Научно-исследовательская работа для учащихся 9-11 классов
творческая работа учащихся по литературе (9 класс)

Куликова Светлана Викторовна

Во всемирной истории очень мало битв, которые могли бы быть сопоставлены с Бородинским боем и по неслыханному до той поры кровопролитию, и по ожесточенности, и по огромным последствиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Восход Балашовского района

Саратовской области»

«Научно-исследовательская работа

для учащихся 9-11 классов»

«Недаром помнит вся

Россия…»

.

П. Восход

2018 г.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\2.jpg

Оглавление

Введение…………………………………………………………… с. 3

Основная часть. «Недаром помнит вся Россия»……………… с. 4-8

Заключение………………………………………………………... с. 9

Список использованной литературы…………………………... с. 10

Введение

 …Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Это строчки из знаменитого стихотворения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова «Бородино». Произведение было написано в 1837 году, к тому времени прошло 25 лет после Бородинского сражения.

Во всемирной истории очень мало битв, которые могли бы быть сопоставлены с Бородинским боем и по неслыханному до той поры кровопролитию, и по ожесточенности, и по огромным последствиям.

Бородинский бой считается одним из ключевых событий Отечественной войны 1812 года. Именно данное сражение заинтересовало меня, и я решил выбрать его темой своего настоящего исследования. Но в этой работе я не буду подробно касаться детально хода битвы, вопросов, связанных с состоянием армии и стратегией сторон. В большей степени меня интересует то, как проявили себя русские войска в этом грандиозном сражении, которое по праву считается одним из самых кровопролитных в мировой истории. Также мне хотелось бы рассмотреть вопрос о том, кого же можно считать победителем в Бородинской битве?

 Стоит отметить, что и по сей день историки не могут определиться с этой проблемой. А по окончанию Бородинского боя ни одна из сторон не признавала своего поражения.

Так в донесении императору Александру I в ночь после сражения главнокомандующий  русскими  войсками,   князь    М.И. Кутузов писал следующее: «Сражение было общее и продолжалось до самой ночи; потеря с обеих сторон велика; урон неприятельский, судя по упорным его атакам на нашу укрепленную позицию, должен весьма наш превосходить. Войска вашего императорского величества сражались с неимоверною храбростию: батареи переходили из рук в руки, и кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли с превосходными своими силами».

А Наполеон впоследствии скажет следующее: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

Так как же проявили себя русские войска на поле Бородина? Кого считать победителем? И почему «недаром помнит вся Россия» про это событие?

«Недаром помнит вся Россия»

С началом Отечественной войны 1812 года русская армия придерживалась большей частью тактики отступления. С какого-то момента стало ясно, что необходимо дать отпор неприятелю, поскольку наполеоновские войска подходили уже к Москве. Сражения требовала ситуация, требовало российское общество, его хотели солдаты обеих армий, измотанные долгими и безрезультатными походами.

Вот что пишет об этом Лермонтов, у которого в стихотворении изложена краткая и общая, но достоверная версия происходящего:

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

                    Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

                    О русские штыки?»

Деревня Бородино находилась на подступах к Москве (в 108 верстах от Москвы по Смоленской дороге и в 12 – к северо-западу от Можайска), и главнокомандующим русских войск, князем Кутузовым стратегически было избрано местом сражения Бородинское поле. В этом случае, например, одним из плюсов явилось то, что русские батареи могли быть расположены на холмах, что создавало бы в условиях битвы дополнительные трудности неприятелю.

Итак, дата сражения также была намечена - 7 сентября (26 августа) 1812г. Лермонтов очень достоверно описывает ночь перед сражением:

И слышно было до рассвета,

                    Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

                    Кусая длинный ус.

Действительно, по описаниям очевидцев, во французском лагере атмосфера была радостной. Солдаты и офицеры Наполеона после долгого похода, плохого питания ожидали нового Аустерлица и возвращения домой.

В русском лагере было, напротив, достаточно тихо. Солдатам запретили разводить костры на открытых местах, войскам был дан приказ запасаться провиантом и быть готовыми к ночным атакам неприятеля. По обычаю солдаты и ополченцы переодевались во все чистое перед боем, от водки многие отказывались. «Не такой сегодня день, чтобы водку пить», - говорили солдаты.

На рассвете начался бой.

В данной работе я не буду подробно расписывать диспозицию частей или детальный ход сражения, но стоит остановиться на важных моментах битвы и на ключевых фигурах, связанных с этим великим сражением.

Так, нельзя не упомянуть имя генерала, князя Петра Ивановича Багратиона (1765-1812), который погиб от ранения, полученного во время Бородинской битвы. С ним связано одно из центральных событий сражения – это защита Семеновских (Багратионовых) флешей. Именно по частям русских войск, расположенным у деревни Семеновское, Наполеон решил нанести решающий удар, и здесь развернулись самые жестокие бои. В один из важнейших моментов на русские укрепления обрушилось более 45 тысяч французов и 400 орудий неприятеля, в то время как численность русских солдат составляла 18 тысяч человек. Но Багратион, несмотря на это, повел войска в контратаку. «Для людей, наблюдавших в эти страшные часы (во время боев за Семеновские флеши) князя Багратиона, хорошо знавших его натуру, не могло быть сомнений, что на этот раз третьего решения быть не может: или флеши останутся в руках Багратиона, или он сам выбудет из строя мертвым или тяжело раненным», - пишет об этом моменте историк Тарле.

На подступах к русским позициям развернулась рукопашная схватка. Это была последняя в жизни Багратиона атака, и в ней он был тяжело ранен. Надо отметить, что ситуация с ранением генерала сказалась на духе солдат, поскольку он заслуженно пользовался их любовью и уважением. «Солдаты любили его, как никого из командовавших ими в эту войну генералов, исключая Кутузова. Они, кроме того, еще и верили в его непобедимость», отмечает Тарле. И ранение Багратиона повлияло на ситуацию. С одной стороны, солдаты почувствовали растерянность, но с другой, ранение генерала еще больше укрепило их желание победить и отомстить за любимого военачальника. Так офицер Норов, присутствовавший на поле боя, говорил о запомнившемся случае, который произошел сразу после ранения Багратиона: «Когда Багратиона уже уносили, кирасир Адрианов, прислуживавший ему во время битвы (подававший ему зрительную трубу и пр.), подбежал к носилкам и сказал: «Ваше сиятельство, вас везут лечить, во мне уже нет вам надобности!» Затем, передают очевидцы, «Адрианов в виду тысяч пустился, как стрела, мгновенно врезался в ряды неприятелей и, поразив многих, пал мертвым».

На самом деле сложно перечислить все случаи героических подвигов, которые совершались как офицерами, так и солдатами. Известно, что часто раненые солдаты не слушались командования, которое хотело их отправить в лазарет, и оставались в строю до последнего. Солдаты терпели муки, но не уходили с поля боя, а офицеры ничуть не уступали им в храбрости. Так Норов оставил следующее воспоминание о генерале Дохтурове: «Дохтуров, принявший команду после Багратиона, заявив, что он не отойдет ни на шаг, сошел с лошади, под ужасным огнем сел спокойно на барабан и стал распоряжаться отражениями и атаками…».  

Не меньше поражают свидетельства об обычных солдатах. Так офицер Норов вспоминал о бомбардире Козлове. Тот поддержал Норова во время ранения и проводил его в лазарет, но, когда офицер попросил его остаться, ответил ему следующее: «Я попрошу, ваше благородие, - отвечал он, - чтобы здесь покамест вас поберегли, а мне позвольте вернуться на батарею: людей много бьет, всякий человек теперь там нужен».

Все эти воспоминания очевидцев передают храбрость, героизм солдат, степень единодушного воодушевления, которые царили в рядах русских войск, и осознание участниками сражения важности того, что происходит на поле боя. «Никогда до этого дня русские солдаты и командный состав не проявляли такого полнейшего пренебрежения к опасностям, к витавшей вокруг них и косившей их огненной смерти», - пишет об этом Тарле.

Все понимали, что они сражаются за Россию и за сердце Родины – за Москву. Об этом содержится упоминание в стихотворении Лермонтова:

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

                    Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

 И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

                    Мы в Бородинский бой.

Стихотворение Лермонтова – это все-таки художественное произведение, и может показаться, что ради эффекта автор решил пойти на некоторые преувеличения. Но свидетельства очевидцев буквально подтверждают описанное у поэта: «Начальник штаба 6-го корпуса Монахтин получил две раны штыком и успел еще крикнуть солдатам перед натиском французов, указывая на французов: «Ребята, представьте себе, что это – Россия, и отстаивайте ее грудью!».

Когда мы говорим о самых важных моментах Бородинской битвы, то в памяти обязательно возникает второе ключевое событие сражения – бои за батарею Раевского. Она располагалась на кургане, и за счет выгодной позиции орудия батареи наносили значительный ущерб противнику. И не случайно, что именно батарея Раевского подверглась сильному удару французских войск, которые несколько раз штурмовали курган. Подробности этих боев ужасают воображение своей кровопролитностью. Например, Тарле приводит описание одного из подобных штурмов: «Последовало страшное побоище, русские штыками сбрасывали в ров взбиравшуюся пехоту. В плен на этот раз не брали ни с той, ни с другой стороны. Забравшись на батарею, французы перекололи всех, кого нашли там еще в живых… Речи не было не только о бегстве русской армии, но даже об ее отступлении, несмотря на страшно поредевшие ряды».

Бородинское сражение оказалось ужасающе кровопролитным, и Лермонтов совершенно не преувеличивал, когда писал:

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

                    Гора кровавых тел.

«Гора кровавых тел» - это не метафора в данном случае и не гипербола, а реальный факт. К концу сражения все Бородинское поле было действительно усеяно мертвыми телами и ранеными настолько, что по нему сложно было пройти. «Во всемирной истории очень мало битв, которые могли бы быть сопоставлены с Бородинским боем и по неслыханному до той поры кровопролитию, и по ожесточенности, и по огромным последствиям», -  говорит об этом Тарле.

Один из очевидцев таким образом описывал поле битвы уже после сражения: «Ужасное зрелище представляло тогда поле битвы. Над левым крылом нашей армии висело густое черное облако от дыма, смешавшегося с парами крови; оно совершенно затмило свет. Солнце покрылось кровавой пеленой; перед центром пылало Бородино, облитое огнем, а правый фланг был ярко освещен лучами солнца. В одно и то же время взорам представлялись день, вечер и ночь».

Но даже после завершения Бородинского сражения все равно оставалось место храбрости русских солдат. Так их героизм удивил даже неприятелей-французов и самого Наполеона:  «Русские раненые поразили свиту Наполеона: «Они не испускали ни стона, - пишет один из свиты, граф Сегюр, - может быть, вдали от своих они меньше рассчитывали на милосердие. Но истинно то, что они казались более твердыми в перенесении боли, чем французы».

 Не меньше героизма проявили и русские офицеры. Так автор книги «Отечественная война 1812 года» В. Сироткин приводит интереснейший факт, связанный с Бородинским сражением: «Почти вся 24-я дивизия полегла в этом бою. Ее командир, весь израненный генерал П.Г. Лихачев, командовал своими солдатами до последней минуты, а когда увидел, что все его воины полегли на поле боя, «бросился в ряды неприятельские в надежде разделить участь храбрых солдат своих, получив славную смерть» (по воспоминаниям участника сражения). Однако, увидев русского генерала со шпагой в руке одного, без всякой защиты, целый батальон французских солдат обрушился на него. Раненый П.Г. Лихачев был обезоружен и взят в плен… Когда генерала Лихачева доставили к Наполеону и рассказали ему о последнем штурме батареи, он был поражен мужеством русских солдат и приказал вернуть отважному русскому командиру шпагу, однако П.Г. Лихачев отказался принять шпагу из рук врага».

Когда сражение было завершено, ни одна из сторон не считала себя побежденной. «Русская армия, половина которой осталась лежать на Бородинском поле, и не чувствовала и не признавала себя побежденной, как не чувствовал и не признавал этого и ее полководец», - пишет по этому поводу Тарле.

В рядах русских войск царила уверенность, что назавтра бой будет продолжен. Неслучайно Лермонтов пишет:

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

                    И до конца стоять...

О новом бое думал и князь Кутузов. Но, когда начали подводить итоги боя, считать количество раненых и убитых, результаты оказались горестными. По разным свидетельствам, численность потерь русской армии в Бородинском сражении составила от 40 до 58 тыс. человек.  На следующий день физически на том же месте невозможно было бы провести бой, поскольку все поле боя было усеяно ранеными и убитыми настолько, что по нему невозможно было бы передвигаться. Оценив сложившуюся ситуацию, а также желая избежать еще больших потерь, главнокомандующий русских войск принял решение отступать к Москве.

И все же Бородинское сражение не приблизило Наполеона, а еще больше отдалило от достижения им окончательной цели – осуществления полного разгрома русской армии. Кутузов полностью выполнил свою задачу, а именно: он нанес противнику наибольший урон, сумев истребить лучшие силы «великой» армии. В то же время у русских войск возросла уверенность в победе над противником.

                                                Заключение

Даже те немногочисленные факты, которые были приведены мною в данной работе, показывают храбрость русских солдат и офицеров, которая проявилась во время Бородинского сражения. Этот бой заслуженно оставил огромный след в русской истории и в памяти народа, благодаря героизму русских войск и силе духа каждого отдельно взятого участника сражения. Но, если вернуться ко второму вопросу нашей работы о том, кто стал победителем в Бородинском сражении, каким образом можно на него ответить?

Мне кажется, сложно однозначно дать определенный ответ, поскольку и с той и с другой стороны потери были огромными, а русские войска после Бородинского сражения продолжили отступление. Но в то же время именно на поле Бородино русские с начала Отечественной войны 1812 года показали, что они обладают силой, мощью, а главное крепостью духа, чтобы противостоять сильному противнику, который до этого покорил всю Европу. И здесь можно согласиться с историком Тарле, который назвал Бородино «великой моральной победой над всеевропейским диктатором».

Каждая из сторон считала себя победителем. Но у французов к ощущению победы примешивалось чувство горечи. «Когда Наполеон, наконец, пришел в свою палатку, то к его физическому упадку присоединилась еще глубокая печаль. Он видел поле битвы, и оно говорило красноречивее, чем люди. Эта победа, к которой так стремились и которая была куплена такой дорогой ценой, осталась неполной», - из записок Ф. Сегюра о результатах Бородинского боя. Позже Наполеон говорил, что сражение на Москве-реке (как французы называют Бородинское сражение) было «самым ужасным» из всех его сражений.

Что касается русских войск, то, несмотря на огромное количество жертв, историки отмечают, что Бородино воодушевило российское общество той силой, которую проявили на поле боя воины. После Бородинского сражения в людях еще более укрепилась  решимость к сопротивлению врагу. «Наполеон уничтожил в этом бою почти половину русской армии и спустя несколько дней вошел в Москву, и, несмотря на это, он не только не сломил дух уцелевшей части русского войска, но не устрашил и русского народа, который именно после Бородина и после гибели Москвы усилил яростное сопротивление неприятелю», - пишет Тарле. И в этом одно из важных значений Бородинской битвы, итоги и результаты которой и по сей день трудно оценить.

Список использованной литературы:

  1. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1. Стихотворения, 1828-1841.  М., 1979.
  2. Отечественная война 1812г. Сборник документов и материалов. Под ред. Тарле Е.В., Предтеченского А.В. Л.-М., 1941.
  3. Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года. М., 1988.
  4. Тарле Е.В. Сочинения в 12 томах. Т.7. М., 1959.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Формирование навыков научно–исследовательской работы у учащихся 8-9 классов по актуальным и значимым вопросам истории.

Статья посвящена опыту работы педагога с обучающимися в направлении научно - иссследовательской деятельности.Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в наук...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов

В статье рассматривается сущность проектной деятельности в образовательном учреждении как одно из средств достижения личностных метапредметных результатов. Обозначены задачи обучения проектной деятель...

Педагогический проект "Использование материалов научно-исследовательской деятельности педагога и учащихся на уроках истории и обществознание"

 Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и НОУ, его организация...

Методическая разработка "Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций".

Считаю целесообразным обращение учителей математики к научно-исследовательской и проектной деятельности. Она  способствует развитию математических способностей у учащихся, прививает интерес к пре...