Литературно-музыкальная композиция «Песни, опалённые войной»
методическая разработка по литературе (8 класс)

Полякова Маргарита Владимировна

Литературно-музыкальная композиция

                                           «Песни, опалённые войной»

Актуальность:  тема патриотического воспитания важна и актуальна в наше время.

Цель:  развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через знакомство с песнями военных лет.

 

Задачи мероприятия:

- воспитывать у учащихся чувство любви к Отечеству;
- повышать интерес к историческому прошлому Родины, к её песенному наследию;
- пропаганда средствами военной песни идей патриотизма, гуманизма, уважения к истории государства;
- возрождение и популяризация военной песни, как важного инструмента культурно-воспитательной политики.

 

Направленность:  разработка данного внеклассного мероприятия направлена на повышение интереса учащихся  к истории  нашей Родины.

 

Форма мероприятия:  литературно-музыкальная композиция

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesni_o_voyne_kompozitsiya.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Межрегиональный конкурс "Память. О подвиге, о доблести, о славе"

                    Номинация «Сценарии и разработки мероприятий»

                                                                                                                                                                                             Полякова М.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №61» г. Саратова

                               Литературно-музыкальная композиция

                                           «Песни, опалённые войной»

Актуальность:  тема патриотического воспитания важна и актуальна в наше время.

Цель:  развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через знакомство с песнями военных лет.

Задачи мероприятия:

- воспитывать у учащихся чувство любви к Отечеству;
- повышать интерес к историческому прошлому Родины, к её песенному наследию;
- пропаганда средствами военной песни идей патриотизма, гуманизма, уважения к истории государства;
- возрождение и популяризация военной песни, как важного инструмента культурно-воспитательной политики.

Направленность:  разработка данного внеклассного мероприятия направлена на повышение интереса учащихся  к истории  нашей Родины.

 

Форма мероприятия:  литературно-музыкальная композиция

 

Оборудование:  учащиеся одеты в военную форму прошлых лет (пилотки, гимнастёрки), записи военных песен.

                                             

                                                       Ход мероприятия

Ведущий 1. Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас, в судьбе всей страны.

 

Ведущий 2.

То грустная, то вольная, как ветер,

То грозная, зовущая на бой,

Подруга-песня! Нет нигде на свете

Другой такой подруги дорогой.

С тобой рождались, жили, умирали,

В тебе народ всю душу открывал,

Тебя в походах деды запевали

И сыновьям отец передавал …

Ведущий 1. Песня была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история, судьба великой страны. Сегодня, в канун великого праздника70-летия  Великой Победы мы вспомним  легендарные  песни – участницы Великой Отечественной войны, которые помогли выжить и победить в страшные годы Великой Отечественной войны.

Ведущий 2. Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Лирические — «Соловьи», «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Катюша», «В землянке». В них говорилось о любви, родном доме, берёзках, соловьях. И эти песни победили! Потому что с ними наши солдаты защищали не жизненное пространство, а родную землю, любимых и близких.

Ведущий 1.  Зная и исполняя эти песни, мы воздаём дань памяти тем, кто спас народ от фашизма. Ибо память — это связующее звено между прошлым и будущим. Она учит и призывает, утверждает и предостерегает, даёт силы и внушает веру.

Фонограмма песни “Песни наших отцов”, на фоне музыки читаются стихи.

Чтец:

Песням тех военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели –
Как он был нелегок и не скор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.
Песни эти с нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест,
Как на Запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест,
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить…
Вы спросите сами у солдата:
Мог ли он такое позабыть?
Время нас, как пулеметом, косит
Но меня, пока еще живой,
Песня незабытая уносит
В незабываемый лес прифронтовой…
Кто – то вальс играет на баяне:
Слушаем мы, словно в забытьи…
Помните, друзья – однополчане,
Боевые спутники мои?

Ведущий 1. Лето 1941 года ...

 

Ведущий 2.

Грустные ивы склонились к пруду,

Месяц плывет над водой.

Там, у границы, стоял на посту

Ночью боец молодой …

В темную ночь он не спал, не дремал,

Землю родную стерег, –

В чаще лесной он шаги услыхал

И с автоматом залег.

Черные тени в тумане росли,

Туча на небе темна …

Первый снаряд разорвался вдали –

Так началась война …

 

Ведущий 1. В первый же день войны В. Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война», которое 24 июня было опубликовано одновременно в газетах «Известия» и «Красная Звезда». Композитор А. Александров, создатель и художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски советской армии, прочитав его, сочинил музыку. Вскоре три бригады ансамбля, выехавшие на фронт, исполнили ее перед воинами. Так с первых дней войны вместе с красной Армией в бой вступила и советская песня.

Ведущий 2.   Эта песня содержала заряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатывает к горлу и слёзы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Во время войны её слушали всегда стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и сами исполнители нередко плакали.

(Исполняется песня «Священная война»)                                 

Ведущий 1: Песни на передовой линии огня были нужны, как воздух. “Без песен на войне труднее вдвойне”,- подчеркивает фронтовая пословица. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку и прочитать письмо от своей верной подруги.

Ведущий 2.   Таким символом верности и надежды стала девушка Катюша. Песня   «Катюша»   была   написана композитором Матвеем Блантером  на стихи Михаила Исаковского  в конце 1930-х годов, когда ещё никто не думал о войне. Весна, цветушие сады, любовь и верность.  «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни — всё то, что пытался разрушить беспощадный  враг.

Чтец

Дрогнула гитарная струна,
Кто-то тихо затянул “Катюшу”.
Молодая робкая луна
Из-за чаши выплыла послушать.
В нас всегда на звонкие меха
Сердце частым стуком отзывалось.
И острей хотелось бить врага,
И милей Отчизна вспоминалась.
Песня трепетала и плыла
Над передним краем, словно птица,
И томила, и вперед звала
Молодых советских пехотинцев.

(Исполняется песня «Катюша» - музыка М. Блантера, слова М. Исаковского)

 

Ведущий 1. Трудное, суровое время … И в душах, на первый взгляд, взаимоисключающие чувства: ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, женщине. Она жила в сердцах, звучала в песнях, читалась в строчках писем. Эта любовь помогла нам выстоять, выжить и победить.

 

Чтец

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не жалей добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души …

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: – Повезло. –

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

                                   (К. Симонов)

 

(Исполняется песня «Темная ночь» - музыка Н. Богословского, слова В. Агатова)

 

Ведущий 2.

Негромкие песни военной поры.

Мы вас забудем едва ли,

Какие пространства, какие миры

Вы нашим сердцам открывали.

В землянках лесных, на открытых полях

Несли вы, вливаясь в беседу,

И память о штатских безоблачных днях,

И могучую веру в победу.

  

Ведущий 1. В дни войны появилась песня Константина Листова на стихи Алексея Суркова «В землянке». Нет в нашей стране человека, который бы не знал эту песню. Хотя в ней и говорится о «белоснежных полях под Москвой», но пели её в окопах и на привалах, хором и под гармонь. И не предполагал поэт Сурков, что сочиняет слова всенародно известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, описывал свои чувства после трудных боёв за Москву.

(Звучит песня «В землянке».)

Ведущий 2Наверное, нет человека, который, хоть раз услышав эту песню, не влюбился бы в неё. Она появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким-то необычным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе каждого бойца.

(Звучит песня «Соловьи», музыка Василия Соловьёва-Седого, слова Алексея Фатьянова,)

 Ведущий 1.Трудными дорогами шли солдаты. Одной из первых послевоенных песен, получивших всенародное призвание стали «Дороги».  Под этим названием она и вошла в золотой фонд советского песенного творчества, стала родной и близкой, особенно для тех, кто помнил и пережил войну. Ведь в этой песне отразились исповедь о выстраданном, раздумье о том, через что довелось пройти, что вынести  в минувшей войне нашему народу.

 (Звучит песня «Дороги».)

Ведущий 2. Долгий и нелегкий путь пришлось пройти советским солдатам, чтобы завоевать победу. Они шли сквозь огонь и пургу, через ужас и смерть. Мертвые завещали живым свое право возмездия, свою веру в победу и незримые шли среди живых.

 

Чтец-юноша.

Нас не надо жалеть, ведь и мы б никого не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали… Проходит за осенью осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Поднимались в атаку и рвали над Бугом мосты…

Нас не надо жалеть, ведь и мы б никого не жалели,

Мы пред нашей Россией и в мирное время чисты…

 

(Исполняется песня «Здесь птицы не поют …» - музыка и слова Б. Окуджавы)

 

Ведущий 1.1418 дней и ночей разделяют две даты – 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. Почти 4 года шла война. Это были годы лишений, горя, мужества, беззаветной любви к Родине.

 

Ведущий2.

Мы так давно, мы так давно не отдыхали.

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,

И завтра, завтра, наконец, последний бой.

 

 (Исполняется песня «Майский вальс» - музыка М. Блантера, слова М. Исаковского)

 

Ведущий 1. Песня на войне. Песня во время войны. Песня и в мирное время. Для каждого из нас она свое мерило. Мерило добра и совести, чуткости и внимания, печали и памяти.

 Ведущий 2: Проходят годы, а песни тех героических времен всегда будут сохранять свою свежесть, силу и красоту. Ведь они – не только богатая и достоверная летопись войны, они еще – выражение мощного духа, патриотизма нашего народа.

Ведущий 1.

Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну –

В тылу иль на полях сражений, –

Принес победную весну, –

Поклон и память поколений.

 

Чтец

Помните!

Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой,

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

Люди!

Покуда сердца стучатся –

Помните!

Какою ценой

Завоевано счастье, –

Пожалуйста, помните!

Песню свою

Отправляя в полет –

Помните!

О тех, кто уже никогда не споет, –

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтобы запомнили!

Детям детей

Расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, –

О погибших

Помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли,

Убейте войну, прокляните войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью

Наполните!..

Но о тех,

Кто уже не придет никогда, –

Заклинаю –

Помните!

(Р. Рождественский)

Ведущий 2.

Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям он приносит следом,

Мы поздравляем вас великим днем,

С днем нашей Славы!

С Днем Победы!

 

(Звучит песня «День Победы» - музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова)

Использованная литература.

1. Бирюкова Ю.В. Рассказы о песнях.- М.: Просвещение,1988г.

2. Кузин О.Песни войны и Победы.- Трибуна

3.Великие песни великой войны: На всю оставшуюся жизнь.- Рипол  Классик,, 2005 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне

Композиция может быть использована на внеклассных мероприятиях к 23 февраля, Дню Победы. Сопровождается презентацией....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Великой Отечественной войне

Пояснительная запискаУчастники литературно-музыкальной композиции: учащиеся средней и старшей школы.Цели: -воспитание гражданственности и патриотизма;- способствовать нравственному и эстетическому вос...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Великой Отечественной войне

Пояснительная запискаУчастники литературно-музыкальной композиции: учащиеся средней и старшей школы.Цели: -воспитание гражданственности и патриотизма;- способствовать нравственному и эстетическому вос...

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне

Используется в качестве внеурочного разговора с учащимися после прохождения темы.используемые песни могут варьироваться, но все-же рекомендую именно эти. (размещены в разделе аудио)...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой Отечественной войне

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Великой Отечественной войне может быть проведена в 9-11 классах на уроке внеклассного чтения или на вечере памяти поэтов - участников войны. Элементы ин...

Литературно-музыкальная композиция «А где-то война…» с использованием ЭОРов

Литературно-музыкальная композиция с использованием ЭОРовПродолжительность композиции: 10 минут                             ...

литературно-музыкальная композиция «Песни Великой Отечественной войны»

Тип мероприятия: комбинированный, углублённый в обозначенную темуЦели:-  познакомить воспитанников с событиями Великой Отечественной войны на примере песен военных лет;- привить суворовцам любовь...