Рабочая программа. Литература 7 класс 2019-2020 год.
рабочая программа по литературе (7 класс)

Давыдова Татьяна Алексеевна

Рабочая программа. Литература 7 класс 2019-2020 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_7.docx86.39 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение

«Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»

Рабочая  программа

рассмотрена на заседании МО

Протокол № 5

 от 22.05  2019г.

«Согласовано»

_____________________

зам. директора по УВР

28.08 . 2019г.

«Утверждено»

Приказом директора ЧОУ  

«Православная гимназия

преподобного Сергия  

Радонежского»

  от 30. 08. 2019г  № 101

Рабочая программа учебного  предмета

«ЛИТЕРАТУРА»

(наименование учебного предмета)

Базовый уровень,  начальное основное общее, VII  класс

(уровень  образования)

102  часа

(количество часов, отводимых на  реализацию программы)

Давыдова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы

  (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

 

Югорск, 2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе 7 класс разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (в ред. приказа от 29.12.2014 №1644);
  • Примерной программы по учебному предмету «Литература» (Примерная ООП ООО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  • Основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы), (согласована управляющим советом  протокол № 1 от 23.08.2016 и утверждена директором ЧОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского» приказ № 53 от 25.08.2016)

Рабочая программа учебного предмета Литература 7 класс обеспечена: учебник: Литература 7 класс. 7-е издание. Под редакцией  В.Я. Коровиной – М.: Просвещение 2017 г.

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются: 

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • Понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные  в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современно звучать;
  • Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений
  • Определять в произведении элемент сюжета, композиции, изобразительно  - выразительного средства языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • Владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • Приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;
  • Собственно интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;
  • Воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и адекватно воспринимать;
  • Уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
  • Написать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • Понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

  Личностными результатами являются:

  • Совершенствовать духовно-нравственных качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
  • Метапредметные результаты изучения предмета  проявляются в:
  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Содержание учебного предмета

Литература. 7 класс. (102 часа, 3 часа в неделю)

Введение (1 час)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество (9 часов)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного»,  «Сороки-Ведьмы»,   «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,  доброта,  щедрость, физическая  сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты,   сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Развитие речи – 2 часа. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Из древнерусской литературы (6 часов)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии  Муромских».   Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические  мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Русская летопись (развитие представлений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Развитие речи – 1 час. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

Контрольная работа – 1 час.

Из русской литературы XVIII века(3 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо  Родины важнейшей чертой гражданина.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Из русской литературы XIX века (41час)

Александр Сергеевич Пушкин (13 часов). Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка.  Основная  мысль стихотворения. Смысл сопоставления   Олега и  волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

 «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений).

Развитие речи – 2 часа. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов. (9 часов)

 Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Развитие речи – 2 часа. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Васильевич Гоголь. (10 часов)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Развитие речи – 1 час. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.

Контрольная работа – 1 час.

Иван Сергеевич Тургенев. (5 часов)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Развитие речи – 1 час. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Алексеевич Некрасов. (3 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения. – 1 час

Алексей Константинович Толстой. (3 часа)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло  Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)

Развитие речи – 1 час. Выразительное чтение исторических баллад. Устный и письменный ответы на вопросы проблемного характера. Рецензирование выразительного чтения.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (4 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений)

Развитие речи – 1 час. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.

Лев Николаевич Толстой. (4 часа)

Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Развитие речи – 1 час. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.

Антон Павлович Чехов. (4 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.

«Край  ты мой, родимый край…» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)

Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.

Из русской литературы XX века (33часа)

Иван Алексеевич Бунин. (2 часа)

Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Максим Горький. (5 часов)

Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха  Изергиль»  («Легенда  о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие  представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие  представлений).

Развитие речи – 1 час. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Владимир Владимирович Маяковский. (2 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,  словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления).  Обогащение  знаний  о  ритме и  рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Леонид Николаевич Андреев. (1 час)

Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Теория литературы. Герой эпического произведения (развития представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений)

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизодов.

Андрей Платонович Платонов. (3 часа)

 Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи – 1 час. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Борис Леонидович Пастернак. (1 час)

Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Федор Александрович Абрамов. (2 часа)

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,  поднятые в рассказе.

Теория   литературы. Литературные традиции.

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Евгений Иванович Носов. (2 часа)

Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

Развитие речи – 1 час. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Юрий Павлович Казаков. (1 час)

Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.

«Тихая моя Родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский. (2 часа)

Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализы.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. (2 часа)

 «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Писатели улыбаются, или  Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко.  (2 часа)

Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Песни  на слова  русских поэтов XX века

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления)

Из литературы  народов России

Расул Гамзатов. (1 час)

Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).

Из зарубежной литературы(9 часов)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…».  Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).

Развитие речи. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Контрольная работа 1 час.


Тематическое распределение часов

название раздела

количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

9

3

Из древнерусской литературы

6

4

Из русской литературы XVIII века

3

5

Из русской литературы XIX века

41

6

Из русской литературы XX века

33

Из зарубежной литературы

9

Тематическое планирование

Тема урока

Дата

Виды

Виды контроля

План/ Факт

деятельности

Введение.

Вводный урок.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Беседа, комментированное чтение, работа с учебником, работа в парах сильный слабый с дидактическим материалом; работа в группах   (составление устного или письменного ответа на вопрос)

Презентация          прочитанной книги

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. «Воцарение Ивана Грозного»,

«Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Сообщения, пересказ, характеристика героев, сравнительный анализ, работа с репродукциями; составление конспекта в парах сильный-слабый по теме «Специфика происхождения, форм бытования фольклора и литературы», составление тезисного плана устного сообщения

Пересказ текста

Былина. «Вольга и Микула».

Нравственные идеалы русского народа.

Характеристика героя, составление плана, беседа, групповая практическая работа. Выразительное чтение, устное или письменное рецензирование, составление тезисного плана.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца.

Самостоятельная работа, работа в парах по теме «Киевский цикл былин», выразительное чтение, рецензирование чтения

План

Новгородский цикл былин. «Садко».

Своеобразие былины. Поэтичность языка.

Самостоятельная работа, работа в парах по теме  «Новгородский цикл былин», выразительное чтение, рецензирование чтения

Чтение наизусть

Тест по теме «Былины».

Контрольная работа.

Самостоятельная работа, работа в парах по теме  «Новгородский цикл былин», выразительное чтение, рецензирование чтения

Тест

Сочинение по теме

« Художественные особенности русских былин».

Самостоятельная работа, работа в парах по теме  «Новгородский цикл былин», выразительное чтение, рецензирование чтения

Сочинение

ПРОЕКТ «Персонажи героического и мифологического эпоса в фольклоре народов мира»

Работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме урока, составление тезисного плана статьи, пересказ отрывков, коллективная практическая работа (характеристика героев)

Проект

Карело-финский эпос «Калевала».

Воспевание труда, мудрости.

Работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме урока, составление тезисного плана статьи, пересказ отрывков, коллективная практическая работа (характеристика героев)

Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость народов.

Работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме урока, составление тезисного плана статьи, пересказ отрывков, коллективная практическая работа (характеристика героев)

Сочинение

ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА

«Поучение» Владимира Мономаха. Отрывок из «Повести временных лет», «О пользе книг».

Беседа, сообщение, чтение и  анализ, запись, самостоятельная работа, работа в парах сильный-слабый (устные и письменные ответы на вопросы), практическая работа (анализ текста «Поучения…» с использованием цитирования)

Конспект статьи

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»».

Работа в парах сильный-слабый по теме «Отражение исторических событий и вымысел в «Повести…», самостоятельная работа, выразительное чтение, рецензирование ответов, чтения

План

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Работа в парах сильный-слабый по теме «Отражение исторических событий и вымысел в «Повести…», самостоятельная работа, выразительное чтение, рецензирование ответов, чтения

Пересказ

Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

Работа в парах сильный-слабый по теме «Отражение исторических событий и вымысел в «Повести…», самостоятельная работа, выразительное чтение, рецензирование ответов, чтения

Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература»

Работа в парах сильный-слабый по теме «Отражение исторических событий и вымысел в «Повести…», самостоятельная работа, выразительное чтение, рецензирование ответов, чтения

Зачетная работа в Р.Т.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА

М.В.Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого»

Самостоятельная работа,  работа в парах (устное рецензирование выразительного чтения), практическая групповая работа, работа с учебником, чтение отрывков из произведений.

Выразительное чтение

М.В.Ломоносов. "Ода на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года"

Самостоятельная работа,  работа в парах (устное рецензирование выразительного чтения), практическая групповая работа, работа с учебником, чтение отрывков из произведений.

Отрывок наизусть

Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством.  

«Река времён в своём течении»,

«На птичку», «Признание».

Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя,  работа в парах сильный-слабый (устное рецензирование выразительного чтения), групповая работа по тексту стихотворения.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории.

Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения, конкурс выразительного чтения, работа со словарём; групповая работа по тексту поэмы, практическая работа.

Презентация

«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы

Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения, конкурс выразительного чтения, работа со словарём; групповая работа по тексту поэмы, практическая работа.

Выразительное чтение

Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика.

Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения, конкурс выразительного чтения, работа со словарём; групповая работа по тексту поэмы, практическая работа.

Сравнительная характеристика

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине.

Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения, конкурс выразительного чтения, работа со словарём; групповая работа по тексту поэмы, практическая работа.

Чтение наизусть

Образ автора в отрывке из поэмы. Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина.

Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения, конкурс выразительного чтения, работа со словарём; групповая работа по тексту поэмы, практическая работа.

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Баллада.

Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа, практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге»; лабораторная работа в парах сильный-слабый (Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада).

План

Смысл сопоставления Олега и волхва.

Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа, практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге»; лабораторная работа в парах сильный-слабый (Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада).

Чтение наизусть

Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады. Своеобразие жанра.

Словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа, практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге»; лабораторная работа в парах сильный-слабый (Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада).

А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов».

Сцена в Чудовом монастыре.

Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, подбор цитат.

Выразительное чтение

А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель»

Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, подбор цитат.

Пересказ

Образы Самсона Вырина и Дуни.

Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, подбор цитат.

Характеристика героя

Подготовка к домашнему сочинению по повести. Сложный план.

Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, подбор цитат.

Сложный план

Сочинение по повести «Станционный смотритель»

Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, подбор цитат.

Сочинение

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

Страницы жизни и творчества. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение, работа с теоретическим литературоведческим материалом, работа по карточкам, работа в парах (иллюстрирование понятие опричнина примерами из «Песни…»), самостоятельная практическая работа.

Презентация

Страницы жизни и творчества. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение, работа с теоретическим литературоведческим материалом, работа по карточкам, работа в парах (иллюстрирование понятие опричнина примерами из «Песни…»), самостоятельная практическая работа.

Чтение наизусть

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Кулачный бой на Москве-реке.

Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение, работа с теоретическим литературоведческим материалом, работа по карточкам, работа в парах (иллюстрирование понятие опричнина примерами из «Песни…»), самостоятельная практическая работа.

Выразительное чтение

Особенности сюжета и художественной

формы поэмы

Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение, работа с теоретическим литературоведческим материалом, работа по карточкам, работа в парах (иллюстрирование понятие опричнина примерами из «Песни…»), самостоятельная практическая работа.

Подготовка сочинения по поэме

«Песня про купца Калашникова…»

Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение, работа с теоретическим литературоведческим материалом, работа по карточкам, работа в парах (иллюстрирование понятие опричнина примерами из «Песни…»), самостоятельная практическая работа.

Сложный план

Рассказ Ю.Яковлева «Багульник»

Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа. Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ.

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Природа в поэзии и живописи.

Комментированное чтение, сопоставительный анализ стихотворений, практическая работа «Анализ стихотворений», работа в парах (подбор цитатных примеров для аргументации в рассуждении), самостоятельное составление тезисного плана рассуждения.

Чтение наизусть

М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел».

Урок выразительного чтения.

Комментированное чтение, сопоставительный анализ стихотворений, практическая работа «Анализ стихотворений», работа в парах (подбор цитатных примеров для аргументации в рассуждении), самостоятельное составление тезисного плана рассуждения.

Выразительное чтение

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

Страницы жизни.

Выступления подготовленных учащихся, словарная работа, работа в парах (поиск в тексте незнакомых слов и определение значений с помощью словаря), лабораторная работа (составление лексических и историко-литературных комментариев).

Презентация

История создания повести «Тарас Бульба»

 Урок первичного восприятия повести

Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтение.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Тарас Бульба и его сыновья.

Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтение.

Характеристика

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Запорожская Сечь в повести.

Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтение.

Пересказ

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Героика  повести.

Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтение.

Сравнительная характеристика

Трагедия Тараса Бульбы

Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтение.

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

Развитие понятия о литературном герое.

Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтение.

Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя».

Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтение.

Сочинение

Внеклассное чтение.

Проблема дружбы и товарищества в повести

В. Железникова «Чучело»

Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтение.

Тестирование по творчеству Пушкина,

Лермонтова и Гоголя.

Контрольная работа.

Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтение.

Тест

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

История создания «Записок охотника».

Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, аналитическая беседа; самостоятельная работа с литературоведческими терминами, работа в парах, выразительное чтение, рецензирование.

Доклад

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное своеобразие рассказа.

Выразительное чтение

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Словарная работа, знакомство со стихотворениями в прозе, сравнительная характеристика с лирическими текстами.

Урок выразительного чтения стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»

Чтение наизусть

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины»

Художественные особенности поэмы.

Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа; составление письменного ответа на проблемный вопрос, работав парах (составление тезисного плана для рассуждения).

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа; составление письменного ответа на проблемный вопрос, работав парах (составление тезисного плана для рассуждения).

Выразительное чтение

Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, устное рецензирование, лабораторная работа в группах (подбор цитатных примеров).

Чтение наизусть

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

Знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей; работа со словарем литературоведческих терминов, работа в парах (составление таблицы «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста»).

Пересказ

Смысл противопоставления генералов и мужика.

Знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей; работа со словарем литературоведческих терминов, работа в парах (составление таблицы «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста»).

Характеристика

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».

Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей; работа со словарем литературоведческих терминов, работа в парах (составление таблицы «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста»).

Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Контрольная работа.

Знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей; работа со словарем литературоведческих терминов, работа в парах (составление таблицы «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста»).

Тест

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

Ясная Поляна.

«Детство» (главы).  История создания.

Автобиографический характер повести Взаимоотношения детей и взрослых.

Словарная работа, комментированное чтение, беседа, работа с литературоведческими терминами, групповая лабораторная работа по тексту повести, самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков, выразительное чтение.

Презентация

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.

Подготовка к написанию сочинения.

Словарная работа, комментированное чтение, беседа, работа с литературоведческими терминами, групповая лабораторная работа по тексту повести, самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков, выразительное чтение.

Характеристика

Классное сочинение по повести «Детство».

Словарная работа, комментированное чтение, беседа, работа с литературоведческими терминами, групповая лабораторная работа по тексту повести, самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков, выразительное чтение.

Сочинение

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

«Цифры».

Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая лабораторная работа (анализ, выразительное чтение, рецензирование).

Пересказ

И. А. Бунин «Лапти».

Нравственный смысл рассказа.

Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая лабораторная работа (анализ, выразительное чтение, рецензирование).

Развернутый ответ на вопрос

СМЕШНОЕ И ГРУСТНОЕ РЯДОМ ИЛИ УРОКИ ЧЕХОВА

А. П. Чехов. Биография писателя.

«Хамелеон». Живая картина нравов

Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения; работа в парах (устное рецензирование выразительного чтения рассказа).

Презентация

Средства создания комического в рассказе

А. П. Чехова «Хамелеон».

Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения; работа в парах (устное рецензирование выразительного чтения рассказа).

Выразительное чтение по ролям

А. П. Чехов «Злоумышленник»

Словарная работа, чтение по ролям, беседа по тексту, анализ произведения, творческая работа; самостоятельная работа с литературоведческим материалом, работа в парах (составление литературного портрета писателя).

Выразительное чтение по ролям

«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…»

«Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе

Прослушивание музыкальных фрагментов, словарная работа, выразительное  чтение стихотворений, их анализ, работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции).

Чтение наизусть

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

М.Горький. Литературный портрет писателя. Автобиографический характер повести «Детство»

Комментированное чтение, беседа, групповая лабораторная работа по тексту повести, составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Презентация

Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

Комментированное чтение, беседа, групповая лабораторная работа по тексту повести, составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Сложный план

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

Комментированное чтение, беседа, групповая лабораторная работа по тексту повести, составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Сочинение-характеристика литературного героя.

Комментированное чтение, беседа, групповая лабораторная работа по тексту повести, составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Сочинение

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Романтический характер легенды.

Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, групповая работа (составление тезисного плана рассказов), выразительное чтение.

Выразительное чтение

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ

В.В.Маяковский. Литературный портрет поэта. Мысль автора  о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении

«Необычайное приключение…».

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой, составление  письменного ответа на проблемный вопрос, групповая работа.

Рассказ о поэте

Два взгляда на мир в стихотворении В.В.Маяковского

«Хорошее отношение к лошадям»

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой, составление  письменного ответа на проблемный вопрос, групповая работа.

Чтение наизусть

ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ

«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Рассказ «Петька на даче»

Групповое выполнение заданий, выразительное чтение, рецензирование, групповая практическая работа (составление устного и письменного анализа), письменная творческая работа.

Пересказ

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. Главный герой рассказа «Юшка»

Друзья и враги главного героя.

Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа, беседа, работа в парах (составление цитатного плана для пересказа).

Анализ эпизода

«В прекрасном и яростном мире».

Групповое выполнение заданий, письменная творческая работа.

Пересказ

Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Сочинение

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК

«Июль», «Никого не будет в доме…»

Групповая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, работа в парах (составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос), выразительное чтение, рецензирование.

Выразительное чтение

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ

Философские проблемы в лирике

А. Т. Твардовского.

Развитие понятия о лирическом герое.

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, рецензирование.

Доклад

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова. Песни военных лет.

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, рецензирование.

Чтение наизусть

ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ АБРАМОВ

Литературный портрет писателя. Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе «О чём плачут лошади».

Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица, групповая работа (составление плана рассказа Ф.Абрамова), самостоятельная работа (составление письменного сообщения о писателе), групповая работа (выразительное чтение рассказа).

Пересказ

Понятие о литературной традиции.

Литературные традиции в рассказе.

Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица, групповая работа (составление плана рассказа Ф.Абрамова), самостоятельная работа (составление письменного сообщения о писателе), групповая работа (выразительное чтение рассказа).

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ

Литературный портрет писателя. Сила внутренней духовной красоты человека, протест против равнодушия в рассказах

«Кукла», «Живое пламя»

Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия портрет героя, речь героя).

Презентация

«Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия портрет героя, речь героя).

Анализ произведения

ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ КАЗАКОВ

Литературный портрет писателя. Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро».

ПРОЕКТ «Я и мои друзья».

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, рецензирование, работа в парах (письменный ответ на проблемный вопрос), коллективная работа (различные виды пересказов)

Рассказ о писателе

ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЁВ

Духовное напутствие молодёжи в главах книги «Земля родная».

Самостоятельная работа с литературоведческим материалом,  работа в парах, составление тезисного плана для пересказа, выразительное чтение отрывков, устное рецензирование

Выразительное чтение

СТИХИ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, рецензирование, групповая практическая работа (составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений).

Чтение наизусть

М.Зощенко. Литературный портрет писателя. Смешное и грустное в рассказе «Беда»

ПРОЕКТ «Литературные места России»

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, рецензирование, групповая практическая работа (составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений).

Пересказ

ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Музыка и поэзия. Творчество И. Гофф,

Б. Окуджавы, А. Вертинского. Лирические размышления о жизни. Р.Гамзатов. Возвращение к истокам, основам жизни в стихах поэта.

Работа с материалом учебника, работа в парах по теме «Песня как синтетический жанр искусства», устное рецензирование, выразительное чтение, групповая работа с литературоведческим материалом.

Анализ стиха

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Работа с материалом учебника, работа в парах по теме «Песня как синтетический жанр искусства», устное рецензирование, выразительное чтение, групповая работа с литературоведческим материалом.

Выразительное чтение

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бёрнс «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.

Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа (устный или письменный ответ на проблемный вопрос), работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции), рецензирование.

Выразительное чтение

Д. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа (устный или письменный ответ на проблемный вопрос), работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции), рецензирование.

Выразительное чтение

Японские хокку. Особенности жанра.

Выразительное чтение хокку, анализ их философского содержания, рецензирование, творческая работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом.

Японские хокку. Особенности жанра.

Выразительное чтение хокку, анализ их философского содержания, рецензирование, творческая работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом.

Сочинение

О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом. Групповая практическая работа (подбор цитат, иллюстрирующих понятия герой повествования, тема, идея).

Пересказ

О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом. Групповая практическая работа (подбор цитат, иллюстрирующих понятия герой повествования, тема, идея).

Развернутый ответ на вопрос

Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».

Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа

Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ.

Рассказ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД

Подведение итогов. Рекомендации на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ТМ-1 2019-2020 учебный год

Творчество играет активную роль в умственном и интеллектуальном воспитании обучающего.Детское творчество - это отправная точка в создании полноценной личности с богатой внутренней культурой, гармоничн...

Рабочая программа по биологии 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по биологии...

Рабочая программа по географии 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по географии 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по истории 2019-2020 9 класс

Рабочая программа  по истории 2019-2020 для 9 классов в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по истории 2019-2020 8 класс

Рабочая программа по истории 2019-2020 8 класс к  учебникам А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, под редакцией А.А. Искендерова, Всеобщая история. История нового времени, 8 класс, учебник...

Рабочая программа по истории 2019-2020 7 класс

Рабочая программа по истории 2019-2020 7 класс к учебникам А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, под редакцией А.А. Искендерова, Всеобщая история. История нового времени, 7 класс, учебник, &nda...

Рабочая программа_9 класс_2019-2020

Рабочая программа_9 класс_2019-2020...