олимпиадные задания по литературе 6 класс ШЭ ВОШ
олимпиадные задания по литературе (6 класс)

Бишадаева Юлия Николаевна

олимпиада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_zadanie_po_lit-re_she_vosh.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРУРЕ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 КЛАСС 2018/2019 у.г.

Людмила Улицкая (Родилась в 1943 г.)

Капустное чудо

   Две маленькие девочки, обутые в городские ботики и по-деревенски повязанные толстыми платками, шли к зелёному дощатому ларьку, перед которым уже выстроилась беспросветно-тёмная очередь. Ждали машину с капустой.

   Позднее ноябрьское утро уже наступило, но было сумрачно и хмуро, и в этой хмурости радовали только тяжёлые, тёмно-красные от сырости флаги, не убранные после праздника.

   Старшая из девочек, шестилетняя Дуся, мяла в кармане замызганную десятку. Эту десятку дала Дусе старуха Ипатьева, у которой девочки жили почти год. Младшей, Ольге, она сунула в руки мешок - для капусты.

   - Возьмите, сколько унесете, - велела она им,- и моркови с килограмм.

   Было самое время ставить капусту. Таскать Ипатьевой было тяжело, и ноги еле ходили. К тому же за то время, что девочки жили у неё, она уже привыкла, что почти всю домашнюю работу они делают сами - легко и без принуждения.

   К старухе Ипатьевой, по прозвищу Слониха, девочек привезли в конце сорок пятого года, вьюжным вечером, почти ночью. Они приходились внучками её недавно умершей сестре и были сиротами: отец погиб на фронте, а мать умерла годом позже. И соседка привезла их к Слонихе: ближе родни у них не было. Ипатьева оставила их у себя, но без большой радости. Наутро, разогревая на плите кашу, она бормотала - привезли, мол, на мою голову...

   Девочки испуганно жались друг к дружке и исподлобья смотрели на старуху одинаковыми круглыми глазами.

   Первую неделю девочки молчали. Казалось, что они не разговаривают даже между собой, только шуршат, почёсывая головы. Старуха тоже молчала, ни о чём не спрашивала и всё думала большую думу: оставлять их при себе или сдать в детдом.

   В субботу она взяла таз, чистое белье и девочек, волосы которых были заранее намазаны керосином, и повела их на Селезнёвку в баню. После бани Ипатьева впервые уложила их спать на свою кровать. До этого они спали в углу, на матрасе. Девочки быстро заснули, а Ипатьева еще долго сидела со своей подружкой Кротовой. Выпив чаю, она сказала:

   - Господь с ними, пусть живут. Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали.

   А девочки, словно почуяв, что их жизнь решилась, заговорили сначала между собой, а потом и со старухой, которую стали звать бабой Таней. Они обжились, привыкли к новому жилью и к Слонихе, только с городскими ребятами не сошлись: их игры были непонятны, интереснее было сидеть в комнате, возле швейной машинки, слушать ее неровный стук и подбирать лоскутки, падающие на пол:  Ипатьева брала работу - если повезёт, то из нового, но больше кому перелицевать, кому починить...

   Теперь девочки шли за капустой, и Дуся прикидывала, куда же они её поставят: бочонка в хозяйстве не было. Подтерев сестре нос, Дуся опустила замерзшие пальцы в карман и нащупала десятку, скатанную трубочкой.

   - Большая, а носа вытереть не можешь, - проворчала она точно так, как это делала Ипатьева, и снова сунула руку в карман. Её замерзшие пальцы не расчувствовали  десятирублёвки и скатали обрывок другой бумажки. Измятая десятирублевка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой вместе с бурыми промерзшими листьями.

   Сестры встали в хвост недлинной очереди. Женщины говорили, что, может, капусту и не привезут, потому стояли только самые упорные. Все другие, простояв минут десять, уходили, обещая вернуться. Девочки тесно прижимались друг к дружке, топали озябшими ногами - ботики были дарёные, изношенные, тепла не держали.

   - Надо было валенки надеть, - сказала Дуся.

   - На валенках кошка спит, - отозвалась Ольга.

   И они замолчали, наговорившись.

   Минут через сорок пришёл грузовик с капустой. Его долго разгружали, и девочки терпеливо ждали, пока начнут продавать. Им и в голову не приходило уйти без капусты.

   Наконец сгрузили. Раскрылось зелёное окошко, продавщица начала отпускать. Очередь сразу разбухла. Прибежали все: и те, кто занимал, и те, кто не занимал. Девочки всё оттеснялись и оттеснялись в хвост. Они давно продрогли. Временами шел не то дождь, не то снег. Платки их промокли, но пока еще грели. Только ноги вконец иззябли. Время уже перевалило за обеденное, и продавщица закрыла окошечко, когда девочки приблизились к нему вплотную. Стоявшая у прилавка тётка начала шуметь:

   - Чего закрываешь, когда только открыли?

   Но продавщица цыкнула на неё:

   - Обед! - И ушла.

   Прошел ещё час. Свет стал убывать. Посыпал настоящий, слепленный в крупные хлопья снег. Он покрывал сутулые спины людей и спины домов, и кучу бело-голубой, твердой даже на вид капусты. От белизны снега стало чуть веселее и вроде светлее.

   Вернулась продавщица. Отпустила капусту тётке впереди девочек, и Дуська вытащила из кармана заветную трубочку, развернула ее - вместо десятки это была картинка с японцем. Она пошарила в кармане, ничего в нём больше не было. Ее охватил ужас.

   - Тётенька! Я деньги потеряла! - закричала она.- По дороге потеряла! Я не нарочно!

   - Дырка у меня! Я не нарочно! - ревела она.

   Маленькая Ольга, понимая, что на них свалилось горе, тоже ревела.

   Две сгорбленные девочки, по-деревенски замотанные платками, пошли в сторону дома, разгребая ногами кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев, нагибались и рыли побелевшими пальцами в хрустящих водоворотах. Старшая горестно, по-взрослому, причитала:

   - Горе ты моё! Что теперь с нами будет! Прогонит она нас, и куда мы пойдём!

   Ольга, опустив вниз углы своего треугольного рта, вторила сестре:

   - Куда пойдем...

   Стемнело. Укрывши плечи мешком, они медленно брели к дому. Умненькая Дуся всё думала, что бы такое сказать Ипатьевой, чтобы она их не прибила или, хуже того, не прогнала... Украли? Или отняли? Или ещё чего? Сказать «потеряла» казалось ей совсем невозможным.

   Ольга всхлипывала. Они подошли к повороту, остановились, собираясь перейти дорогу: деревенская робость перед машинами все ещё оставалась в Дусе. Навстречу им нёсся грузовик. Девочки стояли. Машина, не сбавляя ходу, резко повернула, под фонарём сверкнул бело-голубым сиянием её груз - высоко вздыбившаяся над бортом капуста. Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана.

   Они посмотрели друг на дружку - два светло-голубых изумленных глаза смотрели в другие, точно такие же. Сняли с плеч мешок, которым укрывались, сунули в него цельный кочан и тот, что распался. Дуся не могла взвалить на плечи мешок - был слишком тяжёл. Они взялись за углы мешка. Вострая Дуся подложила под него картонку, и они поволокли его...

   Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слёзы кривым ситцевым лоскутом:

   - Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала... Пропали, пропали девчоночки мои... Цыгане свели или кто...

   - Да найдутся, кому они  нужны-то? Сама подумай! - утешала её Кротова.

   - Девчоночки-то какие были! Золотые, ласковые... Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? - убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.

   А девочки в темноте выложили на стол капусту, сели, не раздеваясь, на стул и ждали...

Задание № 1 Рассказ называется «Капустное чудо», а как мы знаем, чудеса встречаются только в сказках. Как могли бы развиваться события, если бы перед нами была действительно сказка? Объясните, что и почему нужно изменить в исходном тексте, чтобы получилась сказка.

Задание № 2 Почему изменилось отношение старухи Ипатьевой к девочкам к концу рассказа? Напишите историю девочек от лица старухи Ипатьевой. Придумывать новые события не надо – опирайтесь на те, что известны из данного текста. Какие события не войдут в историю нового рассказа. Почему? Как изменится концовка?

Задание № 3 Составьте подборку из нескольких произведений (достаточно 5 названий), которые можно было бы объединить в сборник рассказов «Обыкновенное чудо» (не забудьте указать авторов произведений). Напишите короткую рекомендацию для одноклассников: почему эту книгу стоит прочитать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе 8 класс

Олимпиадные задания по литературе 8 класс  с ответами...

Олимпиадные задания по литературе 8 класс

Олимпиадные задания по литературе 8 класс  с ответами...

Олимпиадные задания по литературе для 8 класса.

Задания преднахначены для школьной олимпиады....