Урок литературы по теме "Баллада В.А.Жуковского "Лесной царь"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Любовь Пудова

Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhukovskiy_lesnoy_tsar.docx749.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пудова Любовь Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ города Кургана «Лицей №12»

высшей квалификационной категории

Сценарий интегрированного урока

по литературе для 6 класса.

ТЕМА: Василий Андреевич Жуковский. Баллада «Лесной царь».

ЦЕЛЬ:

        Образовательная:

  • закрепить литературоведческие знания о балладе;
  • пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Жуковского - переводчика, автора баллад;
  • познакомиться с балладой «Лесной царь» В.А.Жуковского;
  • подготовит ребят к запоминанию наизусть.

        Развивающая:

  • определить место баллады в искусстве;
  • выяснить причину популярности баллады в творческих кругах;
  • Развивать память, мышление, воображение, устную речь учащихс;.
  • повысить мотивацию к изучению  литературы.

        Воспитательная:

  • воспитывать интерес к вокальной музыке, формировать эмоциональную отзывчивость к музыке на основе ее восприятия;
  • привить интерес к искусству.

ХОД УРОКА:

В балладе ... главное не событие,

а ощущение, которое оно возбуждает,

дума, на которую оно наводит читателя...

В.Г. Белинский

  1. Вступительное  слово        

     Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

     Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи.

     Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»... Поистине как голубь чист и цел он духом был...» (Ф.И. Тютчев)

      Это - Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский - автор баллад.

  1. Проверка домашнего задания
  • Что такое баллада? (Небольшое лирическое стихотворение, имеющее сюжет, который чаще всего описывает таинственные драматические события)
  • Что лежит в основе любой баллады? (Диалог, развитие событий, загадка, тайна, нечто трагическое)
  1.     Работа с балладой

Сегодня речь пойдёт о балладе немецкого поэта И.В. Гёте, которую на русский язык перевёл поэт В.А. Жуковский. Называется эта баллада «Лесной царь».

Сегодня нам предстоит познакомиться с её содержанием, поговорить об особенностях балладного сюжета.

Наблюдая за развитием сюжета, мы должны будем определить его особенности. И мне кажется, что в какой - то мере нам в этом поможет мысль В. Г. Белинского о том, что «В балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит...».

Знакомство с балладой (выразительное чтение баллады учеником)

  • Почему же Жуковский назвал свой перевод «Лесной царь»? (Царь имеет целое царство. У него «цветы бирюзовы, жемчужны цветы, из золота слиты чертоги мои…»)
  • Можем ли это произведение мы назвать балладой? Докажите (Стихотворение постоено в форме диалога, можем проследить сюжет, т.е. развитие действия, в основе лежит трагедия)
  • Как называются художественно-изобразительные средства «бирюзовы», «жемчужны», «седые»? (Эпитеты) 
  • Какое трагическое событие положено в основу сюжета? (Смерть мальчика)
  • Сколько героев в балладе? (Три: Ездок, его сын, Леечной царь)
  • Видит ли отец Лесного царя? (Нет, взрослые менее доверчивы)
  • Почему видение является только сыну? (Только невинная детская душа может фантазировать, выдумывать тайный мир)
  • В какое время происходит действие? (Ночь; господство тьмы: «под хладною мглой», «в ночной глубине», «тёмные ветви»). 
  • Какое чувство вызывает эта баллада? (Трагическое, тревожное, жалко ребенка, ощущение тайны, загадки)

IV.   Литература и музыка

               Австрийский композитор Франц Шуберт, современник И. В. Гёте,  создал музыкальное произведение на слова баллады «Лесной царь».

Великий австрийский композитор Франц Шуберт – современник Бетховена. Они не были знакомы, хотя и жили в одном городе. Незадолго до смерти, желая развлечь великого композитора, кто-то из друзей показал ему несколько песен Шуберта. Бетховена поразила сила лирического дарования Шуберта. «Поистине у этого Шуберта есть искра божья!» - воскликнул Бетховен.

        Мелодии приходили ему во сне, они рождались непрерывно, и композитор не успевал записывать их на нотную бумагу. Из-под его пера выходили песни (более 600) и фортепианные миниатюры;  20 сонат, из которых при жизни прозвучало только три; пьесы для фортепиано;  камерные ансамбли;  18 произведений для сцены, среди которых оперы и музыка к драматическим спектаклям.

        Франц Шуберт прожил 31 год, очень короткую, тяжелую, но в то же время творческую жизнь.

А сейчас  проверим, внимательно ли вы слушали мой рассказ?

  • Истощенный морально, душевно, физически, измученный неудачами в жизни, он прожил не долго. Сколько лет прожил Шуберт? (31 год)
  • В каких жанрах писал Ф.Шуберт? (Симфонии, сонаты, оперы, вокальные произведения)
  • Сколько симфоний написано Шубертом? (9)
  • Сколько им написано песен? (Более 600)

                 

Современники Шуберта дали яркую оценку музыки баллады: «Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя».

Вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь". И обратите внимание на то, как композитор рисует музыкальный образ каждого действующего лица.

Восприятие музыки: Ф.Шуберт. Песня-баллада "Лесной царь". Перевод В.А.Жуковского

  • Что вы можете сказать об этом произведении? (ответы детей)
  • Чувствуется трагизм этого произведения, присутствует элемент фантастики (Лесной царь, очень ярко переданы образ и настроение персонажей).
  • Быстрый темп, контрастная динамика, соответствующий характер музыки - то ласковый, а то злой и страшный. 
  • Скажите, как меняется характер музыки каждого персонажа? (Рассказчик – взволнованный, отец - переживание, внутреннее беспокойство, лесной царь - музыка ласкова, завораживающая, затем слышится злость, и даже ярость, младенец - страдание, мольба, ужас)

V. Литература и живопись.

Многих художников заинтересовало это стихотворение, и они рисовали картины к нему. Вы видите несколько иллюстраций к балладе.

  • Что общего в них? Какая цветовая гамма их объединяет? (Мрачные тона)
  • Какое настроение они производят? (Тягостное, унылое, тревожное)
  • Какая картина лучше всего иллюстрирует балладу? Почему? (Ответы детей)
  • Какая иллюстрация менее всего подходит к балладе? Почему? (Иллюстрация в теплых тонах: желто-оранжево-коричнывых. На ней одной не изображен ездок, а только Лесной царь и ребенок)

VI. Домашнее задание.

  • Выучить балладу наизусть.
  • Подготовить рассказ о Шуберте.
  • Создать иллюстрацию к балладе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Урок литературы личностно ориентированной направленности в 7 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

Урок построен по технологии личностно ориентированной направленности. Через сопереживание и сочувствие героям, через сопоставление с ними, обучающиеся самоопределяются, принимают решение и делают выбо...

Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ...

К урокам литературы в старших классах. Современная проза. (В.П. Астафьев "Царь-рыба" и Л.Улицкая "Казус Кукоцкого")

Пособие может быть использовано на уроках, посвященных русской литературе последних десятилетий: как для изучения программного произведения (В.П.Астафьев "Царь-рыба"), так и для обзорных, последних в ...

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"

Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.  2 класс. Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1.Образовательная - ...

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"....