Контрольные работы по литературе 8 класс
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Абрамова Ольга Владимировна

Контрольные работы по литературе 8 класс

Темы сочинений

  1. Сочинение по повести «Капитанская дочка»
  2. Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
  3. Сочинение «Как я написал свое первое сочинение».

 

Темы проектов

  1. Проект «Военные и духовные подвиги Александра Невского»
  2. Проект «Ревизор» на сцене и в кино»
  3. Проект «Составление интеллект-карты «Полковник на балу и после бала»
  4. Проект «Песни военных лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnye_raboty_po_literature_8_klass.docx57.98 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные работы по литературе 8 класс

Темы сочинений

  1. Сочинение по повести «Капитанская дочка»
  2. Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
  3. Сочинение «Как я написал свое первое сочинение».

Темы проектов

  1. Проект «Военные и духовные подвиги Александра Невского»
  2. Проект «Ревизор» на сцене и в кино»
  3. Проект «Составление интеллект-карты «Полковник на балу и после бала»
  4. Проект «Песни военных лет»

        

Контрольная работа №1 по комедии «Недоросль»

Вариант 1

  1. Кто написал о Фонвизине слова: «Сатиры смелой властелин блистал Фонвизин, друг свободы...»?
    1) Пушкин

2) Гоголь

3) Баратынский

4)Державин

2. Где происходит действие в комедии «Недоросль»?

1) в деревне

2) в городе

3) в горах

4) в лесу

3. Кто учил Митрофана математике?
1) Стародум

2) Цыфиркин

3) Вральман

4) Кутейкин

4. Кто из героев комедии автор слов: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
1) Милон

2) Митрофан

3) Правдин

4) Цыфиркин

5. Кто сшил кафтан Митрофану?

1) Простакова

2) Кутейкин

3) Тришка

4) Еремеевна

6. Кто такая Софья?

1) нянька Митрофана

2) служанка

3) племянница Стародума

4) дочь Милона

7. Как обзывает госпожа Простакова Тришку?

1) дурень

2) растяпа

3) лентяй

4) скот

8. Брат Простаковой

1) Стародум

2) Милон

3) Правдин

4) Скотинин

9. Каких птиц уважал Митрофан?

1) голубей

2) сорок

3) грачей

4) воробьёв

10. Куда уехал Стародум?

1) в Сибирь

2) в Питер

3) в Москву

4) в Горький

11. Кто учил Мирофана грамоте?

1) Вральман

2) Кутейкин

3) Правдин

4) Еремеевна

12. Национальность Адама Адамовича Вральмана

1) русский

2) немец

3) татарин

4) француз

13. Где родился Правдин?

1) в деревне

2) в Петербурге

3) в Москве

4) в Сибири

14. Чьи слова: «Начинаются чины — перестаёт искренность»?

1) Простакова

2) Правдина

3) Стародума

4) Скотинина

15. Кому служил отец Стародума?

1) Екатерине

2) Александру

3) Николаю

4) Петру

16. Какого писателя читала книгу Софья?

1) русского

2) английского

3) немецкого

4) французского

Ответы к тестам по комедии Ф.И. Фонвизина «Недоросль»

  • 1)
  • 1)
  • 2)
  • 2)
  • 3)
  • 3)
  • 4)
  • 4)
  • 1)
  • 1)
  • 2)
  • 2)
  • 3)
  • 3)
  • 4)
  • 4)

Вариант 2

Часть 1.

1.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

          А. реализм                                В. сентиментализм

          Б. классицизм                           Г. романтизм

2.Какую традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии?

          А. теория «триединства»        В. любовная интрига

          Б. «говорящие» фамилии        Г. односторонность характеристики героев

3.Какой социальный тип не представлен в комедии?

          А. дворянские интеллигенты      В. столичные вельможи

          Б. провинциальные помещики    Г. крепостные крестьяне

4.Недорослем во времена Фонвизина назывался…:

          А. главный герой комедии           Б. подросток 15 – 17 лет               

          В. ленивый, ограниченный, невежественный человек

          Г. дворянин, не получивший образования, не  имеющий права служить, жениться.

5.Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

          А. воспитания и образования     В. любовная

          Б. обличения невежества            Г. борьба с самодержавием

6.Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?

          А. Вральман                                  В. Кутейкин

          Б. Цыфиркин                                 Г. Простакова

7. Выберите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это

          А. неповоротливый лентяй         Б. безвредный невежа и обжора

          В. жестокий, неблагодарный и бездушный невежда

          Г. молодой  барич, невоспитанный и не желающий учиться

8. Выберите  НЕВЕРНОЕ продолжение фразы:

«Недоросль» - это первая социально – политическая комедия, в которой…

          А. автор высмеял систему дворянского воспитания и образования

          Б. показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери»

          В. главная идея – необходимость воспитания души

          Г. автор призывает к отмене крепостного права.

9.Какой герой – резонёр излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?

          А. Стародум                            В. Милон

          Б. Простаков                            Г. Правдин

10.Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:

      1.    «Не хочу учиться, хочу жениться»                                 А. Правдин

1.      «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится»               Б. Стародум

2.      «Между свиньями я сам всех умнее»                              В. Простакова

3.      «Тиранствовать никто не волен»                                     Г. Митрофан

4.      «При твоих глазах мои ничего не видят»                       Д. Скотинин

5.      «Вот злонравия достойные плоды!»                               Е. Простаков

 

Часть 2.

Письменно ответьте на вопросы:

1.               Кто, по-вашему, виноват в том, что Митрофан неуч, невежа, грубиян?

 

2.              В чём, по-вашему, разница между образованием и воспитанием? Что важнее для формирования личности и почему?

 

3.               Чем интересна и поучительна комедия Д.И.Фонвизина сегодня? 

 

Ключ к тесту: 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-Г, 5-А,Б; 6-Г, 7-В, 8-Г, 9-А; 10 – 1-г,2-в,3-д,4-а,5-е,6-б

Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина

Вариант 1.

1. Прочитайте портретные описания героев произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и назовите имена этих персонажей:

  1. «Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах» _____________________________________________
  1. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами» гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели» _______________________________________
  1. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» _________________________________________
  2. «... Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» _________________________________
  1. «Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще огнем» ___________________________________________________________
  2. «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую» _________________________________________________________
  3. «Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому, широкому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в киргизском халате и в казацких шароварах» __________________________________________________________

2.Определите, кому из героев произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат следующие высказывания:

  1. «Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу» ________________________________________________________________________________________
  1. «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою» ______________________________
  1. «...слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платьеснову, а честь смолоду» _______________________

3. Укажите правильные ответы:

1. О каких исторических событиях идет речь в повести?

А. Крестьянская война под предводительствомЕ. Пугачева

Б. Бунт яицкого войска

В. Бунт Ивана Болотникова

Г. Поход князя Голицына на Оренбург

Д. Стрелецкий бунт в Москве


2.По какой причине А.С.Пушкин избрал рассказчиком Гринёва?

А. Гринёв принадлежал к старой дворянской семье, где понятия «честь» и «служба» неразрывны.

Б. Мировоззрения автора и Гринёва совпадают.

В. Молодость Гринёва позволяет ему забыть о сословной принадлежности и руководствоваться здравым смыслом.


3. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание в повести.

А. Эпиграф раскрывает содержание главы.

Б. Эпиграф предваряет появление героя.

В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.

Г. Эпиграф иронически трактует последующие события.


4.Какой год шел Петруше, когда отец решил отправить его на службу?

А. 17-й; Б. 18-й; В. 19-й.


5.Где Петруша познакомился с Зуриным?

А. Симбирск; Б. Оренбург; В.Белогорская крепость.


6.Что стало причиной дуэли П. Гринева со Швабриным?

А. Неуважительный отзыв Швабрина о стихотворении Гринева;

Б.Оскорбительное высказывание Швабрина о Маше Мироновой;

В. Личная неприязнь.


7.Какие «царские знаки» были у Пугачева?

А. На одной груди двуглавый орел величиною с пятак, а на другой - персона его;

Б. Белый конь, украшенный богатой сбруей;

В. Красный кафтан и высокая шапка.


8. С какой целью в повесть вводится сон Петруши?

А. Характеризует Гринева

Б. Предвещает дальнейшее развитие отношений двух персонажей

В. Характеризует Пугачева

Г.Подчеркивает кровожадность Пугачева

9. Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринева и Швабрина?

А. Сопоставления Б. Взаимодополнения

В. Антитезы Г. Композиционной параллели


10. Гринева и Швабрина объединяет:

А. Служба у Пугачева;

Б. Презрительное отношение к людям;

В. Общественное и служебное положение.

11. Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги:

А. Пугачев; Б. Капитан Миронов; В.Гринев.


12. В произведении ближе всех к народу по своему имущественному положению, культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей:

А. Гринев; Б. Семья капитана Миронова; В. Швабрин.


13. Наиболее опоэтизирован в произведении образ:

А.Маши Мироновой; Б.Василисы Егоровны; В.Ивана Кузьмича.


14. «Веселое лукавство ума» характерно для:

А. Гринева; Б. Савельича; В. Пугачева.


15. Сказка, рассказанная Пугачевым Гриневу — это:

А. Ирония; Б. Иносказание; В. Сатира.


16. Отметить и объяснить верную интерпретацию смысла фразы капитана Миронова:«Ну довольно! Ступай, ступай домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан»

А. Да коли успеешь, надень на Машу сарафан.

Б. Да коли успеешь, надень на Машу всё самое лучшее.

В. Да коли успеешь, одень Машу как крестьянку.


17. Почему Гринёв был заключён под стражу?

А. Пугачёв сообщил, что Гринёв – его шпион

Б. Его оговорил Швабрин

В. За самовольное отлучение из Оренбурга

Г. Его оболгал неизвестный ему перебежчик


18. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

А. Проблема любви

Б. Проблема чести, долга и милосердия

В. Проблема роли народа в развитии общества

Г. Проблема сопоставления родового и служивого дворянства



Ключ

1. 1. Зурин; 2. Маша Миронова; 3. Пугачёв; 4. Швабрин; 5. Башкирец; 6. ЕкатеринаII; 7. Хлопуша.

2. 1. Петру Гринёву; 2. Пугачёву; 3. Андрею Петровичу Гринёву.

3.1.А,Б,Г; 2.В; 3.А; 4.А; 5.А; 6.Б; 7.А; 8.Б; 9В; 10.В; 11.А; 12.Б; 13.А; 14.В; 15.Б; 16.В; 17.Б; 18.Б;

Вариант 2.

  1. Открытие Царскосельского лицея, в котором учился А.С.Пушкин, состоялось:

А. 6 июня 1799 года

Б. 19 октября 1811 года

В. 14 декабря 1825 года

  1. Девиз Лицея:

А. Для общей пользы

      Б. Жизнь – Отечеству, честь – никому!

В. Береги платье снову, а честь – смолоду.

  1. Цитата «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен» взята из стихотворения:

А. «19 октября 1825 года»

Б. «Туча»

В. «Я помню чудное мгновенье»

  1. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» написано А.С.Пушкиным:
  1. А. в ссылке в Михайловском
  2. Б. во время учебы в лицее
  3. В. во время службы в Петербурге

  1. О каких исторических событиях идёт речь в повести «Капитанская дочка»?

А. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева

Б. Бунт яицкого войска

В. Бунт Ивана Болотникова

Г. Поход князя Голицына на Оренбург

Д. Стрелецкий бунт в Москве

  1. Какой темы нет в повести «Капитанская дочка»:

А. народ и власть

Б. любовь и семейные отношения

В. нравственный выбор в сложных обстоятельствах

Г. место маленького человека в исторических событиях

Д. поиски правды на земле

  1. Как соотносятся эпиграфы и содержание повести?

А. Эпиграф раскрывает содержание главы.

Б. Эпиграф предваряет появление героя.

В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.

Г. Эпиграф выражает основную мысль дальнейшего повествования.

  1. Прочитайте портретные описания и укажите имя героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
  1. «Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах»
  2. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами» гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели»
  3. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары»
  4. «... Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым»
  1. «Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще огнем»
  2. «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую»
  3. «Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому, широкому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в киргизском халате и в казацких шароварах»

  1. Кому из героев произведения принадлежат следующие высказывания?
  1. «И, матушка!.. Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву»
  2. «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою»
  1. «...слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»
  1. С какой целью отец отправляет Петрушу служить в Оренбург?
  1. А. чтобы стал настоящим солдатом
  2. Б. чтобы служил у его старого друга
  3. В. чтобы быстрее построил карьеру
  1. Что стало причиной дуэли Гринёва со Швабриным?

А. Неуважительный отзыв Швабрина о стихотворении Гринева;

Б. Оскорбительное высказывание Швабрина о Маше Мироновой;

       В. Личная неприязнь.

  1. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва на постоялом дворе?

А. характеризует Гринёва

Б. характеризует Пугачева

В. характеризует семью Петруши

Г. предвещает дальнейшее развитие отношений двух героев

  1. Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринёва и Швабрина?

А. сопоставления

Б. противопоставления

В. взаимодополнения

  1. Гринёва и Швабрина объединяет:

А. служба у Пугачёва

Б. отношение к восстанию

В. общественное и служебное положение

  1. Почему Гринёв был заключён под стражу?

А. Пугачёв сообщил, что Гринёв его шпион

Б. его оговорил Швабрин

В. его наказали за самовольный отъезд из Оренбурга

  1. С какой целью Маша Миронова отправилась в Петербург?

     А. чтобы присутствовать при казни Пугачёва

Б. чтобы получить приданое от императрицы

В. чтобы оправдать Гринёва

  1. Почему повесть называется «Капитанская дочка»? Дайте развёрнутый ответ.
  2. Какова концовка повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и в чём её смысл?

Ответы.

  1. Б
  2. А
  3. А
  4. А
  5. А
  6. Д
  7. А
  8. 1. Зурин 2. Маша 3.Пугачёв 4. Швабрин 5. Башкирец 6. Екатерина Вторая 7. Хлопуша
  9. 1. Комендант Миронов 2. Пугачёв 3. Отец Гринёва
  10. А
  11. Б
  12. Г
  13. Б
  14. В
  15. Б
  16. В

Оценивание работы.

  1. Ответы на вопросы 1-7, 10-16 – по 1 баллу за правильный ответ.
  2. Ответ на вопрос 8 – по 1 баллу за каждый правильный ответ, итого максимально 7 баллов
  3. Ответ на вопрос 9 - по 1 баллу за каждый правильный ответ, итого максимально 3 балла
  4. Ответы на вопросы 17, 18 по 3 балла за ответ (понимание содержания повести, полнота ответа, языковое оформление)
  5. Итого баллов:
  6. Оценка 3 – 15-21
  7. Оценка 4 – 22-28
  8. Оценка 5 – 29-30


Контрольная работа № 3 по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова

Вариант 1

1. Имя «Акакий» в переводе с греческого означает:

а) вздорный; б) злобный; в) незлобивый.

 2. Мечта сшить новую шинель:

а) не повлияла на поведение героя; б) ожесточила и озлобила героя; в) придала решительности и целеустремлённости.

3. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) антитеза;

б) ретроспектива;

в) последовательность излагаемых событий.

4. Каков тип композиции рассказа «После бала»?

а) рассказ в рассказе;

б) повествование от первого лица;

в) последовательное авторское изложение событий.

5.Почему герой рассказа «После бала» оставил службу?

а) по религиозным убеждениям; 

б) его потряс случай с избиваемым беглым солдатом;

в) он ее не оставлял.

6. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»?

а) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке;

 б) старушка не хотела отдавать долг франту;

в) у старушки заболела внучка.

7. Почему герои рассказа А.П.Чехова «О любви» не остались вместе?

а) оба были несвободны; 

б) побоялись изменить свою жизнь и жизнь близких;

 в) их развел случай.

8. Какие рассказы вошли в «маленькую трилогию» Чехова?

а) «Палата № 6», «Попрыгунья», «Человек в футляре»;

б) «Крыжовник», «Хамелеон», «Человек в футляре»;

в) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

9. Соедините автора и название произведения:


1. «История одного города» а) Л. Н. Толстой

2. «Старый гений» б) А. П. Чехов

3. «После бала» в) М. Е. Салтыков-Щедрин

4. «О любви» г) Н. С. Лесков


10.«История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина- это:

а) реалистическое произведение; б) фантастическое произведение ; в) сатирическое произведение .

11. Против чего направлена сатира в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина?

а) крепостничество б) бюрократизм; в) глупость.

12. Напишите сочинение «Каков облик России в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого?» Объём сочинения – не менее 70


Ответы:1-в, 2-б,3-а,4-а,5-б, 6-а,7-б,8-в,9: 1-в, 2-г,3-а,4-б

10-в,11-б.

Вариант 2

1. Соедините автора и название произведения:

1. «История одного города» а) Л. Н. Толстой

2. «Старый гений» б) А. П. Чехов

3. «После бала» в) М. Е. Салтыков-Щедрин

4. «О любви» г) Н. С. Лесков

2.Глава «О корени происхождения глуповцев» из «Истории одного города» написана как породия на: 

а) роман; б) летопись; в) былину?

3. Отметьте изобразительно-выразительные средства, которые присутствуют в произведении:

а) гротеск; б) олицетворение; в) метафора.

4. Почему глуповцев из произведения «История одного города» зовут глуповцами?

5. Перечислите темы, затронутые Н. С. Лесковым в рассказе «Старый гений».

6. Кого из героев рассказа «Старый гений» можно назвать гением?

7. С какой трилогией Л. Н. Толстого вы продолжили знакомство?

8. Укажите, как первоначально Л. Н. Толстой планировал назвать рассказ «После бала»:

а) «Поединок»; б) «Бедные люди»; в) «Обыкновенная история»; г) «Дочь и отец»?

9. Какой художественный приём лежит в основе построения рассказа «После бала»? Докажите.

10. Как вы считаете, почему повествование в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» ведётся от первого лица?

11. Дайте характеристику Алёхину из рассказа «О любви». Почему не сложилось счастье героев?

12.  Какое произведение из затронутых в контрольной работе вам больше всего понравилось? Почему?

Контрольная работа № 4 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока

Вариант 1.

1.Какое поэтическое средство позволяет автору стихотворения «Незнакомка» добиться особенной выразительности (музыкального звучания)?

И каждый вечер, в час назначенный…

Девичий стан, Шелками схваченный,

В туманном движется окне

А) аллитерация

Б) ассонанс +

В) рефрен

Г) синтаксический параллелизм

2. Какая статья Блока помогает понять отношение поэта к революции, выраженное в поэме «Двенадцать»?

а) «Стихия и культура»

б) «Народ и интеллигенция»

в) «Интеллигенция и Революция» +

г) « Катилина»

3. С каким городом связана судьба Блока?

а) Москва

б) Петербург +

в) Киев

г) Орёл

4. Кому посвящен цикл «Стихи о прекрасной даме»?

а) Л.Брик

б) Л.Дельмас

в) Л.Менделеевой +

г) Н.Волоховой

5. Назовите годы жизни А.А.Блока

а) 1880-1921 +

б) 1865-1906

в) 1850-1916

г) 1890-1911

6. К какой группе символистов можно отнести А.Блока?

а) декаденты

б) младосимволисты +

в) старшие символисты

г) акмеисты

7. Какая тема является ведущей в книге «Стихи о Прекрасной Даме»?

а) духовное преображение лирического героя +

б) отрицание «страшного мира»

в) тема поэта и поэзии

г) тема рокового соблазна

8. Кому посвящены циклы «Снежная маска» и «Земля в снегу»?

а) Л.Менделеевой

б) Л. Дельмас

в) Н. Волоховой +

г) Н. Богуславской

9. Изучая традиции творчества и жизни какого поэта Х1Х века Блок скажет: «….Его убило отсутствие воздуха»?

а) Лермонтова

б) Пушкина +

в) Тютчева

г) Фета

10. Какого русского писателя, как позднее Блока, называли «кающимся барином» ?

а) Лермонтова

б) Пушкина

в) Льва Толстого+

г) Фета

11. Укажите, каково отношение автора к красногвардейцам в поэме «Двенадцать».

А) этот образ олицетворяет разрушительную силу, которую несёт в себе революция

Б) этот образ является объектом насмешки автора

В) этот образ соединяет в себе созидающее и разрушительное начала +

Г) этот образ воплощает идеальное представление автора о революции

12. Какие интонации слышны в приведённых строках поэмы «Двенадцать»?

Не слышно шуму городского

Над невской башней тишина…

А) марш

Б) городской романс +

В) частушки

Г) революционная песня.

13. Укажите годы жизни С.А. Есенина

а) 1895-1925 гг.+

б) 1890-1921 гг.

в) 1893-1930 гг.

г) 1868-1936 гг.

14. С.А. Есенин был родом из

а) Таганрога

б) села Константиново +

в) села Багдади

г) Москвы

15. Какое прозвище получил С.А. Есенин в писательских кругах?

а) деревенский поэт

б) Рязанский Лель +

в) Московский хулиган

г) последний поэт деревни

16. Укажите, как назывался первый сборник стихов С.А. Есенина, вышедший в 1916 году?

а) «Явь»

б) «Персидские мотивы»

в) «Москва кабацкая»

г) «Радуница» +

17. Назовите тему, ставшую основной в творчестве С.А. Есенина

а) тема любви

б) тема Родины, России +

в) тема красоты и гармонии природы

г) тема революции

18. Определите, каково мироощущение лирического героя ранних стихов С.А. Есенина

а) герой христиански смиренно принимает мир таким, каков он есть, со всеми его недостатками и пороками

б) герой ощущает враждебность окружающего мира

в) герой находится в гармонии с окружающим миром +

г) герой протестует, бунтует против сложившегося порядка

19. Укажите, какой символ наступающей на деревню городской цивилизации встречается в стихах С.А. Есенина

а) «железный конь» +

б) жеребёнок, бегущий за поездом

в) железный Миргород

г) агитки Бедного Демьяна

20. Определите художественный приём в выделенной строке

По-осеннему кычет сова

Над раздольем дорожной рани.

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

а) гипербола

б) олицетворение

в) метафора +

г) аллегория

21. Назовите стихотворение С.А. Есенина, которое является его своеобразным завещанием и было написано накануне самоубийства поэта в гостинице «Англитер»

а) «Цветы мне говорят: прощай…»

б) «Русь советская»

в)»До свиданья, друг мой, до свиданья» +

г) «Отговорила роща золотая…»

22. Какая тема является сюжетообразующей в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»?

а) тема революции

б) тема юношеской любви +

в) тема преобразований в деревне

г) тема крестьянского быта в послереволюционное время

23. С какой литературной группировкой модернизма связано творчество С. Есенина 1920-х гг.

а) кубофутуристы;

б) имажинисты; +

в) эгофутуристы;

г) «Центрифуга».

24. Изображению какой страны была посвящена статья С. Есенина «Железный Миргород»?

а) Америки; +

б) Германии; в) Грузии; г) Италии.

25. Назовите художественный приём, используемый С. Есениным в выделенном фрагменте: «Чёрная, по́том пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?».

а -аллитерация

б–эпитет

в–антитеза / противопоставление / контраст

г- риторический вопрос +

26. Назовите средство художественной изобразительности, используемое

С. Есениным в выделенном фрагменте: «Туча кружево в роще связала, / Закурился пахучий туман...».

а–эпитет +

б–антитеза / противопоставление / контраст

в –аллитерация

г- сравнение

27. Назовите художественный приём, используемый С. Есениным в следующих строках: «...Но коль черти в душе гнездились, / Значит ангелы жили в ней».

а-риторический вопрос

б–эпитет

в–антитеза / противопоставление / контраст +

г- сравнение

28. Найдите лишнее в значении названия первой книги С Есенина «Радуница»

а – радость, веселье

б- радуга

в – память о предках

г – время +

29.Кого С.Есенин возвел в ранг Первого Учителя и считал своим кумиром?

а –Некрасова

б- Пушкина

в- Блока +

г- Лермонтова

30. Какой лозунг возвышался над Домом печати, где был установлен гроб с телом С.Есенина :

а – русский поэт

б – талантливый поэт

в – великий поэт +

г- гениальный поэт

Ответы :

1 б

2 в

3 б

4 в

5 а

6 б

7 а

8 в

9 б

10 в

11 в

12 б

13 а

14 б

15 б

16 г

17 б

18 в

19 а

20 в

21 в

22 б

23 б

24 а

25 г

26 а

27 в

28 г

29 в

30 в

Вариант 2

1.Какое поэтическое средство позволяет автору стихотворения «Незнакомка» добиться особенной выразительности (музыкального звучания)?
И каждый вечер, в час назначенный…
Девичий стан, Шелками схваченный, 
В туманном движется окне 
А) аллитерация 
Б) ассонанс +
В) рефрен 
Г) синтаксический параллелизм 

2. С каким городом связана судьба Блока?
а) Москва 
б) Петербург +
в) Киев 
г) Орёл 

3. Кому посвящен цикл «Стихи о прекрасной даме»? 
а) Л.Брик 
б) Л.Дельмас 
в) Л.Менделеевой +
г) Н.Волоховой

4. Назовите годы жизни А.А.Блока
а) 1880-1921 +
б) 1865-1906 
в) 1850-1916 
г) 1890-1911 

5. К какой группе символистов можно отнести А.Блока?
а) декаденты 
б) младосимволисты +
в) старшие символисты 
г) акмеисты

6. Какая тема является ведущей в книге «Стихи о Прекрасной Даме»?
а) духовное преображение лирического героя +
б) отрицание «страшного мира» 
в) тема поэта и поэзии 
г) тема рокового соблазна 

7. Укажите годы жизни С.А. Есенина
а) 1895-1925 гг.+
б) 1890-1921 гг.
в) 1893-1930 гг.
г) 1868-1936 гг.

8. С.А. Есенин был родом из

а) Таганрога
б) села Константиново +
в) села Багдади

г) Москвы

9. Какое прозвище получил С.А. Есенин в писательских кругах?
а) деревенский поэт
б) Рязанский Лель +
в) Московский хулиган
г) последний поэт деревни

10. Укажите, как назывался первый сборник стихов С.А. Есенина, вышедший в 1916 году?
а) «Явь»
б) «Персидские мотивы»
в) «Москва кабацкая»
г) «Радуница» +

11. Назовите тему, ставшую основной в творчестве С.А. Есенина
а) тема любви
б) тема Родины, России +
в) тема красоты и гармонии природы
г) тема революции

12. Определите, каково мироощущение лирического героя ранних стихов С.А. Есенина
а) герой христиански смиренно принимает мир таким, каков он есть, со всеми его недостатками и пороками
б) герой ощущает враждебность окружающего мира
в) герой находится в гармонии с окружающим миром +
г) герой протестует, бунтует против сложившегося порядка

13. Определите художественный приём в выделенной строке
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
а) гипербола
б) олицетворение
в) метафора +
г) аллегория

14. С какой литературной группировкой модернизма связано творчество С. Есенина 1920-х гг.
а) кубофутуристы; 
б) имажинисты; + 
в) эгофутуристы;
г) «Центрифуга».

15. Назовите средство художественной изобразительности, используемое 
С. Есениным в выделенном фрагменте: «Туча кружево в роще связала, / Закурился пахучий туман...».
а–эпитет +
б–антитеза / противопоставление / контраст
в –аллитерация
г- сравнение

16. Назовите художественный приём, используемый С. Есениным в следующих строках: «...Но коль черти в душе гнездились, / Значит ангелы жили в ней».
а-риторический вопрос
б–эпитет
в–антитеза / противопоставление / контраст +
г- сравнение

17. Кого С.Есенин возвел в ранг Первого Учителя и считал своим кумиром?
а –Некрасова
б- Пушкина
в- Блока +
г- Лермонтова

Итоговое тестирование за 8 класс

Вариант 1

  1. Фольклор – это…
  1. Устное народное творчество
  2. Художественная литература
  3. Жанр литературы
  4. Жанр устного народного творчества
  1. Назовите основные роды литературы
  1. Эпос, повесть, драма
  2. Эпос, лирика, драма
  3. Роман, поэма, комедия
  4. Эпос, лирика, трагедия
  1. Исторические песни- это:
  1. Народные песни, в которых рассказывается об исторических событиях
  2. Народные песни, в которых рассказывается о жизненных историях
  3. Авторская песня
  4. Эстрадная песня
  1. Житие – это описание…
  1. Жизни народного героя
  2. Исторического деятеля
  3. Жизни святого
  4. Рассказы о жизни Иисуса Христа
  1. «Повесть о Шемякином суде»:
  1. Это произведение фольклора
  2. Это произведение древне русской литературы.
  3. Это произведение современной литературы.
  4. Это произведение литературы 19в..
  1. Фонвизин писал:
  1. Романы
  2. Рассказы
  3. Поэмы
  4. Пьесы
  1. Каково название произведения Фонвизина?
  1. «Недоросль»
  2. «Ревизор»
  3. «Горе от ума»
  4. «Борис Годунов»
  1. Кому принадлежат слова «не хочу учиться, а хочу жениться?
  1. Скотинину
  2. Правдину
  3. Милону
  4. Митрофанушке
  1. В рамках какого направления писал Фонвизин?
  1. Реализм
  2. Романтизм
  3. Классицизм
  4. Сентиментализм
  1. Кем был И.А.Крылов?
  1. Романистом
  2. Драматургом
  3. Баснописцем
  4. Поэтом
  1. Какой эпиграф к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
  1. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива
  2. Береги честь смолоду
  3. На всякого мудреца довольно простоты
  4. Гусь свинье не товарищ
  1. Кто возглавлял крестьянское восстание, описанное в «Капитанской дочке « А.С.Пушкина?
  1. Степан Разин.
  2. Емельян Пугачёв
  3. Кондратий Булавин
  4. Иван Болотников
  1. Как зовут главного героя «Капитанской дочки»?
  1. Зурин.
  2. Швабрин.
  3. Савелич.
  4. Гринёв.
  1. Какова основная тема повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
  1. Тема отмены крепостного права
  2. Тема свободы
  3. Тема чести
  4. Тема любви.
  1. Где происходят события поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
  1. Грузия.
  2. Молдавия.
  3. Крым.
  4. Тегеран.
  1. Сколько дней был на свободе Мцыри?
  1. 1.
  2. 2.
  3. 3.
  4. 4.
  1. Что случилось в конце поэмы с Мцыри?
  1. Убежал из монастыря
  2. Остался в монастыре.
  3. Умер
  4. Поступил на военную службу
  1. Кто подарил сюжет «Ревизора» Н.В.Гоголю?
  1. М.Ю.Лермонтов
  2. А.С.Пушкин.
  3. А.С.Грибоедов.
  4. К.Ф.Рылеев.
  1. Кто не является действующим лицом комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»?
  1. Городничий.
  2. Скотинин.
  3. Ляпкин-Тяпкин
  4. Земляника
  1. Хлестаков – это
  1. Важный чиновник из Петербурга.
  2. Богатый помещик.
  3. Мелкий чиновник.
  4. Мелкопоместный дворянин.
  1. Что высмеивает автор в «Ревизоре»?
  1. Чиновничий беспредел
  2. Чревоугодие
  3. Невежество
  4. Мещанство
  1. Хлестаковщина –это…
  1. Нахальство, лживо-легкомысленное хвастовство
  2. Взяточничество
  3. Невежество
  4. Хитрость, увёртливость
  1. Какой образ создал Н.В.Гоголь в повести «Шинель»?
  1. Лишнего человека
  2. Делового человека
  3. Маленького человека
  4. Образованного человека
  1. Кто входил в состав журнала «Сатирикон»?
  1. И.Бунин
  2. А.Толстой
  3. Ильф и Петров
  4. А.Аверченко
  1. Какой подзаголовок у поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»?
  1. Книга о бойце
  2. Книга про бойца
  3. Книга о солдатах
  4. Книга о войне
  1. Какой приём использовал А.Т.Твардовский в поэме?
  1. Сквозной сюжет
  2. Каждая глава имеет законченный сюжет
  3. Поэма не имеет сюжета
  4. Притчевое содержание каждой главы
  1. Какое значение имеет название рассказа Платонова «Возвращение»?
  1. Возвращение с войны
  2. Возвращение в семью
  3. Возвращение к себе
  4. Возвращение с войны, к себе, в семью

Ответы:

1 -  1                               11 -  3                                 20- 3

2  -  2                              12 -    2                               21- 1

3  -  1                              13  -   2                               22- 1

4 -   3                              14 -    4                               23- 3

5-    2                              15 -    3                               24- 3

6 -   4                              16  -   3                               25- 2

7 -   1                              17  -   3                               26- 2

8 -   4                              18 -    2                              27-  4        

9  -   3                             19-    2

Вариант 2

1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) сказка; б) былина; в) народная песня; г) поэма

2. Назовите героев исторических песен:

А) Ермак Тимофеевич; Б) Князь Потемкин; в) Емельян Пугачев; г) М.И. Кутузов

3. Отчего погиб герой «Жития…» Александр Невский?

А) в сражении с литовцами; б) предположительно был отравлен в ставке хана Батыя; в) он не погиб, а умер своей смертью, прожив долгую жизнь

4. К какому литературному направлению принадлежит повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь»?

А) романтизм; б) сентиментализм; в) реализм; в) есть черты и сентиментализма, и романтизма

5. Кого присылал Бог лягушкам в качестве царя в басне И.А.Крылова?

А) осиновый чурбан; б)цаплю; в) журавля

6. Свою работу по исследованию Пугачевского бунта А.С.Пушкин начал

А) с «Истории Пугачевского бунта»; б) с «Капитанской дочки»; в) с книги «Крестьянские бунты»

7. В чьи уста А.С.Пушкин вкладывает пословицу, ставшую эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»?

А) Савельича; б) Петра Гринева; в) Отца Петруши, Андрея Петровича Гринева

8. В каком образе приснился Гриневу Пугачев на постоялом дворе?

А) царя; б) висельника; в) посаженного отца

9. Кто были герои калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачев Гриневу по дороге в крепость?

А) уж и сокол; б) орел и ворон; в) аист и заяц

10. Жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

А) повесть; б) стихотворение; в) поэма

11. Идейный кульминационный центр «Мцыри» - это…

А) эпизод борьбы Мцыри с барсом; б) встреча с грузинкой; в) сон о золотой рыбке

12. О чем говорит Мцыри «За эти несколько минут…Я б рай и вечность променял…»?

А) за время встречи с грузинкой; б) за ночь бегства из монастыря; в) за возможность попасть на родину

13. Какую пословицу Н.В.Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии «Ревизор»?

А) «Не в свои сани не садись»; б) «На всякого мудреца довольно простоты»; в) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

14.Знакомством с каким писателем хвалится Хлестаков?

А) с Гоголем; б) с Пушкиным; в) с Лермонтовым

15. Каков основной композиционный прием в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?

А) контраст; б) преувеличение; в) сопоставление

16. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»?

А) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке; б) старушка не хотела отдавать долг франту; в) у старушки заболела внучка

17. Чем закончилась история любви в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»?

А) герои остались вместе; б) у героини родился ребенок; в) муж героини застрелился, не вынеся бесчестия измены жены

18. Почему А.Блок обратился к теме истории в цикле стихов «На поле Куликовом»?

А) ему был интересен этот период; в) видел в исторических событиях связь с современностью;

в) идеализировал Дмитрия Донского, победившего татар

19. Откуда был родом Василий Теркин? («Василий Теркин», А.Твардовский)

А) с Рязанщины; б) с Орловщины; в) со Смоленщины

20. Почему герой рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» не попал на съемку?

А) не захотел фотографироваться; б) заболел; в) обиделся на то, что его хотели поставить последним в ряду

Вариант 3

1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) повесть; б) пословица; в) народная песня; г) частушка

2. Назовите героев преданий:

А) Ермак Тимофеевич; Б) Николай Первый; в) Степан Разин

3. Каково основное назначение лирических народных песен?

А) передавать чувства, мысли конкретного лирического героя; 

б) рассказывать о последовательности событий в жизни героя;

в) описывать природные явления;

г) нет конкретного назначения, поются просто по настроению

4. Что означает образное выражение «Шемякин суд»?

А) суд неправый, корыстный;

б) суд справедливый;

в) суд конкретного исторического лица Василия Шемяки над крестьянином

5. Кто является аллегорическим героем басни И.А.Крылова «Обоз»?

А) свинья; б) мартышка; в) лошадь

6. От чьего имени ведется повествование в повести «Капитанская дочка»?

А) от имени автора-рассказчика; б) от имени Петра Гринева; в) повествование ведется от 3го лица

7. Коварного, злого человека, «антигероя», вредившего Гриневу, звали:

А) Алексей Швабрин; б) Иван Зурин; в) Иван Игнатьич

8. «Мцыри» в переводе с грузинского – это…

А) одинокий; б) пленник; в) послушник, который живет при монастыре

10. Какое образное средство употребил М.Ю.Лермонтов в строках «Мцыри» «…И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота Из ветви каждого куста…»?

А) олицетворение; б) метонимия; б) литота

11. Кто из героев комедии  Н.В.Гоголя «Ревизор» говорил о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная»?

А) Бобчинский; б) Хлестаков; в) городничий

12. Откуда чиновники города Н. узнают о том, что ревизор ненастоящий?

А) из письма Хлестакова, прочитанного почтмейстером; б) Хлестаков сам признался в обмане; в) проговорился Осип, слуга Хлестакова

13. Форма рассказа Л.Н.Толстого «После бала» - это

А) полилог; б) «рассказ в рассказе»; в) рассуждение

14. Почему герой рассказа «После бала» оставил службу?

А) по религиозным убеждениям; б) его потряс случай с избиваемым беглым солдатом; в)он ее не оставлял

15. Почему герои рассказа А.П.Чехова «О любви» не остались вместе?

А) оба были несвободны; б) побоялись изменить свою жизнь и жизнь близких; в) их развел случай

16. Кто помог разрешить ситуацию, легшую в основу рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»?

А) жена героя Вера; б) сам герой – Николай Алмазов; в) старый профессор, принимавший экзамен

17. Какой прием лежит в основе рассказа М.Осоргина «Пенсне»?

А) литота; б) антитеза; в) олицетворение

18. Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа М.Зощенко «История болезни»?

А) «Помоги себе сам»; б) «Выдача трупов с 3х до 4х»; в) «Помни о смерти!»

19. Каков был жанр произведения «Василий Теркин» в определении автора - А.Твардовского?

А) «Книга про бойца»; б) «Поэма о войне»; в) «Роман в стихах»

20. Зачем Теркин отправился вплавь через реку в главе «Переправа»?

А) в разведку; б) связаться с теми, кто остался на другом берегу, и доложить обстановку;

 в) наладить сорванную переправу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 19 века» 5 класс

Контрольная работа по литературеРаздел «Русская литература 19 века» 5 класс ...

Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века».

 Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века»....

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)...

Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина

Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....

Контрольная работа по литературе. УНТ и древнерусская литература. 5 класс

Контрольная работа направлена на проверку знаний по устному народному творчеству и древнерусской литературе. Содержит задания с вариантами ответов и задания, требующие развернутого ответа....

Контрольная работа по литературе по теме "Русская литература ХIХ века" (8 класс)

Контрольная работа по литературе по теме "Русская литература ХIХ века"  для обучающихся 8 класса состоит из двух заданий на установление соответствий (автор - название произведения, наз...