Древнерусская литература. Житие Александра Невского. 8 класс
презентация урока для интерактивной доски по литературе (8 класс)

Терещенкова Галина Андреевна

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древнерусская литература. Защита русских земель, изображение подвигов в «Житии Александра Невского».

Слайд 2

Из истории появления «Жития Александра Невского». Князь А. Невский.

Слайд 3

Аналитическая работа по «Житию Александра Невского». Первый абзац. Впечатление начало «Жития…» с личного местоимения «я». «Самовидец» – это…? Почему неизвестный автор «Жития…» так уничижительно говорит о себе? («решаюсь писать») Что вы узнаете о князе Александре из этого отрывка?

Слайд 4

Второй абзац. Черты портрета князя Александра? Почему именно эти? Какое значение имеет сравнение Александра с библейскими персонажами – Иосифом, Самсоном, Соломоном и Веспасианом?

Слайд 5

«Потому и пришел из западных стран…» - «Можешь ли противиться мне?» Смысл антитезы оценки силы и храбрости Александра двум иностранным знатным людям – Андреяша и «короля Полуночной части Римской страны»? Какое впечатление производит на вас решение короля: «Пойду и пленю землю Александрову»? Каким человеком он является? Как это передает автор? Как рисует автор «силу великую», двинувшуюся на русские земли? Кто ее возглавил? Как характеризует короля и его полководцев вызов Александру: «Можешь ли противиться мне?»

Слайд 6

«Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем…» – «…крепко веря в помощь святых мучеников Бориса и Глеба». Почему Александр не поддался своей обиде, не откликнулся на вызов врага, пошел в церковь и стал молиться? Зачем автор избирает такой ход событий? Что значат слезы молящегося Александра? «Не в силе Бог, но в правде» - значение. Почему А. не стал дожидаться, пока соберется вся его сила, а выступил в поход, веря в помощь святых мучеников Б. и Г.?

Слайд 7

Н. Рерих. «Бой А. Невского с ярлом Биргером »

Слайд 8

Характеристика Великого князя Александра в Невской битве. Числен- ность войска Душевное состояние полководцев Речевая характерис -тика Исход битвы

Слайд 9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Заполнить таблицу по А. Невскому. «Русская история в картинах» -пересказ; «Шемякин суд» – читать.



Предварительный просмотр:

Карточка по поэме А.С. Пушкина «Цыганы» (9кл.).

  1. Какие изобразительно-выразительные средства использует Пушкин для того, чтобы показать нам живописность, романтическую атмосферу описания (+ примеры)?
  2. Составьте краткий план сюжета поэмы.
  3. Как появляется Алеко в таборе? Какие страсти кипели в душе молодого человека? (отрывок «О чём жалеть?..»)
  4. Почему старик рассказывает Алеко о своей жизни? (отрывок «Подобно птичке беззаботной…»)
  5. Отрывок «Однажды близ кагульских вод…»: 
  1. Что Алеко ищет, а что находит в цыганском таборе? От чего бежит?
  2. Что привлекает в личности Алеко, а что отталкивает?
  3. Каково понятие свободы у Земфиры?
  4. В чем заключается смысл конфликта между Алеко и Земфирой?
  1. Как понимает свободу Алеко и старый цыган? (отрывок «Умираю, любя…»)

Карточка по поэме А.С. Пушкина «Цыганы» (9кл.).

  1. Какие изобразительно-выразительные средства использует Пушкин для того, чтобы показать нам живописность, романтическую атмосферу описания (+ примеры)?
  2. Составьте краткий план сюжета поэмы.
  3. Как появляется Алеко в таборе? Какие страсти кипели в душе молодого человека? (отрывок «О чём жалеть?..»)
  4. Почему старик рассказывает Алеко о своей жизни? (отрывок «Подобно птичке беззаботной…»)
  5. Отрывок «Однажды близ кагульских вод…»: 
  1. Что Алеко ищет, а что находит в цыганском таборе? От чего бежит?
  2. Что привлекает в личности Алеко, а что отталкивает?
  3. Каково понятие свободы у Земфиры?
  4. В чем заключается смысл конфликта между Алеко и Земфирой?
  1. Как понимает свободу Алеко и старый цыган? (отрывок «Умираю, любя…»)

Карточка по поэме А.С. Пушкина «Цыганы» (9кл.).

  1. Какие изобразительно-выразительные средства использует Пушкин для того, чтобы показать нам живописность, романтическую атмосферу описания (+ примеры)?
  2. Составьте краткий план сюжета поэмы.
  3. Как появляется Алеко в таборе? Какие страсти кипели в душе молодого человека? (отрывок «О чём жалеть?..»)
  4. Почему старик рассказывает Алеко о своей жизни? (отрывок «Подобно птичке беззаботной…»)
  5. Отрывок «Однажды близ кагульских вод…»: 
  1. Что Алеко ищет, а что находит в цыганском таборе? От чего бежит?
  2. Что привлекает в личности Алеко, а что отталкивает?
  3. Каково понятие свободы у Земфиры?
  4. В чем заключается смысл конфликта между Алеко и Земфирой?
  1. Как понимает свободу Алеко и старый цыган? (отрывок «Умираю, любя…»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. Пушкин «Цыганы» Свобода! Он одной тебя Еще искал в подлунном мире... А.С.Пушкин

Слайд 2

Романтические поэмы Совершенно новым в русской литературе видом поэмы явился «Кавказский пленник» (1821, напечатано в 1822 году), романтическая поэма лирического характера. «Кавказский пленник» (1821, напечатано в 1822 году); «Братья разбойники» (1822, напечатано в 1825 году); «Бахчисарайский фонтан» (1823, напечатано в 1824 году); «Цыганы» (1824, напечатано в 1827 году).

Слайд 3

Поэма А.С. Пушкина «Цыганы» как романтическая поэма Романтизм — вот первое слово, огласившее Пушкинский период. В.Г.Белинский

Слайд 4

Цыганы шумною толпой По Бессарабии кочуют. Они сегодня над рекой В шатрах изодранных ночуют. Как вольность, весел их ночлег И мирный сон под небесами. Между колесами телег, Полузавешанных коврами, Горит огонь; семья кругом Готовит ужин; в чистом поле Пасутся кони; за шатром Ручной медведь лежит на воле. Всё живо посреди степей: Заботы мирные семей, Готовых с утром в путь недальний, И песни жен, и крик детей, И звон походной нако вальни.

Слайд 5

В 1824 году во время кишиневской ссылки была написана поэма Пушкина «Цыганы». По свидетельству современников, молодой поэт провел несколько дней в цыганском таборе, где повстречался с Земфирой. Поэма вышла отдельным изданием, без имени автора, с пометкой на титульном листе: «Писано в 1824 году».

Слайд 8

Поэма написана в 1824 г., начата на юге в январе и закончена в Михайловском 10 октября. Отдельной книжкой поэма вышла в свет в мае 1827 г.

Слайд 9

Словарная работа Эгоизм – поведение, при котором человек ставит свои интересы выше интересов других. Индивидуализм – приоритет личностных целей и интересов, свобода индивид от общества.

Слайд 10

Алеко Свободолюбивый Алеко – главный герой поэмы. Он не только подвержен бунтующим страстям, но и сам порождать их. Он – разочаровавшийся, одинокий и непонятый символ времени. С одной стороны , герой привлекает своей неповторимостью и самобытностью, а с другой стороны , страшен и опасен в своей обречённости и предопределённости.

Слайд 11

Старик Отец Земфиры – воплощение подлинного знания о жизни, символ всепрощения. Он не противится событиям жизни. Он произносит духовный приговор над Алеко; однако безусловная правда Старика не оказывается однозначной. Окружающий мир заражен «роковыми страстями», несмотря на итоговую поверженность губительного индивидуализма.

Слайд 12

Конфликт Цыганский табор Абсолютная свобода в любовных отношениях не предполагает никаких обязательств. Она показана Пушкиным через поведение Земфиры и ее матери Мариулы. Такая независимость вовсе не приводит к счастью. Старик же цыган признает естественное право каждого человека на свободу. Европейское общество Алеко был одинок в цивилизованном мире, откуда бежал, но это чувство не оставило его и в обществе простых «детей природы», цыган, куда он так стремился. Итак, в понимании свободы Алеко должен быть нацелен только на себя, Алеко нужна свобода только для него . У Алеко индивидуалистическое понимание свободы .

Слайд 13

Оставь нас, гордый человек! Мы дики, нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним, Не нужно крови нам и стонов; Но жить с убийцей не хотим. Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли; Ужасен нам твой будет глас: Мы робки и добры душою, Ты зол и смел; — оставь же нас, Прости! да будет мир с тобою

Слайд 14

Алеко и Земфира – это обобщенные характеры людей, сложившихся в цыганском таборе и светском обществе. Автор убежден, что разные общественные уклады формируют разные характеры. Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий , которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти.

Слайд 15

Пушкин развенчивает идею «байронического героя» – идеал неограниченной свободы. Он показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой «просвещением». Появление цивилизованного человека в мире «детей природы» привело к драме .

Слайд 16

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : Написать отзыв по поэме «Цыганы». Читать «Евгений Онегин». История создания «Евгения Онегина» (индивидуальное задание).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цель: расширить знания о православном празднике Пасхе. Задачи: изучить историю и традиции праздника; показать связь Пасхи с литературой и живописью.

Слайд 3

Праздники русского мира: Пасха.

Слайд 4

Словарная работа Великий пост – центральный пост во всех исторических церквях, цель которого - подготовка христианина к празднованию Пасхи. Страстная неделя – называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, смерти, погребении. Светлая Седмица – (в христианстве) период продолжительностью 7 дней, включающий в себя Пасхальное воскресенье и 6 последующих дней. Праздник Троица – это праздник сошествия Святого Духа на апостолов.

Слайд 5

Викторина – КЛЮЧ 1-1, 2-123, 3- в современной истории дата Пасхи в наступающем году исчисляется по лунно-солнечному календарю, то есть Пасха – это переходящий праздник. 4-3 5-1 6-3

Слайд 8

П.П. Боткину * * * «Христос воскресе!» — клик весенний. Кому ж послать его в стихах, Как не тому, кто в дождь осенний И в январе — с цветком в руках? Твои букеты — вести мая, Дань поклоненья красоте. Ты их несешь, не забывая О тяжком жизненном кресте. Но ныне праздник искупленья, Дни обновительных чудес, — Так будь здоров для поздравленья, Твердя: «Воистину воскрес!»

Слайд 9

Д / З Мини-проект: «Традиции Пасхи» – выбрать одну традицию и рассказать о ней + сделать данный элемент из любого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест «Сказание о житии Александра Невского»

Тест «Сказание о житии Александра Невского»...

Навеки в памяти народной («Житие Александра Невского»)

Творческая работа по литературе выполнена на основе анализа текста. Тема сопряжена с проблематикой изучаемого учебного материала по литературе.Может оцениваться учителем как вариант зачётной работы....

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме: "Житие Александра Невского"

Жанр жития, краткая биографическая справка об Александре Невском, Невская битва, Ледовое побоище, Имя России (2008), Александр Невский в русской живописи, иконописи, кино, скульптуре...

Древнерусская литература, повесть о житии Александра Невского

Краткая история возникновения письменности на Руси, знакомство с понятием житие,...

Практикум "Повесть о житии Александра Невского"

Материалы для практической работы над произведением древнерусской литературы...

Житийная литература. «Повесть о житии Александра Невского»

В презентации отражены основные признаки житийной литературы, а также проведён анализ "Жития Александра Невского"....