Конспект урока по русской литературе на тему "Поэзия 50-90 годов 20 века"
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Парфёнцева Елена Анатольевна
Урок в форме литературной игры, основанный на поэтических мастерских: «Издательский дом» («Поэзия 50-90 годов 20 века»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поэтическая мастерская  «Издательский дом»

по теме: «Поэзия 50-90 годов 20 века»

Дисциплина:         Русская литература

Тема:        Поэзия 50-90 годов 20 века

Тип занятия:         Комбинированный урок

Вид занятия: Теоретическое и практическое занятие

Цели обучения, развития и воспитания:        

  • объяснить значение терминов «концепция», «тема», «мотив», «эпиграф»
  • обзорно познакомить учащихся с  поэзией 50-90 годов 20 века
  • познакомить с поэтами и их произведениями данного периода времени
  • осознание непрерывности поэтической традиции
  • приобщить учащихся к русской и мировой культуре
  • способствовать развитию и обогащению речи
  • вызвать позитивный эмоциональный отклик

В результате усвоение учебного материала обучающиеся должны:

  • объяснять значение терминов «концепция», «тема», «мотив», «эпиграф»
  • называть литературные направления, литературные течения, объяснять, в чем заключается их различия и особенности
  • называть наиболее значимых представителей различных направлений и течений
  • выразительно читать поэтическое произведение
  • анализировать стихотворения различных авторов и самостоятельно определять их жанровую и стилистическую принадлежность
  • высказывает собственное суждение о стихотворениях.

Материально-техническое обеспечение: учебная доска, поэтические тексты.

Средства обучения:

  • учебник «Русская литература 11 класс» под редакцией С.Н. Захаровой. – Минск, Национальный институт образования, 2010
  • поэтические тексты различных авторов и изданий.

Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи: актуализация понятий: поэзия советского и российского периода России, «вечные» темы поэзии, умение различать термины (литературное направление и литературное течение), литературные направления начала 20 века (реализм, модернизм, постмодернизм), литературные течения начала 20 века, социокультурная ситуация выбранного периода (послевоенные годы, «мятежные» 60-ые, «перестройка», развал СССР, образование Российской федерации и стран СНГ).

ПЛАН-СТРУКТУРА

Тема мастерской объявляется на предшествующем занятии. Группа делится на 6 групп («Издательств»). Издательство получает тему (можно методом жеребьевки), которая становится основой сборника.

Темы:

  1. Природа (экология, времена года, путешествия…)
  2. Родина («малая родина», Родина в мировом контексте, в истории, патриотизм…)
  3. Любовь (виды любви, различные этапы, возраст…)
  4. Философия (размышления о жизни и о смысле жизни, дружба, работа…)
  5. Детство (для детей, о детях…)
  6. Поэзия (ответственность и миссия поэта, цель творческих исканий…).

Ориентировочный список поэтов группы получают заранее. В каждом издательстве выбирается главный редактор.

Домашним заданием становится знакомство с поэзией данного периода, чтение произведений. На урок каждый член издательства должен принести с собой текст 5 (пять) поэтических произведений по теме группы.

На уроке главный редактор получает форму, которую заполняет в течение урока (приложение).

Задание для групп состоит в том, чтобы из того количества стихотворений, которые они принесли с собой, выбрать только 5 (пять), опираясь на созданную ими концепцию. Для этого учащимся необходимо сформулировать концепцию сборника, определиться с названием, которое отражало бы главную мысль, и подобрать эпиграф.

По окончании данного этапа, представитель группы должен работу защитить. Излагаются теоретические сведения о поэзии 50-90 годов (основные этапы, представители, особенности эволюции выбранной темы и мотивов в лирике). Раскрывается концепция сборника (почему, как и в чем главная мысль), озвучивается название. Зачитывается эпиграф и центральное стихотворение.

По результатам защиты издательств, выставляются коллективные оценки.

В конце урока преподаватель суммирует изложенное и подводит итог.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Ориентировочный список поэтов

Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Николай Рубцов, Борис Окуджава, Владимир Высоцкий, Николай Заболоцкий, Белла Ахмадулина, Юрий Визбор, Эдуард Асадов, Юлия Друнина, Борис Слуцкий, Семен Гудзенко, Давид Самойлов, Расул Гамзатов, Леонид Мартынов, Леонид Филатов, Арсений Тарковский, Наум Коржавин, Римма Казакова, Александр Кушнер, Иосиф Бродский, Виктор Боков, Иван Бауков, Евгений Винокуров, Николай Грибачев, Андрей Дементьев, Юрий Левитанский, Вероника Тушнова, Владимир Туркин, Сергей Михалков, Вадим Шефнер и другие.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тезисы команд

Издательский дом

Главный редактор:

Члены редакционной коллегии:

Название сборника:

Список стихотворений (название, автор):

Центральное стихотворение сборника (автор, название):

Эпиграф:

Концепция:

Иллюстрации:

- обложка

- форзац

- каждое стихотворение

Комментарии:

1

2

3

4

5

Памятка редактору:

  1. Чтение стихотворений, анализ поэтических текстов, отбор стихотворений
  2. Выбор концепции (т.е. принцип отбора стихотворений)
  3. Выбор центрального стихотворения
  4. Выбор названия сборника
  5. Выбор эпиграфа
  6. Составление сборника, расположение стихотворений в нужной последовательности
  7. Работа с теорией литературы
  8. Составление вступительной статьи
  9. Подготовка комментариев для стихотворений сборника
  10. Работа по иллюстрированию обложки, стихов, форзаца – устно
  11. Представления сборника стихов общественности, защита работы
  12. Выразительное чтение центрального стихотворения

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Теоретическое обоснование

Поэтическая мастерская – составление тематических поэтических сборников известных авторов, их защита, анализ авторских поэтических текстов, сочинение собственных, работа с теорией литературы.

Нетрадиционная форма обучения – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя или поэта, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.

Целью мастерской является развитие творческих способностей учащихся. Эта цель реализуется через задания, дающие возможность учить анализировать потребности, чувства, ценности, дающие возможность осознать роль прошлого и настоящего опыта, предоставить право выбора пути познания истины. Самое сложное в мастерской - подобрать задания, стимулирующие творческую мысль ученика, подталкивающие его к самостоятельному добыванию знаний. Непросто и учителю  быть не участником процесса обучения, а дирижером процесса самопознания учащихся. Мастерские предусматривают вовлечение ребят в исследовательскую и проектную деятельность, приобщение их к творчеству. Эта форма урока позволяет не только развивать творческие способности учащихся, но и воспитывать у них умение слушать, общаться, вести диалог, уважать мнение других, учит ставить задачи и добиваться их осуществления, вырабатывает готовность к самоанализу и самопознанию.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МАСТЕРСКИХ

1.        Равенство всех участников учебно-воспитательного процесса.

2.        Диалогичность и восхождение к истине.

3.        Приоритет процесса учения над его результатом.

4.        Проблемность в обучении.

5.        Работа со словом и письмо.

6.        Вариативность, возможность выбора.

7.        Творчество.

Уроки «мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования:

1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;

3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;

4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;

5) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.

Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, основанная на идеях Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, С. Френе, Л. С. Выготского и разработанная «Французской группой нового образования», отличается своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.

На мастерской внимание учащихся направлено на задания: через задания, логическую структуру мастерской осуществляется руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Дети сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу.

На уроке-мастерской очень важны атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и учителя, содержательная работа с художественным текстом, обращение к личному опыту учащихся. Все это способствует развитию индивидуальности ученика, дает толчок самостоятельному творческому процессу. Так рождаются ученические исследования и вера в возможность открытия, надежда на успех. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!»

Высокий результат использования мастерских достигается за счёт того, что, формируя личность ученика на уроке,  концентрируются  усилия на его индивидуальных особенностях и способностях, отыскиваются духовно-нравственные и творческие ресурсы для его развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

План-конспект урока по русской литературе (8 класс) на тему: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".

Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения....

Конспект урока-презентации по литературе в 9 классе « Мой гений веки пролетит…». М.Ю. Лермонтов: штрихи к портрету.

Цели урока:Знакомство учащихся с личностью и творчеством М.Ю.Лермонтова, со сложной и трагической судьбой поэта, со стихами, посвященными поэту.Развитие навыков выразительного чтения, развитие н...

План-конспект урока по русской литературе ХIХ века 11 класс

Данный конспект поможет расширить литературный кругозор детей, дифференцировать в их сознании понятия "идейное содержание" и "идейное звучание" произведения, освоить технологию лит...

План-конспект урока по русской литературе ХХ века 11 класс

Данный конспект поможет расширить литературный кругозор детей, освоить приёмы сравнительного, контекстуального и ассоциативного анализа художественных произведений. На примере таких произведений...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Тема: «Фольклорные сюжеты и образы в русской литературе: Баба Яга» Конспект урока родной (русской) литературы в 7-8 классе

Баба Яга  – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга в...