Конспект уроков по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Конспект и презентация к  спаренному уроку литературы по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" по теме: «Евгений Онегин». История создания романа. Автор и Герой в романе»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onegin.pptx230.61 КБ
Файл urok_onegin_i_avtor.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания романа. Автор и Герой в романе» Автор : Юрко Дарья Михайловна ГБОУ СОШ №106 Санкт-Петербург 2019

Слайд 3

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 – нач.18 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. В России классицизм зародился во второй четверти 18 века

Слайд 4

Сентиментализм – течение в европейской литературе и искусстве 2 пол. 18 века. Герой в сентиментализме более индивидуализирован, по происхождению он из демократических слоёв, часто простолюдин, у него богатый духовой мир. В России получили наиболее полное выражение в произведениях Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»), молодого В. А. Жуковского, также оказали большое значение просветительские тенденции Радищева и Карамзина. Романтизм в России: особенно мощное развитие романтизма происходит в связи с общественно- национальным подъёмом после войны 1812г. (южные поэмы А.С.Пушкина , « Войнаровский » Рылеева, творчество М.Ю.Лермонтова ).

Слайд 6

Реализм представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения. Данное направление следовало за романтизмом, и было предшественником символизма.

Слайд 7

Это направление зародилось 30-х годах 19 века и достигло своего расцвета к его середине. Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов, мистических веяний и идеализации персонажей. Основной признак данного направления в литературе — художественное отображение реальной жизни с помощью обычных и хорошо знакомых читателей образов, которые для них являются частью их повседневной жизни (родственники, соседи или знакомые).

Слайд 8

В России основы реализма были заложены в 20-30г.г. 19 века творчеством И.А.Крылова , А.С.Пушкина . Далее в этом литературном направлении работали И.С.Тургенев , Н.А.Некрасов и многие другие писатели и поэты 19 века.

Слайд 9

Поэт считал этот роман своим главным произведением. Роман в стихах «Евгений Онегин» создавался 7 лет 4мес. 14 дней с 1823 по 1830г.г. Полный отредактированный текст вышел в свет в марте 1833г.

Слайд 10

«Глядишь – и площадь запестрела, Всё оживилось: здесь и там Бегут за делом и без дела, Однако больше по делам. Дитя расчёта и отваги, Идёт купец взглянуть на флаги, Проведать, шлют ли небеса Ему знакомы паруса. Какие новые товары Вступили нынче в карантин? Пришли ли бочки жданных вин? И что чума? И где пожары? И нет ли голода , войны Или подобной новизны?



Предварительный просмотр:

Конспект 2  уроков (два урока подряд )

литературы в 9 классе по теме:

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания романа. Автор и Герой в романе» 

Автор : Юрко Дарья Михайловна

Цель – реализовать дифференциацию обучения литературе как основу личностно-

ориентированного обучения.

Задачи.

1.Познакомить учащихся с творческой историей создания романа, его идейно-художественными особенностями.

2.Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности: самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы.

3.Умению отстаивать свои взгляды.

4.Продолжать воспитывать у учащихся потребность самостоятельно находить способы  решения стоящих перед ними задач.

Оборудование.

Компьютер, мультипроектор.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Рабочие тетради.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке мы с вами начнём знакомство с романом А. С. Пушкина « Евгений Онегин». Но прежде, чем мы познакомимся с этим произведением, нам необходимо  ввести в наш словарь понятие «реализм».  Для начала вспомним уже известные нам литературные направления.

Слайд1.

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 – нач.18 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. В России классицизм зародился во второй четверти 18 века

Слайд2.

Сентиментализм – течение в европейской литературе и искусстве 2 пол. 18 века. Герой в сентиментализме более индивидуализирован, по происхождению он из демократических слоёв, часто простолюдин, у него богатый духовой мир. В России получили наиболее полное выражение в произведениях Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»), молодого В. А. Жуковского, также оказали большое значение просветительские тенденции Радищева и Карамзина. Романтизм в России: особенно мощное развитие романтизма происходит в связи с общественно- национальным подъёмом после войны 1812г. (южные поэмы А.С.Пушкина, «Войнаровский» Рылеева, творчество М.Ю.Лермонтова).

Слово учителя.

Ребята, вы когда – нибудь сталкивались с понятием «реализм».?

Ответы учащихся.

Да, на уроках по истории СПб, нам рассказывали о реализме, как направлении в архитектуре.

Слово учителя.

Правильно.

 Слайд .3

Нынче в этом здании находится «Дом книги».

А сейчас познакомимся с новым литературным направлением «реализм».

Слайд 4

Реализм представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения. Данное направление следовало за романтизмом, и было предшественником символизма.

Слайд 5

Это направление зародилось 30-х годах 19 века и достигло своего расцвета к его середине. Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов, мистических веяний и идеализации персонажей. Основной признак данного направления в литературе — художественное отображение реальной жизни с помощью обычных и хорошо знакомых читателей образов, которые для них являются частью их повседневной жизни (родственники, соседи или знакомые).

В России основы реализма были заложены в 20-30г.г. 19 века творчеством И.А.Крылова, А.С.Пушкина. Далее в этом литературном направлении работали И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов и многие другие писатели и поэты 19 века.

Беседа.

- Исходя из этого, подумайте, в чём его своеобразие?

Ответы учащихся.

Вывод: своеобразие реализма заключается в том, чтобы писатель смог дать «типичные образы» те, в которых наиболее полно воплощены черты, характерные в определённый исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Слово учителя

Как раз типичный образ молодого дворянина и отобразил А.С.Пушкин в своём романе «Евгений Онегин».

-Работа над романом «Евгений Онегин» продолжалась на протяжении всего зрелого творчества А.С.Пушкина. Поэт считал этот роман своим главным произведением. Роман в стихах «Евгений Онегин» создавался 7 лет 4мес. 14 дней с 1823 по 1830г.г. Полный отредактированный текст вышел в свет в марте 1833г.

- Ребята, дома вы прочитали 1гл. и отрывки из

-Кто предстаёт перед нами в романе?

- Можно ли сказать, что совпадают  образы Онегина и Автора?

 Предположительные ответы ребят :

 (В первой главе перед нами предстают образы Онегина и Автора. Они близкие друзья, их многое объединяет. «С ним подружился я в то время// Мне нравились его черты…»)

Автор не упускает возможности дистанцироваться от своего персонажа «Всегда я рад заметить разность// Между Онегиным и мной…»

Слово учителя

Мы увидели, что между Онегиным и Автором много сходных черт, немало и различий. Автор смотрит на жизнь  значительно шире, нежели его герой, он  свободнее, чем Онегин, скованный модой, зацикленный на своем эго…. Можно смело сделать вывод о том, что  Онегин и Автор два разных человека, разных характера…

- Обратимся к тексту с тем, чтобы продолжить сравнение наших Автора и Онегина.

-Каковы  дни Онегина в Петербурге и дни Автора в Одессе.

-В чём сходство, в чём различие?

Ответы уч-ся.

Сходства.

 Начинаются они с одного и того же слова: «Бывало он ещё в постели…» и «Бывало, пушка зоревая// Лишь только грянет с корабля…»

Последовательность событий имеет некоторые совпадения: пробуждение, ресторан, театр Перекликаются и  детали, например, при описании «негоциантка молодая» «толпой рабов окружена», а в 1гл. упомянут «разочарованный лорнет», но уже в «Путешествии…» - «разыскательный лорнет» и т.д. Но уже к последней детали стоит приглядеться внимательнее, чтобы почувствовать, что за внешним сходством скрыто глубокое различие.)

- Действительно,  «разочарованный лорнет» Онегина свидетельствует о глубокой скуке, ибо через него герой «окинул взором» и сцену, и ложи, и дам и всем остался недоволен. Лорнет Автора тоже направлен повсюду, но он назван «разыскательным»,  взгляд не скользит по предметам, а задерживается на них, выделяет единственное из целого.

Давайте попробуем найти примеры в тексте!

Ответы уч-ся:

 мы можем видеть вместе с автором  и «prima donny» и «негоциантку молодую», и её мужа, дремлющего в углу).  За образом «разыскательного ларнета» сам автор«Разыскательный лорнет» - метонимия, за ней сам Автор, чувствующий, испытывающий целую гамму ощущений. В этом одно из главных его отличий от собственного героя.

- Где мы можем найти упоминания об этих ощущениях?

Ответы учащихся.

Упоминания об этих ощущениях везде: проснувшись, Автор бежит купаться – и «солёная волна» «оживляет» его, обыкновенная чашка кофе заставляет переживать неземное блаженство: «Как мусульман в своём раю,// С восточной гущей кофе пью», известие об устрицах – «О, радость!»; Россини – «упоительный» и так далее, ничего этого не может испытывать Онегин. Таким образом выходит, что  хоть день обоих и наполнен похожими событиями, но Автор переживает их, а Онегин просто проживает по обязанности.

 Онегин едет в театр один, покинув пирушку, то у Автора же действия совершаются вместе – «летит обжорливая младость», «пора нам в оперу скорей», «а мы ревём речитатив».

 Давайте вспомним, как Онегин проносится в дреме мимо купцов, разносчиков, извозчиков:

Слайд 6

«Глядишь – и площадь запестрела,

Всё оживилось: здесь и там

Бегут за делом и без дела,

Однако больше по делам.

Дитя расчёта и отваги,

Идёт купец взглянуть на флаги,

Проведать, шлют ли небеса

Ему знакомы паруса.

Какие новые товары

Вступили нынче в карантин?

Пришли ли бочки жданных вин?

И что чума? И где пожары?

И нет ли голода , войны

Или подобной новизны?

- Автор наблюдает за жизнью площади, вживается даже в строй мыслей отдельного купца Онегин же на это абсолютно не способен. Автор  явно  видит жизнь шире, ему открыто её многообразие, он умеет всмотреться и досмотреть до конца, его герой в этот момент уже летит за очередным впечатлением, не подозревая, что обделяет себя.

Вывод: Автор и Герой проживают свой день по-разному. Может быть, отсюда и итоговые определения: Онегин «Пронесётся за полдень, и снова// До утра жизнь его готова// Однообразна и пестра», для Автора же в Одессе «Всё блещет югом и пестреет// Разнообразностью живой». Умение ощущать жизненную пестроту как жизненную полноту, претворять её в разнообразие – это свойство Автора с его способностью чувствовать, любить, творить, для Онегина же лишённого такой способности, пестрота жизни оборачивается скукой и однообразием.

Д/з: дочитать роман «Евгений Онегин», подготовить устный рассказ об одном из героев.

Подведение итогов. Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Роман Ольги Славниковой "2017" - антиутопия нашего времени"

Хотя насыщенность программы 11 класса практически не оставляет времени для изучения художественных произведений последних десятилетий, хочется, чтобы элементарное представление о литературе этого пери...

Конспект урока по роману "Евгений Онегин" в 9 классе.

Данный материал представляет собой конспект урока-обощения работы над образом главного героя....

Конспект урока по роману "Война и мир" "Княжна Марья Болконская: история одной жизни"

Разработка представляет собой один из заключительных уроков по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир"...

Конспект урока по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Это 4 урок в системе изучения романа "Преступление и наказание", где определяется сущность разработанной Раскольниковым теории и рассматриваются взаимоотношения Раскольникова с остальными действующими...

Конспект урока литературы в 9 классе " Евгений Онегин - самое задушевное произведение А.С. Пушкина.

Тема: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» - самое задушевное произведение поэта. Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, с особенностями сюжета романа, учить работать с опорной схемой, показ...

Конспект урока по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Тема: А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. «От делать нечего друзья»? Цель:- продолжить формирование умения анализировать образ литературного героя, давать соп...