Проект "Литературная гостиная" Малоизвестный В.В.Маяковский
статья по литературе (7 класс)

Уланова Екатерина Антоновна

Материалы одноименного мероприятия проведенного в Литературной гостиной МБОУ "Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского" учителем Е.А.Улановой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maloizvestnyy_mayakovskiy.doc654 КБ

Предварительный просмотр:

«Малоизвестный Маяковский».

Владимир Маяковский — один из самых известных поэтов советских времён, глас народной революции, как его называли современники. Вместе с этим он является одной из самых противоречивых фигур литературного мира того времени, и критики ведут ожесточённые споры о его произведениях по сей день. Всё ли нам известно об этом человеке? Обратимся к малоизвестным фактам из жизни поэта.

Родился поэт в Грузии 19 июля 1893 г., тогда еще Российской империи, в Кутаисской губернии, в селении Багдати. Отец, русский, служил лесничим, мать кубанская казачка с украинскими корнями вела домашнее хозяйство. Поэт так писал в своей анкете: «Отец русский, мать украинка – первый язык - грузинский».

Поэт всегда любил свою малую родину о чем часто говорил, хотя здесь не обходилось без курьёзов «Политехнический институт, Владимир Маяковский выступает на студенческом диспуте о пролетарском интернационализме говорит, о своей родине:- Среди русских я чувствую себя русским, среди грузин я чувствую себя грузином... Студенты шутники. Вопрос из зала:- А среди глупцов? Ответ поэта:- А среди глупцов я впервые».

Отец Владимира Маяковского умер от заражения крови, уколовшись иголкой. И именно после этой трагедии сам Маяковский всегда боялся подхватить инфекцию, он постоянно с собой носил мыльницу и регулярно мыл руки и терпеть не мог ни иголок не булавок и даже вместо модных брошей дарил понравившимся женщинам кольца.

После смерти отца Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии, где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака. Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключён из 5 класса из-за неуплаты за обучение, в семье к этому времени осталось трое детей, сам Владимир и две сестры, старший и младший братья умерли. Так Владимир и не получил полного образования. Именно поэтому его письма и рукописи изобилуют орфографическими ошибками и другими грамматическими погрешностями. Особую неприязнь Маяковский питал к запятым. Взгляните на рукопись любого его стиха: там нет ни одной запятой. Все знаки препинания в его произведениях расставлены Осипом Бриком. Черновик всякой новой вещи он, прежде всего, отдавал Брику: «На, Ося, расставь запятатки»

.

Первое, как он выразился «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно». 

В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в партию большевиков. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, в 1908—1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из ,тюрьмы). По первому делу был освобождён с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения»; по второму и третьему делу был освобождён за недостатком улик. Занимался распространением большевистской газеты «Искра». Именно в тюрьме вновь стал писать стихи, именно там, ходя от стены к стене, приобрел привычку писать стихи на ходу, в будущем ради одной – удачной строфы он выхаживал по 15-20 километров, подбирая на ходу десятки и сотни рифм, пока не останавливался на одной, наилучшей.

Из тюрьмы после третьего ареста он был освобождён в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии. В 1918 году писал в автобиографии: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань».

В 1911 году подруга поэта богемная художница Евгения Ланг вдохновила поэта на занятия живописью.

Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников Жуковского и Келина. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Войдя в поэтические круги Маяковский стеснялся своей бедной одежды, для решения этой проблемы завел себе широкополую шляпу, из ярких кусков ткани повязывал себе яркие галстуки, заказывал и носил яркие жилеты из дешевой ткани и рубашки с большим отложным воротником и даже стал законодателем мод и дизайнером введя в обиход «рубашковые галстуки» и «галстуковые рубашки».

Став поэтом изобрел написание стихотворения «лесенкой», из-за стихотворной «лесенки», которую придумал сам Маяковский и которая впоследствии стала его визитной карточкой, многие коллеги поэта обвиняли его в жульничестве: ведь в то время газеты платили гонорары именно за количество строк, а не за знаки. А Владимир Ильич Ленин так отзывался о его поэзии : «Тарарабумбия какая-то,– Кричит, выдумывает какие-то кривые слова, и все у него не то, по-моему, – не то, и малопонятно».

Маяковский также писал сценарии и играл в кино. К сожалению, до нас дошли только фрагменты одного фильма, где можно взглянуть на поэта – это «Барышня и хулиган».

Революция открыла Маяковскому путь к новой страсти – к путешествиям, он побывал множество раз за границей с гастролями, включая не только Европу (Франция, Германия), но и Америку, что было абсолютной экзотикой для советского человека того времени. Из этих путешествий родилось также немало стихотворений.

Поэт был любителем азартных игр. Обожал бильярд и карты, не боялся сыграть и в «русскую рулетку». Есть версия, что именно проигрыш «русскую рулетку» стал причиной гибели Маяковского — ведь обстоятельства его смерти до сих пор не ясны.  14 апреля 1930 года возрасте 36 лет поэта не стало.

Поэту часто говорили: Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
– Мои стихи не печка, не море и не чума, отвечал Владимир Владимирович Маяковский.


Маяковский в детстве

Гимназист

      https://media.informpskov.ru/content/2018/06/dZ25h1530011442.jpg               http://900igr.net/up/datai/71005/0050-071-.jpg

Художник изаконодатель мод

                 


 https://i.pinimg.com/originals/39/d1/43/39d1435c997919650f6def29ce1bdafa.jpg

Дизайнер

https://diletant.media/upload/medialibrary/762/7628cc9fe3e8f5a54124e5a5adb4bf7f.jpg

Актер в фильме «Барышня и хулиган»


https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/05/22/1958987/91a17033916267d4fd1c6b5d156429fe.jpg

«Лесенка»


Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Крошка сын 
к отцу пришёл, 
и спросила кроха: 
— Что такое 
хорошо 
и что такое 
плохо? — 
У меня 
секретов нет, — 
слушайте, детишки, — 
папы этого 
ответ 
помещаю 
в книжке. 

— Если ветер 
крыши рвёт, 
если 
град загрохал, — 
каждый знает — 
это вот 
для прогулок 
плохо. 

Дождь покапал 
и прошёл. 
Солнце 
в целом свете. 
Это — 
очень хорошо 
и большим 
и детям. 

Если 
сын 
черне́е ночи, 
грязь лежит 
на рожице, — 
ясно, 
это 
плохо очень 
для ребячьей кожицы. 

Если 
мальчик 
любит мыло 
и зубной порошок, 
этот мальчик 
очень милый, 
поступает хорошо. 

Если бьёт 
дрянной драчун 
слабого мальчишку, 
я такого 
не хочу 
даже 
вставить в книжку. 

Этот вот кричит: 
— Не трожь 
тех, 
кто меньше ростом! — 
Этот мальчик 
так хорош, 
загляденье просто! 

Если ты 
порвал подряд 
книжицу 
и мячик, 
октябрята говорят: 
плоховатый мальчик. 

Если мальчик 
любит труд, 
тычет 
в книжку 
пальчик, 
про такого 
пишут тут: 
он 
хороший мальчик. 

От вороны 
карапуз 
убежал, заохав. 
Мальчик этот 
просто трус. 
Это 
очень плохо. 

Этот, 
хоть и сам с вершок, 
спорит 
с грозной птицей. 
Храбрый мальчик, 
хорошо, 
в жизни 
пригодится. 

Этот 
в грязь полез 
и рад, 
что грязна рубаха. 
Про такого 
говорят: 
он плохой, 
неряха. 

Этот 
чистит валенки, 
моет 
сам 
галоши. 
Он 
хотя и маленький, 
но вполне хороший. 

Помни 
это 
каждый сын. 
Знай 
любой ребёнок: 
вырастет 
из сына 
свин, 
если сын — 
свинёнок. 

Мальчик 
радостный пошёл, 
и решила кроха: 
«Буду 
делать хорошо, 
и не буду — 
плохо».

По небу тучи бегают,
Дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.

И слышит шепот гордый 
вода и под и над:
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»

Темно свинцовоночие,
и дождик толст, как жгут,
сидят в грязи рабочие,
сидят, лучину жгут.

Сливеют губы с холода,
но губы шепчут в лад:
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»

Свела промозглость корчею — 
неважный мокр уют,
сидят впотьмах рабочие, 
подмокший хлеб жуют.

Но шепот громче голода — 
он кроет капель спад:
«Через четыре года 
здесь будет город-сад!

Здесь взрывы закудахтают
В разгон медвежьих банд,
И взроет недра шахтою
стоугольный «Гигант».

Здесь встанут стройки стенами.
Гудками, пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами
Воспламеним Сибирь.

Здесь дом дадут хороший нам
и ситный без пайка,
аж за Байкал отброшенная 
Попятится тайга».

Рос шепоток рабочего
Над тьмою тучных стад,
а дальше неразборчиво,
лишь слышно — «город-сад».

Я знаю — город будет,
я знаю — саду цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть!

Ученик седьмого класса постоянно не готов к урокам, грубит, мешает другим учащимся. Классный руководитель неоднократно приглашал родителей в лицей и посещал семью на дому. Отношения между семьей и лицеем, к сожалению, не складываются, так как все попытки педагогов найти согласованный вариант решения проблемы встречаются членами семьи в штыки. Как следует поступить в данной ситуации?

Вынести проблему на педагогический совет, привлечь к работе с обучающимся и родителями службу сопровождения, понаблюдать ребенка на разных предметах у разных педагогов и во внеурочной деятельности, провести педагогический консилиум – на основе отдельных педагогических успехов каждого педагогога выработать единую позицию в работе с семьей и ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про это, про любовь (В.Маяковский и Лиля Брик) Презентация к уроку по лирике В.Маяковского в 11 классе

Данная работа может быть использована на уроке литературы в 11 классе при изучении любовной лирики Владимира Маяковского. В работе содержится интересный материал об отношениях поэта с Лилей Брик....

СТИХОТВОРЕНИЕ В.В.МАЯКОВСКОГО «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» в 7 классе.

Цель урока — познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэ­зию как явление искусства, наметить пер­с...

Интерактивный тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче"

Интерактивная презентация-тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче". Данную презентацию можно использовать как и...

"Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"

Урок литературы в 7 классе "Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"...