Тема: «Фольклорные сюжеты и образы в русской литературе: Баба Яга» Конспект урока родной (русской) литературы в 7-8 классе
план-конспект урока (8 класс)

Акинина Елена Викторовна

Баба Яга  – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает. Изучая характер этого персонажа, можно постичь и образ мыслей, и образ жизни наших предков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

       Конспект урока родной (русской) литературы в 7-8 классе

Акинина Елена Викторовна

Тема: «Фольклорные сюжеты и образы в русской литературе: Баба Яга»

Тип урока: урок – исследование

Цель: исследовать образ Бабы Яги в русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные:

формирование читательской компетенции у учащихся;

помочь учащимся раскрыть причины появления образа Бабы Яги в устном народном творчестве;

синтезировать разные характеры Яги в единый образ;

 доказать, что главная роль Бабы Яги в русском фольклоре – охранять вход из царства мёртвых в царство живых;

Воспитательные:

          формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающие:

развивать у учащихся познавательный интерес, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Оборудование урока: учебник родной (русской) литературы; сборники русских народных сказок; репродукции картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина; иллюстрации к сказкам; рисунки учеников; проектор, компьютер, экран, презентация.

                                              ХОД УРОКА

  1. Эмоциональный настрой: приветствие, оргмомент

Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

  1. Целеполагание

Звучит песня из к/ф «Там на неведомых дорожках».

Ребята, на сегодняшнем уроке я предлагаю вам погрузиться в эпоху фольклора. - Давайте вспомним, что такое фольклор?

- Каков перевод этого слова?

- То есть, это заимствованное  из других языков слово. Как называются новые слова, которые появляются в языке?

- Ребята, вы утверждаете, что фольклор – это мудрость народа. Аргументируйте свой ответ. Докажите это.

- А какие жанры фольклора вы знаете?

- А вы любите сказки?

             - За что вы любите сказки?

             - Назовите ваши любимые народные сказки.

- Что, по – вашему, отличает сказку от других жанров фольклора?

- Мы можем сказать, что сказка – это «душа народа», что в сказках нашла отражение его вера в торжество справедливости?

              - Каких сказочных героев вы особенно любите? За что они вам нравятся?

 Работа с репродукциями и иллюстрациями к сказкам.

- Рассмотрите репродукции с картин В.М. Васнецова, Ивана  Яковлевича Билибина и Василия Лосева  (слайд 2), назовите сказочных героев.

- Опишите эпизоды, изображенные на картинах.

    Баба Яга  – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает. Изучая характер этого персонажа, можно постичь и образ мыслей, и образ жизни наших предков.

- Как вы думаете, о ком мы сегодня поговорим на уроке?

- Какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

Демонстрируется титульный слайд 1, тему урока дети записывают в тетрадь.

Ребята, назовите атрибуты Бабы Яги? У неё в сказках есть предметы, которые всегда присутствуют при её описании?

Ребята, а вам приходилось хоть раз задумываться о том, почему избушка Бабы Яги не на земле, а на курьих ножках? Почему просто так в неё войти нельзя: для этого необходимо сказать определённую фразу, которую все, кто встречает в лесу избушку, хорошо знают?

Почему Баба Яга летает в ступе? Почему она с метлой? Почему она стара, дряхлая старуха в очень даже обветшалой одежде?... И ещё много – много почему…

_ А вы хотели бы узнать ответы на эти вопросы?

- Я предлагаю вам разобраться в этом и постичь таинство образа Бабы Яги. Вы поможете мне в этом?

- Так значит, какова будет цель нашего сегодняшнего урока?

Правильно, ребята. Сегодня мы с вами проведём исследование образа Бабы Яги.

  1. Формирование читательской компетенции у учащихся.

А) Чтение теоретического материала и работа по прочитанному.

Ребята, у вас у каждого на парте лежит раздаточный материал. Каждый лист пронумерован. Сейчас поработаем с материалом на листе под номером №1.

Вы уже рассказали, что Баба Яга – это страшная злая старуха, живёт в лесу в избушке на курьих ножках, передвигается в ступе, владеет огнём, управляет светом и тьмой, героям либо вредит, либо помогает. А каковы истоки происхождения этого загадочного персонажа?

- Вооружитесь карандашами и прочитайте материал, делая пометки в тех местах, которые покажутся вам интересными или те места, при ознакомлении с которыми у вас возникнут вопросы. (3-4 минуты).

Б) Работа с содержанием текста.

- Ребята, давайте попытаемся из прочитанной информации ответить на вопрос: что означает слово «Яга»?

- Сколько вариантов имеет значение этого слова?

- Каково указано его первое значение в материале, предоставленном вам?

- Каково – второе?

- Каково – третье?

- Почему избушка в сказках стоит на курьих ножках?

- Что является символом границы между миром живых и мёртвых?

- Что означает слово «ступа»?

- А что за волшебная страна, именуемая тридевятым царством, и где она расположена?

В) Чтение отрывков из сказок и работа по прочитанному.

А теперь давайте поработаем с материалом на раздаточном на листе под номером №2.

Читают отрывки и дети, и в некоторых местах – учитель.

Прочитав первый отрывок, ученики отвечают на вопросы.

- Расскажите, пожалуйста, какую Бабу Ягу мы встретили в данной сказке?

- Давайте прочитаем отрывок из второй сказки.

Читают отрывки и дети, и в некоторых местах – учитель.

Расскажите, пожалуйста, какую Бабу Ягу мы встретили в этой сказке?

Прочитав первый отрывок, ученики отвечают на вопросы.

- Расскажите, пожалуйста, какую Бабу Ягу мы встретили в данной сказке?

- Какие отличия вы нашли между образом Бабы Яги в первой сказке от второй?

- Что ценит Баба Яга в людях?

- А вам приходилось читать или слушать сказку, в которой Баба Яга съедает человека?

- После изученной на уроке информации о Бабе Яге ответьте, пожалуйста, на вопрос:  Баба Яга мудрая?

- Как вы думаете, каким людям Баба Яга помогает, а каким – нет?

  1. Тестирование   «Понимание образа Бабы Яги современными детьми»

Давайте проведём с вами небольшое тестирование по теме «Понимание образа Бабы Яги современными детьми», где вы покажете свои знания, приобретённые в ходе нашего урока, и, на их основе в некоторых вопросах вам придётся самим поразмышлять, чтобы дать правильный ответ.

А) Тестирование

1.Часто перед Иваном избушка Бабы Яги  "без окон без дверей" - вход с противоположной стороны. Но почему же герою не обойти избушку и не войти с другой стороны? Почему нужно избушку повернуть?

А) Ивану лень обходить избушку.

          Б) Иван боится, что Баба Яга на него рассердится и съест его.

В) Избушка стоит на какой-то невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть.

2.Герой входит в избушку Бабы Яги и  слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится". Какой смысл имеют эти слова Бабы Яги?

А) Давно Баба Яга не встречала русского человека.

Б)  Давно Баба Яга не встречала в своём лесу живого человека, а запах Ивана есть запах живого человека.

В) Баба Яга очень соскучилась по общению.

3.Иван не сразу говорит Бабе Яге о цели своего прибытия. Почему герой прежде всего требует покормить, помыть его: "Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай"?

А) Требуя пищи, бани, герой тем самым выдаёт себя за мертвеца (такого же, как и Баба Яга).

     Б) У Ивана была долгая дорога - он очень проголодался и испачкался.

В) Ивану не хочется рассказывать Бабе Яге, почему он оказался в этом месте.

4.Какое предположение можно сделать, исходя из описания Бабы Яги: занимает Яга, костяная нога, собой всю избу: "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая, нос в потолок врос"? 

АБаба Яга – гигант, великан.

Б) Баба Яга – неживой человек.

В) Когда Баба Яга спит, у неё вытягиваются ноги, руки и нос.

Б) Проверка ответов теста (слайд 4-5)

  1. Работа с таблицей.

Закрепление изученного материала.

Ребята, а теперь давайте подведём итог, какие особенности характерны образу Бабы Яги?

Поработаем с раздаточным материалом, который находится на листе под номером №3.

У вас в таблице три колонки. Каждая колонка имеет заголовок, в основу которого заключена особенность образа Бабы Яги. Под таблицей пронумерованы качества, характеризующие каждую особенность. Ваша задача – распределить номера этих качеств по соответствующим колонкам. (4-5 минут)

Проверка (слайд 6-7).        

Если вы при заполнении таблицы допустили 9 – 5 ошибок, то ваша работа выполнена на оценку три.

Если вы при заполнении таблицы допустили 4 – 3 ошибки, то ваша работа выполнена на оценку четыре.

Если вы при заполнении таблицы допустили 2 – 0 ошибки, то ваша работа выполнена на оценку пять.

  1. Актуализация.

Ребята, мы говорим, что фольклор – это мудрость народа. Какую мудрость, какой урок мы можем извлечь из образа Бабы Яги, из её всегда разного поведения?

- Ребята, человек является кузнецом своей судьбы?

- А что человеку в жизни не подвластно?

- Человек может сам выбирать дату своего рождения, место своего рождения, родителей?

- Конечно же, нет. Но в остальном благополучие его жизни зависит от него самого. Если человек смел, мудр, у него будет больше шансов стать успешным в жизни. Обратите внимание на то, как встречает гостей Баба Яга. Совсем не по – доброму. В первой сказке, отрывок которой мы рассмотрели, гости Яги проявили смелость. Она стала оказывать им помощь. Во второй сказке, гость рассмешил старуху, проявив смекалку. Она стала помогать им.

 Ребята, в жизни каждого человека случаются тяжёлые ситуации. И от того, насколько человек правильно поведёт себя, зависит исход этой ситуации.

Если человеку вдруг сообщают о смертельном диагнозе, и человек опускает руки, становится подавленным. Как вы думаете, у этого человека будут шансы выздороветь? Другой человек, попадая в подобную ситуацию, наоборот, начинает вести неустанную борьбу за жизнь, находит в себе новый жизненный потенциал, И над болезнью одерживает победу. Конечно же, таким людям Баба Яга окажет помощь.

У нас  в жизни много примеров жизней публичных людей современности и из истории.

  1. Рефлексия.

- Ребята, что вы нового узнали об образе Бабы Яги на сегодняшнем уроке?

-Мы достигли поставленной цели в начале урока?

- Вам была интересна тема урока?

- Какие чувства, эмоции вы получили на уроке?

- Ребята, о Бабе Яге можно ещё узнать много интересного. Вам хотелось бы продолжить изучение этого образа?

- Можно продолжить изучение этого образа под руководством учителя – словесника и сделать результатом исследования научно – исследовательскую работу.

Ребята, у вас остался лист под номером №4, на котором стихотворение К. Бальмонта о Бабе Яге. Почитайте его и дома поразмыслите, опираясь на полученную информацию на уроке, какая Баба Яга предстаёт у поэта – прозаика.

              Раздаточный материал к уроку родной (русской) литературы

Тема:  «Фольклорные сюжеты и образы в русской литературе:   Баба Яга» 7 класс

Цель урока: исследовать образ Бабы Яги в фольклоре.

Тип урока: урок – исследования.

Баба Яга  – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

        Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Возможно, «курьи» - это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах. Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.

      Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых. Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога».

Слово "ступа" переводится с санскрита как "могила, урна для захоронения".

Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи.

Несколько вариантов происхождения слова «ЯГА»

1.Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь.

2.Находим в значениях букв у славян: Я(мне) Г(движение, дорогу) А(путь указывающая), то есть мне дорогу указывающая.

3.По некоторым источникам Яга происходит от старинного русского слова "ягать" - кричать.

    Постепенно знахарка или божество превратилась в злую, косматую, с длинным крючковатым носом ведьму, которая похищает детей или же ждет не дождется гостя, чтоб устроить себе пир из человечины. Правда, ни в одной сказке так и не съела ни одного персонажа.

      Наоборот, чаще Яга выступает в роли наставника и помощника в переходе из царства живых в потусторонний мир – далекую волшебную страну, именуемую тридевятым царством, тридесятым государством, расположенную за огненной рекой Смородиной (река в славянской мифологии символизирует границу между миром живых и мертвых). Гость (обычно Иван) получает от радушной хозяйки избушки на курьих ножках волшебные предметы, которые выручат в сложных ситуациях. Например, клубок, сапоги-скороходы, коня или меч.

      Лютая по натуре, Яга легко предсказывает будущее, мудра и в некотором смысле справедлива.

Вывод: наши предки в образе Бабы Яги видели не просто злую старуху, похитительницу, людоедку, они через образ этого сказочного персонажа изображали охранительницу входа из царства живых в царство мёртвых. Во-первых, Яга чувствует героя по запаху как живого человека. Во-вторых, Баба Яга сама мертвец (у неё костяная нога, живёт она в избушке, являющейся прообразом гроба). В-третьих, Яга – хозяйка лесных животных, образ которых, по представлению славян, принимают умершие.          В-четвёртых, Баба Яга не пропускает героя за черту, на которой стоит избушка (пограничная застава), пока герой не докажет, что он «свой».

                                                                     1

ТЕСТ

«Понимание образа Бабы Яги современными детьми»

1.Часто перед Иваном избушка Бабы Яги  "без окон без дверей" - вход с противоположной стороны. Но отчего же герою не обойти избушку и не войти с другой стороны? Почему нужно избушку повернуть?

А) Ивану лень обходить избушку.

          Б) Иван боится, что Баба Яга на него рассердится и съест его.

В) Избушка стоит на какой-то невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть.

2.Герой входит в избушку Бабы Яги и  слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится". Какой смысл имеют эти слова Бабы Яги?

А) Давно Баба Яга не встречала русского человека.

Б)  Давно Баба Яга не встречала в своём лесу живого человека, а запах Ивана есть запах живого человека.

В) Баба Яга очень соскучилась по общению.

3.Иван не сразу говорит Бабе Яге о цели своего прибытия. Почему герой прежде всего требует покормить, помыть его: "Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай"?

А) Требуя пищи, бани, герой тем самым выдаёт себя за мертвеца (такого же, как и Баба Яга).

     Б) У Ивана была долгая дорога - он очень проголодался и испачкался.

В) Ивану не хочется рассказывать Бабе Яге, почему он оказался в этом месте.

4.Какое предположение можно сделать, исходя из описания Бабы Яги: занимает Яга, костяная нога, собой всю избу: "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая, нос в потолок врос"? 

АБаба Яга – гигант, великан.

Б) Баба Яга – неживой человек.

В) Когда Баба Яга спит, у неё вытягиваются ноги, руки и нос.

2

                    «Иван – быкович» (отрывок из сказки)

Ехали по долам, по горам, по зеленым лугам, и приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо — повертывается.

- Избушка, избушка, повернись к нам передом, к лесу задом; нам в тебя лезти, хлеба-соли ести.

Избушка повернулась. Добрые молодцы входят в избушку — на печке лежит баба-яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок.

- Фу-фу-фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится.

- Эй, старуха, не бранись, слезь-ка с печки да на лавочку садись. Спроси: куда едем мы? Я добренько скажу.

Баба-яга слезла с печки, подходила к Ивану Быковичу близко, кланялась ему низко:

- Здравствуй, батюшка Иван Быкович! Куда едешь, куда путь держишь?

- Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост; слышал я, что там не одно чудо-юдо живет.

- Ай да Ванюша! За дело хватился; ведь они, злодеи, всех приполонили, всех разорили, ближние царства шаром покатили.

Братья переночевали у бабы-яги, поутру рано встали и отправились в путь-дорогу.

Отрывок из сказки   «Сказка о молодце-удальце и живой воде»

Поднялся ворон выше леса и назад летит, Ивану-царевичу говорит:

— Не видать нигде ни реки, ни перевоза, а стоит невдалеке избушка.

Вот приехали они на поляну, видят: на курьих ножках избушка стоит, из окошка Баба Яга глядит. Увидала Баба Яга гостей незваных, выбежала на крыльцо, да как клюкой каменной застучит, ногой костяной затопает! Космами седыми она трясет, зубами железными звенит!

Даже конь под Иваном-царевичем в страхе попятился.

А потом вдруг села Баба Яга на крылечко и спрашивает:

— Или я, царевич, не страшная?

Иван-царевич ей в ответ:

— Не возводи на себя, красавица, напраслину. Я царь-девицу видал — на что хороша, а до тебя ей далеко!

Баба Яга как сидела — так и свалилась от хохоту. И каталась она по земле, и смеялась она до слез, до икоты, до слезливого шепоту.

Иван-царевич, на нее глядя, и сам смеяться стал.

— Ух, насмешил! — сказала Баба Яга. С земли поднялась, глаза вытерла и говорит: — Про твою беду мне ведомо. Только живой воды тебе не добыть, сухое твое царство не спасти.

— Отчего так? — спросил Бабу Ягу Иван-царевич.

— Оттого, что потайного родника с живой водой не отыщешь. Я сама на три сажени в землю вижу, а найти его не сумела.

— Ничего, красавица, — говорит Иван-царевич, — скажи тогда, где горючая река течет.

— Поезжай, царевич, прямо, — ответила Баба Яга. — Сразу за лесом и увидишь горючую реку. Течет она смолой, горит жарким пламенем. Самому тебе ее не переплыть, ищи перевозчиков.

На прощанье Баба Яга костяная нога сказала:

— Ты со мной пошутил — и я с тобой пошучу. Обернется твой конь жеребенком, а ворон вороненком.

Погрозила кривым пальцем и в избушку убежала

3

Заполните таблицу

                 Вставьте соответствующие цифры под характеристикой Бабы Яги

Баба Яга ведает судьбой

Баба Яга связана с воздушной и огненной стихией

Баба Яга связана со смертью и подземным миром

Баба Яга ведает судьбой:

1.дарит клубок (путеводную нить);

3.даёт советы, которые помогают достичь цели;

6.«Чует сердцем»;

8.испытывает людей.

Баба Яга связана с воздушной и огненной стихией:

2.поднимает ветер помелом, свистом;

7.летает на ступе;

9.лежит на печи.

 Связана со смертью и подземным миром:

4.связана с ночью и тьмой;

11.всегда старая (костяная нога);

13.слепая, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»);

15.живёт в избушке без окон и дверей (домовине);

5.вокруг её дома ограда из черепов (12 +1);

14.огонь, данный ею, может убить;

12.похищает детей;

4.

У чудищ

Константин Бальмонт

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши, и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны — и был таков.

1905 г.

У чудищ

Константин Бальмонт

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши, и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны — и был таков.

1905 г.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евангельские сюжеты и образы в русской литературе.

Программа кружковых занятий для учащихся 10-11 классов....

План-конспект урока по русской литературе ХIХ века 11 класс

Данный конспект поможет расширить литературный кругозор детей, дифференцировать в их сознании понятия "идейное содержание" и "идейное звучание" произведения, освоить технологию лит...

План-конспект урока по русской литературе ХХ века 11 класс

Данный конспект поможет расширить литературный кругозор детей, освоить приёмы сравнительного, контекстуального и ассоциативного анализа художественных произведений. На примере таких произведений...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Библейские сюжеты и образы в русской литературе»

Представлена разработка внеклассного мероприятия, целью которого является расширить  представления обучающихся  о влиянии Библии на творчество русских писателей и открыть новое  в уже и...

Урок родной русской литературы в 9 классе Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе «Далёкая и близкая сказка»

Урок  родной русской литературы в 9 классе.  Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе  «Далёкая и близкая сказка» .   Работа с текстом на уроке ст...

Конспект урока по родной литературе (русской) в 9 классе «Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны» (по рассказу «Екимова Б.П. «Ночь исцеления»)

Конспект  урока  по родной литературе (русской)в 9 классе«Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны»(по рассказу «Екимова Б.П. «Ночь исцеления&ra...