Литературно-музыкальная композиция, посвящённая дню рождения С. А. Есенина
проект по литературе (9 класс)

Заболотнева Елена Семёновна

В работе рассказывается о жизни и творчестве Сергея Александровича Есенина. В сценарии, кроме биографических сведений, подобраны инсценировки из его поэм, песни и романсы на его стихи, музыкальные фрагменты. На протяжении многих лет в каждой школе нашей страны, несомненно, изучается творчество величайшего русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его произведения будут и впредь изучаться в школе, так как их влияние на формирование личности человека велико. Поэт, какой бы темы он не касался, стремился к построению целостного, художественного произведения. Лирика поэта, по его собственным словам, «жива одной большой любовью - любовью к родине» и воспитывает самые чистые и высокие нравственные и патриотические чувства. Творчество каждого поэта - это художественная философия. Великий поэт, отражая жизнь, творит не чисто художественный, а художественно-философский мир. Он является величайшим поэтом ХХ века, поэтому исследование его творчества только как образно-поэтического мира сегодня недостаточно, его необходимо анализировать на более высоком, художественно-философском уровне обобщения. Стихи и проза Есенина - это художественная философия бытия и быта, религии и истории, родины и природы, общества и человека, литературы и искусства, слова и образа. Творчество этого  поэта будет изучаться всегда, во всех школах нашей страны. Исходя из сказанного, можно считать, что исследование в данном направлении является актуальным.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание

Содержание проекта                                                                        2

Паспорт проекта                                                                                3

Введение                                                                                        4

Теоретическая часть                                                                                5

Практическая часть                                                                                9

Список использованной литературы                                                        10

2

Наименование проекта

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая дню рождения С. А. Есенина

Исполнители

Аплётова Алина Дмитриевна

Цель (практическая)

Подготовить сценарий вечера, посвящённого С. А. Есенину

Задачи

  1. Изучить биографию С. А. Есенина
  2. Прочитать стихотворения и поэмы С. А. Есенина
  3. Отобрать и составить инсценировки из литературных произведений
  4. Подобрать музыкальные фрагменты к вечеру

Руководитель

Заболотнева Елена Семеновна

Год разработки

2018-2019

Предметная область

Литература

Учебная тема (к которой ваш проект имеет отношение)

Литература первой трети двадцатого века. Жизнь и творчество С. А. Есенина

Тип проекта

Информационно-исследовательский, творческий

Тип проекта по предметно-содержательной характеристике:

Монопроект

Краткая аннотация проекта

В работе рассказывается о жизни и творчестве Сергея Александровича Есенина. В сценарии, кроме биографических сведений, подобраны инсценировки из его поэм, песни и романсы на его стихи, музыкальные фрагменты

Сроки реализации проекта

С сентября 2018 по март 2019

Ожидаемые результаты (продукт)

Сценарий вечера, посвящённый С. А. Есенину

Паспорт проекта

Введение

Актуальность

На протяжении многих лет в каждой школе нашей страны, несомненно, изучается творчество величайшего русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его произведения будут и впредь изучаться в школе, так как их влияние на формирование личности человека велико. Поэт, какой бы темы он не касался, стремился к построению целостного, художественного произведения. Лирика поэта, по его собственным словам, «жива одной большой любовью - любовью к родине» и воспитывает самые чистые и высокие нравственные и патриотические чувства. Творчество каждого поэта - это художественная философия. Великий поэт, отражая жизнь, творит не чисто художественный, а художественно-философский мир. Он является величайшим поэтом ХХ века, поэтому исследование его творчества только как образно-поэтического мира сегодня недостаточно, его необходимо анализировать на более высоком, художественно-философском уровне обобщения. Стихи и проза Есенина - это художественная философия бытия и быта, религии и истории, родины и природы, общества и человека, литературы и искусства, слова и образа. Творчество этого  поэта будет изучаться всегда, во всех школах нашей страны. Исходя из сказанного, можно считать, что исследование в данном направлении является актуальным.

Цель

Подготовить сценарий вечера, посвящённого С. А. Есенину

Задачи

  1. Изучить биографию С. А. Есенина
  2. Прочитать стихотворения и поэмы С. А. Есенина
  3. Отобрать и составить инсценировки из литературных произведений
  4. Подобрать музыкальные фрагменты к вечеру

Практическое значение

Проект может быть использован в школе при подготовке вечера. Материал сценария – на уроках литературы в школе.

4

Теоретическая часть

Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина

1.Биография С.А.Есенина

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма[1].

1895 год, 21 сентября (4 октября) – Родился Сергей Есенин.

1904 – Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.

1912 – Есенин переехал в Москву.

1913, осень – Знакомство с Анной Романовной Изрядновой.

1914, 21 декабря – Рождение первого сына Сергея Есенина Юрия.

1914 – Первая публикация стихотворений в газете "Новь" и журналах "Парус", "Заря".

1915, весна – Есенин переезжает в Петроград, где знакомится с Н.А. Клюевым, З.Н.Гиппиус, Д.С. Мережковским, А.А. Блоком.

1916 – Первый сборник стихов "Радуница".

1916 – Есенин призывается в армию.

1917, весна – Знакомство с Зинаидой Райх.

1918 – В Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень", затем "Преображение".

1919 – Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов.

1920 – Знакомство с Надеждой Вольпин.

1920 – Поэмы "Русь уходящая", "Песнь о великом походе", "Русь советская", "Анна Снегина", "Черный человек"; драматические поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев".

1920 – Выходит сборник стихов "Москва кабацкая".

1920, 19 сентября – Встреча с Галиной Бениславской.

1921, 3 октября – Знакомство с Айседорой Дункан.

1922 – Есенин и Дункан сочетались браком.

1922-1923 – Есенин и Айседора совершают длительную поездку по Западной Европе и США.

[1]

1923 – Они разошлись.

1924-1925 – Есенин путешествует по Закавказью;

выходит сборник "Персидские мотивы", стихотворения "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы".

1925 – Знакомство с Софьей Толстой.

1925, 27 февраля – Есенин пишет свое последнее стихотворение "До свиданья друг мой, до свиданья… ".

1925, 28 февраля – в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убили спецслужбы, инсценировав самоубийство.

2. Творчество С.А.Есенина

Пожалуй, это одно из самых известных поэтических имен России XX века. За свои короткие тридцать лет, поэт отразил в своём творчестве самые драматические и переломные моменты жизни крестьянской России, отчего в его творчестве красной линией проходит своеобразное трагическое мироощущение и в то же время удивительно тонкое видение природы своей необъятной родины. Такую особенность творчества можно объяснить тем, что он родился и жил на стыке двух эпох – уходящей Российской империи и рождения нового государства, нового мира, где старым порядкам и устоям не было места. Революция 1905 года, Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, тяжёлая гражданская война – все эти события терзали многострадальную страну и её народ, ведя к краху старого мира. Поэт как никто лучше чувствовал трагизм этой ситуации, отразив её в своем творчестве. Однако одно из самых горьких признаний звучит в его стихотворении «Я последний поэт деревни». В этом произведении сквозит глубокая боль от начала гибели того крестьянского быта, чьим певцом он был на протяжении всей своей жизни. Октябрьская революция, сторонником которой он являлся, не принесла в жизнь деревни свободы и процветания, а наоборот, усугубила её положение, сделав крестьян ещё более бесправными, чем в царское время. Предчувствие будущей гибели деревни лучше всего отражают эти строки:

              На тропу голубого поля

              Скоро выйдет железный гость.

              Злак овсяный, зарею пролитый,

              Соберет его черная горсть.

  Поэт прощается с начинающей умирать деревней и в тоже время чувствует, что его время тоже прошло. Особенно это слышно в таких горьких строках:

6

             Скоро, скоро часы деревянные

             Прохрипят мой двенадцатый час!

   Есенин стал последним поэтом, воспевавшим прошлую крестьянскую Россию, которая теперь навсегда осталась в той старой эпохе. У него возникает конфликт с новой советской Россией, где поэт чувствует себя здесь абсолютно чужим. К тому же он не знает, куда ведут страну, а особенно любимую деревню, которую он так боготворил, грядущие события. Таким произведением, где поэт навсегда прощается со своей старой жизнью и сельской Русью, стало стихотворение – «Да! Теперь решено! Без возврата…», где он с горечью пишет что «покинул родные поля» и теперь ему суждено умереть на «московских изогнутых улицах». После поэт уже не обращается в своих произведениях к деревне и крестьянскому быту. А в стихотворениях последних лет его жизни в основном присутствует любовная лирика и удивительное поэтическое воспевание природы, где, правда, присутствует горечь воспоминаний о той прошлой счастливой жизни.

    Особым трагизмом пропитаны стихотворения 1925 года, последнего года жизни поэта. Сергей Александрович как будто чувствует свою скорую гибель, поэтому пишет «Письмо к сестре», где обращается к своей прошлой жизни и уже прощается со своими близкими родственниками, признаваясь, что уже готов уйти навсегда. Но, пожалуй, ярче всего чувство скорой смерти отразилось в стихотворении «До свиданья, друг мой, до свиданья…», где поэт прощается с неизвестным другом и в конце произносит фразу: «В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей». Он был последним поэтом уходящей эпохи с её крестьянским патриархальным укладом и бережным отношением к природе, которую он обожествлял. А на смену есенинской деревне пришёл новый уклад, которого так боялся поэт, полностью изменивший жизнь крестьян.

3. Знаменитые произведения С.А.Есенина

  1. Черный человек

  2. Собаке Качалова

  3. Мой путь

  4. В этом мире я только прохожий… (сестре Шуре)

  5. Шаганэ ты моя, Шаганэ…

  6. Письмо от матери

  7. Письмо матери

  8. Письмо к женщине

7

  1. Отговорила роща золотая…

  2. Ответ

  3. Заметался пожар голубой…

  4. Я обманывать себя не стану…

  5. Да! Теперь решено. Без возврата…

  6. Не жалею, не зову, не плачу…

  7. Нивы сжаты, рощи голы…

  8. Гляну в поле, гляну в небо…

  9. Черемуха

  10. Топи да болота…

  11. Пороша

  12. Край ты мой заброшенный…

  13. Гой ты, Русь, моя родная…

  14. Береза

Многие стихотворения поэта стали песнями и романсами: «Цветы на подоконнике», «Дорогая, сядем рядом...», «Есть одна хорошая песня у соловушки», «Глупое сердце, не бейся!», «Я по первому снегу бреду...», «Я помню, любимая, помню», «Нивы сжаты, рощи голы...», «О верю, верю, счастье есть!..», «Песнь о собаке», «Поёт зима – аукает...», «Гой ты, Русь, моя родная...», «Я иду долиной...», «Мы теперь уходим понемногу…», «Над окошком месяц. Под окошком ветер...», «Не жалею, не зову, не плачу», «Зеленая прическа…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Закружилась листва золотая...», «Заметался пожар голубой...», «Отговорила роща золотая», «Клён ты мой опавший» и другие.

8

Практическая часть

Составление сценария, посвящённого С.А.Есенину

Создание проекта проводилось в соответствии с индивидуальным планом.

На подготовительном этапе были определены цели и задачи проекта, сформулирована его актуальность; проанализированы различные источники: Интернет ресурсы, художественные произведения; был осуществлён сбор необходимого иллюстративного материала.

На основном этапе происходило создание сценария, посвящённого С.А.Есенину, подобраны музыкальные фрагменты и инсценировки из его литературных произведений.

На заключительном этапе были сформулированы выводы, началась подготовка к защите проектной работы.

9

Список использованной литературы

10

Сценарий

Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения

Сергея Александровича Есенина.

Работу подготовила ученица 9 А класса

Аплётова Алина

(слайд 1) - Выходит ученик (молодой Есенин), садится на бревно, читает «Вот уж вечер. Роса». ( звучит гитара)

- Танец. Вальс.

(слайд 2) Ведущий 1. - 21 сентября по-старому стилю (3 октября по-новому) 1895 года, в небогатой крестьянской семье Константиново Рязанской губернии родился обыкновенный мальчик, желтоволосый, с глазами как синь Рязанских озер…

Ведущий 2. - Никто не думал в тот день, что родился большой поэт, который подарит миру свои неповторимые стихи.

Ведущий 3. - Поэзия Есенина особенно богата песенными стихами. Мелодия его произведений бесконечно русская, она – сестра народной песни, которую с есенинской поэзией связывают тончайшие нити.

Ведущий 4. -Стихи Есенина очень музыкальны. Это как будто сама звучащая природа. В его творчестве по-своему отразились народные песни, сказы, даже частушки. Поэтому поэзия Есенина звучит как лирическая, грустно щемящая музыка.

Ведущий 1.- Сегодня вы услышите песни на стихи Сергея Есенина. Мы думаем, что они не оставят вас равнодушными.

(слайд 3) - Для вас звучит песня на стихи С. Есенина «Клен, ты мой опавший».

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

(слайд 4) Ведущий 2. - Босоногое детство С. Есенина прошло в селе Константиново, сначала в доме бабушки, а затем в доме деда по материнской линии. Из автобиографии поэта мы узнаем некоторые подробности этих лет:

Выходит ученик (молодой Есенин) - «Дядья мои были ребята отчаянные... 3-х  с половиной лет посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку… Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям.  Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и всегда ходил с царапинами…»

Ведущий 3. - По официальным данным ЮНЕСКО Есенин принадлежит к числу наиболее читаемых авторов мира. Современная техника хорошо «понимает» стихотворения Есенина. Когда в ЭВМ заложили программу строки 10 великих поэтов мира – машина выбрала Есенинскую строку «Отговорила роща золотая», как наиболее насыщенную в смысловом и образном плане.

Ведущий 4. - Пожалуй, трудно назвать другого поэта, чье творчество было бы столь глубоко, столь кровно связано с родной землей, местами, где он родился.

( слайд 5) Чтец. - «Отговорила роща золотая» (на фоне музыки).

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

Ведущий 1 - С. Есенин напечатал свое первое стихотворение в 1914 году. А в 1925 году оборвалась его жизнь. За 10 лет с небольшим поэзия Есенина приобрела широкую популярность.

(слайд 6) Ведущий 2. - В 1904 г. Сергей поступил в начальное земское училище в своем селе Константиново, по окончании был награжден похвальным листом.

(слайд 7) Ведущий 3 - Летом 1912 г. Есенин заканчивает Клепиковскую школу, рассылает по всем журналам свои стихотворения и с трепетом ждет славы поэта. В автобиографии он пишет, что крайне удивлен, что ни один журнал стихов не напечатал.

Ведущий 4 - Родителям не по душе увлечение сына, они считают поэзию пустым занятием. Жизнь очень тяжела, нужен кормилец. Они настойчиво требуют, чтобы Сергей поступил в учительский институт.

Ведущий 1 - Он едет в Москву, но учителем он не станет. Есенин станет поэтом, пройдя трудный и мучительный путь.

Ведущий 2 - Без Родины Есенин не мыслит жизни и творчества. Ранние стихотворения Есенина проникнуты «восторженной любовью» к родным полям и лесам. Он воспевает прелесть русских лугов и дубрав.

(слайд 8) Чтец - Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…»

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

Ведущий 3 - Чудесная поэзия Есенина еще долго будет волновать композиторов и музыкальных исполнителей своей мелодичностью и красотой.

(слайд 9) Ведущий 4 – У С. Есенина много стихотворений о березке, он с любовью и нежностью пишет о том, что белая березка «принакрылась снегом, точно серебром». Есенин был глубоко русский. Он слушал русские песни, безгранично любил девичьи хороводы.

- Танец «Кадриль».

(слайд 10) Ведущий 1- «Анна Снегина», по мнению Есенина, – лучшее из всех его произведений. В поэме нашли отражения события из жизни его родного села.

Ведущий 2 - События, описанные в поэме, происходили в 1917 г. Что мы узнаем о любви героя поэмы и об Анне Снегиной? Перед нами раскрывается нелегкая судьба молодой женщины, гибель мужа, «Хуторской раздор», несбывшиеся надежды, безответная любовь и трагический финал – эмиграция, а вместе с ней – потеря родины, потеря всего, что было дорогим и близким.

(слайд 11) Ведущий 3 - «Анна Снегина» - это взволнованный  рассказ-воспоминание о жизни в родном селе, о встрече с юной помещицей Анной Снегиной, девушкой в «белой накидке». Этот лирический образ написан под впечатлением юношеского увлечения Есенина Константиновкой помещицей Кашиной, с которой он встретился в один из своих приездов в деревню.

Ведущий 4 - Нас не оставляют равнодушными искренние, нежные, волнующие стихи Есенина о своей судьбе и о судьбе родного края.

Чтец Стихотворение «Вот, оно, глупое счастье»

Вот оно, глупое счастье,

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихо закат.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветет

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок...

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!

Ведущий 1 - Есенин был восхищен танцами Айседоры Дункан. Естественность движения, подражание природе были девизом танцевального искусства Дункан. Есенин был сторонником простоты и естественности в искусстве.

Ведущий 2 - Дункан мечтала о создании детских школ. Такую школу она создала в Германии, затем в других странах Европы. В Московской области, в Литвиново, в 1923 году Айседора Дункан организовала танцевальную школу. Занятия проходили на природе, девочки танцевали босиком на траве.

(слайд 12) Ведущий 3  - В один из осенних вечеров Айседора ждала Есенина и, не выдержав, пошла вместе с девочками ему навстречу, взяли с собой факелы. Есенин, увидев танцующих девочек и восхитительную Айседору, был заворожен этим видением.

- Танец.

(слайд 13) Ведущий 4 - К лучшим достижениям лирики Есенина относится небольшой стихотворный цикл «Персидские мотивы». «Шаганэ…» - стихотворение возникло под влиянием чувства к Шаганэ Нерсесовне Тальян. Это не только влечение к красавице, но и желание поделиться с ней своими раздумьями, переживаниями. Поэт хотел бы иметь близкого друга, с которым можно было поделиться самыми сокровенными мыслями и чувствами. Прекрасна природа Востока, ласково южное солнце, хорошо поэту с любимой, но думы о своих суровых краях и здесь не покидают его.

Чтец Стихотворение «Шаганэ, ты моя Шаганэ…»

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи ?
Я нисколько не чувствую боли.


Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

- Звучит  песня на стихи С.Есенина «Мне грустно на тебя смотреть». (гитара)

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег

Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

(слайд 14) Ведущий 1 - В «Письме матери» поэт глубоко раскрыл те чувства, которые испытывает человек, оказавшийся вдали  от родных мест, в разлуке со своими близкими. Отчий дом, окружающая природа, все то, что напоминает детство, видится в радужном свете и кажется самым дорогим.

Ведущий 2 -  А кто из матерей не пережил того, что волнует «бедную старушку»? Мать всегда «таит тревогу» за своих детей и думает об опасностях, которые могут их подстерегать.

Ведущий 3 - Волнующие строки есенинского  «Письма к матери» созвучны чувствам многих матерей и сыновей, поэтому они вызывают сопереживание, ответный отклик в нашей душе.

Любовь и нежность к матери сочетаются у Есенина с такой же любовью к своему краю, к родительскому дому.  Воспоминания о нем вызывают самые светлые чувства, рождают самые нежные слова.

(слайд 15) Чтец Стихотворение «Письмо матери».

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Ведущий 4 - Две даты: 3 октября 1895 года,  28 декабря 1925 года. Первая – рождения, вторая – смерти поэта.

Ведущий 1- В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: тридцать лет человек должен учиться, тридцать – путешествовать и тридцать – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Девяносто лет… Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: жизнь ценится не за длину.

Ведущий 2- Есенин пришел в мир, чтобы пропеть свою неповторимую песню о жизни, о себе. Слова свои черпал из сердца, а сердце его тысячами незримых нитей было связано многим из того, что вобрало в себя огромное понятие – жизнь…

- Звучит романс на стихи Есенина «Вы помните».

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.


Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.


Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.


Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянье.


Земля — корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.


Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.


Тот трюм был —
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Любимая!


Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...

........................................................................

Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.


Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был
И что со мною сталось!


Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.


Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.

За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ламанша.

Простите мне...
Я знаю: вы не та —
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.

(слайд 16) Ведущий 3- В поэме «Черный человек» есть такие строки:

       Не знаю, не помню, в одном селе, может в Калуге, а может в Рязани, жил мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами.

Этот мальчик стал великим русским поэтом, он многое мог бы еще сказать, но смерть оборвала его взволнованную и трепетную песнь. Он умер в декабре, не увидев очередной весны в родном рязанском крае, которая, быть может,  принесла бы ему новые, светлые и радостные чувства. Имя Есенина не забыть, об этом говорит то, что в Москве есть Есенинский бульвар, улица в Рязани носит имя Сергея Есенина, педагогический университет носит его имя.  Речной пароход на р. Оке носит имя Есенина, в Рязани на набережной стоит памятник, дом-музей Сергея Есенина в Константиново и памятник во весь  рост, в движении, полон энергии и молодости.

Ведущий 4 - Мы умираем: сходим в тишь и грусть.

Но знаю я – нас не забудет Русь.

Чтец Стихотворение «Забава» (все участники выходят со свечами)

Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот - и веселый свист.

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

 

Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябать,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились –

Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Ведущий 1- На этом наш тематический вечер завершается.

Ведущий 2 - До новых встреч! Всего вам доброго!


[1] Лекманов О.А, Свердлов М.: Сергей Есенин. Биография. – М.: Corpus, 2015.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Певец березового ситца", посвященная 120-летию со дня рождения С.А.Есенина

Данная литературно-музыкальная композиция включет в себя биографию писателя, его произведения и песни на стихи....

Литературно-музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству С.А.Есенина «Я сердцем никогда не лгу…».

Конспект литературно-музыкальной гостиной по творчеству С.Есенина.Представлены биографические сведения, произведения автора....

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…"Цель: вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индиви...

Литературно-музыкальная композиция посвящённая 120 летию со дня рождения С.Есенина «В сердце светит Русь…»

Литературно-музыкальная композиция посвящённая 120 летию со дня рождения С.Есенина «В сердце светит Русь…»...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Литературно-музыкальный сценарий праздника,посвящённого Дню 8 марта

Сценарий небольшого концерта для учителей в День 8 марта...