Урок по теме Н.А. Некрасов "Железная дорога"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок литературы в 6 классе по творчеству Н.А. Некрасова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-fgos-n-a-niekras.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:

Литература

Учитель: Барковская О. А.

Класс 6

Дата:  

Тема урока:

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Тип урока:

Комбинированный

Цели деятельности учителя:

способствовать формированию представления о Н. А. Некрасове как великом русском поэте; создать условия для ознакомления с фактами из биографии поэта, организации и проведения повторения ранее изученных стихотворений Некрасова; обозначить главную тему его творчества; показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.

Задачи:

Предметная: развитие мыслительной деятельности обучающихся через умение анализировать, синтезировать, обобщать;

Метапредметная:  совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения, развивать умения и навыки анализа художественного произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать навыки критического мышления, сопоставлять произведения разных видов искусства;

Личностная:  воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы, прививать интерес к чтению, ценить человека по поступкам, им совершаемым, активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Предметные умения:

знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст

Планируемые результаты

Личностные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формы работы на уроке:

Групповая, индивидуальная

Оборудование:

Учебник, презентация

Структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые умения

I. Актуализация и пробное учебное действие

Служи не славе, не искусству, –

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

Н. А. Некрасов

– Уроки поэзии продолжаются. Имя поэта, которому сегодня посвящен урок, – Николай Алексеевич Некрасов. Помните, как легко нам было говорить о поэте, как понятны нам были мотивы его творчества. Вспомните картины, возникающие в нашем воображении при одном только прочтении первых строк, например: «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз...», «Дело под вечер, зимой, и морозец знатный. По дороге столбовой едет парень молодой, ямщичок обратный...», «В августе, около малых Вежей, с старым Мазаем я бил дупелей. Как-то особенно тихо вдруг стало, на небе солнце сквозь тучу играло...».

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н. А. Некрасова «Железная дорога», с чертами личности, нашедшими отражение в этом стихотворении. И опять будем рисовать в своем воображении картины. Это будут картины из жизни простого народа, которого писатель хотел видеть свободным, просвещенным и счастливым. Недаром в стихотворении «Русскому писателю» он вновь говорит о предназначении поэта:

        Служи не славе, не искусству, –

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

Этой «всеобнимающей любовью» к своему русскому народу жило сердце Некрасова-поэта и человека.

Чтобы лучше понять поэта, вспомним некоторые страницы его биографии.

Внимательно слушают.

Учащиеся рассказывают о детстве и юности Некрасова.

Личностные УУД

1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Коммуникативные УУД

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные УУД 

1. Планировать  необходимые действия

II. Работа по теме урока.

Подробный пересказ статьи учебника о биографии                      Н. А. Некрасова (с. 210–212).

– Послушайте пересказ статьи и ответьте: каким человеком вы увидели Н. А. Некрасова?

– Что такое эпиграф?

– Как вы поняли слова эпиграфа: «Воля и труд человека дивное диво творят»?

Композиция стихотворения «Железная дорога».

– Дайте определение композиции.

– Из скольких частей состоит композиция стихотворения «Железная дорога»? Назовите их.

– Запишите план в тетрадь.

План (примерный)

1. «Все хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю».

2. Высокая цена строительства железной дороги.

3. Сон Вани, проясняющий правду: «Мужики – нашей дороги строители».

4. Строительство завершено – народ вновь обманут.

– Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения?

– Рядом с каждым пунктом плана запишите, какое чувство или чувства вы испытывали при чтении каждой части стихотворения.

Варианты:

1. Спокойствие, задумчивость, умиротворенность.

2. Сочувствие, страх, слабая уверенность в том, что безграмотный, темный народ заявит о своих правах.

3. Гордость, радость за Ваню; презрение по отношению к генералу.

4. Жалость, сострадание по отношению к обманутым мужикам; уважение простых тружеников – мужиков – за их созидательный труд; вера в прозрение, в «выпрямление народа».

Составление плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова “Железная дорога”».

– На какие элементы композиции стихотворения вы обратили внимание? (Наличие эпиграфа, описание пейзажа, диалог-спор, сочетание реальных и фантастических картин, риторические вопросы, многоточие.)

– Самостоятельно составьте и запишите в тетрадь план сообщения «Своеобразие композиции», ориентируясь на названные элементы композиции.

План сообщения (примерный)
«Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова
“Железная дорога”»

1. Эпиграф и его роль в стихотворении.

2. Пейзаж и его роль в стихотворении.

3. Диалог-спор и его место в произведении.

4. Как сочетаются реальные и фантастические картины в стихотворении?

5. Роль риторических вопросов, многоточия в стихотворении.

6. В чем же видится своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»?

 

Внимательно слушают учителя. Задают вопросы.

Личностные УУД

1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Коммуникативные УУД

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные УУД 

1. Планировать  необходимые действия

III. Физкультминутка

Буратино потянулся, 
Раз – нагнулся, 
Два – нагнулся, 
Три – нагнулся. 
Руки в стороны развел, 
Ключик видно не нашел. 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать.

       

Повторяют за учителем

Личностные УУД:

 установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

IV.Работа по теме урока.

 – Назовите, какие стихотворения Н. А. Некрасова вы знаете?

– Прочитайте наизусть одно из известных вам стихотворений поэта.

– Сделайте вывод, на какие темы написаны эти стихи?

Отвечают на вопросы

V. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

-Что вы сегодня узнали для себя нового?

-Что у вас вызвало затруднение?

-Как вы их преодолели?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Отвечают на вопрос. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

VI. Домашнее задание

Выразительное чтение

Записывают задание, задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по теме "Вот они нашей дороги строители"

"Вот они нашей дороги строители" (По произведению Н.А. Некрасова "Железная дорога")...

Урок в 8 классе на тему "Мал золотник, да дорог"

Урок в 8 классе на тему "Мал золотник, да дорог"  посвящён витаминам. Урок с использованием интерактивной доски и презентации. На уроке предлагаются различные виды деятельности учащихся: самостоя...

Урок по теме " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…"(5 класс)

Разработка урока по литературе по теме  " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…" в 5 классе.Разработка урока содержит конспект урока и презентацию....

Интегрированный урок по теме «Внимание и дорога!» (биология и ОПД).

Конспект интегрированного урока по теме "Внимание и дорога" учителей биологии и обществознания.Класс: 8Интегрированный урок по теме «Внимание и дорога» появился в рамках работы школы над проектом «Дом...

План-конспект урока на тему " Современные улицы и дороги – зоны повышенной опасности".

План-конспект урока на тему "Современные улицы и дороги - зоны повышенной опасности" (Раздел "Безопасность и защита человека в средеобитания. Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде....