Урок литературы на тему «Вот они – нашей дороги строители!..». (По стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога».)
план-конспект урока (6 класс) по теме

Гришкова Любовь Васильевна

Данный урок построен по структуре ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zheleznaya_doroga_fgos.docx23.84 КБ
Office presentation icon vot_oni_-_nashey_dorogi_stroiteli.ppt1.99 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 6 классе.

Тема: «Вот они – нашей дороги строители!..»

(По стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога».)

Цели: создать условия для открытия новых знаний учащихся и реализации поставленных задач:

  • образовательные: показать отношение Некрасова к людям труда и их угнетателям; помочь учащимся представить картины и людей, в ней изображаемых;
  • развивающие: развивать навыки анализировать художественный текст, видеть средства художественной выразительности;
  • воспитательные: воспитывать патриотизм и любовь к художественной литературе, чтению.

Планируемые результаты:

  • личностные: осознание учебной задачи урока, стремление ее выполнить;
  • метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, высказывать свое мнение, владеть практическими умениями;
  • предметные: развитие умения анализировать текст.

Развитие универсальных учебных действий:

  • познавательные: умение анализировать художественный текст в единстве формы и содержания, выделять авторскую позицию, выразительно читать;
  • регулятивные: умения управлять своей деятельностью (постановка и формулирование цели, планирование последовательности деятельности);  контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности;
  • личностные: осознать необходимость изучения данного материала, его дальнейшего применения;
  • коммуникативные: умения общаться и взаимодействовать в группах, в парах, извлекать информацию из различных источников; владеть различными видами речевой деятельности.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развитие УУД

1.Организационный этап.

Приветствие.  Настраивать детей на положительный результат.

Извлечение информации. Выразительное чтение. Работа в группах.

Творческая ра   бота. Участие   в обсуждении проблемных воп   россов.  

Познавательные.

-умение анализи- ровать текст;вы- делять авторск.  позицию.

Регулятивные.   –умение управ-  лять своей деяте льностью, контролировать и оценивать дос  тигнутые резуль таты.

2.Этап проверки домашнего задания. Актуализация имеющихся знаний.

Цель:закрепить полученные знания по прошедшей теме.  Своебра-  зие композиции стихотворения «Железная дорога».

Индивидуальная работа. Ответы на вопросы.  Работа с иллюстрацией. Анализ художественного произведения. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Осуществлять взаимный контроль.

Личностные.    

-осознать необходимость   изучения данно  го материала,его дальнейшего применения.

Коммуникативные.- умение общаться

И взаимодействовать в группах. парах,   извлекать информацию из раз личных источников.    

-Повторение пройденного, чтобы перейти к изучению нового материала.

О чем говорили на прошлом уроке? Что такое композиция?

-Из скольких  частей состоит стихотворение?

3.Презентация к стихотворению «Железная дорога».

-К какой части стихотворения можно отнести эту иллюстрацию? Прочесть выразительно.

-Каким чувством она проникнута?

-А какие картины возникают в вашем воображении?

-А какие художественные средства использует автор?

- А какое слово вносит тревогу, заставляет задуматься?

-А эту иллюстрацию к какой части можно отнести, о чем в ней говорится? А как соотносятся первая и вторая части?

-А эта иллюстрация о чем повествует? А последняя?

-Сделаем вывод: какова тема стихотворения?

4. Проектирование темы урока. Целеполагание. Изучение нового материала.

-Прочитайте эпиграф. Проблема: кто же строил железную дорогу, истинные строители.

-Историческая справка о строительстве железной дороги.1842-1852 годы. Мотивационный момент.

-Слово учителя. – Дети, и мы с вами сегодня отправимся в путь-дороженьку по страницам стихотворения, чтобы ответить на проблемный вопрос. Образ дороги в русской литературе.

-Дети, с чем связывалась дорога у русского мужика?

Работа с текстом. Анализ 2 части. Выразительно прочесть.

-Почему поэт решил показать, а не рассказать?

-Как вы думаете, почему Некрасов обращается к такому приему, как описание сна?

-Какие же картины страшного труда видит Ваня? Прочтите. Слова какой части речи использует? Роль «чу».

-А какие картины возникли в вашем воображении?

-Кто пришел строить дорогу, откуда. Кто их сюда согнал?

-Из толпы он выделяет одного рабочего. Зачитайте его описание.

-А почему он , несмотря на каторжный труд, изнеможенное состояние, он продолжает  работать?

-Работа с иллюстрацией Глазунова.

-Вглядитесь в лица изображенных людей, какие чувства, эмоции отражаются на них?

-Дети, а как вы думаете, нет ли здесь противоречия? С одной стороны- каторжный труд , а с другой  «любо нам видеть свой труд» ?

-Авторская позиция. Прочесть.

- Работа в группах. 3 часть. Как называет генерал народ. Прочесть.

-Работа с 4 частью.

-Как был вознагражден народ? Какие чувства она у вас вызывает?

-Работа в группах. Письмо Ване. Кто же построил железную дорогу?

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. Выставление отметок.

-Что удалось сделать? Тема. Цели достигли? Над чем еще надо поработать?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Славная осень! Здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит…

Слайд 2

Труд этот, Ваня, был страшно громаден – Не по плечу одному!

Слайд 3

Варвары! Дикое скопищ пьяниц!..

Слайд 4

Варвары! Дикое скопищ пьяниц!..

Слайд 5

Вынес и эту дорогу железную…

Слайд 6

«Вот они – нашей дороги строители!..» (По стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога»)

Слайд 7

Цели урока: познакомиться, как изображает Некрасов гнетущие картины подневольного труда; выяснить точку зрения поэта о роли народа в строительстве дороги; развивать навыки анализировать художественный текст, видеть средства художественной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".

Если  изучение художественного произведения  всколыхнёт  "эмоциональную память народа", то  тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...

Урок литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога"

Сценарий урока литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" + презентация...

Методическая разработка урока литературы «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»».

Описание разработкиЦели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Алексеевича Некрасова; расширить представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н. А. Некрасов; показать демок...

Конспект урока по литературе в 7 классе. "Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога"

План-конспект открытого урока по литературе."Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога"...

Конспект урока «Вот они – нашей дороги строители!» (по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорогая")

Тема: «Вот они – нашей дороги строители!»(Композиция стихотворения Н. А Некрасова «Железная дорога»).Класс: 6Цель: создание условий для усвоения учащимися содержания прои...