенева " Бежин луг". Роль пейзажных зарисовок в рассказе " Бежин луг".

В ходе урока ученики приходят к выводу о том, каким талантливым писателем-пейзажистом был И.С.Тургенев. Отмечают текстовые средства выразительности,.помогающие автору создавать картину русской природы...