Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по литературе (5 класс)

Цыпцына Светлана Александровна

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fgos_chtenie.docx52.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

                       

ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

«ЧТЕНИЕ

(литературное чтение)»

Образовательная область

 «Язык и речевая практика»

5-9 классы

ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Программа учебного предмета «ЧТЕНИЕ» разработана  в соответствии со следующими  нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);
  • Устав ГКОУКО «Троицкая школа-интернат»;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУКО «Троицкая школа-интернат».

1.ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Цели:

  • развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения  и понимание, осмысление  и пересказ содержания художественных произведений;
  • продолжение воспитания потребности в самостоятельном чтении произведений;
  • продолжение совершенствования культуры речи и развития устной речи.

Задачи:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству,
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

      С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

      В 5 -6 классах  ведётся работа по объяснительному чтению, которое является  продолжением предыдущего этапа и представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у обучающихся совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа обеспечивается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы («Что такое хорошо?», «Дружная семья», «Наша Родина» и др.). Такое расположение материала дает возможность опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей. Таким образом,  начиная  с 5-го класса программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

      Начиная с 7 класса, обучающиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению для 8-9 класса предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков  чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Обучающиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

      Внеклассное чтение (проводится раз в месяц). Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у детей: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.

      Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.

3.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана ГКОУКО «Троицкая школа-интернат».

        На изучение предмета «Чтение» отводится:

  • в 5 классе 132 часа, 33 учебные недели,
  • в 6 классе 132 часа, 33 учебные недели,
  • в 7 классе 132 часа, 33 учебные недели,
  • в 8 классе 132 часа,  33 учебные недели,
  • в 9 классе  132 часа, 33 учебные недели.

4.ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

        Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. 

        В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

        Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

        Личностные результаты:

  1. Способность инициировать и поддерживать  коммуникацию со  взрослыми и сверстниками; способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации.
  2. Знание и уважительное отношение к Государственным символам России; понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание; понимание ценности семьи, формирование чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; любовь к своему краю, к своей малой родине, месту проживания.
  3. Способность идти на компромисс; проявление терпимости к людям иной национальности.
  4. Умение адекватно оценивать  свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я могу»); сознательное  и ответственное   отношение к  личной безопасности  (что можно – что нельзя); владение навыками самообслуживания.
  5. Принятие и следование общественным и групповым нормам жизнедеятельности; способность следовать усвоенным нормам при изменении условий жизнедеятельности (переход в другой класс, школу, переезд и т.д.).
  6. Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью  и социальным статусом собеседника; умение корректно привлечь к себе внимание.
  7.  Наличие положительной учебной мотивации; ответственное отношение к учению (выполнение всех требований, предъявляемых к ученикам).
  8. Желание и умение выражать себя в доступных видах творчества; способность проявлять интерес к чтению, произведениям искусства; стремление к опрятному внешнему виду; способность ценить красоту природы, труда и творчества.
  9. Стремление к соблюдению морально-этических  норм (соответственно возрасту), проявление добра, умение сопереживать и чувствовать боль других людей.
  10. Ценностное отношение к своему здоровью, безопасности  и здоровью  близких людей; наличие навыков безопасного экологически грамотного нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в процессе трудовой деятельности.

        Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

        ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

        Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

        В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательное учреждение может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D общеобразовательной программы.

        Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Минимальный  и  достаточный  уровни  усвоения  предметных  результатов  

на конец школьного обучения (IX класс): 

Минимальный уровень:

правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);

определение темы произведения (под руководством учителя);

ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;

участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;

пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);

выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;

установление последовательности событий в произведении;

определение главных героев текста;

составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;

нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;

заучивание стихотворений наизусть (7-9);

самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

Достаточный уровень:

правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;

ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);

определение темы художественного произведения;

определение основной мысли произведения (с помощью учителя);

самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;

формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);

различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;

определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);

пересказ текста по коллективно составленному плану;

нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;

ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;

знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.

5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях.  Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

  • литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
  • присказка, зачин, диалог, произведение.
  • герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
  • стихотворение, рифма, строка, строфа.  
  • средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
  • элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).

6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА  

«ЧТЕНИЕ»

5 класс (132 часа)

Тема

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

1.

Устное народное творчество

23

Познакомиться с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы и поговорки.

Разбирать текст по вопросам, формулировать вопросы к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Выделять тему и идею произведения, соотносить их с заглавием текста. Прогнозировать события с опорой на заглавие и иллюстрации.

Выделять в соответствии с данным  планом части   текста.

Озаглавливать части текста (с помощью учителя) после коллективного выделения.

Полно и частично пересказывать произведения по данному или коллективно составленному плану.

Включать в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения.

Читать по ролям и драматизировать  диалоги.

Оценивать характер героя, подбирать подтверждающие эту оценку факты (с помощью учителя).

Акцентировать внимание на авторском слове: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений.

Выбирать и объяснять образные слова и выражения (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал).

Определять  отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Навыки  чтения

Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.

2.

Картины родной природы

37

3.

О друзьях-товарищах

11

4.

О животных

15

5.

Из прошлого нашего народа

15

6.

Спешите делать добро

17

7.

Из произведений зарубежных писателей

14

7.

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг.

7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

учебного предмета «ЧТЕНИЕ» включает:

учебники:

  • 5 класс – Малышева З.Ф. 5 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2019 г.;
  • 6 класс – Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. 6 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2019 г.;
  • 7 класс – Аксёнова А.К. 7 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2019 г.;
  • 8 класс – Малышева З.Ф. 8 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2019 г.;
  • 9 класс – Аксёнова А.К., Шишкова М.И. 9 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2019 г.;

        программно-методическое обеспечение: 

  • Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г.

        Печатные пособия: 

  • наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме;
  • репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений;
  • портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения.

Технические средства обучения;

        Экранно-звуковые пособия:

  • аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Презентация на тему: "Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант II"

Презентация на тему: "Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант II"...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

Основное содержание курса напрвлено на узучение состава слова, частей речи, построение предложений4 на формирование умения применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ...

«Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным,  нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:- Системно - деятельностны...