«И только правда ко двору» (урок внеклассного чтения в 11 классе по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» )
план-конспект урока (11 класс) на тему

Урок задуман и запланирован как традиционный урок с включением беседы, дискуссии, мультимедиапрезентаций, но при подготовке урока использованы элементы проектного обучения, которые направлены на развитие самостоятельности, творческой активности, исследовательских навыков работы, навыков работы в команде. Продуктом проектной деятельности учащихся стали мультимедиапрезентации, сообщения, подготовленные к уроку. Данная технология позволяет эффективно использовать компьютер на различных этапах урока: на этапе актуализации прежних знаний Презентация №1, на этапе усвоения новых знаний - Презентация №2, текст для анализа, на этапе закрепления и оценки усвоенных знаний -  Презентация № 3 и компьютерное тестирование. Компьютер на уроке работает в режиме интерактивной доски, работа над тестами проводится непосредственно на компьютере, копирование происходит через локальную сеть.

Урок имеет большой воспитательный потенциал, так как тема очень актуальна и сегодня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rus._lit.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

«И только правда ко двору»

(урок внеклассного чтения в 11 классе по повести А.Приставкина

«Ночевала тучка золотая» )

проведен учителем  Сулеймановой Н.М., учителем русского языка и литературы Больше-Кокузовской средней школы Апастовского района Республики Татарстан в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы. Урок задуман и запланирован как традиционный урок с включением беседы, дискуссии, мультимедиапрезентаций, но при подготовке урока использованы элементы проектного обучения, которые направлены на развитие самостоятельности, творческой активности, исследовательских навыков работы, навыков работы в команде. Продуктом проектной деятельности учащихся стали мультимедиапрезентации, сообщения, подготовленные к уроку. Данная технология позволяет эффективно использовать компьютер на различных этапах урока: на этапе актуализации прежних знаний Презентация №1, на этапе усвоения новых знаний - Презентация №2, текст для анализа, на этапе закрепления и оценки усвоенных знаний -  Презентация № 3 и компьютерное тестирование. Компьютер на уроке работает в режиме интерактивной доски, работа над тестами проводится непосредственно на компьютере, копирование происходит через локальную сеть.

Урок имеет большой воспитательный потенциал, так как тема очень актуальна и сегодня.

Сулейманова Наиля Мансуровна,

учитель русского языка и литературы Больше-Кокузовской средней школы Апастовского района Республики Татарстан

«И только правда ко двору»

(урок внеклассного чтения в 11 классе по повести А.Приставкина

«Ночевала тучка золотая» )

Цель: образовательная- формирование новых знаний о произведениях

современной  литературы,

развивающая-    развитие речи учащихся, развитие навыков участия в

дискуссии, развитие творческих способностей учащихся,

развитие навыков работы с компьютером,

воспитательная- воспитание патриотизма, интернационализма,

толерантного мышления, воспитание активной

жизненной позиции.

Оборудование:       книжная выставка с произведениями современной литературы,

мультимедиапрезентации ,

компьютерные тесты.

Метод ведения урока: традиционный урок с  включением элементов проектной

технологии - сообщений учащихся, защитой мультимедиапрезентаций, дискусии

Ход урока: 1.Оргмомент.

2.Актуализация прежних знаний:

а) беседа:

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая». Когда вы впервые услышали это название, какие ассоциации у вас возникли?

Учащиеся:

  • Это название напоминает нам стихотворение Лермонтова «Ночевала тучка золотая»…
  • Кавказ, горы, что- то теплое, золотистое, блестящее…
  • Легкая грусть…

Учитель: Случайно ли это? Давайте вспомним стихотворение Лермонтова.

Ученик: (наизусть)               Ночевала тучка золотая

На груди утеса  великана.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

1841 г.

Учитель: Где и при каких обстоятельствах было написано это стихотворение?

Учащиеся: Стихотворение было написано на Кавказе, где поэт находился в ссылке. В это время на Кавказе были постоянными военные стычки русских солдат  с горцами.

Учитель: Значит,  писателю Приставкину  было важно, чтобы читатели вспомнили это стихотворение; оно сообщает нам, что повесть каким – то образом связана с темой Кавказа. А может быть, даже намекает на эти военные стычки? Почему? Давайте вспомним, как эта тема отражается в литературе?

Учащиеся: (1 группа) комментируют свою презентацию (1) «Кавказ в русской литературе»

Учитель: Мы вспомнили некоторые произведения, события в которых происходят  на Кавказе. Есть ли в этих произведениях трагические нотки?

Учащиеся:  Кажется,  нет..

3. Формирование новых знаний

Учитель: А какое впечатление произвела на вас повесть А.Приставкина?

Учащиеся: (отвечают, используя оценочную лексику)

Учитель: Что нового сказал писатель в своем произведении? Что в нем особенного? И кто он, автор повести, что нам о нем известно?

Учащиеся: (2 группа ) представляют сообщения

  • Краткие сведения о жизни писателя

Русский писатель ПРИСТАВКИН Анатолий Игнатьевич родился в  1931. Он автор известных повестей  «Ночевала тучка золотая» (1987) и «Кукушата» (1989). Обе повести  — о воспитанниках детдома. В повестях и в  автобиографическом  романе «Рязанка (Человек из предместья)» (1991) автор рассказывает об общенародных  трагедиях: Великой  Отечественной войне, сталинских  репрессиях, депортации, которые нашли преломление  в судьбах  осиротевших детей. В настоящее время занимается очерковой прозой. Лауреат  Государственной  премии СССР (1988).

  • История создания повести

Суд над прошлым – одна из главных тем современной литературы. Память становится полем борьбы. Историческая память народа – признак его зрелости. Общество очищается правдой, даже самой горькой, вроде исторической правды о трагедии целых народов, обезличенных, лишенных Родины, своих корней и уклада жизни.

Среди произведений о прошлом, в которых исследуется наша далекая и недавняя история, особо выделяется повесть  Анатолия Игнатьевича Приставкина «Ночевала тучка золотая», которая была удостоена Государственной премии за 1988 год. Повесть, законченная в 1981 году, была опубликована лишь через 6 лет, в 1987 году. Она покорила и потрясла читателей. В повести рассказывается  о трагических событиях  1944 года, когда по приказу Сталина были переселены  из родных мест целые народы. Их просто грузили в  товарные вагоны, без одежды, без пищи, без воды – и везли неизвестно куда. В повести дана история  чеченцев , которых обвинили  в предательстве и пособничестве Гитлеру и выслали в холодные края; дана как история людей, которые и в одиночку продолжали бороться  за свою землю.Об отношении к событиям, рассказанным писателем, можно судить и по тому, что повесть, написанная в 1981 году, пролежала 6 лет, прежде чем ее напечатали. Даже друзья Приставкина не сразу приняли повесть, а некоторые из них предложили её спрятать. Но когда повесть начали читать, «… все слушали молча, на глазах у некоторых из друзей стояли слезы. Так просидели 2 с лишним часа, потом молча разошлись. Я понял, что – то произошло»,- вспоминал писатель. Хотя  повесть «Ночевала тучка золотая» и небольшая по объему, автор затрагивает в ней очень важные проблемы, которые не могут разрешиться и сегодня. Главным в повести является не столько  стремление воссоздать  прошлое, понять его, а извлечь  из этого прошлого нравственные уроки, не допустить их повторения.

Учитель: Нова ли для русской литературы чеченская тема? Своими исследованиями делится  3 группа учащихся.

Учащиеся: ( 3 группа) комментируют презентацию (2) «Чеченская тема в литературе».

Учитель: Люди, которые виновны в этой трагедии  описанной писателем, считают, что писать об этом нельзя. Вы согласны с этим?

Дискуссия.

Прав ли Приставкин, что написал об этом?

Надо ли знать людям, молодежи о тех далеких событиях?

(Слушание и обобщение

ответов учащихся )

Учитель: А теперь давайте поподробнее поговорим о героях повести. 1.Расскажите  о главных героях повести – Кольке и Сашке, обозначив наиболее важные события их жизни ( жизнь в детском доме, голод, подкоп под хлеборезку,  бегство от расправы).

2. Что значил Кавказ для мальчиков?

( …они видели картинку на папиросной пачке, знали 2 строчки из стихотворения, которое им задали учить наизусть и которое они  так и не выучили, Кавказ был для них мечтой о сытой, счастливой жизни…)

3. Сбылись ли мечты мальчиков, избавились ли они от постоянно мучившего их чувства голода?

4. Как в повести решается проблема зла и добра?

(Сообщение учащегося)

Проблема добра и зла вечна, поэтому она актуальна для каждого нового поколения. Поэтому тема добра и зла постоянна в литературе. А в повести «Ночевала тучка золотая» мы видим и христианские мотивы.        Добро и зло , милосердие и жестокость – два несовместимых полюса – хорошо просматриваются на различных уровнях повести – на уровне композиции, сюжета, образов.

Вот мы читаем о голодной жизни детей в детдоме. Писатель  удивительно точно предал состояние голодного человека, мечтающего о хлебе, мечтающего вдохнуть опьяняющий , дурманящий хлебный запах. И все! Все! Нам, сегодня живущим, это трудно понять. Мы сыты.

Приставкин  показывает нам психологию голодного человека. Голод порабощает  человека физически и морально: «…в детдоме…за корочку хлеба попадали в рабство на месяц, на два…» В каждом эпизоде звучит взволнованный голос автора: «Кто испытал,  тот поверит: нет на свете изобретательней  и нацеленней человека, чем голодный человек, тем паче, если он детдомовец, отрастивший свои мозги на том, где и что достать…» Именно голод заставляет Кольку и Саньку Кузьминых рыть подкоп под помещение, где делили хлеб, хотя сами они говорят, что хотят лишь увидеть целую буханку хлеба, целую буханку, а не маленький кусочек, который им выдавали - и то не всегда. Как забыть нам толстого , красного, сытого, довольного директора детдома, который получил приказ о выдаче детям пятидневного  сухого  пайка и обеспечении их теплой одеждой, а сам, кормивший продуктами из детдома не только свою семью и своих родных, но и своих свиней, не дал детям в дорогу и буханки хлеба, а все обеспечение одеждой ограничилось тем, что он приказал братьям поменяться одеждой. И как мог оставаться спокойным и довольным этот человек, отправляя детей в поездку, которая могла продлиться неделю, месяц – всего лишь с половиной буханки хлеба на двоих ребятишек!

А как забыть детские ручонки, которые тянулись из окна теплушки, и голоса, жалобно просившие : «Хи! Хи! Хи!» И только позднее мы вместе с Кузьменышами узнаем, что дети просили хотя бы глоточек воды. Как же выдержало сердце тех взрослых, которые сопровождали этот вагон?

Рядом с этими людьми – другие: внимательные, сострадательные, тихо и незаметно делающие добро. Это Регина Петровна, которая еще в поезде выделила двух братьев – близнецов и практически спасла  Сашку от смерти, не разрешив оставить его, больного, на станции. Не выдала Регина Петровна братьев, когда они своровали из склада зимнюю  взрослую одежду решив подзаработать денег на побег  с Кавказа. А проводник с поезда, которому они принесли это добро. Напоил детей самогоном, а наутро прогнал, сказав, что они обменяли вещи на самогон.

Регина Петровна взяла детей с собой на  подсобное хозяйство. И здесь, впервые за много лет они почувствовали  уют,  тепло дома, а ведь они, наученные  горьким опытом, знали, что на всем белом свете нет « ни одной, ни единой кровинки близкой…», поэтому были убеждены: «друг у друга они есть…Значит, куда бы их ни везли, дом их… - это они сами».

Регина Петровна устроила для мальчиков праздник – день рождения и подарила им новые рубашки.

Были ещё добрые люди: машинист поезда, остановивший состав посреди поспевающих овощей и, глядя на то, как «…в зеленях , как жучки в траве, мельтешила, суетилась, перебегая с места на место, ребятня», сказал: «Россия не убудет, если детишки раз в жизни наедятся». Это и рослые евреи, которые носили наверх корзины со сливами и мешки с сахарным песком « и иной раз кто – то из грузчиков будто невзначай, наклонял мешок за край котла и тогда манна небесная  с неба просыпалась в подставленные ладони ребят – белая, сладчайшая струйка !» Это и женщина с консервного завода, которая подкармливала мальчишек, жалея их как собственных детей. Страдания детей – самый горький упрек  и укор  взрослому миру, неоспоримый показатель его нравственного неблагополучия. Оберегать, защищать детство – святой, незыблемый человеческий закон. Вот как  написал поэт Александр Межиров: «Жизнь виновата перед детьми. Их ангел – хранитель имеет лицо печальное, потому что нет большей печали, когда ребенок принимает на свои плечи горе взрослых»

5. Какая тайна окружает эти места? Чего боятся люди, переселившиеся сюда? Кто убил шоферицу Веру, кто стрелял в Регину Петровну, и кто, наконец, убил Саньку?

(слушание ответов учащихся, обобщение учителя)

Учитель: Давайте проанализируем эпизод «Смерть Сашки»

(эпизод проецируется на экран)

  • Какую роль играет эпизод в повести?
  • Какой образ напоминает нам эта картина?

---- Этот эпизод – кульминационный в повести….

----- Санька напоминает нам Иисуса Христа. Он является символом человека, принявшего на себя все человеческие страдания…

---- В повести «Ночевала тучка золотая» мы видим  христианские мотивы. Распятый на заборе Сашка с распоротым животом, выколотыми глазами и ртом, наполненным землей – не Христос ли нового времени, который принимает на себя страдания и воскресает в облике другого – по внешности, языку, обычаям, национальности…

----  В этом эпизоде  заключен философский смысл повести…

6. Какую роль в повести играет образ Алхузура?

С образом Алхузура и Кольки  связана главная идея повести, несущая свет и надежду. Сашка говорит брату: «Я думаю, что все люди – братья». Не случайно, что полумертвого, в беспамятстве после пережитого Кольку нашел и выходил чеченский мальчик, сирота Алхузур. Подружившись с Колькой,  он стал откликаться на имя брата: «Я –Саск ». Русский мальчик и мальчик – чеченец поочередно спасают друг друга и действительно становятся братьями: по наивному и мудрому детскому обычаю они , надрезав пальцы, смешивают кровь. И несмотря на бросающуюся в глаза непохожесть и невозможность того, что они братья, настаивают на этом и одерживают маленькую победу над взрослыми.

Учитель: Как заканчивается повесть? Почему автор назвал свою повесть так?

Писатель дал своей книге  поэтическое название: «Ночевала тучка золотая». Строки грустного  лермонтовского стихотворения несколько раз повторяются на её страницах, автор примеряет их на главных героев, на их короткую и трагическую поездку. Колька вдруг осознает, что «…все худшее, что могло бы с ним случиться…уже случилось», что он утес, «потому и плачет, что стал как каменным, старым, как этот Кавказ. А Сашка превратился в тучку… Тучки мы… Влажный след мы… Были и нет…»

Повесть  оставляет нас в раздумье: куда приведет мальчиков дорога, какой будет их дальнейшая судьба, не сломают ли их осторожные чиновники ОГПУ, смогут ли они остаться братьями, пусть не по крови, а по духу, обретут ли они покой и счастье?

Учитель:  (обобщение)  Современность этого произведения. Обзор книжной выставки.

Итак, в повести автор рассказывает о трагедии доведенного до отчаяния, озлобившегося народа, который продолжает бороться за свою землю жестокими,  нечеловеческими способами . Автор обращается к этим событиям задолго до кровавой бойни в Нагорном Карабахе, в Таджикистане, в Приднестровье, задолго до никому не нужной, позорной войны в Чечне.         Наверное, автор обладает настоящим талантом, который дается только истинным писателям – даром предвидения, если уже в 1981году предупреждал Россию, предупреждал весь мир о надвигающейся трагедии в Чечне. И поэтому больно читать эту повесть и больно сознавать, что эта трагедия в Чечне  до сих пор не остановлена: льется кровь ни в чем неповинных людей: детей, стариков, женщин; дети остаются сиротам, не имеют дома, вынуждены бродяжничать, когда могли бы жить счастливой жизнью в своих семьях. Хотя повесть «Ночевала тучка золотая» и небольшая по объему, автор затрагивает в ней очень важные проблемы, которые не могут разрешиться и сегодня. Главным в повести является, пожалуй, не столько стремление воссоздать прошлое, понять его, а извлечь из этого прошлого нравственные уроки, не допустить их повторения. И нельзя думать, что трагедия чеченского народа нас не касается – эта трагедия может стать трагедией и в наших семьях: до сих пор молодые солдаты служат в Чечне, охраняя мир и порядок, отдают свои жизни за мирную жизнь на этой древней земле. Наши юноши тоже, возможно, пойдут выполнять свой гражданский долг, будут служить в армии, и не хотелось бы, чтобы вас коснулась эта трагедия.

( Ученица рассказывает  о своем брате, который служит в Чечне, зачитывает отрывки из его писем)

Учитель: Итак, книга прочитана; у каждого из нас остались свои впечатления об этом произведении, возможно, остались и вопросы, к которым мы будем возвращаться вновь и вновь. Одно ясно: залог мирной,  счастливой жизни  - в дружбе народов, в понимании, уважении друг к другу, обычаям, традициям, в толерантном сознании людей, в толерантном отношении друг к другу.

Учитель: А теперь проверим ваши знания, как вы усвоили сегодняшний материал.

  • 1 группа учащихся выполняет компьютерные тесты (для этого надо открыть тестер и работать по инструкции);
  • 2 группа учащихся  письменно ответит на вопрос «О чем заставила задуматься меня эта повесть»

Учитель: Домашнее задание: записать в читательский дневник отзыв о повести (1 вариант); творческая работа по выбору учащегося : иллюстрации, рассказы, эссе по повести и др. (2 вариант)

Учитель: Заключительная, обобщающая презентация (3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Судьба детей в годы войны" (по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая...")

Урок в разделе "Литература последних десятилетий" завершает цикл обучения в 11-м классе, готовит учащихся к итоговой аттестации. Урок совершенствования  знаний, умений и навыков. Решаются образов...

Урок -суд по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"

Урок -суд по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая". Трагическая удьба мальчика Алхузура и детдомовца Кольки в годы  репрессий Сталина на Кавказе. Мальчики разных национальностей спа...

" Нет плохих народов, есть плохие люди" ( урок литературы по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая")

Урок направлен на осознание нравственной проблематики книги, на воспитание толерантности....

"Говори обо мне: это брат мой". Размышление над повестью Анатолия Приставкина "Ночевала тучка золотая"

Статья содержит материалы и размышления, которые помогут в подготовке к уроку по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая"...

Урок по литературе. Опыт анализа повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Отражение трагических конфликтов истории в судьбах человечества.формировать умение вникать в психологию героя и психологическую ситуацию, с помощью эмоционального, художественного воздействия музыки и...

Урок внеклассного чтения "Трагедия детей в годы ВОВ" по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая..."(7класс)

Данный материал представляет методическую разработку урока внеклассного чтения "Трагедия детей в годы ВОВ"  по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая" в рамках  о...

Проверочная работа по повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая», 8 класс

проверочная работа на знание содержание повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"...