Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу В.А.Солоухина "Мститель".
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Опушнева Эльвира Николаевна

Разработка урока. Обсуждение самостоятельно прочитанного рассказа об ответственности человека за совершённые поступки. В подростковом возрасте часто возникают конфликтные ситуации. произведение В.А.Солоухина учит соблюдению этически-правовых норм. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет                   Литература

Класс                        6

Автор УМК             В.Я.Коровина

Тема урока              «Умей прощать обиды, учись людей любить» (по рассказу В.А.Солоухина «Мститель»)

Тип урока                урок открытия новых знаний

п/п

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

                                                        Формируемые УУД

  Познавательные                                  

Коммуникатив-ные

Регулятивные

Личностные

1.

Организационный.

Самоопределение к деятельности

Положительный настрой на работу

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, организация внимания

Приветствие учителя и гостей

1

Самооргани-зация

2.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формулировка целей и задач урока на основе актуализации изучаемого, мотивация деятельности

Организация обсуждения.

Мотивация деятельности учащихся

Инсценирование эпизода из жизни класса;

обсуждение ситуации, способов выхода из неё;

постановка целей урока

2

Критическое оценивание, построение речевого высказывания

Умение видеть главное, обсуждать проблему, владение диалогическими формами речи

Ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Проявление интереса к данной проблеме

3.

Изучение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания учениками

Организация внимательного прослушивания

Рассказ подготовленного ученика о писателе с использованием презентации

3

Умение слушать, выделять главное, запоминать

речевое высказывание

Умение оценивать монологическую речь одноклассника

Умение принимать и сохранять информацию

Проявление интереса к личности писателя

4.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Разные формы и методы работы с текстом рассказа

Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания учениками

Организация словарной работы;

составления кластера в рабочих листах;

организация работы над композицией рассказа, пониманием текста;

Работа учеников со толковыми словарями;

составление кластера по слову «месть»;

работа над композицией рассказа, составление простого плана;

выразительное чтение  первой части рассказа и обсуждение;

пересказ от лица рассказчика (инсценирование);

работа со средствами художественной выразительности (антитеза, внутренний монолог, кульминация, портрет, деталь);

работа с кластером – анализ   текста;

выполнение творческого задания (портрет)

25

Умение работать с толковыми словарями;

умение систематизировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепочки, рассуждать;

умеют анализировать произведение;

выполнять творческую работу

Умение взаимодействовать со сверстниками, учителем;

вступать в диалог, ясно выражать свои мысли, отстаивать свою позицию, участвовать в коллективном обсуждении

Умение работать в парах;

составлять простой план, кластер, выполнять последовательность действий;

умение дать ответ на поставленный проблемный вопрос;

умение вдумчиво читать произведение

Проявление самостоятельности суждений по применению новых знаний и жизненного опыта.

Проявление интереса и активности в выборе ответов по тексту

5.

Рефлексивно-оценочный

Осуществление самооценки собственной  учебной деятельности, соотношение цели и результатов;

выбор домашнего задания

Организация подведения итогов урока, деятельности учащихся.

Предложение сделать самооценку работы на уроке

Ученики пишут предложения, чему они научились на уроке, подтверждают своё мнение стихами о дружбе, добре, взаимовыручке и исполняют «Песню о друге

12

Критическое оценивание работы на уроке. Умение сделать выводы по прочитанному осмысленно произведению

Умение делать самостоятельные выводы, умозаключения, понимать и принимать авторскую позицию

Формирование умения высказать своё суждение  по поводу прочитанного текста

Получение навыка интерпретации литературного произведения



Предварительный просмотр:

                              Рабочий лист ученика 6 класса

1. Тема урока: «Урок внеклассного чтения по рассказу В.А. Солоухина «Мститель».

2. Цель урока:

 узнать      ______________________________,  познакомиться  _______________________,

проанализировать     _______________________________________.

3.  Отметь галочкой эпиграф, который, по твоему мнению, подходит к нашему уроку или может быть  темой урока.

                                      Думай хорошо, и мысли созреют  в добрые поступки.

                                                                                                                Л. Н.Толстой

                                                                                                   Умей прощать обиды,

                                                                                                   Учись людей любить.

                                                                                                                     В. Ф.Боков

4. Словарная работа.

Найди в словаре значение слов, запиши:

«Мститель»  - ___________________________________________________________       ,

«Месть»  - __________________________________________________________________.

5.  Подумай, на что похожа месть? Запиши.

                                                               

Месть

6.  План рассказа.     1.  _______________________________________________.

                                      2. _______________________________________________.

                                      3. _______________________________________________.

7.                                             Выбор рассказчика.

                    ________________________     ________________________

8.  Основные художественные приёмы:   ___________________________________

                                                                          ___________________________________

9. Составление кластера

До конфликта

После конфликта

Пейзаж

Цвета

Чувства

10.  Интересное в природе. Кратко запиши.

11.  Домашнее задание:   написать сочинение-рассуждение на тему «Почему главный герой рассказа В.Солоухина «Мститель» отказался от мщения?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"

Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове,    его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...

Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»

Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...

Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".

Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс

В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....