«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» Серебряный век русской поэзии
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Серебряным веком» — в сравнении с «золотым», пушкинским,— принято называть в истории русской поэзии, литературы и искусства конец XIX — начало XX столетия. Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е гг. XIX столетия) и эпилог (годы Февральской и Октябрьской революций и гражданской войны), то началом его можно считать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а концом — речь Блока «О назначении поэта» (1921 г.), тоже посвященную «сыну гармонии» — Пушкину. С именами Пушкина и Достоевского связаны две основные, активно взаимодействующие между собой тенденции в русской литературе как «серебряного века», так и всего XX столетия — гармоническая и трагедийная.
Литературные течения: Символизм Акмеизм Футуризм Эгофутуризм Кубофутуризм «Центрифуга» Имажинизм
Символизм Символизм – первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теории русского символизма было положено Д. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.)
Александр Блок И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне...
Константин Бальмонт Лебедь уплыл в полумглу, Вдаль, под луною белея. Ластятся волны к веслу, Ластится к влаге лилея...
Валерий Брюсов ...И снова я с людьми, – затем, что я поэт. Затем, что молнии сверкали.
Акмеизм Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы « Цех поэтов ». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий . К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова , а также Осип Мандельштам , Михаил Зенкевич , Георгий Иванов и другие.
Николай Гумилев Мне снилось: мы умеpли оба, Лежим с успокоенным взглядом, Два белые, белые гpоба Поставлены pядом. Когда мы сказали: "Довольно"? Давно ли, и что это значит? Hо стpанно, что сеpдцу не больно, Что сеpдце не плачет. Бессильные чувства так стpанны, Застывшие мысли так ясны, И губы твои не желанны, Хоть вечно пpекpасны. Свеpшилось: мы умеpли оба, Лежим с успокоенным взглядом, Два белые, белые гpоба Поставлены pядом. <1907>
Осип Мандельштам
«Широк и желт вечерний свет, Нежна апрельская прохлада. Ты опоздал на много лет, Но все-таки тебе я рада…»
Футуризм Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы « Гилея ». «Глея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы « Центрифуга » и « Мезонин поэзии » в Москве , группы в Киеве , Харькове , Одессе , Баку .
Игорь Северянин «Монастырского леса озера,Переполненные голубым,Говорят: нет лазурнее взора,Как у тех, кто влюблен и любим...» 1927
Эгофутуризм Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина , который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич , Рюрик Ивнев и другие.
Кубофутуризм В России кубофутуристами называли себя « будетляне », члены поэтической группы « Гилея ». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж , активное использование окказионализмов . В рамках кубофутуризма развилась « заумная поэзия ». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников , Елена Гуро , Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский , Владимир Маяковский , Алексей Кручёных , Бенедикт Лившиц .
«Центрифуга» Московская футуристическая группа, образовавшаяся в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством «Лирика». Основные участники группы — Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак. Основной особенностью в теории и художественной практике участников группы было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции. Книги под маркой «Центрифуга» продолжали выходить до 1922 года.
Владимир Маяковский Лошадь сказала, взглянув на верблюда: "Какая гигантская лошадь-ублюдок". Верблюд же вскричал: "Да лошадь разве ты?! Ты просто-напросто - верблюд недоразвитый". И знал лишь бог седобородый, что это животные разной породы. 1928
Велимир Хлебников
Имажинизм Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа . Основное выразительное средство имажинистов — метафора , часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж , анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф , Вадим Шершеневич и Сергей Есенин . К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман .
Сергей Есенин Серебристая дорога, Ты зовешь меня куда? Свечкой чисточетверговой Над тобой горит звезда. Грусть ты или радость теплишь? Иль к безумью правишь бег? Помоги мне сердцем вешним Долюбить твой жесткий снег. Дай ты мне зарю на дровни, Ветку вербы на узду. Может быть, к вратам господним Сам себя я приведу. 1918
Судьба литературы «Серебряного века» трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожил основу ее существования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"...Этот мир очарований, этот мир из серебра" (эпоха "Серебряного века")
Вводный урок по теме: "Эпоха Серебряного века" "...Этот мир очарований, этот мир из с...
Урок в 11 классе "Этот мир очарований, Этот мир из серебра..."
Знакомство с "серебряным веком" через историю, литературу, изобразительное искусство. Материал содержит презентации, подготовленные учащимися....
Технологическая карта к интегрированному уроку-погружению "Этот мир очарованье, этот мир из серебра"
технологическая карта...
"Этот мир очарования, этот мир из серебра"
Интегрированный урок по русской культуре Серебряного века (МХК+литература)...
Видеофильмы учащихся (сборник). Проект "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."
ПроблемаПереход от суммы «предметных результатов» к метапредметным и интегративным результатам.Полное наименование проекта «Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (В.Я. Брюсов) в ...
"Этот мир очарований, этот мир из серебра...". Серебряный век русской поэзии.
Конспект урока по литературе (11 класс)...
Урок литературы в 11 классе «…Этот мир очарований, этот мир из серебра» Васильева Н.А., учитель русского языка и литературы г.Альметьевск
Урок литературы в 11 классе«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»Васильева Н.А., учитель русского языка и литературы г.Альметьевск...