Факультативные курсы по литературе в 10-11 классах
элективный курс по литературе (10, 11 класс)

Жибоедова Елена Геннадьевна

Факультативные курсы по литературе в 10-11 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_fakultativy.docx43.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Цель факультативного курса: 

подготовить  выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Задачи факультативного курса:

помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;

совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.

Программа предназначена  обучающимся 10 и 11 классов из расчета  1 час в неделю в каждом классе,  соответственно 34 часа в год,  что соответствует  учебному плану ОУ на 2017-2018 учебный год.

                                   

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

Учащиеся должны:

- знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

–  структуру и компоненты экзаменационного сочинения-рассуждения;

–  основные правила рецензирования, редактирования чужих текстов;

–  нормы литературного языка (речевые и языковые), типологические особенности функциональных стилей, типов речи;

-самостоятельно анализировать поэтическое произведение;

-самостоятельно анализировать эпизод;

-самостоятельно анализировать литературное произведение;

-подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;

-составить конспекты критической или литературоведческой работы;

-самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.;

-понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

-знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

-уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

-хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

-воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания:

-при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, конфликт, внесюжетные элементы, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза и т. д.), особенности жанра;

уметь:

  • самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
  • самостоятельно анализировать эпизод;
  • самостоятельно анализировать литературное произведение;
  • подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
  • составить конспекты критической или литературоведческой работы;
  • самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.

-  оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;

– понимать и интерпретировать содержание прочитанного текста;

– формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

– выявлять авторскую позицию и грамотно ее формулировать;

– выражать и грамотно аргументировать собственное мнение по заявленной проблеме;

– структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

– последовательно и логично излагать мысли, используя разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

– совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные, речевые, языковые ошибки и недочеты и исправлять их.

– оформлять собственное высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка;

приобретенные знания и умения

- для адекватного и компетентного оценивания той или иной  языковой ситуации;

- для самостоятельной работы с текстом и создания своего собственного грамотного текста в условиях ограниченного времени, выражения своих мыслей современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивания своего текста по определенной модели, продумывания плана и композиции, отбора фактического материала в соответствии с темой.

 – для успешного выполнения  задания 27  на ЕГЭ, в том числе  по другим предметам (написание эссе по обществознанию, истории);                                                                                                      

 – в последующей учебной и  профессиональной деятельности.

Содержание тем учебного курса.

 Особенности выпускного сочинения по литературе.  (1 час). Нормы оценки сочинений. Критерии оценок. Классификация ошибок. Редактирование и редакторские знаки.

Сочинение, как текст. (1 час). Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

Классификация сочинений по жанрам. (1 час). Своеобразие жанров сочинений. Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.

Жанры школьных сочинений. Эссе как жанр ученического сочинения.  (2 часа).

Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического сочинения. (2 часа).

Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического сочинения. (2 часа).

Жанры школьных сочинений. Путевые заметки как жанр ученического сочинения. (2 часа).

Жанры школьных сочинений. Репортаж как жанр ученического сочинения. (2 часа).

Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор темы. Выбор жанра. Написание вступления, основной части, заключения. (10 часов).

Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над  сочинением. (3 часа).

Работа над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки). (3 часа).

Подготовка к итоговому сочинению. Нормы литературного языка. (5 часов).

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы, темы программы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

теория

практика

1

Особенности выпускного сочинения по литературе.

1

опорный конспект

2

Сочинение как текст.

1

лекция

3

Классификация сочинений по жанрам.

1

опорный конспект

4

Эссе как жанр ученического сочинения.

1

лекция

5

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

творческая работа

6

Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического сочинения.

1

лекция

7

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

творческая работа

8

Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического сочинения.

1

лекция

9

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

творческая работа

10

Путевые заметки как жанр ученического сочинения.

1

лекция

11

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

творческая работа

12

Репортаж как жанр ученического сочинения.

1

лекция

13

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

творческая работа

14

Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор темы. Выбор жанра.

1

опорный конспект

15

16

Как работать с черновиком и планом сочинения.

Как анализировать художественное произведение.

1

1

лекция

лекция

17

18

Как писать вступление. Технология написания сочинения: вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое).

Технология написания сочинения: урок-практика.

Как писать заключение. Технология написания сочинения: заключение, виды.

1

1

1

1

1

опорный конспект, практикум

практикум

19

20

лекция

Технология написания сочинения: урок-практика.

1

творческая работа

21

22

Как писать основную часть сочинения. Технология написания сочинения: основная часть.

Технология написания сочинения: урок-практика.

1

лекция

творческая работа

1

23

Технология написания сочинения: урок-практика.

1

творческая работа

24-26

Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над  сочинением.

1

2

опорный конспект, практикум

27-29

Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки).

1

2

опорный конспект, практикум

30

Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Нормы литературного языка.

1

лекция

31-34

Итоговое сочинение.

4

творческая работа

 35

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

практикум

Итого: 35 часа

№ п/п

Наименование разделов.

Тема урока

Количество часов

Дата проведения (по плану)

Дата проведения (по факту)

1.

Особенности выпускного сочинения по литературе.

1

2.

Сочинение, как текст.

1

3.

Классификация сочинений по жанрам.

1

4.

Эссе как жанр ученического сочинения.

1

5.

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

6.

Эпистолярный жанр (письмо) как жанр ученического сочинения.

1

7.

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

8.

Жанры школьных сочинений. Эпистолярный жанр (дневник) как жанр ученического сочинения.

1

9.

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

10.

Путевые заметки как жанр ученического сочинения.

1

11.

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

12.

Репортаж как жанр ученического сочинения.

1

13.

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.

1

14.

Этапы работы над сочинением. Структура сочинения. Выбор темы. Выбор жанра.

1

15.

Как работать с черновиком и планом сочинения.

1

16.

Как анализировать художественное произведение.

1

17.

Как писать вступление. Технология написания сочинения: вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое).

1

18.

Технология написания сочинения: урок-практика.

1

19.

Как писать заключение. Технология написания сочинения: заключение, виды.

1

20.

Технология написания сочинения: урок-практика.

1

21.

Как писать основную часть сочинения. Технология написания сочинения: основная часть.

1

22.

Технология написания сочинения: урок-практика.

1

23.

Технология написания сочинения: урок-практика.

1

24.

Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над  сочинением.

1

25.

Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над  сочинением.

1

26.

Приёмы привлечения текста литературного источника в работе над  сочинением.

1

27.

Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки).

1

28.

Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки).

1

29.

Как работать над речевым оформлением сочинения (фактические, речевые, грамматические ошибки).

1

30.

Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к итоговому сочинению. Нормы литературного языка.

1

31.

Итоговое сочинение.

1

32.

Итоговое сочинение.

1

33.

Итоговое сочинение.

1

34.

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.        

1

Содержание тем учебного курса.

11 класс

Теоретический блок (17 часов):

Введение.                                                                                                                                                         Структура сочинения-рассуждения. Критерии его оценивания.

Раздел 1. Проблема текста.                                                                                                          Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы.                           Как сформулировать проблему?  Типовые конструкции (клише). Типичные ошибки при формулировании проблемы.

Раздел 2.  Комментарий к проблеме.                                                                          Типы комментария. Типы информации в тексте.                                                                 Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.        Типичные ошибки при комментировании.                                                                 Цитаты. Способы цитирования.

Раздел 3. Авторская позиция.                                                                                   Позиция автора. Средства выражения авторской позиции.

Авторская позиция в публицистическом и художественном текстах.                    Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции.   Типичные ошибки при формулировании авторской позиции.

Раздел 4. Собственная позиция пишущего. Аргументация собственной позиции.                                                                                                                                       Аргумент. Виды аргументов. Структура аргументации.                                                 Типичные ошибки при аргументации. Критерии оценивания аргументации.

Раздел 5.  Композиция сочинения.                                                                                 Виды и формы вступления.                                                                                                                         Виды заключения.  Типовые конструкции, используемые в заключении.

Раздел 6. Речевое оформление сочинения.

Средства связи предложений в тексте.                                                                                       Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки.                                               Речевые ошибки.                                                                                                                              Грамматические ошибки.

Практический блок (9 часов):                                                                                        Практическое занятие (анализ текстов с точки зрения их проблематики). Практическое занятие (создание собственных комментариев, редактирование текстов-образцов).                                                                                             Практическое занятие (анализ текстов: проблема – авторская позиция). Практическое занятие (аргументация собственной позиции).                           Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов.   Редактирование    собственного сочинения.

Творческие работы (5 часов):                                                                                             Сочинение-рассуждение заданной структуры:   проблема – комментарий – авторская позиция.                                                                                                Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Презентация собственной работы.                                                                                                  Создание «Банка аргументов» и его презентация.  

Индивидуальные консультации (4 часа).

Учебно-тематическое планирование

11 класс

№ п/п

Разделы, темы программы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

теория

практика

1.

Введение

1

лекция

2-4.

Проблема текста

2

1

опорный конспект, практикум

5-9.

Комментарий к проблеме

3

2

лекция, творческая работа

10-16.

Авторская позиция

3

4

опорный конспект, практикум

17-23.

Собственная позиция пишущего. Аргументация собственной позиции

3

3

лекция, творческая работа, презентация

24-26.

Композиция сочинения

2

1

опорный конспект, практикум

27-34.

Речевое оформление сочинения

4

4

лекция, творческая работа, презентация

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения (по плану)

Дата проведения (по факту)

Введение.

1.

Структура сочинения-рассуждения. Критерии его оценивания.

1

Раздел 1. Проблема текста.

2.

Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы.

1

3.

Как сформулировать проблему?  Типовые конструкции (клише). Типичные ошибки при формулировании проблемы.

1

4.

Практическое занятие (анализ текстов с точки зрения их проблематики).

1

Раздел 2.  Комментарий к проблеме.

5.

Типы комментария. Типы информации в тексте.

1

6.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.  Типичные ошибки при комментировании.

1

7.

Цитаты. Способы цитирования.

1

8.

Практическое занятие (создание собственных комментариев, редактирование текстов-образцов).

1

9.

Индивидуальная консультация.

1

Раздел 3. Авторская позиция.

10.

Позиция автора. Средства выражения авторской позиции.

1

11.

Авторская позиция в публицистическом и художественном текстах.

1

12.

Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции.   Типичные ошибки при формулировании авторской позиции.

1

13.

  Практическое занятие (анализ текстов: проблема – авторская позиция)  

1

14-15

Творческая работа (сочинение-рассуждение заданной структуры:   проблема – комментарий – авторская позиция).

2

16

    Индивидуальная консультация.

1

Раздел 4. Собственная позиция пишущего. Аргументация собственной позиции.

17-18

 Аргумент. Виды аргументов. Структура аргументации.

2

19

Типичные ошибки при аргументации. Критерии оценивания аргументации.

1

20-21

 Практическое занятие (аргументация собственной позиции).

2

22

 Создание «Банка аргументов» и его презентация.  

1

23

 Индивидуальная консультация.  

1

Раздел 5.  Композиция сочинения.

24

  Виды и формы вступления.

1

25

 Виды заключения.  Типовые конструкции, используемые в заключении.

1

26

Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов.  

1

Раздел 6. Речевое оформление сочинения.

27

 Средства связи предложений в тексте.  

1

28

Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки.

1

29

Грамматические ошибки.

1

30

Речевые ошибки.

1

31-32

Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов.    

2

33-34

Творческая работа (сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста). Презентация собственной работы.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по литературе для 7 класса по книге «Вокруг тебя – Мир…»

Настоящая программа по факультативному курсу "Вокруг тебя - Мир" подготовлена Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста. Данная программа определяет общу...

Рабочая программа по факультативному курсу по литературе для 10 класса

Данный курс предназначен для учащихся 10 классов  общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа (1 учебный час в неделю)....

Рабочая программа факультативного курса по литературе 5 (6) класс "Чем пахнут ремёсла?"

Факультативный курс по литературе направлен на знакомство учащихся с различными профессиями через художественные произведения русских и зарубежных писателей....

Факультативный курс по литературе для учащихся 6-7 классов "Смысловое чтение и рассказывание"

Факультативный курс по литературе для 6- классов"Смысловое чтение и рассказывание"...

Рабочая программа факультативного курса по литературе «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА, 6 класс

Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литература эстетически осваивает мир, отражая р...

Факультативный курс по литературе в 9-ом классе "За станицами учебника"

Факультативный курс по литературе в 9-ом классе "За станицами учебника"...