Интегрированный урок по П.И. Чайковскому и поэтам 19 века
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Белова Наталия Владимировна

Интегрированный урок по литературе и музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chaykovskomu_i_poetam_19_v.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по литературе и музыке в 7 классе

Тема урока: Природа в поэзии русских поэтов 19 века и музыке П.И.Чайковского.

Цель урока: Расширить представление учащихся о творчестве русских поэтов 19века, продолжить знакомство со стихами Тютчева, Фета, Лермонтова, начать знакомство с творчеством П.И.Чайковского, пробудить интерес учащихся к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта и музыканта

Задачи: понаблюдать, как об одном и том же явлении природы поэты и композитор «говорят» по-своему, как в обыденном и неприметном кроется прекрасное; совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи; воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Ход урока:

I. Орг.момент

II. Работа по теме.

У.Л. Наши мысли, чувства, состояние души, наше отношение к окружающему, к миру, к себе – это и есть жизнь, которая ни на миг не останавливается. Жизнь торжествует и в звоне весенней капели, и в пении птиц, и в завывании вьюги за окном, и в еле слышимом шорохе осенней листвы. Эти хорошо нам всем знакомые звуки окружающего нас мира никого не оставляют равнодушными. Каждый человек когда-то, хотя бы раз, пытается передать восторг от покрывшего черную землю первого снега, грусть, навеваемую осенним дождем. Художники это делают при помощи богатейшей палитры красок, поэты создают словесные образы, музыканты выражают свое видение мира через гармонию звуков.

        Вступительная беседа.

У.М. Я предлагаю вам прослушать музыку и включить немного свое воображение. (звучит произведение Чайковского из цикла «Времена года. Весна»)

У.Л. Перед вами  на столе иллюстрации к различным стихотворениям. Подумайте и определите, какие времена года изображены в них.

У.М. Какую картину вы представили, слушая данную музыку? (весна)

Опорные вопросы

Во время прослушивания попытайтесь почувствовать, настроению какому времени года созвучен фрагмент?

Какие средства музыкальной выразительности помогли композитору «нарисовать» это время года?

У.М. Да, действительно, это музыкальное произведение о весне, и принадлежит оно одному из выдающихся классических музыкантов нашей страны, имя которого в последнее время мы все чаще и чаще слышим по радио, телевидению, читаем о нем статьи в газетах, журналах.

- Кто знает, о ком идет речь? Как зовут этого музыканта? (Петр Ильич Чайковский)

У.Л.  Мы сказали, что это произведение о весне. А как же называются картины природы? (пейзаж)

На столе вы рассмотрели иллюстрации к стихотворениям. Какие времена года изображены в них?

Хорошо. Природа была и остается главной темой композиторов, художников и, конечно же, поэтов. Их всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Итак, назовите тему сегодняшнего урока.

 «Природа в творчестве русских поэтов 19 века и в музыке П.И.Чайковского».(записываем тему урока в тетрадь).

Какие цели вы сегодня поставите перед собой на уроке?

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с творчеством П.И.Чайковского, прослушать несколько его произведений, познакомиться с пейзажной лирикой Фета, Тютчева и Лермонтова. Таким образом, сегодня мы перенесемся в мир музыки, мир красок и в мир звуков.

Знакомство с новым материалом

У.М. Раз мы уже начали разговор о великом музыканте, давайте послушаем сообщение об этом человеке. Сейчас познакомит нас Ульев Кирилл с краткой биографией Петра Ильича, остальные записываем в своих тетрадях основные моменты жизни музыканта (заранее подготовленный ученик знакомит с биографией П.И.Чайковского.)

У.М. Сам Пётр Ильич о природе говорил следующее: «Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало , приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе , тех неизъяснимо сладких опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж. Отчего всё это?»

У.Л. В литературе 19 века немало поэтов, которые пишут о природе.

 Каких поэтов, воспевающих природу вы знаете? (ученики перечисляют)

Тютчев и Фет - это певцы родной природы. Их считают мастерами пейзажной лирики. Эти талантливейшие поэты второй половины XIX века от внешнего мира, социальных проблем уходят в глубинные переживания души, обращаясь к возвышенным чувствам, красоте, которая, по их мнению, разлита в природе. Фет и Тютчев родом из Орловской губернии, певцы природы средней полосы России, т.е. они могли наблюдать такие же пейзажи, как и мы с вами.

Удивительным предстает перед нами мир природы – пробуждающейся после зимнего сна, наполненной разноголосым пением птиц, бушующей разноцветьем красок и вновь погружающейся в сказку зимнего сна – со страниц поэтических сборников. По-настоящему талантливый поэт обладает даром уловить невидимое, услышать, казалось бы, полную тишину.

Способность почувствовать и воплотить посредством слова малейшие изменения, происходящие в окружающем мире, была дана прекрасным русским поэтам 19 века Федору Ивановичу Тютчеву и Афанасию Афанасьевичу Фету.

Каким видится в стихах этих поэтов загадочный мир русской природы, как их строки отражаются в нашей душе, влияют на мир наших чувств – на эти вопросы мы ответим, обратившись к стихам этих поэтов.

Сейчас представители групп подойдут ко мне и возьмут один из предложенных листочков с текстом стихотворения, описывающего одно из времен года.

Вам предстоит работа в группах, перед вами – стихи Тютчева и Фета, предметом наблюдения которых становится русская природа в разные времена года. Каждая группа будет работать над одним стихотворением, опираясь в процессе анализа стихотворения на предложенные вопросы. После обсуждения представитель группы выступает со связным ответом, который должен представлять собой результат работы всей группы.

В ходе обсуждения я предлагаю двум участникам от каждой группы побыть "художниками-иллюстраторами". Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению: 1 группа – Тютчева, 2 группа – Фета. После этого противоположная группа попытается определить, к какому стихотворению нарисована иллюстрация. 20 мин.

Опорные вопросы

-О чем стихотворение? (о весне, жанр- пейзажная лирика)

- Какие художественно-изобразительные средства языка используют авторы в своих произведениях? (олицетворения, эпитеты)

-Назовите художественные образы стихотворений (ландыш и лист)

- Скажите, только ли о природе эти стихотворения? (состояние лирического героя, радость души, связанная с приходом весны)

Итак, начинаем работу. На обсуждение вам дается 10 минут.

У.М. Весна - это символ молодости и жизни. Весной всё просыпается, обновляется, перерождается. И Тютчев, и Фет не рассматривают природу отдельно от человека. Для них важна гармония души человека и природы. А вот как о пробуждении весны пишет П.И.Чайковский. (прослушивание музыки «Времена года. Апрель. Подснежник»)

- Можно ли сказать, что эти три произведения: Тютчева, Фета и Чайковского – говорят нам об одном и том же? (да, о пробуждении природы после зимы)

У.Л. Мы имели возможность увидеть, почувствовать изменения природы в разное время года, прослушав произведения замечательных композиторов и поэтов. А ваше, личное, восприятие времен года каково? Упоминание о любом времени года рождает у человека ряд ассоциаций.

Создайте на основе ассоциаций каждого представителя группы собирательный образ вашей весны

На обсуждение задания – 5 минут.

Выступление представителя группы

Тема природы не останавливается на весенней тематике. Много стихотворений и о лете, и об осени, и о зиме.

-Давайте мы с вами вспомним изученные ранее, а может и не изученные, стихотворения об остальных временах года. (ученики называют стихотворения)

Наизусть стихотворение Фижбах Павел на фоне музыки Чайковского "Сентиментальный вальс"

У.М. Я предлагаю вам прослушать музыку, а вы отгадайте, о каком времени года пойдет речь. (звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года. Осень»)

- Как вы определили, что именно об осени идет речь в этом произведении? (ученики высказываются)

У.Л. К какому из стихотворений, помещенных в нашей программе, соответствует прослушанная музыка?( Лермонтов «Осень» и Тютчев «Осенний вечер»)

Давайте прослушаем эти два замечательных произведения( выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками)

- Какова идея каждого из этих стихотворений?

- Можно ли сказать, что эти стихотворения одинаковые? Как к этому времени года относится каждый автор? (Лермонтов в осени видит не только прелесть, но и невеселые признаки увядания. Его больше привлекает темная и сырая осень, а не золото опадающих листьев. У Тютчева же все наоборот. Ему нравится светлость осенних вечеров. Он приводит параллель между природой и человеком.)

Опорные вопросы

- Кто является лирическим героем в этих стихотворениях?

- Какие образы здесь встречаются?

- Какие выразительные средства присутствуют в произведениях?

- Какая картина предстает перед вашими глазами после прочтения этих стихов? (ученики высказываются).

У.Л. Оба эти стихотворения написаны примерно в одно и то же время. Стихотворение «Осень» в 1828 году, «Осенний вечер» - в 1830 году. И Тютчев, и Лермонтов тонко чувствовали красоту окружающей природы. Следует отметить, что пейзажная лирика занимает значимое место в отечественной литературе. Авторы этих произведений любили и понимали природу. Каждый из них был очень наблюдательным человеком по отношению к ней.

У.М. Ребята, а если бы вы написали музыку к этому произведениям Тютчева и Лермонтова, какими бы средствами музыкальной выразительности вы бы воспользовались?

Ученики: медленный темп, музыка тихая и т.д.

- Каждое время года красиво по -своему, у каждого своя изюминка. А какое время года вам больше нравится и чем? (Ответы детей)

У.Л. Красотой природы любовались и любуются не только поэты, но и музыканты и художники. . Давайте мы с вами посмотрим на слайды и увидим, как эту прекрасную золотую пору изображают художники (на слайдах идет подборка картин русских художников об осени на фоне музыки Чайковского из осеннего цикла).

- Что объединяет эти картины, стих-я Лермонтова и Тютчева и музыку Чайковского?

- Похожи ли произведения разных направлений искусства, описывающие одно и то же природной явление?

Подведение итогов.

У.М. Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта, либо музыканта, либо художника свое видение и отношение к русской природе.

У.Л. Тема природы в творчестве русских поэтов на этом не останавливается. Это бесконечное множество произведений. Природа – это самый богатый источник для творений не только поэтов, но и музыкантов и живописцев. сегодня мы с вами в этом убедились.

Сегодня на уроке мы познакомились не только с произведениями русских поэтов 19 века, но и узнали кто такой П.И.Чайковский, послушали несколько его чарующих творений. Мы гордимся его музыкой и творчеством, как и весь мир, восхищаемся его талантом. И сколько бы ни прошло лет, Чайковский нужен всегда, нужна его музыка, облагораживающая душу, сближающая людей, делая добрее весь мир.

  • Домашнее задание

Все мы разные, и восприятие мира, красоты, природы нами разное. У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть и очарование. Я предлагаю вам выбрать для себя домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть и проанализировать его письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Интегрированные уроки географии с использованием стихов кубанских поэтов.

В  настоящее время у школьников преобладает потребительское отношение к природе. Поэтому важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов школьного курс...

Интегрированные уроки географии с использованием стихов кубанских поэтов.

В  настоящее время у школьников преобладает потребительское отношение к природе. Поэтому важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов школьного курса. Реб...

Интегрированный урок "Обездоленное детство в произведениях искусства XIX века" 5 класс

Это интегрированный урок, объединяющий в себе предметы "Музыка", "Литература" и "Изобразительное искусство". Тема урока очень актуальна в наши дни и призвана вызвать у детей такие чувствами и понятиям...

Интегрированный урок "Россия в конце ХХ - начале ХХI века"

Интегрированный урок истории и географииТема урока "Россия в конце ХХ - начале ХХI века"Цель урока: показать изменения происшедшие в России в начале XXI века, охарактеризовать политику ...