Формирование толерантных качеств личности школьника средствами музыкального искусства
статья по музыке на тему

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации  проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                    Делова Ирина Борисовна, учитель музыки,

                                                 МОУ «Детский дом-школа №95»

                                                 «Дом детства», г. Новокузнецк- 2009 г.

                              Формирование толерантных качеств

личности школьника средствами

музыкального искусства

       В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации  проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

      Гуманизация образования неразрывно связана с изменениями представлений о сущности педагогического воздействия и роли педагога в обучающем взаимодействии. Новые образовательные подходы изначально предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость к инакомыслию, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, целостность, принятие себя и других.

      Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;

- признание  равенства партнеров;

-отказ от доминирования и насилия;

-готовность принять другого таким, какой он есть;

-доверие, умение слушать и выслушать другого;

-способность к сочувствию, сопереживанию.

      Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека.

    В настоящее время перед педагогами, в том числе и учителями музыки, встаёт вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника

средствами музыкального искусства: формировать интерес и уважение к нему; воспитать гражданственность, любовь к родному краю и России; способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях, консолидации всех народов.

      Среди задач, конкретизирующих цель музыкального образования средствам музыкального искусства, можно отметить следующее:

-формировать гражданственность на основе изучения музыкальной культуры, желание участвовать в развитии музыкальных традиций;

-воспитать любовь к России, к её истории, людям, культуре, чувству сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней;

-воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих страну, выделит то, что объединяет их;                                                                                                                                                                                          

-познакомить с разными жанрами русской народной музыки, а так же историей, бытом, традициями народа;

-сформировать навыки  интонирования народных песен, навыки исполнения национальных танцевальных движений;

-развить способность к анализу выявления черт национального своеобразия народного музыкального искусства.

    Коротко его основные идеи можно сформулировать так:

 1. Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ.

 2. Уважай другие народы, другую культуру.

       В связи с этим большое внимание на уроках музыки уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.

      Важность патриотического воспитания на уроках музыки объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путём глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся. Дна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на её благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.

      Как отмечал Б.М.Лихачёв, «…любить свою Родину, своё Отечество – это, значит, гордиться тем, что достигнуто народом в создании материальных и духовных ценностей… В школе надо знакомить детей с тем, чем могут гордиться и русский народ, и другие народы и в прошлом, и в настоящем, и в области… культуры, науки, искусства».

     Знакомя детей на уроках с народными песнями о природе, с песнями композиторов о родном крае подчеркивает необходимость любить и уважать свою Родину, бережно относиться к природе родного края.

     Раздел программы «Музыка моего народа» имеет особое значение для патриотического  воспитания учащихся. Дети знакомятся с характерными особенностями русской музыки, учатся любить народную музыку. Любовь к Родине – многогранное чувство, это умение чувствовать красоту родной земли и уважение к её истории, к тем, кто защищал её свободу и независимость и гордость за достижения нашей национальной культуры.

     Большое значение в процессе работы отводится интернациональному воспитанию учащихся. Очень показателен в этом раздел программы «Между музыкой разных народов мира  нет непереходимых границ», где происходит расширение представлений об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства разных  народов мира.

     Таким образом, усвоение знаний даёт возможность ученикам почувствовать глубокое идейное единство, общность жизненного содержания в музыкальной культуре разных наций, ощутить процесс постоянного взаимовлияния, взаимообогащения национальных музыкальных культур.

     Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» школьных занятий музыкой, которая должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем, - всё должно помогать постепенному решению этой сверхзадачи».

     В основу обучения учащихся положены следующие педагогические принципы:

- гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребёнок – чудо;

- интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры, а для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением;

- развитие творческой индивидуальности;

- эмоциональное развитие;

- воспитание эстетических патриотических чувств;

- развитие музыкальных способностей;

- развитие духовной сферы;

- развитие самостоятельности, физическое развитие.

     Совместная деятельность детей создаёт общее эмоциональное переживание, при подготовке общешкольных праздников и мероприятий, участие в выездных концертах, конкурсах происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощённых инициативных. Ежегодно в Детском доме №95 стали традиционными праздники: «Здравствуй, школа», «День учителя», «Рождество Пресвятой Богородицы», «День Матери», «Рождественские встречи», «Я – гражданин России» (торжественное вручение паспортов), «Поклонимся великим тем годам». Конкурсы: «И памятью сердце живёт», «Народные заигрыши»,

«С голоса на голоса, от сердца к сердцу», «Я сердцем пою о России».

    На протяжении всех лет обучения дети приобщаются к высокому миру искусства, учатся понимать и любить музыку как русских композиторов Глинку, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Рахманинова, так и зарубежных: Баха,

Бетховена, Моцарта, Шуберта, Грига, Листа.

  Таким образом, проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, так как резко возросла напряжённость в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены, как добрые, так и злые начала, и их проявление зависит от условий жизни, от среды в которой человек живёт и развивается.

   Уроки эстетического цикла, музыка в частности, имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение. Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят и на уровне сознания и на уровне эмоций и чувств. Подбирая соответствующий материал (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), мы тем самым способствуем воспитанию толерантности, способствуем выработке преемственности мышления, приверженности национальному и интернациональному наследию и осознании его роли и места в мировом художественном и духовном развитии.

 

                                            Литература

1. Воронова Е.А.  Воспитание патриота  [Текст]  – Ростов на ф/Дону: Феникс, 2008. – 282с.

 2. Компетентностный подход. Реферативный бюллетень [Текст] М.: РГГУ, управление двухуровневой системы подготовки и качества образования, 2005.-27с.

3. Живов А.Н. Дополнительное образование детей: проблемы комплексного подхода [Текст] // Сборник. – М., 2001. – 42 c.

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экологического воспитания в формировании положительных качеств личности у умственно отсталых школьников

в докладе описано о роли экологического воспитания на развитие личности воспитанников...

Развитие толерантности у обучающихся средствами музыкального искусства

Выступление на региональной научно-практической конференции«Формирование толерантности в условиях целостного педагогического процесса: проблемы и перспективы»Ни для кого не является секретом, что наше...

Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.

СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...

Формирование духовно-нравственной личности школьника средствами предмета «Иностранный язык».

В работе представлен опыт работы учителей иностранных языков в школе №54 по духовно-нравственному воспитанию...

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию школьников средствами музыкального искусства

Методические рекомендации могут быть использованы учителями образовательной области "Искусство"...

Патриотическое воспитание как средство развития духовно-нравственных качеств личности школьников.

Данная работа содержит анализ работы по патриотическому воспитанию в школе....