5 класс литература К.Г. Паустовский теплый хлеб
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Сябро Инна Александровна

К Г Паустовский. «Тёплый хлеб». 

Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paustovskiy_teplyy_hleb.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок                        К Г Паустовский. «Тёплый хлеб».

Цель:  помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.

Задачи:

1) образовательные: формировать умения:

а) анализировать художественное произведение; 

2) развивающая: способствовать развитию речи учащихся, творческих способностей обогащению их словарного запаса;

3) воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

                                             Ход урока.

 1. Орг. момент.

Звучит песня «Если добрый ты».

Тема урока. Целеполагание.

2. Работа по теме урока

Слово учителя                

  -  Я неслучайно начала урок с этой, известной всем нам,  детской песни.   В ней есть слова,  точно отражающие  главную мысль  сказки Паустовского «Тёплый хлеб» -«Если добрый ты, это хорошо»                                                                                                                                                                             -Как вы понимаете  слово добро? Ответ учащихся:                                                                                                                                   -По словарю С.И. Ожегова добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.                             -Расскажите по своим рисункам, как вы понимаете и представляете  слово добро.                                                               Учащиеся защищают свои рисунки, на которых изображено  добро.                                                                                                    -Какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра и зла?                                                                           - У добра цвета яркие: красные, розовые,  голубые, зелёные, а зло всегда бывает страшным,   чёрным.                                                                                Наш урока имеет подзаголовок: “В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души”.      

ЭПИГРАФ.                                                                                                                                                                                                               Немало встречается злого                                                                                                                                                                                         В любой человечьей судьбе                                                                                                                                                                          А скажут лишь доброе слово –                                                                                                                                                                       И легче на сердце тебе.                                                                                                                                                                      Но доброе слово такое                                                                                                                                                                                   Не каждый умеет найти,                                                                                                                                                                                 Чтоб справиться другу с тоскою,                                                                                                                                                                                                Невзгоды осилить в пути.                                                                                                                                                                     Нет доброго слова дороже,                                                                                                                                                                            Заветного слова того,                                                                                                                                                                                       Но редко, друзья мои, все же                                                                                                                                                                                    Мы вслух произносим его.                                                                                                                                                                 - Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока.                                                                                                     -  Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (О добре)                                                                                                                                 - Верно. Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о тех, кого как магнитиком притягивает это слово.                                                                                                                                                                                                   Рассказ о писателе

Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего писателя с детских лет.  Заслушивался рассказами  о Запорожской Сечи,  песнями,  историями. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затем Киевский университет, переход в  Московский, но закончить его не удалось. Началась первая мировая война в 1914 г. Затем гражданская война, участвовал в боях с петлюровскими бандами, потом был матросом, трудился подручным в рабочей артели, потом стал журналистом.  Начал заниматься литературой.  Он много писал для детей. К числу таких произведений относится сказка «Тёплый хлеб».

Работа с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

- Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки  К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».                                                                                                                                                                                                     Чтобы вспомнить сказку, ответьте на вопросы теста

1) Почему конь остался в деревне?                                                                                                                                                               А)   Его ранили. Б)    Так захотел Панкрат. В)   Конь не захотел идти дальше.                                                                                        2) Какая кличка была у Фильки?                                                                                                                                                                   А)   «Ничего не знаю».  Б)    «Да ну тебя!».          В)   «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А)   О том, как она обидела когда-то солдата.   Б)    О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.                           В)   О том, как закончилась война.  

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?                                                                                                                             А)   Началась митель.            Б)    Было наводнение.        В)   Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?                                                                                                                                                                   А)   Он не хотел меняться.               Б)    Накормил всех.         В)   Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) О чем рассказывала сорока над плотиной?                                                                                                                                       А)   О том, что она разбудила летний ветер.     Б)    О том, что Филька – плохой человек.                                                            В)   О том, что она самая умная.

7) Когда заработала мельница?                                                                                                                                                              А)   Вечером.   Б)    Она сломалась навсегда.   В)   Летом, когда потеплело.

8) Как Филька помирился с конем?                                                                                                                                                                                             А)   Попросил у него п      Б)    Он принес   ему свежего хлеба с солью.         В)   Он покормил его морковкой.                      

9) О чем сказка «Теплый хлеб»?                                                                                                                                                               А)   О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.   Б)    О злых колдунах                                                                                      В)   О путешествии на необитаемый остров

10) Какая пословица соответствует содержанию сказки?                                                                                                                      А)   Нет ничего отважнее, чем победа над собой.     Б ) Язык до Киева доведет.  В)   Делу – время, потехе – час.

Проверка.            Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,  7А, 8Б, 9А, 10А.

  Беседа по вопросам.

-Как начинается сказка?  Расскажите историю коня.

 -Кто такой Филька?  -Почему его прозвали «Ну тебя»?  Как вы думаете, Филька был злой?

 -Каким мы увидели Фильку в сцене с раненым конём?      Чтение  учеником отрывка со слов «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «Воды нет, мука у всех вышла…»             По ходу чтения  -запись звука метели                                                                                                                      -Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки  завыл  ветер?                                                                                          -Что слышит Филька в этом завывании?                                                                                                                                          -Какие  средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?

Учащиеся находят в тексте

олицетворения (мороз прошел…) и делают вывод о том, что они помогают им увидеть природу живой.

сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить.

эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.

  Чтение   учителем  диалога бабки и Фильки                                                                                                                                                                    -Как история, рассказанная бабкой, разъясняет причину такой лютой стужи.                                                                                      -Что эта история помогла понять Фильке?                                                                                                                                                      -Что происходит дальше?                                                                                                                                                                                                   -Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его Панкрата», -сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло?

Чтение в лицах диалога Фильки и Панкрата.

-Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька? (Парадокс:  А если ребята скажут: «Да ну его сам виноват – пусть сам лёд и скалывает».                                                                                                                                                                                          - Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат со всеми отмахнулся?                                                                                                        - Подсказал ли старый мельник Фильке, что он должен делать, или мальчик принял решение сам?

Пересказ истории старой сороки                                                                                                                                                                          - Кто же помог спасти жителей деревни – сами люди или старая сорока?                                                                            -Как изменилась природа, когда добро победило злобу и эгоизм в душе Фильки?

      Чтение финала сказки и беседа.                                                                                                                                                                                           - Как Филька помирился с раненым конем?  Работа с иллюстрацией.                                                                                                                                                     - Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»?                                                                                                                                                         - Как изменился Филька?                                                                                                                                                                            Почему сказка называется «Теплый хлеб»?            

         Словарная работа.                                                                                                                                                                                  Значение слова тёплый по словарю:

 А) дающий, источающий тепло ;

 Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);

 В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната);

 Г) отличающийся  внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

 -В каком значении употреблено слово «тёплый» в сказке?                                                                                                                      -Какое тепло хранит в себе хлеб?                                                                                                                                                                    -Когда же хлеб становится тёплым?    (Общая радость, когда согреет теплом души).         

Мудрые мысли.  Объяснение смысла выражений.                                                    

    Как аукнется, так и откликнется.

   Каков привет, таков и ответ.

   Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).

  Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

(Это золотое правило нравственности).

   Умение прощать – свойство сильных.  Слабые никогда не прощают.

   Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

-Какое выражение в большей степени соответствует  сказке «Тёплый хлеб»?  

Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься сказка К. Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

-Так в чём мудрость этой простой сказки?

 /Злое дело обязательно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому. /

3. Итог:   –Понравилась ли вам сказка? Достигли ли мы цель урока?

4. Д/З – А дома вы, ребята, продолжите свое творчество и напишете речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"

Урок  был дан  в рамках районного ресурсного центра в технологии критического мышления...

открытый урок - исследование по литературе в 5 классе по творчеству К.Паустовского "Теплый хлеб"

тема урока "Дорога добра"+представление презентации к уроку. исследовательский метод обучения сейчас актуален. я проводила этот урок на городском семинаре учителей русского языка и литературы и получи...

Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Понять причины поступков литературного героя - значит осознать что-то и в себе самом. Данный урок способствует прежде всего научению детей на примере вымышленного персонажа нахождению пути выхода из н...

Открытый урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"

Урок направлен не только на восприятие содержания рассказа, но прежде всего на воспитание  таких качеств как доброта, отзывчивость, ответственность за близких и окружающих тебя людей, бережное от...

Открытый урок по литературе_ К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"

Открытый урок.Роль пейзажа. Нравственные проблемы произведения.Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Цели урока:1) образовательные: формировать умения:а) анализировать художественные произв...

5 класс план-конспект по литературе: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»:Почему конь простил Фильку?

План-конспект урока по литературе в 5 классе  - 3 четверть. Рекомендован для обучающихся в общеобразовательной школе (базовый уровень). Урок первичного ознакомления....

Открытый урок литературы К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Фантастическое и реальное в сказке.

Ученики анализировали  художественное пространство сказки и оформляли в виде      «Диаграммы Венна», «Обращения Сороки»,  «Кластера», ...