А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Чарушникова Наталья Израилевна

 

Цели:

         1.Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.

         2.Формировать умение анализа художественного текста.

         3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baryshnya-krestyanka.docx34.96 КБ
Office presentation icon russkaya_usadba_i_eyo_obitateli.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)

Цели:

        1.Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.

        2.Формировать умение анализа художественного текста.

        3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.

Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с  элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей.

                 Ход урока

  1. Слово учителя 

Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение учащегося о роли Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.)

На сегодняшнем уроке мы с вами работаем над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».

  1. Беседа

«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. (Словарная работа – что такое пародия?) 

Значит, мы будем читать не  совсем серьезное произведение Пушкина. Тем не менее в нем Пушкин рассуждает об очень серьезных проблемах, но с юмором.

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф

. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

- Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

- Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

Для этого сначала обратимся к следующей творческой группе, которая вкратце  перескажет саму повесть, а затем покажет отрывок из произведения. Назовём её театральной.  (8 мин.)

Какое впечатление произвела на вас повесть?

Повесть «Барышня-крестьянка» настолько легка в восприятии, что кажется – здесь нет ни особой глубины, ни особых авторских приемов, появляется ощущение, что перед нами просто веселое произведение со счастливым концом. Так ли это? Ответу на этот вопрос мы и посвятим свой урок.

В чем ценность повести «Барышня-крестьянка»?

 Наша задача сегодня на уроке: разобраться и ответить на этот вопрос.

Запишем тему урока в тетради. Затем  повторим некоторые литературоведческие понятия, художественно-изобразительные средства, стилистические фигуры и значения некоторых слов.  Это нам поможет  лучше  понять неповторимый язык Пушкина.

Словарная работа: 

Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в которомпредставлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, вней больше событий и действующих лиц,

 однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

 Эпи́граф (греч. επιγραφή — «надпись» ) — цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора.

Оксю́моронокси́морон (др.-греч. οξύμωρον, букв. — остроумно-глупое) — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).

При  изучении текста нам попались незнакомые слова зоил, англомания. Что они обозначают?

Зои́л (др.-греч. Ζωίλος) — ораторгреческий философлитературный критик IVIII веков до н. э., родом из Амфиполя, что во Фракии, откуда один из его эпитетов: «фракийский раб».  Зоил — нарицательное имя критика завистливого, язвительного и мелочного. 

Англомания — страстное почтение (со стороны преимущественно не англичан) ко всему английскому (будь то искусстволитератураисторияи т. д. и т. п.), которое выражается в желании всячески подражать быту англичан и возвеличивать его над бытом остальных народов. Также выражается в увлечении английским языком[1][2], проявляясь в массовых заимствованиях из него, таким образом выходя за рамки собственно английской культуры, поскольку английский язык распространён не только в Англии.

Баить—  означает  рассказывать. (диалектизм, северное)

 Наперсница — НАПЕРСНИК, а, м. (устар.). Любимец, пользующийся особым доверием кого- нибудь. Корнем существительного "наперсник" является слово-архаизм "перси", что в переводе на современный русский язык значит "грудь". Вот и выходит, что "наперстник" - это тот, к груди которого припадали и излагали все свои жалобы на жизнь, на близких и соседей со слезами или без них.Наперсником также называли доверенное лицо или просто любимчика господина.

4.Проверка домашнего задания (знание содержания повести).

Но вам нужно получить допуск, чтобы начать исследование. Для этого проведем блиц-опрос, т. е. быстрый опрос.

Прием «Да-нет» (Да –встали, нет –сидим на месте, физминутка)

  1. Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)
  2. Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)
  3. Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)
  4. Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)
  5. Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)
  6. Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)
  7. Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)
  8. Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)
  9. Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)

Молодцы, ребята! Допуск к исследованию вы получили. Приступаем к работе с текстом.

В повести Пушкин рассказывает нам о своем времени, начале 19 века, о людях, об отношениях, принятых тогда в обществе. В этом историческая ценность его произведения. Вам нужно подтвердить это утверждение.

Какие два поколения представлены в повести?

 Старшее - Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, а также молодое поколение.

В начале повести перед нами предстают родители главных героев, это типичные помещики того времени. Давайте посмотрим, какими показывает их автор.

Назовите положительные и отрицательные стороны помещиков Берестова и Муромского.

Положительные стороны помещика …  (Берестова старшего) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.

Положительные стороны помещика …  ( Муромского) –  всё время вводил что-то новое, хороший отец.

  Назовите отрицательные стороны помещиков И.П.Берестова, и Г.И.Муромского

Берестов  гордится своей суконной фабрикой и  богатым поместьем, думает только о выгоде.

Муромский   живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком  увлечен всем английским.

    Какие чувства  у вас вызывает решение отцов-помещиков поженить детей, не спрашивая их согласия?

(Недовольство, уважение, сочувствие влюбленным)

Сделаем выводы (составление кластера на доске)

Перед нами типичные помещики того  времени.

 Один - хозяин, другой - англоман.

Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

Григорий Иванович Муромский - «это был  настоящий русский барин», но всё делал на английский манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени 19 века

       Мы  видим  в  повести   признаки  исторической эпохи

  В этом заключается историческая ценность повести «Барышня-крестьянка»

  1. Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

1.Ведет хозяйство на русский манер:

«В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.) куртке, по праздникам надевал сюртук (словарн. раб.) из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».

2.Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

  1. Англоман:

«…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.)

2.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

 

Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

1.Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

1.Григорий Иванович Муромский. «Это был  настоящий русский барин».

Любил «проказничать».

2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.

Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

                      Младшее поколение

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).

1.Характеристика персонажа, портрет:

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1.Характеристика персонажа, портрет:

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

-Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

                         

Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

                           

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

                   

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

А в чем же человеческая ценность повести?

 Назовите главных героев повести (Алексей Берестов, Лиза Муромская)

Скажите, о ком эта информация:

  1. Воспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий, румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами.

  2. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Воспитывает англичанка мисс Жаксон. Дружит со своей служанкой.

Что происходит с героями?

 Как они познакомились? (краткий пересказ)

  Итак, молодые люди полюбили друг друга. Давайте выясним, какие качества характера вызвали у них взаимную симпатию? Продолжите высказывания  (правильное 1 из 2 вариантов):

       1. Алексей понравился Лизе, потому что

а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;

б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

       2. Алексей полюбил Лизу, потому что

а) она  была  красивой    барышней  из богатой семьи;

б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой,  естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.

Продолжите фразу:

«Любовь к Акулине изменила Алексея, он  повзрослел …»  

1.Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя.

2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит.

Фрагмент фильма (заключительная сцена)

Вопрос

Как  заканчивается повесть?

 Повесть заканчивается счастливо:

 Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их.

 

Что вы чувствуете?

 Радость за  счастье героев, они по-настоящему и искренне  любят и заслуживают счастья.

Учитель:

Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза одна и  та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести:

 « Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.»

- Как вы понимаете данные слова?

  Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.

Теперь герои не могут скрывать своих чувств. Повесть со счастливым концом.

  1. Работа в группах

Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.

Берестов - старший – медведь (Муромский называл его «… медведем и провинциалом»).

Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу).

Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина».

Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.

Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.

  1. Работа над композицией и сюжетом повести

- Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы? (Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.)

- А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:

                           

 На доске:

         Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и - эпилог (не обязателен).

.

З.: Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

К.: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим.

Р.: Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»

Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.

  1. Домашнее задание
  1. Сочинение – миниатюра «Роль случая в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».
  2. Прочитать повесть «Выстрел».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К уроку литературы по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» 6 класс

Слайд 2

Империя-губернии-уезды. Дворянин- «начально придворный, знатный гражданин на службе при государе, чиновник при дворе; звание это обратилось в потомственное и означает благородного по роду или чину, принадлежащего к жалованному высшему сословию, коему одному только представлено было владеть населенными имениями, людьми» В.И.Даль . Усадьба- «господский дом на селе со всеми ухожами, садом,огородом» В.И.Даль . Село-обстроенное и заселенное крестьянами место, от деревни отличалось наличием церкви. Сад- «участок земли, засаженный стараньем человека деревьями, кустами, цветами, с дорожками и разного рода и вида затеями» В.И.Даль .

Слайд 4

Жизнь и быт русской усадьбы складывались на протяжении нескольких столетий, каждый человек знал своё место и свои обязанности. Каждая усадьба была как бы самостоятельным государством, каждый барин был полноправным хозяином своих земель и крепостных. Часто помещики отказывались от услуг приказчика и самостоятельно вели хозяйство.

Слайд 6

Гости подезжали к парадному крыльцу («…коляска…въехала во двор и покатилась около густо-зеленого дернового круга. Старый Берестов взошёл на крыльцо с помощью двух ливрейных лакеев Муромского»). По дорожкам сада можно было спуститься к реке или пруду ( Прилучино - при луке, излучине, изгибе реки). С заднего крыльца легко было попасть на огород, на хозяйственный двор ( « Лиза …вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле»).

Слайд 9

охота («Иван Петрович берестов выехал прогуляться верхом, на всякий случай взяв с собою пары три борзых, стремянного и несколько дворовых мальчишек с трещотками», обеды с гостями, содержание диких зверей, прогулки в саду ( «Муромский принял своих соседей как нельзя ласковее, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверинец…»)

Слайд 10

Крепостные крестьяне пряли, ткали, шили одежду, изготавливали обувь, ухаживали за скотом, за огородами, содержали дом и все постройки, готовили еду, нянчили детей.

Слайд 11

С укладом жизни в русской усадьбе можно встретиться в других произведениях А.С.Пушкина : в романе «Евгений Онегин» и в романе «Дубровский».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка"

«Ну что, Александр Сергеевич, начинаем!» (видео около пушкинской библиотеки)Дети - на 2 группы(Ресурсный круг) Мы - в барской (помещичьей) усадьбе начала 19 века. (гостей спрашиваем, что он...

тест по повести А.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Данный тест проводится в 9 классе коррекционной школы VIII вида...

интеллектуальная игра по повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

игра позволяет проверить знания учащихся в конце изучения повести. использование гиперссылок облегчает работу. на слайде представлены вопросы и правильные ответы....

Урок литературы. А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)

На уроке используется прием развития творческих способностей личности – с помощью маски. Маска как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует к п...

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....

Конспект урока по литературе по теме "А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка"

Конспект урока разработан по литературе к учебнику 7 класса под ред.Т.Курдюмовой...