Конспект урока. "Е. Базаров и Кирсановы. Идеологические и социальные разногласия героев."
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Ольнева Наталья Юрьевна

Конспект урока. "Е. Базаров и Кирсановы. Идеологические и социальные разногласия героев".

Скачать:


Предварительный просмотр:


Е. БАЗАРОВ И КИРСАНОВЫ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ
И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ ГЕРОЕВ

                                                    Выполнила учитель русского языка и литературы

                                                                                          Ольнева Наталья Юрьевна

Цели:

1. Понять суть конфликта между героями, попытаться определить авторское отношение к   героям.

2. Закрепить понятие антитезы, развивать навык сравнительной характеристики, , ремарки, учить видеть способы выражения авторского отношения к героям.

3. Воспитывать чувство терпимости по отношению к другим людям, учить понимать цену слова

Ход уроков

I. Опрос учащихся.

Вопросы:

1. Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?

2.. Какой  общественный  конфликт  лежит  в  основе  романа  «Отцы и дети»?

3. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?

4. В чем суть основного конфликта романа? Кто из героев, на ваш взгляд, являются представителями враждующих сил общества?

II. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).

Действительно, Николай Петрович, хотя и начинается роман со знакомства с этим героем, и именно его сын дружен с Базаровым, не станет основным идейным противником Базарова. Как вы  думаете,  почему?  (Предполагаемый ответ: в силу  личностных качеств Николая Петровича). Какие же это качества? Докажите примерами из текста. Рассказ о жизни Николая Петровича, его отношение к сыну, к приезжему другу (Базарову).

Запишите в тетради личностные качества Николая Петровича (способность к глубоким чувствам, верность, доброта, мягкость, деликатность, стремление понять и принять взгляды другого человека).

       А принять Евгения Базарова аристократу Николаю Петровичу Кирсанову трудно, особенно на первый взгляд.   Кто же не может его принять? (Павел Петрович)

Почему?  (Они абсолютно  разные, начиная с внешности.)

Прежде всего, в столкновении Базарова с Павлом Петровичем и отразится конфликт двух поколений, двух общественных сил. Так находит в романе свое развитие проблема «века  нынешнего и века минувшего.» (Слайд 1.)

                1.Давайте вспомним одежду и внешность героев. Ребята называют, что им запомнилось. Затем делают записи в тетради, используя презентацию (Слайд 2)  Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная одежда.)  Бытует  мнение, что появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям. Согласны вы  с этим?

На мой взгляд, это говорит всего лишь о том, что Базаров вообще не думает об условностях; ему удобно в этой одежде, и он ее носит, где и когда хочет. Он свободный человек

На каком художественном приеме построено описание героев?  (На приеме антитезы)  И этот прием все более разрастается.

2.   На  что  обратил  внимание  Николай  Петрович? («Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду, )  (Слайд 3)

III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.

Вопросы:

3. Как противопоставлена в дальнейшем внешность Павла Петровича? ( Слайд 3, смена по щелчку.)

4.Обоюдная неприязнь выразилась в репликах (слайд 4)

Конечно, приятнее смотреть на красиво одетого, опрятного человека, и может показаться, что автор здесь полностью на стороне Павла Петровича? Но так ли это?

5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Павел Петрович тоже только меняет свои туалеты и больше ничего не делает. 

6.  А какое впечатление производит усадьба Марьино?   Материальное положение Николая Петровича затруднительно. Правда, Павел Петрович давал брату денег, но автор рисует эпизод, когда и у него денег не оказалось, и Павел Петрович поспешил отойти.

Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия. И это говорит в пользу Базарова.

IV. Содержание и анализ X главы романа.

Внешние разногласия, естевственно, переходят во внутренние.

7. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)

А вот так объясняет свое мировоззрение сам  Базаров (Слайд 5).

А что особенно дорого Павлу Петровичу? ( Слайд 5 по щелчку)

8. По каким вопросам возникают разногласия? (ребята вспоминают, рассказывают, затем делают записи, работа со слайдами 6, 7, 8)

Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно. И оно разрешится дуэлью.

9. Чьи  взгляды вам близки? (Дети признают взгляды Кирсанова).

Кажется, раз прав Павел Петрович, он должен быть симпатичен и автору о читателям.

Это так. (нет)

В чем же дело?

Давайте проанализируем некоторые реплики,    ремарки, внутренний монолог. (Слайды 9 - 13).

Вывод: Базаров не хотел вступать в спор с Павлом Петровичем, не хотел                 навязывать ему свою точку зрения, считая, что время пустой болтовни прошло, а спорить  с Павлом Петровичем – пустое дело.  Но сделать это не удалось.

Как же относится автор к своему герою? Однозначно ответить трудно сейчас. Трудно будет  и потом, когда мы прочитаем весь роман. Ясно одно: симпатии Тургенева и на стороне Базарова.

     Домашнее задание: прочитать главы с 11 по 19; ответить на вопросы:              

1.Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе.

2.Как раскрывается образ Базарова во взаимоотношениях с Анной Сергеевной Одинцовой?

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базаров и Кирсановы

Второй урок по роману И.С. Тургенва "Отцы и дети"с использованием презентации...

Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.)

Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.)Цели урока:1) Образовательная: познакомить учащихся с поэм...

Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Герб литературного героя"

Герб литературного героя (Методическая разработка урока литературы в 6 классе) Цель: актуализация знаний обучающихся, полученных при изучении сказа Н.С.Лескова «Левша». Задачи: 1. Личностные...

Методическая разработка урока изобразительное искусство «Социальный плакат «Герои Победы»

Методическая разработка урока изобразительное искусство «Социальный плакат «Герои Победы»...

Методическая разработка урока изобразительное искусство «Социальный плакат «Герои Победы»

Урок посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Одна из задач урока – это патриотическое воспитание. Ребенку важно знать историю страны, особенно ее славные страницы, он будет горди...

Конспект урока по литературе "Раскольников как человек идеологический"

Урок по литературе  в 10 классеТема «Раскольников как «человек идеологический» ( Путь к преступлению)Цель урока: воспитание осознанного отношения к своим поступкам и ответственн...