"Говори обо мне: это брат мой". Размышление над повестью Анатолия Приставкина "Ночевала тучка золотая"
статья по литературе (7, 8, 9 класс)

Балыбердина Елена Владимировна

Статья содержит материалы и размышления, которые помогут в подготовке к уроку по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Говори обо мне: «Это брат мой»

Ещё раз о повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Балыбердина Елена Владимировна,

 учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназия №74 Санкт-Петербурга

«…сделай со мною сию милость, в какое ни придём мы место, везде говори обо мне: «это брат мой»

Бытие. 20:12

И сказал Авимелех: вот, земля моя пред тобою: живи, где тебе угодно»

Бытие. 20:15

Казалось бы, мы всё или почти всё знаем о войне. О той, с момента окончания которой прошло почти три четверти века. О тех, которые разгораются и гаснут, не коснувшись нас.  А когда тебя не коснулось, возникает иллюзия, что, может, и не касается…

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса…

Неужели жизнь человеческая испаряется, подобно тучке? А смерть? Во что превращается она? И кому какое дело до чужих смертей, не по нашей вине произошедших?

Пронзительная повесть Анатолия Приставкина, опубликованная в середине 80-х, на заре перестройки и гласности, открыла вещи не то чтобы простые и естественные, а, можно сказать, основополагающие, но затёртые от частого употребления и потому убранные подальше, про запас, который, как правило, не бывает востребован.

Ничуть не боясь показаться банальным, Приставкин вложил в уста своих героев с разной степенью искренности и убеждённости произносимые слова: «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди», «Если враг не сдаётся, его уничтожают», - и многое, многое другое, что произносят взрослые люди, знающие, что такое война и смерть, вовсе не храбрецы и не герои, а просто жертвы войны. И на фоне этих идеологически выверенных и очень правильных фраз гласом вопиющего в пустыне звучат беспомощные реплики двух мальчишек, русского и чеченского:

« - Там быэц стрылат, - с боязнью произнёс Алхузур.

  - А здесь чечен стреляет… - воскликнул Колька.

  - Выздэ плох!- вздохнул Алхузур. – А зычем оны стрылат? Ты пынымаш?

  - Нет, - сказал Колька. – Я думаю, что никто не понимает.

   - Но оны же болше… Оны же умыны… Тэк?»

Так, и у этих больших и умных взрослых есть ответ на вопрос, зачем они стреляют друг в друга, но всё дело в том, что Кольку Кузьмёныша, потерявшего брата-близнеца,  этот ответ никогда не удовлетворит, и он всё равно, с детской своей настойчивостью, будет и будет задавать свои «зачем?» и «почему?» А в безответном диалоге с распотрошённым Сашкой произнесёт об убийце: «…я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить. Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нём живого чего? А если бы я живое увидел, то спросил бы его: зачем он разбойничает? Зачем всех кругом убивает? Разве мы ему чего сделали?»

Простота и очевидность выстраданного, гибелью брата выкупленного Колькиного убеждения – поразительное писательское и человеческое открытие Приставкина. Он снова напомнил, что война – это в первую очередь братоубийство. Наивный взгляд одиннадцатилетнего детдомовца обращён к детству человечества, к тем библейским горам, куда после смерти облаками поплывут Кузьмёныши, «поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышали о войне, где брат убивает брата».

Не от первородного ли греха на нас злоба к ближнему, к неузнанному брату своему? Тогда, кажется, на Кузьмёнышах и впрямь нет этого греха, потому что они, беспризорники, и не родились вовсе, и потому у них нет ни отца, ни матери, ни дня рождения даже.

Вот им-то, безродным и безгрешным, и предстоит пройти все круги ада, чтобы набрести на неожиданную и потрясающую мысль: «Все люди братья». Звучит по-библейски, да Приставкин и не скрывает, что исповедует истину Самой Главной Книги.  И в трагических перипетиях судьбы близнецов Кузьмёнышей то и дело возникают отсылки к Ветхому и Новому заветам. Даже сказочный Кавказ, ассоциирующийся у братьев с картинкой на пачке из-под папирос «Казбек», приобретает черты не то рая земного, не то земли обетованной, куда сперва нехотя, а затем всё с большим вожделением стремится голодная ребятня в надежде на сытую и вольную жизнь. Как от Великого Потопа, спасаясь из голодного Подмосковья, загрузившись, точно в Ноев ковчег, всякой твари по паре – по двое от каждого детдома, - дети отправляются туда, где их, правда, никто не ждёт. Двадцатый век вносит в Священную историю свои коррективы.

И когда земля обетованная, и сам рай оказываются ловушкой, так и продолжает напуганная ребятня следовать по неведомому пути, через чужую и враждебную ночь, через сполохи недалёкого огня, за беспомощным и добрым директором Мешковым – как некогда шёл за Моисеем его народ: «Он, наверно, спиной чувствовал, что вот так, за ним, ближе к нему, они лучше прикрыты и защищены. Слава Богу, что никто из них не мог в это время видеть его лица».

Надежды обманули. Путь в землю обетованную обернулся для ребятишек дорогой к собственной смерти, а для Сашки Кузьмина ещё и крестным путём: здесь, среди долин Кавказского хребта, обрёл он свою Голгофу, заплатив собою за новое учение - за то, чтобы оставшийся Колька, его вечная вторая половина, имел право назвать чеченского мальчишку (отец которого, вполне вероятно, мог быть убийцей Сашки) – «братом» и услышать в ответ: «Я, я Саск».И снова библейская реминисценция: своим братом Авраам просил называть себя Сарру в царстве Авимелеха.

Белобрысый Колька и чернявый Алхузур – действительно братья, породнённые жестокостью взрослой жизни. Побратимами  становятся и два страшных эшелона, встретившиеся на железнодорожных путях станции Кубань: в одном из них везут в обещанный рай подмосковных детдомовцев, во втором, только в ином направлении, депортируемых чеченских детей. «Поезда постояли бок о бок, как два брата-близнеца, не узнавшие друг друга, и разошлись навсегда».

Приставкин мудр в своём нежелании принять позу третейского судьи. За изображаемой в повести междоусобице он видит правду обеих сторон: самой страшной войны на плечах одних и осквернённых могил, которые ожесточённо защищают другие. Истина, утверждает писатель, где-то посередине. Она в том, что дорога из выковырянных из земли родового кладбища могильных плит ведёт в пропасть. Она в том, что ни один взрослый герой повести, сколько бы он ни жалел оголодавших сирот, руководствуясь кто сердечным сочувствием, кто хитрым расчётом, не преодолел в себе стереотипов взрослого мира, а иногда просто не смог найти силы для борьбы со злом.  Как, например, Регина Петровна, ни в чём не виноватая перед Сашкой и Колькой и одновременно виновная своей причастностью к несправедливому миру взрослых, допустивших смерть ребёнка.

Повесть Приставкина – крик совести, раненной этой смертью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок памяти ""Я думаю,что все люди братья" по произведениям А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"и Т.Манджиевой "Когда изгнанником печальным".

урок,посвящённый Дню Памяти и Скорби (28 декабря -выселение калмыцкого народа по указу Сталина).  Урок по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая", с использованием национально-...

Урок литературы по теме "Судьба детей в годы войны" (по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая...")

Урок в разделе "Литература последних десятилетий" завершает цикл обучения в 11-м классе, готовит учащихся к итоговой аттестации. Урок совершенствования  знаний, умений и навыков. Решаются образов...

Урок -суд по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"

Урок -суд по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая". Трагическая удьба мальчика Алхузура и детдомовца Кольки в годы  репрессий Сталина на Кавказе. Мальчики разных национальностей спа...

" Нет плохих народов, есть плохие люди" ( урок литературы по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая")

Урок направлен на осознание нравственной проблематики книги, на воспитание толерантности....

«И только правда ко двору» (урок внеклассного чтения в 11 классе по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» )

Урок задуман и запланирован как традиционный урок с включением беседы, дискуссии, мультимедиапрезентаций, но при подготовке урока использованы элементы проектного обучения, которые направлены на разви...

Урок по литературе. Опыт анализа повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Отражение трагических конфликтов истории в судьбах человечества.формировать умение вникать в психологию героя и психологическую ситуацию, с помощью эмоционального, художественного воздействия музыки и...