Работа с текстом на уроках словесности
опыты и эксперименты по литературе (10 класс)

Баукова Инна Георгиевна

Работа с текстом  - дело весьма сложное, а работа со стихотворным текстом тем более.  Далеко не каждый ребенок способен уловить настроение, ритм, музыку текста, понять созданные автором образы. «Плоский» взгляд на произведение искусства, неумение вдумываться в слова и их сочетания, видеть объемность и красоту метафоры, понимать значение олицетворений, заметить тайные смыслы, прочитать «между строк» - все это «убивает» творение автора. Как научить ребят видеть больше, чем написано, слышать намеки, как научить образному мышлению? Нет однозначного ответа, нет рецепта, но одна из важных задач словесника – воспитание хорошего читательского вкуса и умения понимать «качество» слова. Для поэзии это особенно важно, потому что, по мысли А.Н.Островского, поэзия дает «формулу чувств», научает «самим чувствам» Поэзия помогает человеку, молодому или взрослому, ощутить всеобщность человеческого опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_na_urokah_slovesnosti.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом на уроках словесности.

Инна Георгиевна Баукова,

Учитель русского языка и литературы

Гимназии 155 Санкт-Петербурга

Работа с текстом - дело весьма сложное, а работа со стихотворным текстом тем более.  Далеко не каждый ребенок способен уловить настроение, ритм, музыку текста, понять созданные автором образы. «Плоский» взгляд на произведение искусства, неумение вдумываться в слова и их сочетания, видеть объемность и красоту метафоры, понимать значение олицетворений, заметить тайные смыслы, прочитать «между строк» - все это «убивает» творение автора. Как научить ребят видеть больше, чем написано, слышать намеки, как научить образному мышлению? Нет однозначного ответа, нет рецепта, но одна из важных задач словесника – воспитание хорошего читательского вкуса и умения понимать «качество» слова. Для поэзии это особенно важно, потому что, по мысли А.Н.Островского, поэзия дает «формулу чувств», научает «самим чувствам» Поэзия помогает человеку, молодому или взрослому, ощутить всеобщность человеческого опыта.

Человек проходит в своем развитии этапы читающего и продуцирующего человечества: сначала сказки, легенды, мифы, затем – героический эпос, потом – просто эпос. Человек, читающий стихи, начинает тоже с простых, часто сюжетных стихотворений. Сюжетные стихи – баллады.

Баллада – эпический жанр, это новелла в стихах, повествование о каком-либо событии, а событие непосредственным сознанием воспринимается легче, чем описание (пейзажная лирика) и размышление. Ученику проще представить это событие, сопоставить со своим небогатым  жизненным опытом. Картина разворачивающихся событий наполняется образами, ощущениями. Прочитав стихотворение раз, другой, третий, читатель проникается лироэпическим настроением.

Предлагаю познакомиться с двумя творческими работами – интерпретацией стихотворения В.Луговского «Мальчики играют на горе». Работы выполнены в разных жанрах, каждое по-своему заслуживает внимания. Эти работы – результат совместного прочтения поэтического текста, который каждый из учеников прочувствовал по-своему. Это попытка истолкования смыслов, вложенных в художественное произведение автором.  Важно, что художественный текст вызвал отклик, что родились определенные индивидуальные ассоциации, а значит, побежден «плоский» взгляд и есть у словесника надежда.

Страничка из дневника

(эссе по стихотворению В. Луговского «Мальчики играют на горе»)

Фёдор Полушкин,

учащийся 10Б класса

14 июня

Сегодня посетил наш старый дом, тот, что стоит на краю вересковой долины. Там почти ничего не изменилось со времени моего детства: все так же пахнет мёдом и проточной водой, в одичавшем саду кипят красным цветы. Дом, правда, обветшал, некогда белые обои дочерна стерлись временем, а вот витражи в кухне, похоже, вечны. Помню, как мальчиком стоял у этих окон на стуле и смотрел сквозь разноцветные стекла на пригорок, виднеющийся на западной окраине долины. Заметил, что отец оставил в письменном столе коробку с вещами. Когда открыл, нашел под ворохом фотоплёнки отцовский блокнот. Он записывал туда свои мысли, впечатления, рецепты походной кухни; туда же записывали ему пожелания близкие друзья. Полистав кремовые страницы, наткнулся на одно стихотворение. Его автором оказался Владимир Луговской. Я смутно помню дядю Володю: он часто проводил время с отцом.

Перечитывая стихотворение, вновь и вновь замечаю, как автор, рисуя картины детства всех поколений, использует эпитеты: «золотой туман», «в полынном серебре», «ясный простор».

Луговской щедро использует приём цветописи: «белым, розовым цветут сады», «на холме широком и зеленом»; природа для поэта – могучий хранитель воспоминаний о далеком детстве: «идет весна, охватив моря, сдвигая горы», и он обращается к ней – «опустись, туман, приляг, усни».

Не могу не обратить внимание на символику В.Луговского:

Мальчики играют на горе

Чистою весеннюю порою,

И над ними,

В облаках,

В заре

Кружится орёл –

собрат героя…

Не случайно автор дробит эти строки: прилет орла, как и приход весны, – символы юности, окончания детства, устремленности ввысь, к мечте – выше и выше.

Мальчики играют в лёгкой мгле.

Сотни тысяч лет они играют.

Умирают царства на земле –

Детство никогда не умирает.

Луговской уверяет читателя, что детство живёт в каждом поколении по-новому, и сколько бы ни отцветало цветов в саду, сколько бы ни погибало людей, детство всегда оберегает веру в добро, восхищается миром, природой, которая навечно сохраняет тепло наших шагов по земле. «Мальчики на горе» так же вечны, как и сама жизнь. Меняются их лица, их язык, привычки, но неизменными остаются мальчишеские игры в героев и мечты о подвигах.

Мальчики заводят на горе

Древние мальчишеские игры.

В лебеде, в полынном серебре

Блещут зноем маленькие икры.

Для Владимира Луговского важнее всего сохранить детское сердце, чистое, искреннее, способное видеть мир преображенным. Мне кажется, дяде Володе это удалось. А смог ли я так?

Осталось ли во мне хоть что-то от того мальчика, который играл с друзьями на пригорке в лапту среди сладкого вереска? Где же моё детство, когда самым главным было следование правилам игры: не жульничать, не обманывать, не «пятнать» лежачего? Помню, как мы были чисты душой, как использовали мою собаку в качестве почтальона – писали записки девушке в белом платье, не зная её имени. Сегодня утром меня встретил сын той собаки. Так похож был на мать, что на душе пряно стало, хоть снова записки пиши. Но золотой туман полей уже усыпил мою отцветшую юность – я давно, кажется, забыл вкус детства… Старый блокнот отца… Стихи дяди Володи… Как вовремя они попались мне на глаза, заставили заглянуть в сердце.

 Время идет, но мечтается, что, возможно, и мои собственные дети будут играть на той горе. И ветер, и вода, и солнце – хранители времени- будут приглядывать за ними, когда они будут «заводить на горе древние мальчишеские игры».

 Истолкование стихотворения Владимира Луговского

 «Мальчики играют на горе»

Анна Зайка,

ученица 10 класса

Случаются порой удивительные встречи, не правда ли? Одни остаются в памяти, изменяют образ мыслей, другие пробуждают фантазию, а от иных остается какое-то трогательное и светлое чувство. Мне нравятся такие встречи. Они волнуют, заставляют размышлять. Так случилось и со стихотворением Владимира Луговского «Мальчики играют на горе». Прочитала и неожиданно почувствовала какое-то необозримое пространство вокруг себя, высоту неба, красоту земли, где «сотни тысяч лет» протекают своим чередом годы, где «золотой туман ползет по склонам» и «белым, розовым цветут» весной сады, где рождаются дети, чтобы продолжалась жизнь.

И представился старый дом на краю вересковой долины. Мимо пролетают ветры, ударяются в его стены, приносят вести издалека. Дом, правда, обветшал от времени, … Подумалось, что непременно жил в этом доме малыш, стоял у оконца, смотрел на пригорок, где соседские мальчики, босоногие, смешливые и серьезные, заводили каждый день «древние мальчишеские игры»…

Перечитываю стихотворение и задумываюсь, о чем говорит со мной автор, о чем думает его лирический герой? Пожалуй, о бесконечности и мудрости жизни, которой не должно быть конца. О детстве, которое и должно быть залогом этой бесконечности, связи поколений. Используя эпитеты – «золотой туман», «в полынном серебре», «ясный простор», - Луговской щедро дополняет картину приемом цветописи: «белым, розовым цветут сады», «на холме… зелёном». Природа для поэта – живой свидетель связи времен, могучий хранитель воспоминаний о далёком детстве – «идёт весна, охватив моря, сдвигая горы». Впечатляет и символика Луговского:

Мальчики играют на горе
Чистою весеннею порою,
И над ними,
в облаках,
в заре
Кружится орел —
собрат героя.

Не случайно автор дробит эти строки: автор позволяет понять читателю глубину символов -  полёт орла, приход весны – это высокие мечты юности, которые уводят от порога родного дома мальчиков в большую и сложную жизнь. Мальчики – это, пожалуй, главный символический образ стихотворения, ведь они «сотни тысяч лет играют» неизменно:

Умирают царства на земле —
Детство никогда не умирает.

Лирический герой Луговского убеждает читателя: детство охраняет на земле каждого из нас, давая каждому новому поколению «мальчиков» уверенность в том, что «смерти нет», что «вода пахнет холодком и парусами», что их ждут дали, для покорения которых им дано «мужество» и «ясный простор».

Для лирического героя Владимира Луговского важно сохранить своё детское сердце и способность видеть мир чистым и красивым.  

Мальчики заводят на горе
Древние мальчишеские игры.
В лебеде, в полынном серебре
Блещут зноем маленькие икры…

Как просто, но как емко и мудро!  «Золотой туман полей», вкус детства, время, растянувшееся на века...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

Лингвопоэтический анализ художественного текста на уроках словесности на примере стихотворения Б.Л.Пастернака "Рождественская звезда"

Изучение родного языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – ведущий принцип лингвокультурологической концепции обучения языку, предполагающей не только лингвистическую, языковую и коммун...

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Работа с текстом на уроке английского языка (текст с заданиями)

Работа с текстом на уроке английского языка в 7 классе (To kill or not to kill)...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с текстом на уроках немецкого языка"

В данной работе представлен опыт использования на уроках немецкого языка аутентичных песенных и  стихотворных текстов....

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Диалог с поэтическим текстом на уроке словесности (из опыта работы)

Организация познавательной деятельности - основная задача учителя.Интерес - первичный элемент познания. Познавательный интерес, как ивсякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и...