Методическая разработка урока по литературе в 10 классе по теме "Изображение положительно прекрасного человека в романе Ф.М. Достоевского "Идиот" "
методическая разработка по литературе (10 класс)

Игнатёнок Светлана Владимировна

В курсе литературы 10 класса необходимо знакомство учащихся с романом Ф.М. Достоевского "Идиот". В этом произведении главный герой, Лев Николаевич Мышкин, является духовным двойником писателя и выражает его самые заветрые мысли об опаснсности социализма в России, о православной вере и об ответственности лучших людей за судьбу Отечества. В этом романе Достоевский ставит вопрос об идеале, к которому все стремятся и никто достичь не может, так как существует только один идеал в мире- это Христос. Данная методическая разработка поможет учителям и учащимся лучше понять творчество Ф. М. Достоевского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_romanu_idiot.docx128.35 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Положительно прекрасный человек в романе
Ф.М. Достоевского "Идиот"

     Тип урока: урок открытия новых знаний

     Форма проведения: урок-исследование

                                                                   Цели урока

Образовательные:

1.Познакомить учащихся со сложной эпохой 70-х годов 19 века, времени создания романа "Идиот"

2.Проанализировать характер и поступки главного героя романа "Идиот Льва  Николаевича Мышкина

3.Провести сравнительный анализ таких литературных героев , как князь Мышкин, Дон Кихот, Обломов

4.Познакомить учащихся с мировоззрением Федора Михайловича Достоевского, духовного двойника князя Мышкина

Развивающие:

Сформировать умение учащихся самостоятельно работать с текстом произведения,  развивать  обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитание умения работать в команде, слушать чужое мнение и высказывать свое, воспитание уважения к личности писателя и истории Отечества.

Оборудование урока:

выставка книг Ф.М. Достоевского , компьютерная презентация по теме: "За человека страшно мне.."

Опережающее задание:

Размышление над вопросом, который станет домашним проектом: "Какова судьба добра и красоты в современном мире?"

Методическая цель:

личностно-ориентированная ситуация на уроке

                                                                   

                                                                    План урока

1. Знакомство учащихся с целями урока и с эпиграфами.

"Сострадание -есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества"                                                                                                                                          Ф.М. Достоевский

"Я неисправимый идеалист, я ищу святыни и люблю их, мое сердце их жаждет, потому что я так создан, что не могу жить без святынь..."                                                                                                                                                                                                                        Ф.М. Достоевский

2.Презентация учащегося по теме: "За человека страшно мне..."

   Первый слайд. Ф.М. Достоевский жил в Женеве с августа 1867 года по июль 1968 года. Он писал :"Женева-отвратительный город, мрачный, там правит посредственность»…

(Виды Женевы 19 века)

    Второй слайд. В это время в городе проходит конгресс социалистов и революционеров. До этого события Достоевский "не имел возможности наблюдать этих господ наяву"

Одна личность привлекла особое внимание. Это был Михаил Александрович Бакунин (портрет). Его речь имела потрясающий успех, шеститысячная толпа на вокзале ловила каждое его слово

    Третий слайд. Основные тезисы речи М.А. Бакунина:

-протест против существования русского государства,

-требование создать соединенные штаты Европы

-призыв к всемирной войне: огнем и мечом уничтожить всю существующую цивилизацию

     Четвертый слайд. Ф. М. Достоевский начинает работу над романом "Идиот", чтобы противостоять этому безумию и ужасу. "Главная мысль романа- изобразить положительно-прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете. Прекрасное -есть идеал, а идеала еще нет. На свете есть только одно положительно- прекрасное лицо-Христос..."

     Пятый слайд. 5 марта в Женеве у Федора Михайловича и Анны Григорьевны рождается дочь Соня .Ее крестили в русской церкви Александра Невского, а через три месяца она умирает. Для Ф. М. Достоевского это страшная трагедия. Он с головой уходит в работу над романом "Идиот".

3. Атмосферу всеобщего кризиса писатель передал через историю "случайного семейства( Епанчиных) и идиота (князя Мышкина, который должен был по замыслу писателя продолжить линию Раскольникова.

     Учащиеся работают над проблемным вопросом: "Почему Достоевский в черновиках романа назвал Мышкина князем Христом?

-Мышкин является в Россию с особой миссией("Теперь я иду к людям, я, может быть , ничего не знаю, но наступила новая жизнь. Я положил исполнить свое дело честно и твердо.)

-Мышкин очень близок к детям, его самого называют "совершенным ребенком"

-Лев Николаевич утверждает :"Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества, а смирение -страшная сила"

-князь Мышкин никого не судит, ко всем относится по-доброму, понимающе, с любовью и состраданием. Он прощает пощечину Гани Иволгина, высокомерие Аглаи Ивановны, гордость Настасьи Филипповны, ненависть Рогожина),

-про князя Мышкина генерал Епанчин говорит "Точно Бог послал.." А Лизавета Прокофьевна , супруга генерала, добавляет "Я верую, что вас именно бог привел для меня из Швейцарии в Петербург

     В Швейцарии Мышкину удалось выполнить свою миссию: защитить Мари от издевательств детей. Это напоминает библейский сюжет "Христос и блудница". Князь Мышкин

создает детское братство. В Евангелии сказано: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо таковых есть царствие небесное"

 4.Поработаем с текстом романа "Идиот" . Найдите в произведении портрет князя Мышкина. Кого этот портрет напоминает?

  " ...молодой человек, тоже лет 26 или 27, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми  щеками и с легонькою, востренькою почти совершенно белою

бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные, во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое... Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое, сухое, но не бесцветное..."                                                                                                                                                          

  Учащиеся говорят о сходстве портрета князя Мышкина с Христом. Ребята отмечают, что Лев Николаевич с детства страдает "падучей болезнью" то есть эпилепсией. Эта болезнь сделала из него почти идиота. Мышкин- очень скромный человек. Он говорит, что у него нет талантов и что он некрасив, но у него прекрасный почерк.

5. Учащиеся размышляют над проблемным вопросом :"С какими литературными героями в тексте романа сравнивается князь Мышкин?"

"Жил на свете рыцарь бедный..."- читает Аглая Ивановна стихотворение А.С.Пушкина, посвященное Дон Кихоту.

"Что же объединяет князя Мышкина и Дон Кихота?

-они оба верят в идеал,

-ради придуманного ими идеала они готовы на любые самопожертвования и подвиги

- они оба в какой-то степени персонажи комические,

-у обоих нет чувства меры,

-у обоих есть желание помочь окружающим, но этим окружающим не всегда нужна их помощь, чаще всего вообще не нужна.

Ф. М. Достоевский восклицает: "А мой Идиот тоже Обломов!"

Учащиеся размышляют над вопросом: "Что же общего у Льва Николаевича и Ильи Ильича?"

-беспомощность

-невинность

-нарушение норм поведения в обществе

-наличие мечты

6. Мышкин становится духовным двойником самого писателя. Их объединяет:

-одинокое, безрадостное детство

-мечты о лучшей жизни

-наличие тюремного периода (у Мышкина- санаторий в Швейцарии, у писателя четыре года каторги в Омске)

-падучая болезнь (эпилепсия)

7.Реплика учителя : "Мышкин выражает самые сокровенные мысли писателя о судьбе Отечества"

-об опасности социализма в России

-об особой миссии России в мире

-об ответственности лучших людей за судьбу России

В классе звучит текст романа Ф. М. Достоевского. На вечере у старухи Белоконской князь произносит три пронзительных монолога . В этих монологах Ф. М. Достоевский предвидит страшную судьбу России в двадцатом веке и пытается предостеречь россиян от грядущих бедствий. Однако это предостережение услышано не было...

     Домашнее задание: Учащимся предлагается написать небольшое сочинение-рассуждение на одну из двух тем:

  1. «Красота спасет мир или красоту надо спасать в этом мире?»
  2. «Какова судьба добра и красоты в этом мире?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Методическая разработка урока по литературе для 11 класса "СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"

Тип урока:  проблемный  урок-исследование    с элементами «погружения»Метод:         творчески-поисковыйЦель:...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в ...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогает в...

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...