Конспект урока литературы "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и её адресаты"
методическая разработка по литературе (9 класс)

Иванова Надежда Александровна

Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать и уважать его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubovnaya_lirika_m.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А. Иванова

(Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Наровчат

Наровчатского района Пензенской области)

Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты

Цели:

  1. Расширить знания учащихся о любовной лирике М. Ю. Лермонтова, познакомить с ее адресатами.
  2. Отметить мотивы любовной лирики М. Ю. Лермонтова.
  3. Развивать связную речь учащихся.

Ход урока

  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы и цели урока. Целеполагание для учащихся.
  3. Работа над темой урока.

«Любить…но кого же?...на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно».

М.Ю.Лермонтов.

Деятельность учителя                                                                      Деятельность учащихся

 I. Организационный момент.

  Проверка готовности рабочего места каждого ученика.  

II. Введение в тему урока.

 - Послушайте романс, постарайтесь определить, о чём мы сегодня будем говорить.

( Звучит романс «Мне грустно, потому что я тебя люблю…»)

- О чём мы с вами будем говорить? Какую цель поставим на уроке?

- Да, действительно, сегодня на уроке мы будем говорить о возвышенном чувстве, свойственном человеку, о любви.

А как вы понимаете слово «любовь»? Давайте заглянем в словарь С.И.Ожегова.

 

  - Как вы думаете, о каком значении слова «любовь» мы будем говорить сегодня на нашем уроке?

- Да, мы будем говорить сегодня о любви как о чувстве самоотверженной, сердечной привязанности. Любовь бывает разная: бывает любовь к Родине, материнская любовь, сыновняя, бывает любовь к женщине, бывает горячая любовь, взаимная, а бывает и любовь неразделенная. Всякая любовь – великое счастье, даже если она и неразделенная. Уметь любить – это талант, талант сродни музыкальному. Любовь – это не только радость, но и борьба, и высокая мука, и безнадежность.

Об этом говорит М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении « 1831 –го года июня 11 дня». 

 

 

 

 Учащиеся отвечают, что речь на уроке пойдёт о любви.

 Слайд 1.

Ученик читает значение слова:

«Любовь»-1)Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Материнская любовь. Горячая любовь. Взаимная любовь.

2)Склонность, пристрастие к чему-либо. Любовь к музыке. Любовь к искусству.

 О первом значении.

 

 Слайд 2.

 

 

 Слайд 3.

 

Ученик читает   отрывок из стихотворения «1831-го года 11 дня».

III. Новая тема. Слово учителя.

- Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.

Любить… но кого же? На время не стоит труда,

А вечно любить невозможно…, -

размышляет лирический герой М.Ю. Лермонтова.

Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического “я”, но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.

Всякий плакал, кто любил
Любил ли он морские волны
Иль сердце женщине дарил… (поэма “Моряк”)

Неразделенная любовь, начиная с ранних стихов

Три раза я любил.
Любил три раза безнадежно…

И на протяжении всего творчества выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни (Ивановский цикл, Сушковский цикл).

В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти от самых близких. Осознание собственного одиночества стало причиной того, что чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу.

 

- А сейчас мы познакомимся с вами с       «музами» М.Ю.Лермонтова и со стихами, которые он им посвятил. Слайд 5.

 Слово учителя.

1832 год – 14 лет, первая влюбленность. В 1828 году М.Ю. Лермонтов поступает в Московский университетский пансион. Уже тогда он писал стихи. Среди них и стихи, обращенные к сестре его соученика Михаила Сабурова – Софье.

Слайд 6.

- Лето и начало осени 1830 года Лермонтов провёл в имении Столыпиных Середникове в тесном общении с московской кузиной Сашей Верещагиной и её близкой приятельницей Катей Сушковой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  

Учащиеся записывают тему урока, эпиграф в тетрадь.

 

 

 

 Слайд 4.

 

 

 

 

 

 

 Выступление ученика.

 Вспоминает А. Марченко о первых переживаниях юноши: “Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут, и играла с кузиною в куклы: сердце мое затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано! Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку, без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату… Я не знаю, кто была она, откуда, и поныне мне неловко, как-то спросить об этом: может быть, спросят и меня, как я помню, когда они позабыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что я брежу; не поверят ее существованию – это было бы мне больно!. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет; с тех пор я ничего подобного больше не видел или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз”.

 Сообщение ученика.

Софья Ивановна Сабурова (1816-1864) считалась в московском высшем свете одной из первых красавиц. Почти три года длилось это увлечение.

Как? Вы поэта огорчили, 
И не наказаны потом?
Три года ровно вы шутили
Его любовью и умом?
Нет, вы не поняли поэта, 
Его души печальный сон;
Вы небом созданы для света, 
Но не для вас был создан он!

В 1832 году Софья вышла замуж и переехала с мужем в Орел.

 Сообщение ученика (Слайд 7)

Е.Сушкова вспоминала: «У Сашеньки встречала я в это время ее двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно – насмешливой улыбкой. Сушкова помнила, как Мишель «радовался» и «торжествовал», когда получил приз на пансионском экзамене. Итак, юный Миша Лермонтов еще пятнадцатилетним мальчиком не на шутку увлекся «петербургской модницей», как шутя аттестовала Сушкову Верещагина. Разница в возрасте составляла два с небольшим года; разница в общественном положении, предопределенная ею, была гораздо больше. «Мне восемнадцать лет, - говорит Сушкова Лермонтову. – Я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы еще стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнете».

Лермонтов для Сушковой - маленький «кузен» Верещагиной, добровольный паж, который носит ее шляпку и зонтик и теряет ее перчатки. К ее удивлению, Сашенька однажды говорит ей: «Как Лермонтов влюблен в тебя!»

Сообщение ученика.

В своих "Записках" Е.А. Сушкова, в частности рассказала историю создания стихотворения "Нищий".

В августе 1830 г. большая компания молодежи отправилась в пешую прогулку. Из Середниково в Троице-Сергиеву лавру: "На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звон монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: "Пошли вам Бог счастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!"

Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на камнях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги . Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи ".

Выразительное чтение стихотворения «Нищий».

Слайд 8.

Слово учителя.

Когда Лермонтов и Сушкова расстались, сердце поэта стало склоняться к другому чувству. Наталья Федоровна Иванова была дочерью писателя Федора Федоровича Иванова, который пользовался известностью в начале XIX века. Отношение Лермонтова к Ивановой иное, чем отношение к Сушковой. Он ей верит, она – поверенная. Уже после первого знакомства он обратился к Ивановой с поразительно искренним, но тревожным посланием:

Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами, 
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями. 
Но взор спокойный, чистый твой
В меня вперила изумленный:
Ты покачала головой, 
Сказав, что болен разум мой, 
Желаньем вздорным ослепленный. (1830)

Но срок любви и открытой взаимности был слишком коротким. Возлюбленная Лермонтова изменила ему, изменила раньше, когда еще он и не подозревал об этой измене. Предполагается, что Наталья Федоровна намеревалась выйти замуж за некого военного, но брак расстроился. Узнав об измене, Лермонтов не смог уйти от своей любви: она превратилась в муку. В стихотворении «Всевышний произнес свой приговор…» Лермонтов говорит о давшихся дорогой ценой решениях. Лермонтов прощается с Ивановой, как прощаются со своей обознавшейся надеждой. На разлуку поэт пишет стихи, в которых откровенность и прямота.    

Слайд 9.

Выразительное чтение стихотворения «Я не унижусь пред тобой…»  

Слово учителя.

1831 год. Угарная любовь к Наталье Федоровне Ивановой уходила, унималась, как унимается отбушевавшее пламя. Поиск сердца поэта завершается счастливым открытием. Новый образ, образ Вареньки Лопухиной овладевает Лермонтовым на всю жизнь.

Слайд 10.

( Звучит музыка . Чайковский № 3.)

Он писал о ней:

 Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых, 
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых. 
И стан ее не стан богини, 
И грудь волною не встает, 
И в ней никто своей святыни, 
Припав к земле, не признает. 
Однако все ее движенья, 
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья. 
Так полны чудной простоты. 
Но голос душу проникает, 
Как вспоминанье лучших дней, 
И сердце любит и страдает, 
Почти стыдясь любви своей. (1832)

Слово учителя.

Имя Вареньки Лопухиной долгие годы не упоминалось ни в комментариях к сочинениям Лермонтова, ни в работах о нем. Лермонтов, касаясь взаимоотношений с Лопухиной, всячески старался увести читателя от разгадки имени любимой женщины (например, “Герой нашего времени”, где он зашифровал портретное сходство при описании Веры – убрал упоминание о родинке под бровью и написал “на щеке”.)

1839 год. Лермонтов – поэт знаменит в свете. Его принимают во многих великосветских салонах Петербурга. Он вернулся в северную столицу из первой кавказской ссылки, последовавшей после появления в списках стихотворения “Смерть поэта”, посвященного гибели А.С. Пушкина. Среди светских красавиц тогда блистала Мария Петровна Соломирская, урожденная графиня Апраксина (1811-1859).

Слайд 11.

Слово учителя.

Еще одна светская красавица волновала тогда поэта – Мария Алексеевна Щербатова. Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

  Сообщение учащегося.

  1. Впервые они узнали друг друга еще в детские годы. Осенью 1827 года Лермонтов с бабушкой приехали в Москву из родового имения Тарханы. Дом на Малой Молчановке, в котором они поселились, находился неподалеку от дома, в котором жили Лопухины: старик-отец, три дочери (Мария, Варвара и Елизавета) и сын Алексей. Двоюродный брат Лермонтова Аким Шан-Гирей писал: «Они были с нами как родные и очень дружны с Мишелем, который редкий день там не бывал». Алексей Лопухин стал большим другом Лермонтова, к Марии поэт относился с большим уважением. Судьбы Варвары Лопухиной и Лермонтова соединились навсегда.

В циклы лирики Лермонтова образ Варвары Александровны Лопухиной вступает с осени 1831 года. Наконец поэт обрел то, чем вполне может жить его сердце, не поступясь ни искренностью чувства, ни его глубиной. И это новое чувство уже не только любовь, но – жизнь. Поэту слышится зов судьбы, он обращается к мысли о необычности своего пути, ему видится дальний край, куда можно удалиться, где найдет себе приют мечта, которой столь чуждо окружающее.

Выразительное чтение стихотворения «К Л.»

Сообщение учащегося.

  1. В ту же пору, осенью 1831 года, продолжая работать над поэмой «Демон», Лермонтов посвящает ее Лопухиной.

Во второй половине лета 1832 года Лермонтов оставил учебу в Московском университете и уехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Служба, светские развлечения на время заслонили образ любимой девушки, хотя поэт не перестает интересоваться ее судьбой, ее профиль мелькает на страницах его юнкерских тетрадей.

Между тем молчание Лермонтова заставило Вареньку задуматься: уж не обозналась ли она в нем? Вероятно, под влиянием родителей в 1835 году Лопухина отдала свою судьбу другому человеку.

Чувство нескладицы овладело поэтом, когда он узнал о предстоящем замужестве Лопухиной. Но ничего уже изменить было нельзя.

Они встретились в Москве через три с лишним года. Лопухина была уже женою другого. Варвара Александровна Бахметьева. В сердце Лермонтова бушевала ревность, она боролась с любовью.

Образ Вареньки Лопухиной жил в воображении Лермонтова всю жизнь. Он стал прототипом многих героинь его произведений. В романе «Герой нашего времени» ее образ причудливо переплетается в образах княжны Мэри и княгини Веры Лиговской.

В последний раз Лермонтов и Лопухина встретились 20 июня 1838 года в Петербурге. К этому времени уже перестало быть семейной тайной: брак Варвары Лопухиной был неудачен. Двоюродный брат Лермонтова Аким Шан-Гирей вспоминает, что Варвара Александровна была в Петербурге проездом за границу: «Боже мой, как болезненно сжалось мое сердце при виде ее! Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки, только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые, как прежде».

Сообщение учащегося.

Свое последнее стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтов посвятил Вареньке Лопухиной. Оно было обращено к родственнице Лермонтова Екатерине Быховец, которая напоминала ему Вареньку. С Быховец Лермонтов встречался на Кавказе в последние дни своей жизни. Охотнее всего говорил он с ней о Вареньке. Прошлое не умерло, образ любимой жив, хотя «подруга юных дней» представляется как навсегда потерянная для лирического героя, который видит «в устах живых уста давно немые». Разлука оказалась для женщины сродни смерти: продолжающаяся жизнь проходит в печальном молчании, очи угасли от тоски, потеряли блеск.

Звучит романс «Нет, не тебя я пылко так люблю… ».

Варвара Александровна очень тяжело пережила смерть Лермонтова. Узнав о его гибели, она две недели не могла подняться с постели, отвергая врачей и лекарства. Она пережила Лермонтова на десять лет, но томилась   воспоминаниями о нем.

 

Сообщение учащегося.

Зимой 1839-40 годов они часто встречались в свете. Соломирская была увлечена поэзией Лермонтова. Арестованный за дуэль с Барантом, поэт, находясь в тюрьме, получил записку без подписи. Он решил, что ему написала ее М.П. Соломирская:

Так, разбирая в заточенье
Досель мне чуждые черты, 
Я был свободен на мгновенье
Могучей волею мечты. 
Залогом вольности желанной
Лучом надежды в море бед
Мне стал тогда ваш безымянный, 
Но вечно памятный привет.

Этой же зимой Лермонтов несколько раз приезжает из Царского Села, где стоял его полк, в Петербург. Тогда же появилось стихотворение, которое литературоведы считают обращением к Соломирской:

Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно, 
Но им без волненья
Внимать невозможно. 
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки, 
В них трепет свиданья. 
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду, 
Услышав, его я
Узнаю повсюду. 
Не кончив молитвы, 
На звук тот отвечу. 
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.

Поэт прочитал эти строки своему другу, издателю и журналисту А. Краевскому. Тот похвалил стихи и отметил одну грамматическую неточность. Попробуйте найти ее. ( “Из пламя и света”). Лермонтов пытался исправить строки, но, бросив перо, сказал: “Нет, ничего нейдет в голову. Печатай так, как есть».

Урожденная Штерич (1820-1879), украинка. Сам поэт о ней говорил:” Такая, что ни в сказке сказать, ни пером написать”. Этой весной ей было около 20 лет, Лермонтову – 25. Светская молва связывала имя Щербатовой с дуэлью поэта с Барантом. И.С. Тургенев, встретивший М. Щербатову в Москве, где в это время был Лермонтов, заметил в своем дневнике: “Сквозь слезы смеется, любит Лермонтова”. Поэтический портрет М. Щербатовой дан поэтом в посвященном ей стихотворении “М. А. Щербатовой”.

Чтение стихотворения.

Другие прекрасные строки, посвященные М. Щербатовой, были положены на музыку композитором А.С. Доргомыжским

 Прослушивание романса «Отчего».

Сообщение ученика.

Весной 1841 года Лермонтову было предписано, в 48 часов, покинуть Петербург. В мае он в последний раз приезжает в Москву, в июне – он опять на Кавказе. До его гибели на дуэли под Пятигорском 15 июля оставалось совсем немного времени. В день дуэли утром она беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Письмо ее от 5 августа 1841 года – взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти, похоронах поэта.

Одно из последних стихотворений поэта, помещенное в альбоме В. Ф. Одоевского, посвящено дальней родственнице его – Екатерине Быховец (в замужестве Ивановская). По воспоминаниям самой Екатерины Григорьевны она – Катюша – напоминала ему Вареньку Лопухину. Вероятно, поэтому последняя строфа стихотворения говорит о В. Лопухиной, вышедшей замуж за нелюбимого человека:

Нет, не тебя так пылко я люблю, 
Не для меня красы твоей блистанье, 
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою… (1841)

Стихотворение положили на музыку более 40 композиторов, особенно известен романс – вальс А.И. Шишкина (1887), который приобрел широкую популярность в исполнении Н.А. Обуховой (1886-1961).

IV.Рефлексия.

Ребята, вы познакомились с «музами»

М. Ю. Лермонтова, вдохновлявшими его на творчество. Как вы думаете, кому из них может дать характеристику эпиграф нашего урока?

- Отметьте мотивы любовной лирики Лермонтова.

 

 

Ребята отвечают, что слова эпиграфа могут дать характеристику Екатерине Сушковой и Наталье Ивановой, любовь которых была недолгой.

“Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче”, – записал 16-тилетний Лермонтов в одной из своих тетрадей. Суровая жизнь с малых лет расстраивала ему музыку сердца, .

Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда останутся его прекрасные произведения, его стихи.

V. Заключительное слово учителя: 

  • Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать, и уважать его.
  • Слайд 15 – 17.

Лермонтов почти не знает счастливой любви. Его отношение к женщине обычно отравлено или осложнено какими-то роковыми обстоятельствами. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в чувства любви. А вас, ребята, благодарю за урок. Пусть ваша любовь всегда будет взаимна. Любите и будьте всегда любимы!

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание

– Сделать анализ 1 стихотворения о любви Лермонтова (по выбору).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока краеведения "Лирика Есенина"

Разработка урока с презентацией...

Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты

Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный да...

Конспект урока по лирике Татьяны Кановой

Открытый урок по лирике Татьяны Кановой, коми поэта....

Конспект урока литературы в 9 классе по теме: "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты"

Конспект урока литературы в 9 классе по теме: "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты"...

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)

Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....

Иллюстрации к урокам по лирике М.Ю.Лермонтова: «Три пальмы», «Родина». Работа с лексикой: объяснение непонятных слов

Цель презентации – разъяснить школьникам и проиллюстрировать непонятные им слова и реалии в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» и «Родина» («куща», &la...

Любовная лирика М. Ю. Лермонтова и её адресаты

Цель: расширить знания учащихся о любовной лирике М. Ю. Лермонтова.Задачи:познакомить учеников с адресатами любовной лирики;способствовать эмоциональному восприятию текста;развивать творческие способн...