Блок-урок: 1. Н.А.Некрасов – поэт мести и печали. 2: Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. «В дороге», «Огородник», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Элегия».
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Фролова Дарья
ЦЕЛИ:
1. Дидактическая
Познакомить учащихся с личностью Н.А.Некрасова; с основными темами и идеями лирики Н.А.Некрасова, с произведениями «В дороге», «Огородник», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Элегия».
2. Развивающие 
Развивать умение целостного анализа произведения малой формы; 
Развитие умения готовить сообщения и представлять их перед аудиторией одноклассников;
Развивать умения видеть классификационные типологии на примере конкретных произведений.
3. Воспитательные 
Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе, чувства прекрасного; 
Воспитание гуманизма и любви к прекрасному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: 1 Блок: Н.А.Некрасов – поэт мести и печали. 2 Блок: Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. «В дороге», «Огородник», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Элегия».

ТИП УРОКА: комбинированный урок.

ВИД УРОКА: традиционный, двухчастный (блочный)

ЦЕЛИ:

1. Дидактическая

Познакомить учащихся с личностью Н.А.Некрасова; с основными темами и идеями лирики Н.А.Некрасова, с произведениями «В дороге», «Огородник», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Элегия».

2. Развивающие

Развивать умение целостного анализа произведения малой формы;

Развитие умения готовить сообщения и представлять их перед аудиторией одноклассников;

Развивать умения видеть классификационные типологии на примере конкретных произведений.

3. Воспитательные 

Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе, чувства прекрасного;

Воспитание гуманизма и любви к прекрасному.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:

Учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении;

Учить определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции;

Формирования умений применять полученные знания на практике.

2. Развивающие:

Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений;

Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения;

Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы;

Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки), навыков самостоятельной работы;

Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).

3. Воспитательные:

Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.

Воспитание у учащихся уважительного отношения к точке зрения своих товарищей, навык активного слушания и корректного участия в учебном диалоге;

Воспитывать чувство уважения к автору.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
  • становление внутр. позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения литературы;
  • развитие интереса к чтению и читательской деятельности;
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов; передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией с сообщениями;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные

  • видеть черты русского национального характера в героях произведения;
  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, групповая, индивидуальная.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: •        для учителя – фонограмма;

Золтарёва И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. Вторая половина XIX века. 10 класс, в 2-х частях. – М.: ВАКО, 2009.

Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методич. рекомендации для учителя и учеников. 10-11 кл. – М., 2000.

Миронова Н.А. Литература в таблицах. 5-11 класс. Справочный материалы. – М.: «Астрель», 2005

Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2009

•        для учащихся – тетрадь, учебник (В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Литература. 10 класс Учебник для ОУ в 2-х частях. М. «Русское слово», 2013г.),

ПОДГОТОВКА К УРОКУ: вынесение на доску даты, темы урока, эпиграфа, подготовка интерактивных средств обучения.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ:

Первый блок

1

Самоопределение к учебной деятельности

4 минуты

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений

7 минут

3

Постановка проблемы

7 минут

4

Проектирование и фиксация нового знания

Сообщение учащегося – 7 минут. Ответы на вопросы по сообщению – 5 минут

5

Первичное закрепление нового материала. Цель: умений применять полученные знания на практике

Анализ: «В дороге» 10 минут, «Огородник» 5 минут

Второй блок

5

Первичное закрепление нового материала. Цель: умений применять полученные знания на практике

Анализ: «Огородник» 5 минут - продолжение, по 10 минут: «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Элегия»

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Вывод по уроку: 4 минуты. Домашнее задание: 3 минуты. Рефлексия: 3 минуты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:

Название этапа, цель

Содержание

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Форма

работы

Результат

1. 5

Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте сверим отсутствующих: сегодня отсутствуют ... Все ли готовы к уроку?

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формирование УУД: (Р)волевая саморегуляция

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: 1) Актуализировать знания о Некрасове; 2) Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

Просмотр видеоролика, чтение эпиграфов, анализ полученной информации, предварительная характеристика автора

1) Предлагает просмотр видео. 2) Проводит параллель между домашней подготовкой и эпиграфом. 3) Побуждает учащихся определить свою позицию к автору

1) Отвечают на вопросы учителя. 2) Выявляют закономерность. 3) Высказывают свою позицию.

Фронт. Индив.

Формирование УУД: (Р) самоконтроль: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

Постановка проблемы. Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. 2) Согласовать цель и тему урока.

Работа со сравнительной таблицей тем лирики Пушкина, Лермонтова и Некрасова.

Организует подводящий к теме диалог посредством анализа таблицы.

1) Анализируют таблицу. 2) Формулируют тему и задачи урока.

Фронт.

Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Проектирование и фиксация нового знания. Цель: познакомиться с биографией поэта, определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении;

определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции

Выступление учащегося с представлением биографии.

Анализы стихотворений «В дороге», «Огородник», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Элегия» с точки зрения: истории создания, темы, идеи, бытовой проблемы, композиции, направления, средств выразительности, средств поэтизации живой речи.

1) Организует выступление учащегося с биографией. 2) Организует обсуждение стихотворений.3) Организует обмен мнениями. 4) Помогает в случае затруднения выйти к правильному ключу понимания текста.

1) Выступают с сообщениями. 2) Отвечают на вопросы учителя. 3) Высказывают свою позицию. 4) Анализируют произведения.

Фронт. Индив.

Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5.

Первичное закрепление нового материала. Цель: умений применять полученные знания на практике

Создание вывода  о личности поэта-Некрасова. Нахождение новаторских черт в лирике поэта.

Организует создание вывода и самостоятельную работу.

1) Делают вывод о личности поэта.

2) Выполняют самостоятельную работу. 3) Производят самоконтроль.

Фронт. Индив.

Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

1) Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. 2) Фиксация нового знания во внешней речи.

1) Задаёт вопросы о задачах урока. 2)        Побуждает к высказыванию мнения: чему научились? 3) Информирует о домашнем задании, выставляет оценки, предлагает их комментировать

1) Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2) Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили. 3)Записывают домашнее задание, дают оценку своей работе на уроке

Фронт.

Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

ХОД УРОКА:

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте сверим отсутствующих: сегодня отсутствуют ... Все ли готовы к уроку?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Прошу обратить внимание на интерактивную доску.

Просмотр видеоролика: Алексей Вертков и Карэн Бадалов. Умру я скоро – Источник TV-Kultura

Пожалуйста, обратите внимание еще и на нашу обычную доску. Вы готовили дома анализ стихотворений Н.А.Некрасова. Но, прежде чем приступить к работе над произведениями, давайте обратим внимание на сегодняшние эпиграфы.

 «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…» «Я лиру посвятил народу своему…» «Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный?»

Как вы считаете, как может быть связаны видеоролик, ваши домашние произведения и сегодняшние эпиграфы?

Прогнозируемый ответ: Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…» Эту мысль Некрасов по-разному: повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить Родину и желать ей счастья – значит ненавидеть всё, что её позорит. Нелёгкую жизнь довелось прожить Некрасову, труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия.

Да, ребята, вы правы. Я хочу вам прочитать еще несколько строк Некрасова, которые доказывают ваши мысли.

В нашей улице жизнь трудовая;
Начинают ни свет ни заря

Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!..
Всё сливается, стонет, гудёт,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
(«О погоде», 1859 г.)

3. Постановка проблемы

Итак, мы сейчас услышали несколько произведений, обсудили эпиграфы. Скажите, можете ли вы заметить какую-то общую направленность во всей русской литературе, которая проявляется в том числе в лирике Некрасова?

Прогнозируемый ответ: Некрасов активно развивает тему народа в гражданской лирике, как делали Пушкин, Лермонтов…

Обратите, пожалуйста, внимание на следующую таблицу. Какую закономерность вы наблюдаете?

А.С.Пушкин

 М.Ю.Лермонтов

 Н.А.Некрасов

1. Общественно-политическая (вольнолюбивая) «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь»

1. Мотивы вольности и гордого одиночества. «Листок», «Молитва», «Как часто пёстрою толпою окружен…»

1. Тема общественного деятеля. «В.Г. Белинский», «Памяти приятеля», «Медвежья охота», «Чернышевский»

2. Философская «Вновь я посетил…»

2. Тема Родины. «Люблю отчизну я...»

2. О народе, о родине. «Родина»

3. Любовная. «Я Вас любил…», «А.П.Керн»

3. О любви. «К.Н.И…», «Я видел тень блаженства…»

3. Женская тема. Любовь. «Верь надежде», «Зачем…»

4. Тема поэта и поэзии «Поэт», «Поэт и толпа», «Пророк», «Памятник»

4. «Пророк», «Журналист, Читатель и Писатель»

4. «Поэту», «Поэт и Гражданин», «Муза», «Элегия»

Прогнозируемый ответ: Некрасов следовал традициям Пушкина и Лермонтова. В этом его преемственность.

Итак, как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? Какие темы поднимем?

Прогнозируемый ответ: Темы лирики Некрасова, мотивы, основные сюжеты.

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Давайте послушаем подготовленное дома сообщение о биографии Некрасова. (Выступление учащегося). Что вы узнали из биографии?

Прогнозируемый ответ: краткий вывод из биографии о сложности жизненного пути, о предпосылках к творчеству на тему народной жизни из среды, в которой существовал поэт, о развитии творческого мироощущения поэта-защитника народа.

Когда, кем, кому, и по какому поводу были произнесены слова нашего эпиграфа: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!»

Прогнозируемый ответ: это были слова Белинского – критика, который понял и оценил автора.

Наша задача с вами сегодня – проанализировать произведения автора. Начнем со стихотворения «В дороге».

— Скучно? скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи,-

Буду, братец, за все благодарен.

«Самому мне невесело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

На варгане играть и читать —

Всем дворянским манерам и штукам.

Одевалась не то, что у нас

На селе сарафанницы наши,

А, примерно представить, в атлас;

Ела вдоволь и меду и каши.

Вид вальяжный имела такой,

Хоть бы барыне, слышь ты, природной,

И не то что наш брат крепостной,

Тоись, сватался к ней благородный

(Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Баит кучер, Иваныч Торопка),-

Да, знать, счастья ей бог не судил:

Не нужна-ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,

Да и в Питер… А справивши свадьбу,

Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,

Захворал и на Троицу в ночь

Отдал богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу…

Через месяц приехал зятек —

Перебрал по ревизии души

И с запашки ссадил на оброк,

А потом добрался и до Груши.

Знать, она согрубила ему

В чем-нибудь али напросто тесно

Вместе жить показалось в дому,

Понимаешь-ста, нам неизвестно,-

Воротил он ее на село —

Знай-де место свое ты, мужичка!

Взвыла девка — крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись… посадили

На тягло — да на ней и женили…

Тоись, сколько я нажил хлопот!

Вид такой, понимаешь, суровый…

Ни косить, ни ходить за коровой!..

Грех сказать, чтоб ленива была,

Да, вишь, дело в руках не спорилось!

Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла — становилось

Инда жалко подчас… да куды!-

Не утешишь ее и обновкой:

То натерли ей ногу коты,

То, слышь, ей в сарафане неловко.

При чужих и туда и сюда,

А украдкой ревет, как шальная…

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит

Да читает какую-то книжку…

Инда страх меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она и сынишку:

Учит грамоте, моет, стрижет,

Словно барченка, каждый день чешет,

Бить не бьет — бить и мне не дает…

Да недолго пострела потешит!

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна —

Чай, свалим через месяц в могилу…

А с чего?.. Видит бог, не томил

Я ее безустанной работой…

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой…

А, слышь, бить — так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку…»

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..

Расскажите историю создания стихотворения.

Прогнозируемый ответ: стихотворение «В дороге» написано в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Спасибо. Мне бы хотелось узнать, как вы считаете, в каком направлении написано произведение?

Прогнозируемый ответ: стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

А каков сюжет произведения и его основная бытовая проблема?

Прогнозируемый ответ: сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Он видит, что Груша – другая. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил.

А как вы думаете, почему рассказчик остановил ямщика? Это как-то связанно с основной мыслью стихотворения?

Прогнозируемый ответ: основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена.

Итак, какова тема и идея произведения?

Прогнозируемый ответ: тема – несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе. Идея стихотворения антикрепостническая.

А как вы думаете, есть ли образы и тропы, передают ли они речь ямщика реалистически и как вообще речь помогает выразить тему?

Прогнозируемый ответ: реалистичной речь ямщика делают просторечия: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет. Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична. Во фразе «Разогнал ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней. В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет – высшая крестьянская похвала бабёнка лихая. Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

Итак, продолжаем анализ стихотворений Некрасова через произведение «Огородник».

Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,

Не лежал я во рву в непроглядную ночь,-

Я свой век загубил за девицу-красу,

За девицу-красу, за дворянскую дочь.

Я в немецком саду работал по весне,

Вот однажды сгребаю сучки да пою,

Глядь, хозяйская дочка стоит в стороне,

Смотрит в оба да слушает песню мою.

По торговым селам, по большим городам

Я недаром живал, огородник лихой,

Раскрасавиц девиц насмотрелся я там,

А такой не видал, да и нету другой.

Черноброва, статна, словно сахар бела!..

Стало жутко, я песни своей не допел.

А она – ничего, постояла, прошла,

Оглянулась: за ней как шальной я глядел.

Я слыхал на селе от своих молодиц,

Что и сам я пригож, не уродом рожден,-

Словно сокол гляжу, круглолиц,

белолиц,

У меня ль, молодца, кудри - чесаный лен...

Разыгралась душа на часок, на другой...

Да как глянул я вдруг на хоромы ее –

Посвистал и махнул молодецкой рукой,

Да скорей за мужицкое дело свое!

А частенько она приходила с тех пор

Погулять, посмотреть на работу мою

И смеялась со мной и вела разговор:

Отчего приуныл? что давно не пою?

Я кудрями тряхну, ничего не скажу,

Только буйную голову свешу на грудь...

"Дай-ка яблоньку я за тебя посажу,

Ты устал, – чай, пора уж тебе отдохнуть".

– Ну, пожалуй, изволь, госпожа, поучись,

Пособи мужику, поработай часок. –

Да как заступ брала у меня, смеючись,

Увидала на правой руке перстенек...

Очи стали темней непогодного дня,

На губах, на щеках разыгралася кровь.

– Что с тобой, госпожа? Отчего на меня

Неприветно глядишь, хмуришь черную бровь?

"От кого у тебя перстенек золотой?"

– Скоро старость придет, коли будешь всё знать

"Дай-ка я погляжу, несговорный какой!" –

И за палец меня белой рученькой хвать!

Потемнело в глазах, душу кинуло в дрожь,

Я давал – не давал золотой перстенек...

Я вдруг вспомнил опять, что и сам я пригож,

Да не знаю уж как – в щеку девицу чмок!..

Много с ней скоротал невозвратных ночей

Огородник лихой... В ясны очи глядел,

Расплетал, заплетал русу косыньку ей,

Целовал-миловал, песни волжские пел.

Мигом лето прошло, ночи стали свежей,

А под утро мороз под ногами хрустит.

Вот однажды, как я крался в горенку к ней,

Кто-то цап за плечо: "Держи вора!" - кричит.

Со стыдом молодца на допрос привели,

Я стоял да молчал, говорить не хотел...

И красу с головы острой бритвой снесли,

И железный убор на ногах зазвенел.

Постегали плетьми, и уводят дружка

От родной стороны и от лапушки прочь

На печаль и страду!.. Знать, любить не рука

Мужику-вахлаку да дворянскую дочь! 

Какую тему раскрывает это произведение? Какова его идея?

Прогнозируемый ответ: главной темой произведения становится социальное неравенство, которое препятствует влюбленным быть вместе. Идея стихотворения заключается в том, чтобы показать, что юноша и девушка из разных сословий не имеют возможности открыто встречаться из-за сложившегося социального строя, ведь такие отношения считались противозаконными. Также автор хочет показать, что простой русский «мужик-вахлак» обладает такими качествами, как порядочность и благородство.

Скажите, пожалуйста, какие средства выразительности позволяют вам поверить в то, что вы слышите любовную исповедь?

Прогнозируемый ответ: Устаревшие слова, передающие речь простого русского человека, а также элементы фольклора делают стихотворение похожим на сказку, но, к сожалению, с грустным финалом. Благодаря стихотворному размеру складывается впечатление, что лирический герой рассказывает свою историю так взволнованно, что у него даже перехватывает дыхание, но он продолжает повествование. Многоточия и восклицательные знаки усиливают эмоциональную окраску и придают стихотворению большую выразительность. Уже в первой строфе слова «я свой век загубил» дают читателю понять, что он услышит печальную историю любви, из-за которой оказалась сломанной жизнь лирического героя. Поэт применяет постоянные фольклорные эпитеты «дремучий лес» и «девица-краса», придавая стихотворению эффект сказочности.

А какие именно строки помогают вам осознать идею стихотворения?

Прогнозируемый ответ: последние две – в них автор делает вывод, что не судьба «мужику-вахлаку» – простолюдину, любить «дворянскую дочь» – благородную девушку. Естественное любовное чувство между красивой молодой женщиной и мужчиной не может закончиться свадьбой. В социально-классовом обществе XIX века были разрешены только внутрисословные браки. С точки зрения общественной морали эта любовная связь преступна.

Таким образом, даже в стихотворении любовной тематики Н. А. Некрасов стремится подчеркнуть остроту назревших в обществе социальных проблем. Не случайно при публикации и при переиздании стихотворение сталкивалось с трудностями со стороны государственной цензуры. Среди простого народа стихотворение стало популярным и часто исполнялось как песня. Об этом свидетельствует тот факт, что произведение было включено в многочисленные народные песенники.

Приступим к следующему произведению: «Забытая деревня»

1

У бурмистра Власа бабушка Ненила

Починить избенку лесу попросила.

Отвечал: "Нет лесу, и не жди – не будет!"

– "Вот приедет барин – барин нас рассудит,

Барин сам увидит, что плоха избушка,

И велит дать лесу", – думает старушка.

2

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,

У крестьян землицы косячок изрядный

Оттягал, отрезал плутовским манером.

"Вот приедет барин: будет землемерам! –

Думают крестьяне. – Скажет барин слово –

И землицу нашу отдадут нам снова".

3

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,

Да перечит девке немец сердобольный,

Главный управитель."Погодим, Игнаша,

Вот приедет барин!" – говорит Наташа.

Малые, большие – дело чуть за спором –

"Вот приедет барин!" – повторяют хором...

4

Умерла Ненила; на чужой землице

У соседа-плута – урожай сторицей;

Прежние парнишки ходят бородаты,

Хлебопашец вольный угодил в солдаты,

И сама Наташа свадьбой уж не бредит...

Барина всё нету... барин всё не едет!

5

Наконец однажды середи дороги

Шестернею цугом показались дроги:

На дрогах высокий гроб стоит дубовый,

А в гробу-то барин; а за гробом – новый.

Старого отпели, новый слезы вытер,

Сел в свою карету – и уехал в Питер.

Знаете ли вы, как цензура отнеслась к этому стихотворению?

Прогнозируемый ответ: цензура усмотрела в стихотворении аллегорию: в образе старого барина увидели умершего в 1855 г. царя Николая І, новый барин – это Александр ІІ, а забытая деревня – вся Россия.

Однако, правы ли были критики в такой узкой трактовке?

Прогнозируемый ответ: нет, произведение следует понимать шире.Некрасов как поэт-реалист выбрал для эпических героев наиболее яркие, типичные образы крестьян. Бабушка Ненила – воплощение крестьянской нужды и тупого терпения, Наташа отражает тяжёлую судьбу крестьянской женщины, не принадлежащей себе и зависящей от прихоти управляющего, вольный хлебопашец Игнат забрит в солдаты из-за несовершенства законов, из-за взятки земля отнята у крестьян. Типичны также представители власти. Барин не только не вмешивается в проблемы и не интересуется ими, но и не помнит о своей деревне, в которой ему суждено только быть похороненным. Сердобольный немец главный управитель распоряжается судьбами крестьян по своему усмотрению. Бурмистр (сельский староста) думает о своей выгоде, а не о крестьянской, взяточник-чиновник подкуплен соседом-лихоимцем.

А как выражается тема стихотворения в каждой строфе?

Прогнозируемый ответ: в первых трёх строфах крестьяне надеются на то, что барин приедет в их деревню и поможет им в их бедах. В каждой строфе звучит рефрен: «Вот приедет барин». В четвёртой строфе описана деревня через большой промежуток времени. В этой строфе слышится разочарование, подчёркнутое рефреном: «Барин всё не едет». Пятая строфа отдалена во времени от предыдущей. Теперь барин не может решить не только те проблемы, которые за давностью лет не требуют решения, но и новые. А новый барин «вытер слёзы» и уехал из забытой деревни в Питер. Рефрен снова меняется: барин приехал в гробу, умерла даже надежда на изменения. Тема стихотворения отражена даже в названии: забытая деревня, оставленные помещиком и зависимые от него крестьяне, жизнь которых проходит в несбывшемся ожидании.

Итак, какова основная идея «Забытой деревни»?

Прогнозируемый ответ: основная мысль – развенчание мифа о добром барине, на которого можно надеяться. Жизнь крепостного крестьянина неинтересна помещику. Если обобщить, крестьянам нельзя надеяться на помощь свыше. Даже сам барин как существо, недоступное крестьянам, не описан, а описывается только его гроб (высокий, дубовый).

Идея стихотворения близка к идее древнегреческой трагедии: жизнь человека полностью зависит от воли богов, он не в силах изменить ни обстоятельства, ни собственную жизнь, может только покориться. Можете доказать эту мысль текстом?

Прогнозируемый ответ: рефрен первых трёх строф звучит как реплики героев трагедии, надеющихся на помощь высших сил (барина). В третьей строфе крестьяне объединяются в хор, который указывает на всемогущество судьбы (барина). В четвёртой строфе герои и хор теряют надежду, а в пятой происходит невиданное в древнегреческой трагедии: смерть не героя, а бога. Таким образом, Некрасов показывает трагедию человека, судьбой которого ничто не управляет, мир мёртвых богов. Забвение – худшее наказание для человека.

Мы переходим к анализу стихотворения «Поэт и гражданин»

Гражданин

(входит)

Опять один, опять суров,

Лежит — и ничего не пишет.

Поэт

Прибавь: хандрит и еле дышит —

И будет мой портрет готов.

Гражданин

Хорош портрет! Ни благородства,

Ни красоты в нем нет, поверь,

А просто пошлое юродство.

Лежать умеет дикий зверь…

Поэт

Так что же?

Гражданин

Да глядеть обидно.

Поэт

Ну, так уйди.

Гражданин

Послушай: стыдно!

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Поэт

Положим, я такая редкость,

Но нужно прежде дело дать.

Гражданин

Вот новость! Ты имеешь дело,

Ты только временно уснул,

Проснись: громи пороки смело…

Поэт

А! знаю: «Вишь, куда метнул!»

Но я обстрелянная птица.

Жаль, нет охоты говорить.

(берет книгу)

Спаситель Пушкин! — Вот страница:

Прочти и перестань корить!

Гражданин

(читает)

«Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв».

Поэт

(с восторгом)

Неподражаемые звуки!..

Когда бы с Музою моей

Я был немного поумней,

Клянусь, пера бы не взял в руки!

Гражданин

Да, звуки чудные… ура!

Так поразительна их сила,

Что даже сонная хандра

С души поэта соскочила.

Душевно радуюсь — пора!

И я восторг твой разделяю,

Но, признаюсь, твои стихи

Живее к сердцу принимаю.

Поэт

Не говори же чепухи!

Ты рьяный чтец, но критик дикий.

Так я, по-твоему, — великий,

Повыше Пушкина поэт?

Скажи пожалуйста?!.

Гражданин

Ну, нет!

Твои поэмы бестолковы,

Твои элегии не новы,

Сатиры чужды красоты,

Неблагородны и обидны,

Твой стих тягуч. Заметен ты,

Но так без солнца звезды видны.

В ночи, которую теперь

Мы доживаем боязливо,

Когда свободно рыщет зверь,

А человек бредет пугливо, —

Ты твердо светоч свой держал,

Но небу было неугодно,

Чтоб он под бурей запылал,

Путь освещая всенародно;

Дрожащей искрою впотьмах

Он чуть горел, мигал, метался.

Моли, чтоб солнца он дождался

И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Гроза молчит, с волной бездонной

В сияньи спорят небеса,

И ветер ласковый и сонный

Едва колеблет паруса, —

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твердая земля.

Но гром ударил: буря стонет,

И снасти рвет, и мачту клонит, —

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пес — и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет…

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновленной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Одни — стяжатели и воры,

Другие — сладкие певцы,

А третьи… третьи — мудрецы:

Их назначенье — разговоры.

Свою особу оградя,

Они бездействуют, твердя:

«Неисправимо наше племя,

Мы даром гибнуть не хотим,

Мы ждем: авось поможет время,

И горды тем, что не вредим!»

Хитро скрывает ум надменный

Себялюбивые мечты,

Но… брат мой! кто бы ни был ты,

Не верь сей логике презренной!

Страшись их участь разделить,

Богатых словом, делом бедных,

И не иди во стан безвредных,

Когда полезным можешь быть!

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой,

Ему нет горше укоризны…

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди, и гибни безупречно.

Умрешь не даром, дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

А ты, поэт! избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что не имущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Не верь, чтоб вовсе пали люди;

Не умер бог в душе людей,

И вопль из верующей груди

Всегда доступен будет ей!

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви;

И если ты богат дарами,

Их выставлять не хлопочи:

В твоем труде заблещут сами

Их животворные лучи.

Взгляни: в осколки твердый камень

Убогий труженик дробит,

А из-под молота летит

И брызжет сам собою пламень!

Поэт

Ты кончил?.. чуть я не уснул.

Куда нам до таких воззрений!

Ты слишком далеко шагнул.

Учить других — потребен гений,

Потребна сильная душа,

А мы с своей душой ленивой,

Самолюбивой и пугливой,

Не стоим медного гроша.

Спеша известности добиться,

Боимся мы с дороги сбиться

И тропкой торною идем,

А если в сторону свернем —

Пропали, хоть беги со света!

Куда жалка ты, роль поэта!

Блажен безмолвный гражданин:

Он, музам чуждый с колыбели,

Своих поступков господин,

Ведет их к благородной цели,

И труд его успешен, спор…

Гражданин

Не очень лестный приговор.

Но твой ли он? тобой ли сказан?

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Но где ж они? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Не предводитель, не плантатор,

Кто гражданин страны родной?

Где ты, откликнись? Нет ответа.

И даже чужд душе поэта

Его могучий идеал!

Но если есть он между нами,

Какими плачет он слезами!!.

Ему тяжелый жребий пал,

Но доли лучшей он не просит:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

. . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . .

Гроза шумит и к бездне гонит

Свободы шаткую ладью,

Поэт клянет или хоть стонет,

А гражданин молчит и клонит

Под иго голову свою.

Когда же… Но молчу. Хоть мало,

И среди нас судьба являла

Достойных граждан… Знаешь ты

Их участь?.. Преклони колени!..

Лентяй! смешны твои мечты

И легкомысленные пени!

В твоем сравненье смыслу нет.

Вот слово правды беспристрастной:

Блажен болтающий поэт,

И жалок гражданин безгласный!

Поэт

Не мудрено того добить,

Кого уж добивать не надо.

Ты прав: поэту легче жить —

В свободном слове есть отрада.

Но был ли я причастен ей?

Ах, в годы юности моей,

Печальной, бескорыстной, трудной,

Короче — очень безрассудной, —

Куда ретив был мой Пегас!

Не розы — я вплетал крапиву

В его размашистую гриву

И гордо покидал Парнас.

Без отвращенья, без боязни

Я шел в тюрьму и к месту казни,

В суды, в больницы я входил.

Не повторю, что там я видел…

Клянусь, я честно ненавидел!

Клянусь, я искренно любил!

И что ж?.. мои послышав звуки,

Сочли их черной клеветой;

Пришлось сложить смиренно руки

Иль поплатиться головой…

Что было делать? Безрассудно

Винить людей, винить судьбу.

Когда б я видел хоть борьбу,

Бороться стал бы, как ни трудно,

Но… гибнуть, гибнуть… и когда?

Мне было двадцать лет тогда!

Лукаво жизнь вперед манила,

Как моря вольные струи,

И ласково любовь сулила

Мне блага лучшие свои —

Душа пугливо отступила…

Но сколько б не было причин,

Я горькой правды не скрываю

И робко голову склоняю

При слове: честный гражданин.

Тот роковой, напрасный пламень

Доныне сожигает грудь,

И рад я, если кто-нибудь

В меня с презреньем бросит камень.

Бедняк! и из чего попрал

Ты долг священный человека?

Какую подать с жизни взял

Ты — сын больной больного века?..

Когда бы знали жизнь мою,

Мою любовь, мои волненья…

Угрюм и полон озлобленья,

У двери гроба я стою…

Ах! песнею моей прощальной

Та песня первая была!

Склонила Муза лик печальный

И, тихо зарыдав, ушла.

С тех пор не часты были встречи:

Украдкой, бледная, придет

И шепчет пламенные речи,

И песни гордые поет.

Зовет то в города, то в степи,

Заветным умыслом полна,

Но загремят внезапно цепи —

И мигом скроется она.

Не вовсе я ее чуждался,

Но как боялся! как боялся!

Когда мой ближний утопал

В волнах существенного горя —

То гром небес, то ярость моря

Я добродушно воспевал.

Бичуя маленьких воришек

Для удовольствия больших,

Дивил я дерзостью мальчишек

И похвалой гордился их.

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна.

Теперь напрасно к ней взываю —

Увы! сокрылась навсегда.

Как свет, я сам ее не знаю

И не узнаю никогда.

О Муза, гостьею случайной

Являлась ты моей душе?

Иль песен дар необычайный

Судьба предназначала ей?

Увы! кто знает? рок суровый

Всё скрыл в глубокой темноте.

Но шел один венок терновый

К твоей угрюмой красоте…

Итак, начнем снова с истории создания.

Прогнозируемый ответ: стихотворение было написано в 1856 г. и включено в изданный в 1956 г. сборник. Поскольку к тому времени сборник стихотворений 1856 г. уже прошёл цензурную проверку, Некрасов ввёл стихотворение «Поэт и Гражданин» в качестве предисловия, оно напечатано более крупным шрифтом. В журнале «Современник» №11 за 1856 г. в рецензии Чернышевского на сборник Некрасова были полностью приведены три стихотворения, среди них – «Поэт и Гражданин». Стихотворение подверглось цензурным нападкам и в следующем издании 1861 г. было напечатано в искажённом виде.

Какую проблему ставит стихотворение?

Прогнозируемый ответ: должна ли лирика всегда проявлять гражданскую позицию автора.

А как форма стихотворения служит отображению проблемы?

Прогнозируемый ответ: стихотворение написано в форме диалога. Это отсылает читателя к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа», с которым полемизирует Некрасов. Кроме того, диалог между Поэтом и Гражданином проявляет конфликт, являющийся конфликтом между двумя жизненными позициями, активной и пассивной (внешний), и конфликтом в сознании 35-летнего Некрасова, избирающего свой путь поэта (внутренний). Это стихотворение – манифест, которым Некрасов заявляет о своей жизненной позиции.

Правильно. А какие образы в произведении ключевые? Сравните их и образы произведения Пушкина.

Прогнозируемый ответ: в образе Гражданина отражены взгляды революционных демократов: самого Некрасова, Чернышевского, Белинского. С другой стороны, с поэтом Некрасов тоже отождествляет себя. Поэт пассивен: один, суров, лежит, хандрит. Гражданин подобен совести человека, не дающей жить для себя. Он указывает на лучшие черты характера Поэта, которые тот в себе заглушает: чувство долга, сердечная прямота, дарованье, сила, меткость. Гражданин призывает проснуться (метафора), смело громить пороки. Поэт пытается оправдаться Пушкиным, цитируя жизненное кредо Поэта из стихотворения «Поэт и толпа». Но акценты в стихотворении Пушкина несколько иные: конфликт между прагматическим типом сознания и возвышенно-поэтическим. Пушкин этого конфликта не решает. У Некрасова же побеждает Гражданин – носитель активной жизненной позиции (безотносительно к тому, полезна ли она, выгодна ли).

А каково жизненное кредо Гражданина?

Прогнозируемый ответ: если Пушкин – солнце, то Поэт – свет факела. Но и тусклый свет разгоняет мрак ночи. Гражданин возвещает: как сын не может смотреть на горе матери, так достойный гражданин должен идти в огонь за честь отчизны, убежденья, любовь (художественный параллелизм). То есть лучшее исполнение гражданского долга – смерть за дело: «Умрёшь не даром, дело прочно, когда под ним струится кровь». Эти слова вызвали нападки цензуры, которая усматривала призыв к политической борьбе. Гражданин называет поэта избранником неба (пушкинская характеристика), глашатаем вековых истин. Гражданин призывает служить народу: «Будь гражданин! Служа искусству, для блага ближнего живи». По мере служения дар поэта проявится сам, подобно искрам из-под молота. Но гражданская позиция как внутреннее состояние человека должна быть у каждого. Внешний статус (поэт, купец, кадет, мещанин, чиновник, дворянин, сенатор, герой, предводитель) становится несущественным.

А какова трагедия поэта?

Прогнозируемый ответ: в 20 лет он проявлял свою гражданскую позицию, но «душа пугливо отступила», боясь обвинений в клевете. Поэт раскаивается в своей измене гражданскому долгу, священному долгу человека, а себя называет больным сыном больного века.

Итак, если обобщить, каковы тема и основная мысль стихотворения?

Прогнозируемый ответ: тема– определение роли поэта и поэзии. Для Некрасова эта роль связана с твёрдой гражданской позицией. Основная мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Поэт должен служить талантом народу и отечеству.

И последнее стихотворение на сегодня – «Элегия» (просмотр видео Вениамин смехов. Элегия (отрывок). Источник TV-Kultura).

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна.

Не верьте, юноши! не стареет она.

О, если бы ее могли состарить годы!

Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Толпе напоминать, что бедствует народ

В то время, как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира –

Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Я видел красный день: в России нет раба!

И слезы сладкие я пролил в умиленьи…

«Довольно ликовать в наивном увлеченьи, –

Шепнула Муза мне. – Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,

Старик ли медленный шагает за сохою,

Бежит ли по лугу, играя и свистя,

С отцовским завтраком довольное дитя,

Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы –

Ответа я ищу на тайные вопросы,

Кипящие в уме: «В последние года

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену

Свобода, наконец, внесла ли перемену

В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме,

Недавних, тайных дум живое воплощенье:

На сельские труды зову благословенье:

Народному врагу проклятие сулю,

А другу у небес могущества молю,

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,

И лес откликнулся… Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта,

Увы! не внемлет он – и не дает ответа…

По какому историческому поводу написано это стихотворение?

Прогнозируемый ответ: написанное в 1874 г., стихотворение было протестом поэта против постоянной и несправедливой критики в свою сторону. Некрасов описывает жизнь и страдания народа, который продолжает бедствовать даже после получения свободы, в связи с проведенными реформами и отменой крепостного права.

А как это раскрывается в тексте произведения?

Прогнозируемый ответ: в начале Некрасов обращается к неизвестному оппоненту, убеждая его в том, что реформа практически не улучшила жизнь людей. Во фразу «народ освобожден, но счастлив ли народ?» писатель вкладывает горечь, которая гложет его. Напущенное благополучие, убеждение, что человек сам себе хозяин, что он может вольно работать на поле – все это не вводят в заблуждение поэта. Он видит, что большинство людей обречено прожить всю жизнь, зарабатывая гроши тяжкой работой. Лишь единицы могут получить образование и подняться. Поэт считает, что его долг и предназначение – это привлечь внимание "сильных мира сего" на ничтожную жизнь бедных людей, на их убогое прозябание и безысходность в жизни. В конце автор отмечает, что не уверен и точно не знает, как живется его народу. Многие не знают, как можно вольно жить, они растеряны и часто дают возможность воспользоваться своей слабостью.

Проанализируйте средства выразительности в этом произведении.

Прогнозируемый ответ: преобладают в стихотворении метафоры: «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма». Дополняется монолог эпитетами – «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» и сравнением – «влачатся в нищете…, как тощие стада». Передать смешанные чувства лирического «Я» позволяет оксюморон «слезы сладкие». В наборе художественных средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.

5. Первичное закрепление нового материала.

Проанализировав произведения, каким вы увидели Некрасова?

Прогнозируемый ответ: он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремлённый художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он поэт и человек, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба народа, его пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.

Опишите, какой вы видите некрасовскую музу.

Прогнозируемый ответ: она страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. (

Сделайте вывод о становлении Некрасова как великого поэта-классика русской литературы.

Прогнозируемый ответ: становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу, совместной работе с революционерами-разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

Давайте сформулируем основные черты лирики Некрасова-новатора. Поработайте в тетрадях, затем мы запишем общую таблицу из всех наиболее удачных предложений:

1

Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

2

Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях.

3

Новые герои вносят в стихи и новую роль – подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».

4

Интонация живой речи влияет и на характер стиха, его ритмику, передающую разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

5

Для Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и его героев сливаются.

6

Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна; отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений, проникнута гражданственностью.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Что мы узнали сегодня на уроке?

Прогнозируемый ответ: мы увидели, насколько широка и многогранна была поэзия великого поэта, и в каждом стихотворении перечисленных направлений звучат мотивы огромной любви к родине, боль и гнев, протест против эксплуатации.

А чему научились?

Прогнозируемый ответ: во-первых, лучше стали анализировать произведения. Во-вторых, вслед за Некрасовым, научились сопереживать народу.

Я предлагаю вам мысленно ответить на вопрос: «Что бы я взял для себя у Некрасова?» Вы можете также по желанию оформить ваши размышления письменно на дополнительную оценку.

Вашим домашним заданием будет:

  1. Знать материал урока.
  2. Читать и анализировать поэму «Кому на Руси жить хорошо»
  3. Выучить стихотворение «Памяти Добролюбова», сделать его обзорный анализ.
  4. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». 

Оценки за урок получают… Согласны ли вы со своими оценками? Что у вас не получилось сегодня? (ответы учащихся).

Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным  «от...

Презентация "Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова"

В презентации кратко освещены центральные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова....

Открытый урок "Тема детства в лирике Н.А. Некрасова"

Данный урок составлен для учеников 6 классов. Работали над содержанием стихотворений "Школьник", "Крестьянские дети" и другими произведениями великого русского поэта....

Практическая работа по теме «Жанровое своеобразие лирики Н.А. Некрасова»

Цель:- ознакомить обучающихся с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием;- совершенствовать навыки анализа  поэтического текста....

Темы и мотивы лирики Н.А. Некрасова

В презентации раскрываются особенности лирики великого русского поэта Н.А.Некрасова...

Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова

Презентация к уроку "Лирика Н.А.Некрасова"...

Сообщение на тему " Основные темы и мотивы лирики К.Бальмонта"

Сообщение по литературе в котором освещаяются основные темы и мотивы лирики поэта Серебряного века К.Бальмонта...