Технологическая карта урока литературы на тему "Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии".
методическая разработка по литературе (6 класс)

Гмыря Кристина Александровна

Разработка урока по теме "Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии"  для учеников 6 класса.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему:

«Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии»

по программе под редакцией В.Я. Коровиной.

Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ№382 Гмыря К.А

Учебный предмет: Литература

Тема урока: «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока: познакомить учеников с мифами Древней Греции.

Задачи урока: 

  • дать определение мифу;
  • выявить особенности мифа на примере мифов из цикла «Подвиги Геракла» и через сопоставление мифа и сказки;
  • развивать навык поисковой деятельности в группе;
  • развивать смысловое чтение как осмысление цели чтения;
  • развивать навык определения основной и второстепенной информации;
  • формировать навыки проектно-исследовательской деятельности;
  • развивать умение работать в группе, умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении и взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми;
  • пробудить интерес к изучению дополнительных источников по истории, литературе, мифологии;
  • создать иллюстрацию к мифу в технике «коллаж», отражающую содержание мифа.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Парты в классе расставлены так, чтобы за них могли сесть четыре группы учеников. Распределение на группы происходит с помощью карточек-иллюстраций к мифу (4 группы – иллюстрации к 4 мифам). При входе в класс, учащиеся вытягивают из коробки карточки-иллюстрации. На каждом столе лежит увеличенная иллюстрация к мифу, соответствующая каждой группе карточек, чтобы ученикам легче было ориентироваться и поделиться на группы.

Учащиеся вытягивают из коробки карточки-иллюстрации, готовят рабочие места, делятся на группы.

Личностные : самоопределение;регулятивные : целеполагание;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Учитель показывает слайды, где изображены:

1) Карта Древней Греции

2) Гора Олимп

3) Парфенон - главный храм в древних Афинах

4) Похищение Европы Зевсом в обличии быка (роспись краснофигурного сосуда)

5) Эмблема Олимпийских игр

 

Учитель задает вопросы:

1. Что изображено на каждом из представленных слайдов?

2. Что их объединяет?

3. Предположите, о чём мы сегодня будем говорить.

Ученики рассматривают слайды, отвечают на вопросы:

2. Все изображения объединяет то, что они связаны с мифами Древней Греции.

3. Сегодня тема нашего урока - "Мифы Древней Греции"

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Учитель обращается к классу:

– Что же такое миф? Прочтите статью в учебнике о мифах и выпишите определение мифа в вашу технологическую карту.

Возвращаемся к высказываниям учеников в начале урока, сверяем определение, данное в статье учебника, с предположениями учеников, верное определение записывается в технологическую карту ученика.

В результате работы должна появиться следующая запись:

Миф (греч. mythos сказание, предание) – произведение, созданное фантазией народа. В мифах рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев, которые воспринимались не вымышленными, а вполне реальными.

Совокупность мифов и мифологических представлений называется мифологией. У каждого народа есть своя мифология, но мифы – произведения устного народного творчества, за время развития народа мифы по разным причинам могли быть утрачены.

– Какая мифология нам известна больше всего?

Мифы Древней Греции были записаны и систематизированы Гесиодом в поэме «Теогония» («родословная богов»), а также отражены в поэтических циклах сказаний о героях.

2. Составление кластера «Мифы Древней Греции».

Итак, мы изучаем мифы Древней Греции, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры.

– Какие мифы Древней Греции вам известны? Составьте кластер.

Образец кластера

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645146/01.gif

– Какой произведение, отмеченное в кластере, представляет собой цикл мифов, состоящий из двенадцати сказаний, рассказывающих о приключениях сына Зевса и Алкмены?

– Сегодня мы знакомимся с некоторыми мифами о подвигах Геракла подробнее. Прежде, чем перейти к изучению мифов, необходимо сказать, что Эллины поклонялись богам и героям.

  • Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.
  • Люди смертны, зависят от воли богов.
  • Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов.

Работают с предложенным теоретическим материалом, стараются сформулировать главную мысль. Участвуют в проблемном диалоге.

Составляют кластер.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

Постановка учебной задачи

На основе прочитанного сформулируйте, что такое миф. Вы можете дополнить предыдущий ответ или записать другой.

Ученики выводят основное определение мифа:

Миф - история о таинственных силах, управляющих миром и природными явлениями, и о людях, которые оказались равны богам, то есть о героях.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения

Работа в группах. Работа с мифами из цикла «Подвиги Геракла».

Ученики и работают над выполнением задания, которое выдаётся каждой группе (см. приложение 2). Миф для каждой группы распечатан на отдельном листе

Создание мини-проекта.

Каждой группе необходимо прочитать миф, ответить на вопросы, данные в карточке (см. приложение 2 ). Из предоставленного материала (листы формата А3, газеты, журналы, карандаши, фломастеры) каждой группе необходимо создать иллюстрацию в технике «коллаж», отражающую содержание или основную мысль мифа. Работа должна быть красиво оформлена. Все этапы выполнения работы фиксируются в письменном виде в таблице (см. приложение 2 ). От команды делегируется докладчик, который представляет проект и путь достижения результата.

Выступление групп

Во время выступления одной группы остальные ученики могут задавать дополнительные вопросы, уточнять ответы.

Работа в группах.

Распределение ролей (выступающий, художник, вдохновитель, организатор и т.д.)

Выступление докладчика и подготовка вопросов к выступлениям других групп.  

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление

– Мы познакомились с несколькими мифами, повествующими о подвигах Геракла. Скажите, какие произведения напоминают мифы? Сравним миф и сказку, чтобы выявить отличительные особенности мифа.

Работа может выполняться коллективно.

Вопросы, которые помогут учащимся выявить отличие мифа от сказки и определить общие черты:

– В каких русских сказках герой должен совершить необыкновенное и трудное путешествие в заколдованную страну, чтобы оттуда принести какой-то предмет или совершить какой-нибудь подвиг? Как эта страна называется в русских сказках?

– Сказки какого типа больше всего похожи на мифы?

Ученики отвечают на вопросы.

Рассуждают об отличиях мифа и сказки, отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Составление таблицы « Миф и сказка».

Образец заполнения таблицы:

 

миф

сказка

Общее

Созданы фантазией народа

Созданы фантазией народа

Передавались в устной форме

Передавались в устной форме

Сюжет (Сюжет некоторых мифов похож на волшебные сказки)

сюжет

отличия

Люди верили в истинность мифа

вымысел

Объясняет устройство мира

Развлекает, поучает

Место заколдованных стран определённо

Место действия названо неопределённо (Тридевятое царство)

Ученики составляют таблицу. Рассуждают, находят отличительные особенности мифа и сказки.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию, задает вопросы классу:

Какие мифы мы с вами читали?

Что вам особенно понравилось на уроке?

Чему мы учились на уроке?

Предполагаемые ответы учеников:

Сегодня на уроке мы читали мифы Древней Греции.

Выступления групп.

Мне понравилось читать мифы.

На уроке мы учились внимательно читать, анализировать произведение.

Учат смелости и стойкости, не пассовать перед трудностями, всегда добиваться намеченной цели.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные: рефлексия;личностные: смыслообразование.

8.Домашнее задание

Прочитать миф «Яблоки Гесперид».

  1. От лица Геракла рассказать об одном из своих подвигов или создать кроссворд по мифам о подвигах Геракла.
  2. По желанию: выполнить иллюстрацию к одному из мифов о Геракле.

Ресурсы урока:

  • карточки с иллюстрациями к 4 разным мифам;
  • карточки с названием мифов (для каждого ученика);
  • 4 листа формата А3;
  • фломастеры, журналы, газеты (необходимы для создания коллажа);
  • учебник литературы для 6 класса (В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин) (для каждого человека в группе);
  • мифы Древней Греции (на отдельных листах на каждого члена группы); карточки с заданием (на каждую группу).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Искусство и религия древних людей"

Разработка урока по истории Древнего мира по теме "Искусство и религия древних людей"....

Урок 87 МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА: «СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ»

Материал может быть использован при подготовке к урокам литературы....

конспект урока литературы МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА: «ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД»

Материал может быть использован при подготовке к урокам литературы....

Мифы древней Греции. Подвиги Геракла

Мифы древней Греции. Подвиги Геракла...

Технологическая карта урока: "Природа и население Древней Греции. Греки и критяне"

Открытый урок в 5 классе по теме: "Природа и население Древней Греции. Греки и критяне" в соответствии с ФГОС...

Маршрутный лист по литературе для 6 класса на тему: "Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»"

Цели урока:1.Познакомить учащихся с понятием «мифы», основными мифами страны2. Развить способность к анализу прочитанных произведений Древней Греции3. Пробудить интерес к этой удивительной...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.

Урок в 5 классе Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей построен с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В уроке испо...