статья "От толерантной культуры учителя к толерантной личности школьника
статья по литературе

Кахужева Нафисет Султановна

Развитие толерантности - общее дело государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду и педагогов. Не случайно 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, так как события, происходящие в мире часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost1.odt19.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Н.С.Кахужева,

                                                                    учитель русского языка и литературы

                                                                    МБОУ СОШ №3 а.Джерокай

                                                                    Шовгеновского района

От толерантной культуры учителя к толерантной личности школьника

      В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся  с межэтническими, межконфессиональными, социальными конфликтами, которые грозят перерасти в глобальные и требуют формирования новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры.

Республика  Адыгея является одним из многонациональных субъектов Российской Федерации. По данным социологических исследований, в нашей республике проживают представители ста национальностей. Школа, где я работаю, является полиэтнической, в ней учатся адыгейцы, русские, армяне, грузины и дети других национальностей.  Все это красноречиво подтверждает насущность серьезной работы по развитию толерантности у школьников вне  зависимости от его национальной принадлежности.

   Развитие толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду и педагогов. Неслучайно 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, так как события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

    Толерантность… Модное, красивое слово, оно вошло в образование и наш быт. Во многих источниках толерантность понимается как «терпимость к иного рода взглядам». Терпимость является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое  не боится  сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции. Все это свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах, как познание и признание своего «Я» и позиции другого, определение тактики поведения  и диалога, взаимодействие с другими и сохранять свое «Я».

    Понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность – не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости при взаимодействии с людьми иной культуры, национальности, религиозной или социальной среды.

     Толерантность как любое социальное качество формируется у каждого человека социального. Конечно, не составляют  исключения дети и их сообщества. Толерантность – феномен динамичный, и поэтому его можно формировать, стимулировать, развивать и корректировать.

    Любой опыт можно обогащать, пополнять, насыщать. Суть и содержание развития толерантности состоит в целенаправленной организации позитивного опыта толерантности, т.е. создания пространства взаимодействия с другими – иными по взглядам или поведению – людьми и их сообществами. Педагог должен быть готов  к этому многообразию, а для этого нужно знать не только источники, но и зоны, содержащие саму возможность того, что вызывает необходимость толерантности.

       Всякого  рода  зон,  сложных  для  ребенка, для сообщества детей, а значит и для педагога, немало – это религиозная, этническая, психологическая, коммуникативная, поведенческая. Каждая из них может оказаться реальной сферой возникновения негативизма, отторжения, несовместимости. Все эти зоны пересекаются, воплощаются в пространстве зоны поведенческой в реальном  проявлении  остальных:  взаимоотношениях субъекта толерантности и различных объектов. Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором только они и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности  своих учеников.

   Также важно знать и границы толерантности. Диапазон этих границ: от полного приятия, согласия того или иного объекта – до безразличия, равнодушия, до скрытого или явного неприятия людей, мнений, ситуаций, недопустимости мысли о возможном равенстве кого-то с собой, до нетерпимости, конфликта, а иногда – агрессии.

     В  педагогическом  плане ситуация осложняется тем, что у ребенка и учителя могут быть разные точки зрения, порой полярные, ценности, представления, а значит, и отношение к объектам толерантности. И круг таких объектов очень широк и многопланов – от молодежного сленга и взглядов на моду до жизненных ценностей.

     Самым трудным для педагога, на мой взгляд,  является    толерантность          в отношениях к  родителям школьников. Нередки ситуации их противостояния, непонимания, столкновения установок, мнений о детях и школе. Чтобы избежать столкновения, важно щадить родительское самолюбие при публичных индивидуальных характеристиках детей, сдерживать эмоции, общаясь с «трудными» для себя родителями, больше интересоваться домашними условиями ребят и полнее информировать о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только об успеваемости и посещаемости), фиксировать внимание пусть на небольших, но успехах ребенка.

       Толерантности  родителей  к  самому себе  можно  достичь,  лишь  проявляя доброе, заботливое отношение ко всем детям, как это ни сложно в реальности.

      Толерантность в отношениях между педагогами – самая деликатная проблема. Будучи специалистами-педагогами, мы являемся разными людьми, а известная замкнутость, постоянное нервное напряжение обостряют значимость толерантности. В этих условиях очень важны умение быть снисходительным, мириться с существованием иного мнения, осознанно стремиться к достижению согласия в решении  педагогических вопросов, единства требований.  Проявление толерантности здесь реализуется через познание и понимание другого человека к реальному взаимодействию, сотрудничеству с ним. Это и добрые, не исключающие критики слова после посещения уроков или организованных коллегой дел, и помощь молодым учителям, и способность признать собственные недостатки, и участие в совместном профессиональном творчестве в рамках предметного методобъединения.

     Особая  роль принадлежит учителям по самовоспитанию толерантности. Оно связано, в первую очередь, с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего наряду с самоуважением способность уважать других людей, в том числе и детей.  Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно. Иногда непросто в трудной обстановке сдерживать  свои нервы, но без толерантности педагог сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обострение отношений.

     Цель деятельности педагога – это создание условий не только для формирования и проявления толерантности одного, но и преодоления  вызывающего негативизма в поведении или общении другого. Это явления разные, но единые по воспитывающей направленности. Средства решения  этих задач могут быть различны. Прежде всего, целесообразно организовывать школьную жизнь ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее  в  ком-то  или  в  чем-то.

      Все это возможно только при доверительности, открытости взаимоотношений педагога и его учеников. Здесь важна его способность «предъявлять» себя естественно, по-человечески – своими эмоциями, иронией, понимание. Важно «сравняться» с ребятами на основе человеческих эмоций, интересов и увлечений, показывая пример, образец способности слышать слушая и видеть глядя.  Успешность развития толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. Считаю, в своей педагогической деятельности он должен придерживаться следующих принципов:

  • принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый школьник – самобытен;
  • верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность;
  • уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка;
  • не унижать достоинства ребенка;
  • не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий;
  • каждый имеет право на ошибку;
  • каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждением окружающих

    Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности.

    Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, воспитание может и не менять этого отношения, даже если оно негативно: мы не можем и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ситуацию сосуществования. Воспитание толерантности призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации.

Опыт толерантности, положительный или отрицательный, имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у которого  есть  «любимые» и «нелюбимые» люди.  Тем  более  такой опыт есть у школьников, обладающих разными характерами, темпераментами,  представлениями,  ожиданиями,  манерой поведения, но вынужденных принимать, скажем, школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, кого-то в классе.

     Процесс развития толерантности происходит эффективней, когда он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях вероятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-нравственное  поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения. Наличие или создание такого поля – удача педагога.

     Толерантность не столько качество, черта личности, сколько ее реализуемое состояние. Поэтому еще одной особенностью развития толерантности выступает теснейшее двуединство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми,  сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, каковы они есть.

    Школой отнюдь не исчерпываются  все проявления толерантности, и сама  школа  погружена  в  более  широкую  социальную  среду.

                                                                     

                                                                     

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантной личности школьника на уроках истории.

Материал по самообразованию учителя истории....

Приобщение к истории и культуре родного края, как условие формирования гражданской, патриотической, толерантной личности ребенка с ОВЗ

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, как правило, не меняют своего места жительства. В основном по окончании школы они остаются жить и работать в своем городе. ...

Формирование толерантных качеств личности школьника средствами музыкального искусства

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации  прони...

Инновационная деятельность учителя. Формирование толерантной личности школьника.

Воспитание толерантности - очень кропотливый процесс, требующий от воспитателя систематической вдумчивой работы с учетом специфики возраста учащихся, особенностей социума и условий семейного вос...

Система работы учителя по формированию толерантной личности

В наше время  одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе дети должны знакомиться с толерантными установками. Проблема толерантности актуальна особенно...

Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»

Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и  уровень образовател...

СООБЩЕНИЕ «Актуальные проблемы формирования культуры личности школьника на уроках физической культуры»

Нравственная культура подростка, будучи неотъемлемым свойством культуры как социального явления, формируется всем укладом его жизни. Личность подростка формируется, впитывая в себя все достижения мора...