Сценарий литературно-музыкальной композиции "Что без страданий жизнь поэта?"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Петухова Любовь Валентиновна

Композиция посвящена поэтам 20 века, их нелегким судьбам и стихам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_literaturno.doc60.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции

по произведениям поэтов 20 века

«Стихи-и-Я»

Ролик «20 век». На его фоне – чтение стихов.

20 век – тревожный век,

Вперед зовут сердца!

Все пережил ты, человек,

Все испытал сполна

Три революции, и вот

Мир повернулся вспять,

В России нет судьбы другой-

Лишь снова все начать.

Вперед – на стройку, на завод,

Мы строим новый мир,

И эра новая идет,

И верим – победим!

Ревет в турбинах мощь былинных рек,

Ракеты, кванты, электромышленье,

Вокруг меня гудит 20 век,

В груди моей стучит его биенье.

Он видел и свободу, и лишенья,

Свалил фашизм в пожаре грозовом.

И верю я, что все-таки о нем

Потомки вспомнят с уваженьем.

За этот век, за то, чтоб день его

Все ярче и добрее разгорался,

Я не жалел на свете ничего

И если я понадоблюсь потом

Кому-то вдруг на миг или навеки,

Меня ищите ни в каком другом,

А пусть в нелегком, пусть в пороховом,

Но именно в моем 20 веке.

Ведь этот век и радио открыл,

И в космос взмыл быстрее ураганов,

Кино придумал, атом расщепил

И засветил глаза телеэкранов.

И горячо шагая по планете,

Я полон дружбы к веку моему,

Ведь как-никак назначено ему

второе завершить тысячелетье.

Россия с веком все пережила,

Сильнее стала и не отступила.

Поэзия в России расцвела,

Поэтов новых миру подарила.

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать: Россия!

И даже перед смертью не сгибался.

3 минуты

Учитель

20 век. Россия. Поэзия. Вы уже поняли, что эти слова будут главными на нашей сегодняшней встрече. Тревожная, трагичная, непростая – так можно охарактеризовать судьбу России в прошлом веке. Революции, мировые войны, стремительное развитие не могли не повлиять и на литературу. В ней отразилась эпоха. А поэзия стала символом этой эпохи. Поэты  творили в очень сложное время, время катастроф, социальных потрясений, изменений. Им пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Источником же вдохновения стала Родина, Россия.

Поэт в России больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться.

Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет.  (Е. Евтушенко)

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить.

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души. (С.Есенин)

Рожденные в годы глухие,

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего. ( А.Блок)

Поэт на Руси – богоносец!
Тернист его жизненный путь.
Поэт на Руси – боготворец! —
Дано ему жизнь вдохнуть
В простые избитые истины —
В затертые словеса,
И в бальное платье воистину
Правду одеть, причесав.
Дано воскресить надеждами
Божественный в душах свет,
Возвышенно чистыми, нежными
Чтоб стали они в ответ…
Уходят поэты первыми
В туманные небеса,
Там Богу нужны, наверное,
Ангелов голоса!  (Е. Никифорова)

И сегодня я предлагаю вам  соприкоснуться с судьбами поэтов 20 века и услышать их голоса.

2 минуты

Танцевальная композиция с красным шарфом

Он

Он красавец и гуляка, один из известнейших русских поэтов.  Сергей Есенин.

Она

Она танцовщица современного балета и женщина с большим талантом, а также трагической судьбой.  Айседора Дункан.

Он

Он влюбился в нее на вечере Г.Б. Якулова. Там Айседора танцевала свой известный танец с шарфом.

Она

Она танцевала, как богиня. А он писал душой.

Он

Не гляди на ее запястья

И с плеч ее льющийся шелк.

Я искал в Этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашёл ...

Она

История любви Айседоры Дункан и Сергея Есенина полна драм.
Их отношения зажглись, словно огонек, и быстро угасли, оставив замечательные стихи.

Он
Я не знал, что любовь - зараза,

Я не знал, что любовь - чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума.

Видео «Исповедь хулигана»



6 минут

Учитель

Два самых ярких и скандальных поэта жили и творили в Москве в одно время. Хулиган и скандалист Сергей Есенин и оратор  Владимир Маяковский. У каждого была своя «армия» почитателей и поклонниц, которая считала своего кумира единственным достойным обожания. И каждая считала своего «небожителя» выше и гениальнее другого. Рано или поздно Есенин и Маяковский должны были сойтись в поэтической схватке, чтобы победить и получить славу лучшего поэта Советской России.

И этот день настал. В огромной аудитории Политехнического музея народу набралось — яблоку негде упасть. Атмосфера в зале сразу накалилась до предела. Каждую реплику, каждое стихотворение «своего» лидера публика, четко разделившись на два непримиримых лагеря, встречала ревом восторга и дружными аплодисментами.

Маяковский: В настоящее материалистическое время тот поэт, кто полезен! 

Есенин: А я считаю, что во всякое время полезен тот, кто поэт!

Маяковский: А я не поэт?! 

Есенин: Поэт! Но неинтересный!  Вы проживете до восьмидесяти, Маяковский, и вам поставят памятник на площади… А я сдохну под забором, на котором ваши стихи-агитки расклеивают. И все-таки я с вами местами не поменяюсь! 

Маяковский: Уж лучше мои агитки на заборе, чем ваши похабные стихи на стенах Страстного монастыря

Студент Фридман: Зачем мы будем ждать, когда время рассудит? Предлагаю прямо сейчас, здесь: дуэль Маяковский — Есенин!..

И публика мгновенно отреагировала:

— Браво! Здорово! Дуэль! Ду-эль! Ду-эль! Дуэль! 

Студент Фридман:

Господа дуэлянты, пожмите друг другу руки.

Есенин:

Быть поэтом – это значит то же,

Если правду жизни не нарушить.

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Маяковский: 

Как вы смеете называться поэтом

И серенький, чирикать, как перепел.

Сегодня надо кастетом

Кроится миру в черепе.

Есенин:

Мне грустно на тебя смотреть,

Какая боль, какая жалость.

Знать, только ивовая медь

Нам в сентябре с тобой осталась.

Маяковский:

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Левой! Левой! Левой!

 Есенин:

Пока Маяковский орал, я спрашивал себя, стоит ли вам душу открывать. Но черт с вами! Слушайте!

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,—

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Учитель

Есенина не станет в декабре 1925. Его последние строки полны трагизма:

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

А через 5 лет Маяковский напишет предсмертную записку-стихотворение:

Как говорят-

"инцидент исчерпан",

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

бед

и обид.

Счастливо оставаться. Владимир М а я к о в с к и й.

5 минут

Анна Ахматова. Это знаменитая поэтесса, о которой можно сказать: вся ее жизнь – трагедия.

Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?

Она представила свой женский взгляд на мир через поэзию, отразившую всё происходящее с ней и с Россией, потому что именно Россия стала ее главной любовью и непреходящей болью.

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Эти строки Ахматова написала тогда, когда ее муж – Николай Гумилев – после революции уехал в Париж и звал ее с собой. А еще она считала себя виновной в трагедиях, постигших ее родных:

Я гибель накликала милым,
И гибли один за другим.
О, горе мне! Эти могилы
Предсказаны словом моим.

В 1921 году был репрессирован Николай Гумилев. Много лет провел в лагерях ее сын Лев. Расстрелян второй муж – Николай Пунин. Именно им и миллионам других посвящена поэма Анны Ахматовой «Реквием».

Эта женщина больна,
Эта женщина одна,

Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

Ей пришлось хоронить не только близких, но и своё время, оставив ему «нерукотворный памятник стихов и поэм». Вот ее слова: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,—

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был…

Песня «И вот одна осталась я»+ клип

7 минут

Минусовка «Журавли»

Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели.

На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Я – Семен Гудзенко. Поэт-фронтовик. Служил пулеметчиком. Был ранен. До конца войны – фронтовой  журналист. Точно такой же, как Константин Симонов, Александр Твардовский, Давид Самойлов и многие другие.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привычный 41-й год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые ,

От прекрасной дамы в мать и перемать,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не могла сыскать.

Я – Юлия Друнина. Ушла на фронт в 16 лет, прибавив себе год. Воевала, спасала, теряла друзей, писала об этом стихи. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. Прожила долгую жизнь и ушла из нее добровольно в ноябре 1991-ого. Не смогла пережить крушения страны, за которую воевала.

Земля, отдохнуть бы от  плена,

На вольном побыть сквозняке.

Но стынут над стонами стены,

Тяжелая дверь на замке.

О небо с душою крылатой,

Я столько отдал бы за взмах…

Но тело на дне каземата

И пленные руки в цепях.

Я – Муса Джалиль. Погиб в застенках гестапо, так как вел подрывную деятельность в концлагере – готовил восстание заключенных. Я погиб, как погибли поэты Николай Майоров, Павел Коган, Георгий Суворов. Мы ушли, но остались в стихах.

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны - 417.

 Самому старшему из них - Самуилу Росину - было 49 лет, самым младшим - Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому - едва исполнилось 20.

 Они умирали, не дописав неровных строчек,  Не долюбив,   не досказав,   не доделав...

Танец «Журавли»

8 минут

 А еще были шестидесятники – Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и другие, в чьей поэзии воплотился духовный подъем и надежда на скорые перемены. Начиналась оттепель

Их объединял искренний и сильный эмоциональный порыв, направленный на очищение от пороков прошлого, обретение настоящего и приближение светлого будущего. Если они сострадали – то надрывно и отчаянно, если радовались – то просто и легко.

Даже если — как исключение —
Вас растаптывает толпа,
В человеческом
Назначении —
Девяносто процентов добра.

        Они жили и творили под девизом, где главным словом было великое слово – Россия.

Ролик «Идут белые снеги»

4 минуты

Сегодня наш разговор был посвящен тревожному 20 веку, непростым и зачастую  трагичным судьбам  русских поэтов. Мы прикоснулись к поэтическому наследию людей, для которых слово «Родина» - не пустой звук. Они жили, страдали, умирали, надеясь на то, что Россия выстоит в любой беде, потому что она сильна верой, надеждой и любовью.

        И в заключение прозвучит знаменитое произведение Баха, которое, как мне кажется, созвучно нашей сегодняшней теме. В енм вы услыите и боль, и трагедию, и надежду.

Ансамбль «Метаморфозы»

6 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Я сын страданья" (по творчеству М.Ю. Лермонтова)

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, может использоваться педагогами на уроках и во внеурочной деятельности для более глубокого з...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Жизнь и творчество А.П. Чехова»

В литературно-музыкальной композиции можно узнать о жизни А. П. Чехова. Была подготовлена к 150-летию рождения писателя....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Ради жизни на Земле"

Литературно-музыкальная композиция "Ради жизни на Земле" была разработана и подготовлена на базе детского дома №10 Кировского района Санкт-Петербурга в 2007-2008 учебном году. Воспитанники детского до...

Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"

Сценарий литературно - музыкальной композиции,  посвященной жизни и творчеству Юрия Визбора "Человек с гитарой"...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «По страницам жизни и творчества А.С.Пушкина»

Сценарий для школьного театра, посвященный жизни и  творчеству А.С.Пушкина....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Страницы мятежной жизни" М.Ю.Лермонтов

Сценарий литературно-музыкальной композиции"Страницы мятежной жизни" М.Ю.Лермонтов...