Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Шапошникова Гульнара Рифовна

Урок подготовлен для проведения его в 9 классе. На уроке анализируется повесть "Фаталист", которая завершает роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_romanu_lermontova.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение.

Урок в 9 классе.

Цель урока: определить философско-композиционное значение повести «Фаталист»

Планируемые результаты:

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать текст.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Ход урока

  1. Мотивация. Викторина по роману (4 вопроса)

Кому принадлежат эти слова?

  • «Ты ничего мне не дал, кроме страданий» (Вера).
  • «Видишь: я ее люблю до безумия...и я думаю, я надеюсь, она также меня любит» (Грушницкий).
  • «Вы опасный человек!.. Я бы лучше желала под нож убийцы, чем вам на язычок...» (Княжна Мери).
  • «Я вчера целый день думала, думала... придумывала разные несчастья... А нынче мне уж кажется, что он меня не любит» (Бэла).
  1. Опрос. Проверка домашнего задания: письменный ответ на вопрос: «Любил ли Печорин Княжну Мери?» (анализ эпизода из повести «Княжна Мери»).
  2. Актуализация. 
  • Словарно-лексическая работа. Новелла – близкая к рассказу жанровая форма, отличающаяся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки: «новелла – не что иное, как случившееся неслыханное происшествие» (И.В.Гете).  Фатализм (фаталист) – вера в предопределённость бытия. Предопределенность – то, что силою обстоятельств заранее определено. (Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000)
  • Беседа по вопросам: Зачем Лермонтову нужна новелла «Фаталист», если характер Печорина понятен читателю?

(Примерные ответы учащихся: новелла нужна для того, чтобы показать, верит ли в судьбу Печорин. В этой повести автор хотел показать еще одну сторону главного героя.  В повести «Княжна Мери» Печорин задавался вопросом о смысле своего существования на земле, и, наверное, повесть «Фаталист» показывает, как Печорин решает этот вопрос о смысле жизни человека).

  1. Самостоятельная работа по группам: анализ повести «Фаталист». Работа с текстом.
  1. Групповая работа:
  • Вопросы и задания для 1 группы: 1. Анализ эпизода от начала новеллы до слов «перестреливался с чеченцами». 2. Вопросы: Какова роль портрета Вулича в раскрытии его характера? Каковы черты характера Вулича? Связана ли страсть героя с верой в предопределение? Какие чувства вызывает у вас образ Вулича? (Примерные ответы учеников: автор подчеркивает такие особенности в портрете Вулича, как: «черные проницательные глаза», «печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его», автор говорит о его храбрости и особенно о его «страсти, которой он не таил: страсть к игре», то есть мы видим, что Вулич – особенный человек, он не боится умереть, наверное, он верит в предопределение; образ Вулича вызывает чувство уважения к герою и восхищение им, но он остается загадкой).
  • Вопросы и задания для 2 группы: 1. Анализ эпизода от слов «Когда поручик Вулич подошел к столу...» до «не мог найти удобного случая».  2. Вопросы: Зачем Лермонтов подчеркивает, что Печорин видел в лице Вулича «печать смерти»? А сам Вулич ищет смерти? А Печорин?

(Примерные ответы учеников: Лермонтов хочет показать, что Печорин начинает верить в предопределение. Нет,  Вулич не ищет смерти, потому что когда Печорин сказал ему о «печати смерти» на лице, то Вулич «вспыхнул и смутился». Печорин ищет смерти, потому что, по его словам, он давно «истощил и жар души, и постоянство воли»).

  • Вопросы и задания для 3 группы: Анализ эпизода от слов «Я возвращался домой пустыми переулками» до « Она хотела что-то ответить, но только вздохнула». 2. Вопросы: Какова роль пейзажа в этом отрывке? Можно ли сказать, что рассуждения Печорина носят в этом эпизоде философский характер? Докажите это. Почему Печорин не верит в предопределение, как верили «наши предки»? Как случай с Вуличем отозвался в душе Печорина?

(Примерные ответы учеников: в этом эпизоде  мы встречаем олицетворения «звезды спокойно сияли на темно-голубом своде», «месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться...». Рассуждения Печорина носят философский характер, потому что он думает о смысле человеческой жизни и рассуждает о своем поколении людей, которое не способно к « великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия...». Случай с Вуличем заставил Печорина задуматься о предопределении «верю ли я теперь предопределению или нет, но в этот вечер я ему твердо верил: доказательство было разительно»).

  • Вопросы и задания для 4 группы: Анализ эпизода от слов «Я затворил за собою дверь» до конца повести. 2. Вопросы: Почему Печорин решается испытать свою судьбу? Какие черты характера проявляет в этом эпизоде Печорин? Как он относится к предопределению?

(Примерные ответы учеников: Печорин решается испытать свою судьбу после случая с Вуличем и его последних слов, сказанных именно для Печорина: «Он прав!». В этом эпизоде проявляются смекалка, храбрость и отчаянность главного героя).

  1. Аналитическая беседа по вопросам:
  • Кого из героев повести «Фаталист» можно назвать фаталистом?
  • Какие проблемы ставит Лермонтов в новелле?
  1. Включение в систему знаний: Письменный анализ эпизода (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») по плану:
  • Определить границы эпизода, дать ему название.
  • Тематика эпизода (О чем этот эпизод повествует?).
  • Основные проблемы (Какие вопросы поднимает автор и герой в эпизоде?).
  • Переживание, состояние героя,
  • Речевой уровень: лексика, синтаксис.
  • Система образов.

От слов «Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара...» до слов «... гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».

  1. Рефлексия. Белинский в статье «Герой нашего времени» писал: «... В этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая, которого он был свидетелем, хотя в нём вы не находите ни одной новой черты, которая дополнила бы вам портрет «героя нашего времени», но, странное дело! вы еще более понимаете его, более думаете о нем...». Действительно, в «Фаталисте» мы видим другого Печорина, смелого, отважного человека, способного на героические поступки и верящего в собственные силы, а не в «лампады», будто специально зажженные, чтобы предсказывать человеку его будущую жизнь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «СЛУЖБА» В ПОВЕСТИ Г. Н. ВЛАДИМОВА «ВЕРНЫЙ РУСЛАН»

Работа состоит из введения, основной части, которая разделена на два параграфа, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснован выбор темы, определены цель,  задачи и методы ...

Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Значение изучаемого материала для формирования личностного идеала.

Краткосрочный проект "Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов...

Повесть «Фаталист». Идейно-композиционная функция. Тема судьбы.

Тип урока: Урок совмещает элементы лекции, сообщение учащегося и анализ текста.Цели урока: показать ученикам, почему роман завершается новеллой «Фаталист», выявить авторское отношение к герою; помочь ...

Урок-размышление по повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист"

Что такое фатализм? Верит ли Лермонтов в судьбу? Кто в повести фаталист?...

Методическая разработка по литературе "Значение пейзажа в повести Карамзина "Бедная Лиза"

Материал предназначен в помощь учителю литературы при подготовке к уроку в 8 классе...

Презентация к уроку литературы "Роль и значение фольклорных мотивов в повести Н.В. Гоголя "Вий"

Презентация к уроку литературы "Роль и значение фольклорных мотивов в повести Н.В. Гоголя "Вий"...