Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Библейские сюжеты и образы в русской литературе»
методическая разработка по литературе (11 класс)

Ухова Наталия Петровна

Представлена разработка внеклассного мероприятия, целью которого является расширить  представления обучающихся  о влиянии Библии на творчество русских писателей и открыть новое  в уже изученных произведениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrab._bibleyskie_motivy.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 «Библейские сюжеты и образы в русской литературе»

11 класс

Составитель: учитель русского языка

и литературы

Ухова Наталия Петровна

Йошкар-Ола

2021


Внеклассные мероприятия по литературе являются продолжением уроков литературы в школе. Они приобщают детей к искусству слова, раскрывают новые грани уже изученных произведений, способствуют более глубокому проникновению в мир литературы и позволяют по-новому взглянуть на изучаемый предмет.

Внеклассная работа по литературе имеет большое воспитательное значение, так как велика роль художественных произведений                                    в формировании нравственных качеств личности. Творения великих писателей способны затронуть самые тонкие струнки человеческой души, посеять «разумное, доброе, вечное».

Основой духовных ценностей русской классики является Библия. Библейскими сюжетами, образами наполнено творчество многих выдающихся писателей, чьи произведения прочно закрепились в школьной программе. Видение библейских сюжетов, библейских выражений, их осмысление помогает в полной мере понять авторский замысел.

        Цель мероприятия: Углубить представление обучающихся                      о влиянии Библии на творчество русских писателей и открыть новое                 в уже изученных ранее произведениях.

Задачи:

  1. Вспомнить ранее изученные произведения, Священное Писание, почувствовать его художественное совершенство и религиозно-нравственное содержание. Осмыслить связь библейских сюжетов с сюжетами литературных произведений. Совершенствовать умение работать с текстом, извлекать из него главное, понимать авторский замысел.
  2. Развивать у обучающихся интерес к чтению. Способствовать развитию читательской наблюдательности, умения формулировать и доказывать свою точку зрения.
  3. Прививать любовь к русской классики. Формировать духовный мир обучающихся, интерес к православию.

Планируемые  результаты:

Предметные: Воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Метапредметные:

Познавательные: Анализировать, обобщать результаты наблюдений, делать выводы, выявлять причины и следствия явлений.

Регулятивные: Адекватно воспринимать оценку со стороны.

Определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.

Коммуникативные: Взаимодействовать в группе.

Личностные: Формирование духовно-нравственных качеств личности.

Технологии: Игровая технология и групповая технология.  

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Организационный этап

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы проведем игру «Библейские сюжеты и образы в русской литературе». Вы знаете много библейских историй, какие-то прочитали самостоятельно, какие-то узнали на Законе Божьем, понимаете их смысл. Я не сомневаюсь, что вы легко справитесь                с заданиями игры! Но сначала давайте послушаем небольшое интересное сообщение о Книге Книг – Библии.

Выступление обучающегося о Библии, презентация.

Учитель: Я наметила цель игры, знаю, чего хочу. А какую цель поставите вы?  (обучающиеся отвечают)

 Сегодня мы посмотрим, как  Библия влияет на творчество русских  писателей.  И постараемся открыть что-то новое в уже изученных ранее произведениях.

Выбор жюри. Члены жюри – обучающиеся 11 класса.

Деление на команды.

Учитель выбирает знатоков русской литературы в качестве командиров групп. Предлагает командирам выбрать себе заместителей, заместителям – своих заместителей, заместителям заместителей можно предложить выбрать секретарей, и так продолжается до тех пор, пока не разберут всех участников. Это обеспечивает деление на равные по знаниям группы.  

  1. Основная часть – проведение игры

Условия проведения игры:

Группы: Выполняют задания: обсуждают вопросы, письменно на них отвечают и предоставляют ответы жюри. В игре – 11 заданий.

Члены жюри: Зачитывают ответы групп, выставляют баллы                            (1 правильный ответ на вопрос – 1 балл, в заданиях разное количество вопросов – разные баллы за задания).

Учитель: Дополняет, задает вопросы для осмысления обучающимися роли библейских сюжетов.

Задание 1.

1. Что это за библейская легенда?

2. Назовите литературное произведение, в котором она используется, укажите автора.

3. Кто и кому в произведении рассказывает эту легенду?

4.  С какой целью ее использует автор?

         «Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит ему: Так, Господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир»...  «Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидев его, пала к ногам его; и сказала ему: Господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, сам восскорбел духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Говорят ему: Господи! поди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли сей, отверзший очи слепому, сделать, чтоб и этот не умер?»… «Иисус же, опять скорбя внутренно, проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: Отнимите камень…»

 Задание 2.

  1. У кого из писателей, в каком произведении возникает следующий образ Иисуса Христа:

          « в белом венчике из роз» - Впереди...

  1. Какова идея автора, связанная с этим образом?

 Задание 3.

  1. Сюжет какой библейской истории изображен на картине, которую рассматривает герой произведения?
  2. Как  называется произведение, укажите автора.

3. Как этот эпизод из Библии связан с произведением в целом?

«Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали ..: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец, .. добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: .. стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости». 

Задание 4.

1. Название какого произведения связано с этими библейскими строками: «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго…»

2.  Какой смысл вкладывает в название автор?

Задание 5.

1. Как называется литературная сказка, в которой используется этот сюжет, укажите автора.

2.  Какую молитву читает главная героиня?

Героиня, рискуя жизнью, проделывает трудный путь, добирается до цели, но стража не пускает ее. Тогда она читает молитву, и вокруг нее появляются ангелы, которые прокладывают ей дорогу.

Задание 6.

  1.  В какое произведение (название, автор) входят  стихотворения:  «На страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Магдалина», «Гефсиманский сад».
  2. Что прослеживается в этих стихотворениях?

Задание 7.

  1. Название какого стихотворения связано с этим библейским сюжетом, кто автор стихотворения?
  2. Процитируйте строфу из стихотворения.

Примерно за тысячу лет до новой эры, начиная с Самуила, появляется ряд ветхозаветных пророков. Около 742 года до нашей эры в Иерусалимском храме молился знатный молодой человек, может быть даже царского рода. Звали его Исайя. Он был самым заметным из пророков, казненным в YIII в. Н.э. Он сорок семь лет действовал как народный вождь. К его пророчеству восходит тема «слушающих» слово и «не слышащих» его, которая в дальнейшем станет важнейшей темой Евангелия. И вдруг в какое-то мгновенье из его глаз исчезло все, что он видел перед собой: молящиеся люди, жертвенник с поднимающимся к небу столбом дыма, медные колонны у входа в храм. И он увидел себя как бы в космическом пространстве. В центре мироздания был великий трон, на котором сидел Господь. У подножия Божьего он увидел огненные существа, подобные молнии. Глаза их были закрыты, и у этих парящих существ, серафимов, имелось по шесть крыльев. И вот от престола летит огненный серафим и несет уголь из жертвенника, горевшего перед Богом, и он касается его уст, очей, он преображает человека. И преображенный человек уже может находиться перед лицом Божьим. Исайя задает вопросы: «Кого Я пошлю? Кто пойдет на Нас?» То есть: «Кто пойдет в мир и скажет горькую правду людям об их ложных путях? Бог спрашивает, а Исайя отвечает: «Вот и пошли меня». ( Ис. 6:6,7)

      Задание 8.

  1. Напишите фамилию автора и название произведения, первоначальным эпиграфом к которому стали следующие слова                   из Откровения Иоанна Богослова:

«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»

  1. Символом чего является Вавилон в этом произведении?

Задание 9.

  1. Напишите фамилию автора, название произведения.
  2. Откуда взяты выделенные слова?
  3. С какой целью использует их автор?

      «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою — одна молитва:              „Да святится имя Твое“.

        Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. „Да святится имя Твое“.

        Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. „Да святится имя Твое“.

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: „Да святится имя Твое“.

Задание 10.

  1. Кто автор и как называется произведение, в котором есть библейский сюжет и следующие строки:

"Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня".

  1. Как эта библейская история связана с событиями, происходящими в произведении?
  2. О какой человеческой слабости идет речь?

Задание 11.

  1. Прочитайте строки из Библии и строки из произведения. Напишите название литературного произведения, фамилию автора                 и имена героев, связанные  с сюжетом.
  2. С какой целью использует автор библейский текст?

Строки из Библии (Ветхий Завет):  Быть может, это из Исайи, где есть такие слова: "Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих услышат; Тогда хромой будет прыгать, как олень, и язык немого будет петь "(Исайя, 35.6).

В произведении: «В тот день немые возопиют и слепые прозрят, – подумал я, следуя за ним на таком расстоянии, чтоб не терять его из виду».

      ОТВЕТЫ на задания для членов жюри:

  1. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»,  Соня Мармеладова читает Раскольникову библейскую легенду о возвращении к жизни Лазаря.

Эпизод воскрешения Лазаря в Евангелии – одно из доказательств божественной природы Иисуса как сына Божьего. В Евангелии сказано, что после воскрешения Лазаря многие уверовали в Иисуса Христа. Вместе с тем при чтении Соней притчи  о воскрешении Лазаря актуализируется не только идея спасения и воскресения, но и проблема веры и неверия. О пробуждении веры в душе Раскольникова мечтает и Соня.

  1. А.А. Блок  поэма «Двенадцать».

Идея спасения, обновления нашего мира, лишенного «имени святого»,  Блок «приветствует нравственное пробуждение, начатый красногвардейцами путь к человеческому совершенству…».

  1. А. С. Пушкин “Станционный смотритель”. «Возвращение блудного сына». Дуня возвращается на могилу отца.
  2. Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго». Главный герой романа доживает до солидного возраста, проходит через революцию, войну, трагическую любовь. А всё почему? Это всё потому, что сила жизни «зашита» в его фамилии. «Живаго» — это родительный падеж от слова «живой».
  3. Х.К.Андерсен «Снежная королева», «Отче наш…». Это единственная молитва, которую Христос в Евангелии дает нам как образец.
  4. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» заканчивается семнадцатой частью, куда включены 25 стихотворений. В стихотворениях прослеживается земная жизнь Иисуса Христа: его крестные страдания, смерть и воскресение.
  5. А.С.Пушкин «Пророк».
  6. И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско». Вавилон символизирует скорую гибель человеческой цивилизации, погрязшей в пороке, жажде денег и славы,  духовную смерть еще при жизни.
  7. А.И.Куприн «Гранатовый браслет», кн. Вера и Желтков. Слова молитвы «Отче наш..». Показать, что значит для Желткова его возлюбленная, силу его чувств.
  8.  А.П.Чехов «Студент».

Студент духовной академии Иван Великопольский возвращается домой с охоты, очень холодно, он замерз и впадает в уныние, размышляя о праве человека на ошибку. Евангельский Петр ошибся, усомнившись в словах Христа, и Иван Великопольский тоже ошибся, усомнившись в гармонии бытия. Студент пересказывает двум женщинам эпизод из Евангелия про апостола Петра. Иисус сказал своему ученику, что тот трижды предаст его. Петр не поверил его словам, засомневался в них. Но в итоге действительно трижды отрекся от Христа и зарыдал, осознав, что учитель был прав. Человеку свойственно ошибаться, именно поэтому Василиса и Лукерья, слушавшие студента, так близко к сердцу воспринимают историю апостола Петра: скорее всего, они считают, что и сами оказались бы слабы в такой ситуации.

  1. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Печорин и слепой, глава «Тамань». Показать, иронию героя, безверие.

Жюри подсчитывает баллы, объявляет результаты игры.

  1. Рефлексия

        - Какое задание не должно было предлагаться - лишнее в игре? (5, Андерсен – датский писатель)

        «Прием незаконченных предложений»

       Закончи начатую фразу: «Сегодня для меня было открытием…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Русский чудо-человек» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)

Поэма  А. Т. Твардовского  «Василий  Теркин» - самое  известное  произведение  поэта. Отдельные...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса “ Победа! Славная Победа!”

Урок памяти  разработан в сотвествии с  требованиями  ФГОС ООО. Цели  мероприятия:  воспитание  чувства патриотизма у подростков, формирование чувства долга, благода...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по здоровьюсбережению. Устный журнал "Здоровый образ жизни"

Данная разработка рассчитана на учащихся 6 классов коррекционной школы - интернат VIII вида.Цель:Пропаганда  здорового образа жизниЗадачи  1) Способствовать расширению представления о  ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лучшие знаоки литературы"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Квест-игра «Мы – за здоровый образ жизни»

Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека.Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из вед...