Урок внеклассного чтения "Трагедия детей в годы ВОВ" по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая..."(7класс)
методическая разработка по литературе (7 класс)

Данный материал представляет методическую разработку урока внеклассного чтения "Трагедия детей в годы ВОВ"  по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая" в рамках  образовательного проекта по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа «Средняя общеобразовательная школа№3» г.Пушкино

                                           Урок внеклассного чтения в 7 классе

«Трагедия детей в годы Великой Отечественной войны»

(  по произведению А.Приставкина «Ночевала тучка золотая…»)

            Методическая разработка урока внеклассного чтения в рамках образовательного проекта по гражданско-патриотическому воспитанию                                               обучающихся на уроках литературы.

                                               Февраль 2021 г.

ТЕМА УРОКА: «Трагедия детей в годы Великой Отечественной войны»

ЦЕЛИ:

 1.Познакомить учащихся с неизвестной для них страницей истории-депортацией народов  Кавказа в годы ВОВ в Казахстан и Сибирь.

2.Показать,что люди не могут быть истинно счастливы, если это счастье построено « на слезинке ребенка» (по Ф.М. Достоевскому).

3.Новая «мораль» разрушила извечные нравственные  ценности: «не убий», «возлюби ближнего».

4.В истории нашей страны много трагических страниц, о которых необходимо знать, чтобы не допустить их повторения.

5.Сформировать у учащихся понятие гражданственности, т.к. каждый из нас должен разделять судьбу своей страны даже в самые трудные и неоднозначные для нее моменты.

6.Доказать,что люди сильны только в единении друг с другом, невзирая на нации и народности. МЫ ЕДИНАЯ СТРАНА.МЫ ЕДИНЫЙ НАРОД.

Эпиграфы:

  1. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга…»

(Евангелие от Иоанна).

  1. «Здесь нет различия между Иудеем и Эллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его»

(Послание к Римлянам).

     3.Плохих народов не бывает, бывают плохие люди.  (А. Приставкин).

     4….от высшей гармонии отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребенка…Они должны быть искуплены, иначе не может быть и гармонии. (Ф.М. Достоевский).

     5. У меня есть претензии к моей стране. Но обсуждать я их буду не с вами.                                       ( Вл. Высоцкий).

Оборудование:

1. Книга А. Приставкина «Ночевала тучка золотая…»

2.Рисунки учащихся к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Утес».

3.Иллюстрации к повести А. Приставкина.

4.Плакаты времен ВОВ.

ХОД УРОКА:

I.Приветствие.

II.Оргмомент.

III.Беседа.

-Скажите ,пожалуйста, над какой темой уроков внеклассного чтения мы работаем с вами в этом году?

(история нашей страны в годы ВОВ)

-Какие произведения мы уже читали с вами по этой теме?

-Какая книга ждет нашего обсуждения на сегодняшнем уроке?

(А. Приставкин «Ночевала тучка золотая…»)

-Каковы ваши первые впечатления от  прочитанного? Как вами читалась эта повесть?

(примерные ответы учащихся)

-Знали ли вы до сегодняшнего урока о такой трагической странице в  истории нашей страны?

-Какие же проблемы, с вашей точки зрения, поднимает автор в этой повести?

(трагедия детей в годы ВОВ, братство людей, «возлюби ближнего»)

-Скажите, эти проблемы актуальны сегодня? Почему?

(Во время войны в одночасье разрушились родственные, духовные связи между людьми помимо их воли, но из-за политических игр; результат этого-возникновение межнациональной розни)

И  в центре этой трагедии оказались дети. Дети из детских домов,и без того лишенные семьи и домашнего тепла.

IV. Слово учителя.

Почти 80 лет назад, в 1944 году, чеченцы, ингуши и другие народы Кавказа были депортированы из родных мест в пустынные степи Казахстана и в Сибирь. А на их территории вывозили русских детей, детдомовцев.Им даже не собирались объяснять причины депортации( слово на доске).Так ломались их судьбы с обеих сторон, делая несчастными всех. В эти дни в этих республиках чтят память о событиях того жестокого времени.Посмотрим,как эта тема отражена в повести А.Приставкина.

V. Беседа.

-Назовите время действия в повести.

(1944 год)

-Место действия в начале повествования?

(Детский дом в Томилино Московской области, а затем действие переносится на Кавказ)

-Что поразило вас в описании жизни сирот  в годы ВОВ?

(Условия «жизни» детей; образ директора детского дома-«крысы тыловой»)

Учащиеся работают с текстом: цитируют, рассказывают, дают « первые оценки».

-Почему так убедительно, трогательно и одновременно очень жёстко описывает нам Приставкин жизнь в детдоме?

(Сообщения учащихся по биографии автора, который вместе с сестрой был воспитанником детдома)

-Назовите действующих лиц в повести?

(братья-близнецы Кузьмёныши,Регина Петровна,директор «будущего детдома Петр Онисимович-«Портфельчик»)

-Найдите в тексте портреты Кузьмёнышей. Близнецы действительно одинаковы?

(примерные ответы детей)

-Почему при внешней похожести они отличаются друг от друга? Чем? Расскажите.

(антиподы в поведении и характерах ,они действуют как единый организм)

-Можно ли сказать, что жизнь детей трагична? В чем?

(примерные ответы учащихся)

-Дайте характеристику мальчикам.

(ЦИТАТА стр.5: «Нет на свете изобретательней и нацеленней человека, чем голодный человек, тем паче если он детдомовец, отрастивший за войну мозги на том, где и что достать»)

-Вспомните, какой эпизод в повести наиболее точно и ярко отражает это постоянное чувство голода, которое испытывают дети. Расскажите об этом.

(эпизод с хлеборезкой; подкоп)

-Что вас больше всего поразило в поведении братьев?

-А они задумывают этот подкоп ВСЕГО ЛИШЬ ИЗ-ЗА 3 БУХАРИКОВ! Остальное должно остаться для ребят детдома. И для директорских собак. Что вы думаете об этом?

(примерные ответы детей)

-Каков директор Томилинского детдома? Дайте ему характеристику.

-И каков «Портфельчик»?

(герои-антиподы)

-Какой вывод вы можете сделать об этих взрослых? Какова цель этого противопоставления?

(примерные ответы детей: бездушие взрослых; их власть над беззащитными детьми, их судьбами; нежелание видеть в них людей, ПУСТЬ МАЛЕНЬКИХ,НО ЛЮДЕЙ! Подчас именно такое отношение толкало Кузьмёнышей на преступление)

-Вспомните эпизод из повести, свидетельствующий об этом.

                                            (на рынке)

-Ваше отношение к ситуации и поступку братьев?

(Это и находчивость братьев-они действуют как единый организм)

-Что явилось причиной этому?

(Голод. Рубашку, пропитанную мёдом, сосали; в корку батона заливали молоко и выедали мякиш).

-Но человека не могут окружать только плохие люди. Кто еще встречается на пути братьям? Кто скрасил им эти тяжелые дни своим присутствием?

( Регина Петровна, «Портфельчик», тетя Зина)

-Почему детей везут на Кавказ?

(Так происходило насильственное переселение народов-«обрусение» края; дети должны были поселиться здесь и «прорасти как семечко»)

-А куда же исчезло местное население? Откуда эта тревожная тишина?

(ЦИТАТА гл.6.Их увозят насильно)

-В этот трагический водоворот оказались ввергнутыми и дети. А что же взрослое местное население?

(Они уходят в горы мстить. И для них это святая месть за своих детей, предков, родственников, землю, за убитых, за разорённое кладбище)

-К чему приводит эта жажда мщения?

(примерные ответы детей)

-Святая месть откликается трагично в душах людей, коверкает их,ЛИШАЕТ ЖИЗНИ…

(ЦИТАТА: эпизод гибели Сашки)

-Почему один из братьев погибает?

(примерные ответы детей)

-РЕФРЕНОМ к повести звучит отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс». Вспомните его.

(Учащиеся читают наизусть стихотворение.

Учитель обращает внимание на рисунки учащихся к этому стихотворению)

-О чем это стихотворение? Почему строчки из него вынесены в название повести А. Приставкина?

(Примерные ответы учащихся. Одиночество, грусть и светлая печаль-это те чувства, которые вызывает стихотворение Лермонтова. И таковы чувства Кольки, таковы наши чувства в этот страшный момент повести)

-Кто же оказывается рядом с Колькой? Кто его спасает от неизбывного чувства утраты?

                       (Алхузур)

-Кто по национальности этот мальчик?

                       (чеченец)

-Кем они становятся друг для друга?

(братьями, даже  по крови породнились)

-На фоне каких обстоятельств происходит это родство?

(Мальчики становятся братьями на фоне межнациональной вражды, разобщенности, они ищут и находят поддержку друг в друге)

-И ИХ УСТАМИ ГОВОРИТ ИСТИНА:

(ЦИТАТА: стр.58(2),71-72)

-Они искренне не понимают: зачем эта война, зачем люди стреляют друг в друга, зачем уничтожают их, детей.

-Что же всему этому виной?

(примерные ответы детей)

VI. Слово учителя.

Политические игры зачастую приводят к изломанным судьбам людей. И это страшно. Но еще страшнее, когда в центре этих игр оказывается жизнь и судьба беззащитного ребёнка. А так не должно быть!

-Почему?

(Дети-это будущие поколения ,которым жить в этой стране, восстанавливать и строить её. И она должна быть счастливой для всех и для каждого. Она должна быть РОДНОЙ).

-Ответьете, пожалуйста, может быть, не стоило нам читать и обсуждать эту повесть?

-Что вам дало ее прочтение?

( примерные ответы детей)

-Какие выводы вы для себя сделали?

VII. ВЫВОДЫ.

-Итак, подведем итоги нашего обсуждения: о чем заставила задуматься вас эта повесть?

1.О мире, покое, о жизни на Земле.

2.О том, что все люди ДОЛЖНЫ ЖИТЬ  В МИРЕ. Кто из классиков русской литературы говорит об этом?( к эпиграфу на доске).

3.О том, что все люди-братья, ибо нет ни Иудея , ни Эллина в царстве Божием( к эпиграфу на доске).

4.Для того чтобы жить счастливо, нужно уважать человека, видеть свое подобие в нём. ЛЮБИТЬ его.

5.Человек не не может быть счастлив, если это счастье построено  «на слезинке ребенка» (к эпиграфу на доске).

6.Мы не должны замалчивать трагические страницы истории нашей страны, чтобы не «быть иванами, не помнящими родства». Родина может быть разной, но она НАША, и другой быть не может. И наш гражданский долг быть с нею в любые минуты: страшные и радостные,трагические и счастливые. (к эпиграфу на доске).

7.И если каждый из нас будет об этом помнить, то тогда мы станем только сильнее и крепче в своём единении.

VIII.Оценки за урок.

IX.Домашнее задание: отзыв о прочитанном произведении.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "На чем держится мир?" по повести В.Железникова "Чучело"

Урок доброты, достоинства и чести, проводится в форме диспута. Учащиеся  заранее знакомятся с произведением В.Железникова «Чучело», а на самом уроке анализируют содержание повести, обращаясь...

урок внеклассного чтения «Мы дети одной матери — Природы!» (по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)

Данный  материал  предлагается  для  проведения  урока  внеклассного  чтения  в  5 - 6 классах.  Рассказы  Э.Сетона-Томпсона  обычно  н...

Урок внеклассного чтения по повести И.Костевич "Мне 14 уже два года" для 7-8 кл.

Повесть ставит перед читателями такие жизненные вопросы, на которые не всегда можно найти ответ. Бывает ли ложь во спасение? Нужно ли жертвовать правдой ради любви? Как противостоять миру, если все пр...

«И только правда ко двору» (урок внеклассного чтения в 11 классе по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» )

Урок задуман и запланирован как традиционный урок с включением беседы, дискуссии, мультимедиапрезентаций, но при подготовке урока использованы элементы проектного обучения, которые направлены на разви...

Урок внеклассного чтения в 6-ом классе по повести Владимира Железникова «Чучело».

Урок-диспут. На чём держится мир?  Урок доброты, достоинства и человечности....

Урок внеклассного чтения в 11 классе. Две судьбы: тупик и трагедия (по повести В. Распутина «Живи и помни»)

Задачи урока:Раскрыть идейно-художественное содержание повести Распутина, углубить знания учащихся о мастерстве писателя.Развитие логического мышления и речи учащихся: умение формулировать тезисы, под...