Конспект урока по литературе "Нравственная проблематика рассказа Л.Андреева "Петька на даче"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Усова Татьяна Николаевна

Л.Андреев был очень талантливым и увлекающимся человеком. Он любил театр, прекрасно рисовал, был отличным фотографом... Судьба многих героев Л.Андреева напоминает судьбу самого писателя. Но писатель, отражая лично пережитое, не ограничивался этим в своём творчестве,он стремился вовлечь своего читателя в круг размышлений о жизни. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями русских писателей о трудном детстве, с прототипом главного героя рассказа "Петька на даче", поймут, что каждый человек - личность и нужно уважительно относиться к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4» города Смоленска

Конспект урока по литературе

Нравственная проблематика рассказа Л.Андреева «Петька на даче»

Подготовила Усова Т.Н.,

учитель русского языка и литературы

Смоленск

2015

Тема урока: Нравственная проблематика рассказа Л.Андреева «Петька на даче»

Тип урока:   урок изучения новых знаний, урок закрепления (комплексного применения знаний и умений), тренировочный урок; урок актуализации знаний и умений (повторения); урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий), урок контроля и оценки; коррекционный урок (работы над ошибками); комбинированный урок)

Форма урока урок-исследование

Цель: создать условия на уроке условия для организации деятельности учащихся по изучению нравственной проблематики рассказа Леонида Андреева «Петька на даче».

Задачи:

- формировать навыки исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, составление сообщения на заданную тему, лексической работы;

-  познакомить учащихся с прототипом главного героя рассказа, с произведениями русских писателей о трудном детстве, с художественными произведениями на эту тему;

-  продолжить работу по развитию речи учащихся, логического мышления, воображения, памяти, внимания;

- формировать у учащихся качества нравственной личности, воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

 Планируемые результаты:

 личностные УУД - осознание эстетической ценности русской культуры, интерес к национальной русской литературе; уважительное отношение к человеку; стремление к речевому самосовершенствованию; осознание ценности получаемых знаний.

Способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – умение самостоятельно ставить учебную задачу; составление плана и последовательности действий; выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

познавательных –  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного и, публицистического стилей; преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

коммуникативных – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Оборудование урока: учебник «Литература. 5 класс. Автор-составитель Г.С.Меркин», выставка книг «Тема трудного детства в творчестве русских писателей», детские рисунки, мультимедийная установка, презентация к уроку.

Ход урока

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

        Приветствие, просьба приготовить тетради и ручки, быть внимательными.

2. Вступительное слово учителя.

        Дома вы познакомились с рассказом Л.Андреева «Петька на даче». Давайте вспомним, что вы узнали на прошлом уроке об этом писателе.

        

        Леонид Николаевич  – известный русский писатель конца 19 начала 20 века. Каждое его произведение наполнено сочувствием и любовью ко всему живому. Он написал известные  рассказы для детей – «Петька на даче», «Кусака». Л.Андреев был очень талантливым и увлекающимся человеком. Очень любил театр, прекрасно рисовал, был отличным фотографом, был знаком со многими писателями и художниками.

        

        Его портреты писали мастера живописи. И.Е Репин считал Леонида Андреева вторым по красоте русским современником после Вс.Гаршина. Ваш одноклассник подготовил рассказ о двух наиболее известных портретах писателя, принадлежащих кисти И.Е.Репина и В.А.Серова, однако, по мнению знатоков, лучший портрет Л.Андреева написан им самим.

3. Сообщение учащегося о портретах Л.Андреева. (Слайды 1 – 3)

        (Приложение)

        Судьба многих героев произведений Л.Андреева напоминает судьбу самого писателя. Вы знаете, ребята, что Леонид Андреев, отражая лично пережитое, не ограничивался этим в своем творчестве. Он всегда стремился вовлечь своего читателя в круг общих размышлений о жизни. Давайте и мы с вами мысленно перенесемся в то время, когда жил Л.Андреев, попытаемся понять, что волновало писателя, с какими вопросами он обращался к своему современнику, какие проблемы поднимал перед обществом. Попробуем разобраться в чувствах главного героя рассказа. Познакомимся с новыми литературоведческими терминами.

        

        Тема нашего урока «Нравственная проблематика рассказа Л.Андреева «Петька на даче».  (4 слайд)

        В качестве эпиграфа к уроку мы возьмём слова великого русского поэта Н.А.Некрасова. (5 слайд) Вспомните, из какого произведения эти слова, о чём в них говорится?

        Но вырастет он, если богу угодно,

        А сгибнуть ничто не мешает ему…

        - Кто главный герой рассказа «Петька на даче»?

        - О чём этот рассказ? (О трудном детстве Петьки).

        Вспомните, какие вы знаете произведения художественной литературы, написанные на эту же тему? (Рассказы А.Чехова «Ванька», «Спать хочется», Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», Куприна «Чудесный доктор», Андреева «Ангелочек»).

        – Ребята, а я вам хочу предложить  для чтения книги, которые тоже раскрывают  тему трудного детства: Д. Григорович «Гуттаперчивый мальчик», Куприн «Белый пудель», И. Телешов «Домой». (Демонстрируется выставка книг). Эти книги есть в нашей школьной библиотеке.

         Тема трудного  детства была широко распространена  и в изобразительном искусстве 19 века. Наши ребята подготовили сообщения о картинах, на которых изображена нелёгкая жизнь маленьких тружеников.

4. Сообщение учащегося о картине Константина Егоровича Маковского «Свидание» и картине Василия Григорьевича Перова «Тройка». (Слайды 6, 7)

Картина «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»  была написана русским художником Перовым в 1866 году. Детский труд считался тогда обыденным явлением. Холод и голод вынуждали этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и помочь  семье. Уставшие дети с большим трудом тянут огромную бочку, наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой-то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь, он подталкивает сзади тяжелую поклажу. Перов написал эту картину в коричнево-серых тонах, чтобы передать тяжёлое положение детей.

Картина «Свидание» написана русским художником Маковским в 1883 году. На ней изображены мать и сын, которые встретились после долгой разлуки. Можно предположить, что тяжелое положение в семье и бедность вынудили родителей отдать сына на обучение к какому-то ремесленнику. Мальчик одет в старенькие штаны из грубого серого полотна и поношенную рубашку, поверх которой повязан фартук. Судя по всему, хозяин не очень хорошо заботится о своих учениках: маленький герой жадно уплетает принесенную из дома булку. Мать с жалостью смотрит на сына.    Свидание происходит в холодных сенях. Стены потемнели от времени, пол земляной.

– Скажите, а какие чувства вы испытывали, когда рассматривали эти картины? (Безрадостное чувство, настроение подавленное, жалость)

 – Как вы думаете, что помогло художникам вызвать у нас эти чувства? (Краски, одежда героев, убожество помещений, позы героев)

 – А теперь, ребята, рассмотрим, как тема трудного детства раскрывается в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче. Этот рассказ написал в 1899 году. Известно, что сюжеты для многих  своих произведений   Андреев не выдумывал,  у героев были прототипы. Прочитайте определение этого термина на экране. (Слайд8)

Прототип – личность, черты которой легли в основу литературного образа.

        Был прототип и у мальчика Петьки. Это однофамилец писателя - парикмахер Иван Андреев. Этот человек дожил до глубокой старости, стал одним  из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен почётного диплома на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти. Однажды он поделился своими воспоминаниями с Л.Н. Андреевым. На основе  этих воспоминаний и был написан  рассказ «Петька на даче». Об Иване Андрееве рассказал Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи».

Отрывок из книги В.Гиляровского «Москва и москвичи» («Булочники и парикмахеры»)

        Но все-таки, как ни блестящи были французы, русские парикмахеры Агапов и Андреев (последний с 1880 года) занимали, как художники своего искусства, первые места. Андреев даже получил в Париже звание профессора куафюры, ряд наград и почетных дипломов.

        И сейчас еще работает в Москве восьмидесятилетний старик, чисто выбритый и бодрый.

        — Я все видел — и горе и славу, но я всегда работал, работаю и теперь, насколько хватает сил, — говорит он своим клиентам.

        — Я крепостной, Калужской губернии. Когда в 1861 году нам дали волю, я ушел в Москву — дома есть было нечего; попал к земляку дворнику, который определил меня к цирюльнику Артемову, на Сретенке в доме Малюшина. Спал я на полу, одевался рваной шубенкой, полено в головах. Зимой в цирюльне было холодно. Стричься к нам ходил народ с Сухаревки. В пять часов утра хозяйка будила идти за водой на бассейн или на Сухаревку, или на Трубу. Зимой с ушатом на санках, а летом с ведрами на коромысле… Обувь — старые хозяйские сапожишки. Поставишь самовар… Сапоги хозяину вычистишь. Из колодца воды мыть посуду принесешь с соседнего двора.

        Хозяева вставали в семь часов пить чай. Оба злые. Хозяин чахоточный. Били чем попало и за все, — все не так. Пороли розгами, привязавши к скамье. Раз после розог два месяца в больнице лежал — загноилась спина… Раз выкинули зимой на улицу и дверь заперли. Три месяца в больнице в горячке лежал…

        С десяти утра садился за работу — делать парики, вшивая по одному волосу: в день был урок сделать в три пробора 30 полос. Один раз заснул за работой, прорвал пробор и жестоко был выдран. Был у нас мастер, пьяный тоже меня бил. Раз я его с хозяйской запиской водил в квартал, где его по этой записке выпороли. Тогда такие законы были — пороть в полиции по записке хозяина. Девять лет я отбыл у него, получил звание подмастерья и поступил по контракту к Агапову на шесть лет мастером, а там открыл свою парикмахерскую, а потом в Париже получил звание профессора.

        Это и был Иван Андреевич Андреев.

– Когда вы читали дома рассказ, вы выделяли в нём смысловые части и озаглавливали их.

 – Как вы озаглавили эти части?

1. Тяжёлые будни Петьки в парикмахерской.

2. Счастливые деньки на даче.

3. Возвращение в город.  (Слайд 9)

Композицию рассказа можно изобразить на схеме (слайд 10).

- Как называется такая композиция?  (Кольцевая)

Верно. Она образует замкнутый круг, внутри которого сосредоточено жизненное пространство мальчика.

5. Создание проблемной ситуации

– Итак, мы выяснили, что в рассказе можно выделить 3 части. Две из них (большая часть произведения)  повествуют о жизни Петьки в городе, а одна (меньшая  по объёму)  – о его жизни на даче. Почему же свой рассказ Л.Н.  Андреев назвал именно «Петька на даче»? На этот вопрос мы ответим в конце урока. (Слайд 11)

6. Исследовательская работа с текстом.

– Что мы узнали о главном герое из 1 части произведения? (Петьке 10 лет. Его мать была кухаркой у богатых господ, отца не было. Уже 3 года Петька жил и работал у парикмахера, чтобы в будущем тоже стать парикмахером). 

 – Действительно, с 7 лет  Петька работал. Он  служил «мальчиком» в парикмахерской. В четырёхтомном словаре русского языка даётся такое толкование этого слова:

 «Мальчик» – малолетний работник  в купеческих лавках, парикмахерских и других заведениях в дореволюционной России.  (Слайд 12)

         Давайте найдём в тексте и зачитаем отрывок, в котором автор описывает внешность героя.

– А как, ребята, обычно проходили  у Петьки дни? Найдите  в тексте и зачитайте  строки, в которых автор это описывает.

 – Как окружающие относились к Петьке? (Хозяин на него постоянно кричал, мог ударить, посетители ему не сочувствовали…)

 – Сочувствует ли автор своему герою? Что нас в этом убедило? (На это указывают и подобранные автором эпитеты,  и  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Фигурка  «маленькая, худая», мальчик  «худенький, веснушчатый», морщинки  «тоненькие».).

 – Что чувствовали вы, когда читали о  жизни Петьки в городе? (Жалость)

 – Показывая безрадостную жизнь Петьки, автор изображает мир города,  и помогают ему в этом художественные детали. (Ребята читают определение художественной детали на экране ) . (Слайд 13)

Художественная деталь (от франц. detail – подробность, мелочь, частность) – одно из средств  художественной выразительности:  яркая  мелкая подробность,  помогающая писателю в создании художественного образа.

7. Сообщение учащегося  «Роль художественной детали при изображении города в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче».

        Леонид Андреев – мастер художественной детали. Писатель строит фразу таким образом, чтобы мы точно и быстро представили картину происходящего и характеры героев.

Автор описывает мрачный городской пейзаж: «Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же серую, не охлаждающую тень...» Главные события  — пьянство и драки. Жители квартала грязно и странно одеты, у них равнодушные, злые лица. Такая же мрачная обстановка и внутри парикмахерской. Она пропитана запахом дешёвых духов, полна надоедливых мух.  Её вид дополняют детали: грязная простынка, туповатая бритва с неприятным скрипом, одно зеркало с трещиной, а другое кривое и потешное, запятнанная стена, пёстрая от мушиных следов картина, чёрная копоть над керосиновой лампой. Неприятны люди, которые здесь находятся: мастера с большими потными руками, ленивые подмастерья, неприятные посетители.   Так с помощью деталей  писатель создаёт  образ города и его жителей.

– Какое же  впечатление у нас вызывает описанный  писателем город? (Неприятное.)

 И в таком городе живёт 10-летний мальчик.

 – Что чувствовал Петька,  находясь в городе? Найдите и зачитайте строки, в которых автор говорит об этом. (Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать…)

        Давайте оформим наши выводы о жизни Петьки в городе в виде таблицы. (Слайд 14)

План сравнения

Жизнь в городе

Жизнь на даче

1. Портрет героя

Маленький, 10 лет, глаза сонные, рот полуоткрытый, грязные руки и шея, тоненькие морщинки, состарившийся карлик

Морщины пропали, лицо белое и блестящее, изумительно помолодел, растолстел

2. Окружающая обстановка

серые от пыли деревья, запятнанная стена, мушиные следы, чёрная копоть

голубое небо; светлые зелёные полянки; домики, похожие на игрушечные; серебристая полоска реки; игрушечная белая церковь

3. Жизнь общества

Грязно одетые мужчины и женщины; злые, равнодушные лица; говорили хриплыми, резкими голосами, бранились, плакали

Нарядные весёлые люди катаются на лодках, подружился с гимназистом Митей

4. Настроение Петьки

«Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место…»

Петька почувствовал себя на даче как дома

- Что эти художественные детали рассказывают о жизни Петьки в городе? Как ему жилось?

        (Тяжело)

– В какой части рассказа герой попадает в иной мир? (Во 2-й части). Найдите в тексте и зачитайте предложение, которое присоединяет вторую часть рассказа к первой (Много ли мало ли жил Петька…)

 – Что напоминает эта фраза по своему строению? (Сказочный оборот). И это не случайно, потому что всё,  что происходит дальше, герой воспринимает как сказку. Сказка начинается уже в вагоне поезда.

 – Как ведёт себя Петька во время поездки? (Он смотрит в окно, вскакивает со своего места, перебегает к другому окну)

 – Какие чувства он испытывает  во время поездки? (Чувства восторга, радости).

 То есть изменяется его внутреннее состояние. Чувства восторга, радости переполняют мальчика. Он начинает интересоваться тем, что происходит вокруг.

 – А как отнеслись к его восторгу  незнакомые пассажиры? (Многие улыбались ему,  и лишь  один господин раза  два неприязненно покосился на мальчика).

 – А  внешне мальчик изменился? Докажите это строками текста. («Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки  пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим»).

 – Действительно, совсем недавно  мальчик   уехал из города, но изменился не только внутренне, но даже внешне. И вот Петька на даче в Царицыно. Перед ним развернулись прекрасные картины.

Как же жил Петька даче? Глеб подготовил нам  об этом рассказ от лица  Петьки. Давайте его послушаем и подумаем над вопросом: Что изменилось  в  герое за  неделю его  пребывания на даче? (Сообщение ученика).

        Однажды мама  привезла меня на дачу к своим господам в Царицыно (она у них кухаркой работает). Раньше я на даче никогда не был. Здесь всё не так, как в городе. Лес, пруд…и полная свобода.

      Леса сначала я испугался. Он показался мне тёмным, загадочным, казалось:  зайду в него и обязательно заблужусь.  На берегу пруда  я познакомился с гимназистом Митей из Старого Царицына. Он  дал мне подержать удочку и пригласил искупаться. Я никогда  раньше в пруду не купался, а это, знаете, как здорово: залезешь   в воду,   и вылезать  не хочется.  

     С Митей было так интересно! Он каждый день что-нибудь выдумывал. Мы ловили рыбу, ходили в лес, обследовали развалины дворца, играли в классики, а  по вечерам ходили на плотину, чтобы  посмотреть, как господа катаются на лодках.

    На даче было так хорошо, что я забыл и про парикмахерскую, и про Осипа Абрамовича, но пришлось возвращаться в город. Очень не хотелось - да  надо…  Но ничего, Осип Абрамович  добрый, когда-нибудь опять отпустит меня на дачу.

 – Так  что изменилось  в  герое за  неделю пребывания на даче? (Он стал вести себя как ребёнок, изменился внешне, даже как будто помолодел, перестал быть похож на маленького карлика).

 Действительно, пребывание на даче преобразило мальчика. «Он изумительно помолодел»; совсем забыл, что на свете существуют Осип Абрамович и парикмахерская. А самое главное – он впервые наслаждается детскими радостями, перед нами счастливый ребенок. Но счастье было недолгим.

 – Что же произошло? (Пришло письмо из города).

 – Давайте найдём в тексте и зачитаем строки, в которых рассказывается о том, как отреагировал Петька на необходимость уезжать (Учебник, с.33).

 – Как вы объясните такое поведение героя? (Ему не хочется уезжать)

 – Как отнеслись  к его поведению взрослые? (Мать удивилась,  хозяева расстроились.)

 – Как к происходящему относится автор?  (Сочувствует.)

Вторую часть таблицы о жизни Петьки на даче вы заполните дома.

– Теперь перейдём к 3 части рассказа.

 – О  чём, ребята, автор повествует в 3 части? (О возвращении Петьки домой и его жизни в городе). – Петькина сказка закончилась. Он снова в реальном  мире,  снова работает в парикмахерской.

 – Изменилось ли что-нибудь в его жизни? (Нет)

 – Произошли ли после поездки изменения в его внешнем облике? (Нет, те же тонкие морщинки, как у старого человека).

 – А что изменилось в его внутреннем мире?  (У него появились воспоминания о даче, он узнал, что есть счастье).

 – Какие строки 3 части текста говорят о том, что для героя поездка стала самым важным событием в жизни?  Найдите эти  строки  и зачитайте. («А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок и рассказывал о даче, и говорили о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал…».)

 – Итак, ребята, мы рассмотрели жизнь Петьки в городе и его жизнь на даче. Выяснили, что автор изображает два мира, в которых живёт герой.

 – Какие два мира изображены в рассказе? (Мир города и мир дачи). Эти два  мира противопоставлены друг другу, как противопоставлен реальный мир и мир мечты. В литературоведении такой приём противопоставления  называется контрастом. Прочитаем и запишем это определение.  (Слайд 15)

        Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — одно из средств выразительности, резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны предмета или явления.

– Писатель использует приём контраста, чтобы помочь нам, читателям, лучше понять  и почувствовать происходящее, пробудить  в нас желание рассуждать, сопереживать.

 – Как вы думаете,  какой мир побеждает в этом рассказе? (Реальный.)

 – А что нам это подсказывает? (Возвращение Петьки в парикмахерскую. Об этом пишет и  сам автор: «толкаясь среди торопившихся пассажиров, они вышли на грохочущую улицу, и большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву»).  

– Но оставляет ли автор своему герою надежду на хорошую жизнь? (Да)

 – Какие  эпизоды  об этом говорят? (Оставленная удочка, рассказы о даче).

 – Подошло время ответить на вопрос, поставленный в первой половине урока:

 Почему  автор назвал свой рассказ « Петька на даче»? (Это самое яркое событие в жизни героя, это событие дало ему надежду на лучшую жизнь.)

8. Заключительное слово учителя.

        – Действительно, названием «Петька на даче»  автор подчёркивает важность этого события для героя. Петька живёт трудной, совсем не детской жизнью. С семи лет он, как взрослый человек, каждый день ходит  на работу, зарабатывает себе на еду. И   поездка на дачу стала для него самым ярким событием в жизни. Именно воспоминания о даче помогают герою справиться с трудностями, дают надежду на лучшую жизнь.

        Подведём итоги нашего урока.

- О чём повествует  в своём рассказе Л.Н.Андреев? (О тяжёлом детстве героя.)

- Какие чувства испытали вы во время чтения этого рассказа?  (Жалость, сочувствие, радость.)

- О чём автор заставил нас задуматься? (О том, как люди должны относиться друг к другу; что  надо быть добрее, уметь сострадать).

        – Так, повествуя о трудном  детстве своего героя, автор заставляет нас, читателей,  задуматься о тех нравственных проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость души, эгоизм,  безразличие, (слайд 16) и учит нас  таким нравственным качествам, как: доброта, чуткость, сострадание, прощение, терпимость, доброжелательность, милосердие. (Слайд 17).

9. Оценки за урок.

10. Домашнее задание.

1. Заполнить вторую часть таблицы (о жизни Петьки на даче).

2.Письменно ответить на вопрос «О чём заставил меня задуматься  рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче»?

 11. Рефлексия.

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

 Мне было интересно…

 Мы сегодня разобрались….

 Я сегодня понял, что…

 Мне было трудно…

 Завтра я хочу на уроке…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Тайны текста"(по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре").

Урок в 10 классе - диалог - соразмышление после прочтения рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре».       В чём сложность анализа художественного текста литературного произвед...

Конспект урока « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

"Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"...

План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)

Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...

Конспект урока по теме «Проблематика «Повести о Петре и Февронии»

Конспект урока по теме «Проблематика «Повести о Петре и Февронии» учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2001 Кузнецовой Елены Николаевны...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...