Противоречия характера Пнчорина
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Шустова Лариса Владимировна

Пошаговое исследование  характера героя романа

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Юрьевич Лермонтов. 1814-1841. Повесть «Бэла».

Слайд 2

Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?

Слайд 3

… офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно. Его звали… Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха… Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..

Слайд 4

Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем? … Он отвернулся и протянул ей руку на прощание. Она не взяла руки, молчала. Только стоя за дверью, я мог в щель рассмотреть ее лицо: и мне стало жаль — такая смертельная бледность покрыла это милое личико! Не слыша ответа, Печорин сделал несколько шагов к двери; он дрожал — и сказать ли вам? я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чем говорил шутя. Таков уж был человек, бог его знает! Только едва он коснулся двери, как она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею. Поверите ли? я, стоя за дверью, также заплакал, то есть, знаете, не то чтобы заплакал, а так — глупость!.. Штабс-капитан замолчал. — Да, признаюсь, — сказал он потом, теребя усы, — мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила. — И продолжительно было их счастье? — спросил я. … старик возвращался из напрасных поисков за дочерью; уздени его отстали, — это было в сумерки, — он ехал задумчиво шагом, как вдруг Казбич, будто кошка, нырнул из-за куста, прыг сзади его на лошадь, ударом кинжала свалил его наземь, схватил поводья — и был таков; некоторые уздени все это видели с пригорка; они бросились догонять, только не догнали. — Он вознаградил себя за потерю коня и отомстил, — сказал я, чтоб вызвать мнение моего собеседника. — Конечно, по-ихнему, — сказал штабс-капитан, — он был совершенно прав.

Слайд 5

Портрет Бэлы И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала

Слайд 6

Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо руками». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин? — А где Печорин? — спросил я. — На охоте. — Сегодня ушел? — Она молчала, как будто ей трудно было выговорить . — Нет, еще вчера, — наконец сказала она, тяжело вздохнув . — Уж не случилось ли с ним чего? — Я вчера целый день думала, — отвечала она сквозь слезы , — придумывала разные несчастья: то казалось мне, что его ранил дикий кабан, то чеченец утащил в горы… А нынче мне уж кажется, что он меня не любит. — Права, милая, ты хуже ничего не могла придумать! — Она заплакала , потом с гордостью подняла голову, отерла слезы и продолжала: — Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!.. Я стал ее уговаривать. — Послушай, Бэла, ведь нельзя же ему век сидеть здесь как пришитому к твоей юбке: он человек молодой, любит погоняться за дичью, — походит, да и придет; а если ты будешь грустить, то скорей ему наскучишь. — Правда, правда! — отвечала она, — я буду весела. — И с хохотом схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать около меня; только и это не было продолжительно; она опять упала на постель и закрыла лицо руками.

Слайд 7

Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым? Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся : любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно … Глупец я или злодей , не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она.

Слайд 8

Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают? … его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. Наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся… У меня мороз пробежал по коже от этого смеха… Я пошел заказывать гроб. Печорин был долго нездоров, исхудал , бедняжка; только никогда с этих пор мы не говорили о Бэле : я видел, что ему будет неприятно, так зачем же?

Слайд 9

Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер».Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума». «Послушайте, Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив ; разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться — науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями — напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, — и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду.

Слайд 10

Почему герой одинок? … во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать.

Слайд 11

Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду … другой раз целый год живешь, никого не видишь, да как тут еще водка — пропадший человек! Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи! Вот они и сладили это дело… по правде сказать, нехорошее дело! Я после и говорил это Печорину, да только он мне отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он,

Слайд 12

Отношение Максима Максимовича к Бэле. мне так, право, грустно, как вспомню. Славная была девочка, эта Бэла! Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила. Надо вам сказать, что у меня нет семейства: об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, Что было с нею мне делать? Я, знаете, никогда с женщинами не обращался: думал, думал, чем ее утешить, и ничего не придумал; Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, бог даст, в последний… Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, — продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне. — вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошная молодежь вся такова?

Слайд 13

Вывод Художественный образ Максима Максимыча рассматривается в исследовательской литературе как национальный тип простого русского человека из народа. По общему мнению критиков он воплощает в себе лучшие черты народного характера - доброту, человечность, преданность, искренность. Его портрет стоит в одной галерее с такими представителями русского народа, как капитаны Хлопов и Тушин Толстого. Традиционно считается, что образ Максима Максимыча противостоит Печорину.

Слайд 14

Приветствует Максима Максимыча и царь Николай I , который по достоинству оценил преданность Максима Максимыча. "Характер капитана прекрасно намечен. Когда я начинал эту историю, я надеялся и радовался, что, вероятно, он будет героем нашего времени, потому что в этом классе есть гораздо более настоящие люди, чем те, кого обыкновенно так называют. В кавказском корпусе есть много подобных людей, но их слишком редко узнают; но в этом романе капитан появляется как надежда, которая не осуществляется. Господин Лермонтов был не способен провести до конца этот благородный и простой характер и заменяет его жалкими, очень малопривлекательными личностями, которые, если бы они и существовали, должны были быть оставлены в стороне, чтобы не возбуждать досады…»

Слайд 15

Каков результат деятельности Печорина в главе «Бэла»? Азамат- «такой хитрец: ведь смекнул, что не сносить ему головы, если б он попался. Так с тех пор и пропал: верно, пристал к какой-нибудь шайке абреков, да и сложил буйную голову за Тереком или за Кубанью: туда и дорога!..» Отец Бэлы- «Казбич, будто кошка, нырнул из-за куста, прыг сзади его на лошадь, ударом кинжала свалил его наземь, схватил поводья — и был таков» Бэла- «Умерла; только долго мучилась» Казбич- «Слышал я, что на правом фланге у шапсугов есть какой-то Казбич, удалец, который в красном бешмете разъезжает шажком под нашими выстрелами и превежливо раскланивается, когда пуля прожужжит близко; да вряд ли это тот самый!..» Слышал я, что на правом фланге у шапсугов есть какой-то Казбич, удалец, который в красном бешмете разъезжает шажком под нашими выстрелами и превежливо раскланивается, когда пуля прожужжит близко; да вряд ли это тот самый!..

Слайд 16

Печорин и время Печорин и прошлое Печорин не желает вспоминать прошлое. Одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, он хочет только одного – чтобы его оставили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами. Конечно, он помнит всё и страдает от воспоминаний. Печорин бежит не от Максима Максимыча, а от своих воспоминаний. Прошлое кажется ему недостойным внимания. И хотя он пишет, что его дневник будет для него «драгоценным воспоминанием», в настоящем он безразличен к участи своих записей. Печорин и настоящее Манера поведения Печорина рисует человека подавленного, ничего не ждущего от жизни. Встреча с Максимом Максимычем подчёркивает пропасть между ними – между простым человеком и дворянином. Кроме того, скука, присущая Печорину, возможно, свидетельствует о некотором его равнодушии к настоящей своей жизни. Жизнь его не имеет цели, он не видит выхода ни в настоящем, ни в будущем. В этом, как и во многом другом, Печорин типичен для своего времени.

Слайд 17

Психологическое состояние героев повесть «Максим Максимыч» Масим Максимыч Печорин Переполнен радостью холоден «на минуту остолбенел», «не мог говорить» Первым произносит: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч…» Не знает, как называть Печорина: на «ты» или на «вы», просит его, чтоб не уезжал. Односложный ответ: «Еду в Персию – и дальше…» Речь сбивчивая, передаёт взволнованность. По-прежнему односложные ответы: «Мне пора», Скучал», произносимые с улыбкой. Напоминает о жизни в крепости: об охоте, о Бэле. Отечает односложно, зевает. Упрашивает Печорина остаться на два часа поговорить, интересуется его жизнью в Петербурге. Отказывается вежливо: «Право, мне нечего рассказывать…». Старается скрыть досаду. Успокаивает, дружески обнимает. Напоминает о бумагах: «Что с ними делать?» Полное безразличие: «Что хотите!»

Слайд 18

Как раскрывается характер Печорина в «Тамани» Первая встреча со слепым мальчиком Наблюдение за девушкой и первый разговор с ней Сцена «очаровы-вания» Печорина ундиной Наблюдение за встречей слепого и Янко. Интерес к человеку Интерес к необычному в человеке «Юношеская страсть» Грусть Интерес ко всему таинственному Решительность, смелость Активное начало заставляет идти на свидание Способность сострадать чужому горю

Слайд 19

Два мира: Печорин и контрабандисты Печорина и контрабандистов объединяет тайна и стремление к ней. Наблюдая за плачущим мальчиком, Печорин понимает, что он так же одинок. У него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб. И Печорин, и другие герои повести не идеальны. Все они заражены пороками и страстями.

Слайд 20

Печорин-рассказчик представляет собой человека образованного и эмоционального, чуткого Дневник Печорина демонстрирует его умение рассказать об увиденном и прочувствованном. Печорин чувствует красоту природы , умеет видеть её краски, слышать её звуки, любоваться ею, замечать совершающиеся изменения. Он вслушивается в ропот волн, любуется жизнью моря. Кроме того, он рассказывает о природе языком художника , раскрываясь, таким образом, перед читателями как талантливый человек. Слово Печорина точно, выразительно, лирично : «тяжёлые волны мерно и ровно катились одна за другой»…

Слайд 21

Выводы Активность, направленная на себя, или активность для великой цели? «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих?..»,- восклицает Печорин… Действительно, активность Печорина направлена только на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики для 6 класса "Отношение между понятиями: соподчинение, противоречие, противоположность"

Урок проводится с учащимися 6 класса. Урок изучения нового материала, в ходе которого учащиеся знакомятся с отношениями соподчинения, противоречия и противоположности. Урок развивает познавательный ин...

Презентация и план урока истории в 11 классе "Социально-экономические противоречия в условиях форсированной модернизации. Рубеж XIX - ХХ вв."

В основе урока лежит проектная деятельность учащихся. Данная педтехнология позволяет  включить учащихся в активную познавательную деятельность. Кроме того, применяются информационно-коммуник...

"Европа: облик и противоречия промышленной эпохи"

Презентация к уроку истории в 10 классе (учебник Н.В.Загладина).  Включает в себя:1. Рост промышленного производства.2. Социальные противоречия промышленной эпохи....

План урока "Обострение противоречий на международной арене в конце 19-начале 20 века и Первая мировая война.

План урока по названной теме составлен с использование электронных образовательных ресурсов....

"Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")

Анализ образов-персонажей - самый привычный путь разбора произведения в школе. Он способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение. Законченное воплощение пообразный анализ получа...

Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Волга и Вазуза». Антитеза как прием раскрытия внутренних противоречий в характере героев. (5 класс. 2 часа).

Цели: а) ознакомление учащихся с творчеством Л.Н. толстого в период пребывания писателя в Самарском Заволжье (1871-1875 гг.); историей создания «Новой азбуки» и «Русских ...