Рабочая программа по русской литературе для 9 «В» класса основного общего образования (базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)

Тамара Хаджумаровна Кочиева
Рабочая программа
по русской литературе
для 9 «В» класса
основного общего образования 
(базовый уровень)
 
2019 – 2020 учебный год
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_9.odt48.96 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение
  2. средняя общеобразовательная школа №2 г.Алагира

Рассмотрена на заседании

МО  _____________________

Протокол № ____

«____»____________2019 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________________________

«____»____________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 2

_____________Коченова Л.Ч.

от «___»______________2019 г.

Рабочая программа

по русской литературе

для 9 «В» класса

основного общего образования

(базовый уровень)

2019 – 2020 учебный год

Составитель: Кочиева Т.Х.

учитель русского языка и литературы    

                                                                              МБОУ СОШ № 2 г.Алагира

г.Алагир

2019 г.

Пояснительная записка

                    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Закон «Об образовании в РФ».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786.

Учебный план МБОУ СОШ № 2 г. Алагира на 2019-2020 учебный год.

Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы  Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2014 г., рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

 • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к многонациональному Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; уважительного отношения к русской литературе;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
  • значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);

  • устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

  • самостоятельном определении цели своего обучения, постановке и формулировании для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельном планировании пути достижения целей, в том числе альтернативных, умении осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотнесении своих действий с планируемыми результатами, осуществлении контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определении способов действий в рамках предложенных условий и требований, умении корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации,  оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умении определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умении осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; осуществлять планирование и регуляцию своей деятельностивладеть устной и письменной речью;
  • владении основами самоконтроля, самооценки, принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • формировании и развитии компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий;
  • формировании и развитии экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • осознании значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировании потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношении человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимании литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечении культурной самоидентификации, осознании коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитании квалифицированного читателя с формированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитии способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этно-культурные традиции;
  • овладении процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формировании умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.         

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

 1) в познавательной сфере:

 • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы  XVIII в., русских писателей XIX —XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

 • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 3) в коммуникативной сфере:

 • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

 4) в эстетической сфере:

 • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в  создании художественных образов литературных произведений.

Учебно-тематический план

№/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

        Количество

 Р/Р

К/Р

1.

Введение

2 ч.

2.

Древнерусская литература

5 ч.

1ч.(кл.)

3.

Русская литература 18 века

12ч.

1ч.(кл.)

4.

Литература первой четверти 19 века

5 ч.

1ч.

5.

Литература первой половины 19 века

52 ч.

  1. А.С.Грибоедов

10 ч.

1ч.(дом.)

  1. А.С.Пушкин

22 ч.

1ч(кл)

1ч.

  1. М.Ю.Лермонтов

14 ч.

1ч.(кл.)

1ч.

  1. Н.В.Гоголь

6 ч.

2ч(кл.+дом.)

6.

Литературный процесс второй половины 19-20века

26 ч.

1ч.(кл.)

Резерв

3 ч.

                                                                          Всего:

105 ч.

6 кл

2 дом

3ч.

График проведения контрольных работ и работ по развитию речи

Дата

Тема

План

Факт

1.

18.09

Р/р Обучение сочинению

2.

4.10

Р/р Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки»

3.

25.10

Р/р Обучение анализу лирического текста. Практикум

4.

24, 27.11

Р/р Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

5.

18.12

Р/р Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка

6.

26, 29.01

Р/р Сочинение по творчеству Пушкина

7.

26, 28.02

Р.р. Обучение анализу эпизода по главе «Тамань»

8.

2.03

Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова

9.

2.04

Сочинение-миниатюра «Почему главным действующим лицом пьесы «Бедность не порок» А.Н.Островский сделал Любима Торцова?»

10.

7.05

Р/р Анализ стихотворений поэтов XX века

11.

21.05

Р/р  Произведение литературы XX века, понравившееся мне больше всего

12.

23.05

Итоговый тест

Учебно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

1

Вводный урок. Великие сеятели разумного, доброго, вечного.

1

4.09

2

Роды и жанры литературных произведений

1

6.09

3

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» -  величайший памятник древнерусской литературы

1

8.09

4

«Печальная повесть о походе Игоревом». Патриотический пафос произведения

1

11.09

5

Образ автора «Слова…», художественные особенности произведения

1

13.09

6

Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…»

1

15.09

7

Р/р Обучение сочинению

1

18.09

8

Литература XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве

1

20.09

9

М.В.Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, учёный, поэт

1

22.09

10

Г.Р.Державин – поэт и гражданин

1

25.09

11

Значение творчества Ломоносова и Державина для дальнейшего развития поэтического слова

1

27.09

12

Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин». Комедия «Недоросль», её идейное содержание, композиция

1

29.09

13

Идеал честного человека в комедии «Недоросль»

1

2.10

14

Р/р Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки»

1

4.10

15

Тема воспитания и образования в комедии

1

6.10

16

«Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровое своеобразие произведения

1

9.10

17

Сентиментализм. Н.М.Карамзин – писатель, историк, критик. Повесть «Бедная Лиза»

1

11.10

18

Тема любви в повести «Бедная Лиза». Роль пейзажа в произведении

1

13.10

19

Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века

1

16.10

20

Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX  века

1

18.10

21

К.Н.Батюшков – основатель «школы гармонической точности»

1

20.10

22

«Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского

1

23.10

23

Р/р Обучение анализу лирического текста. Практикум

1

25.10

24

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы», «К временщику».

1

27.10

25

А.С.Грибоедов. Личность и судьба

1

30.10

26

Сюжет и композиция комедии «Горе от ума», система образов. Анализ 1-го действия

1

1.11

27

«Век нынешний и век минувший». Обучение анализу монолога. 2-е действие комедии

1

3.11

28

Фамусовское общество. Анализ сцены бала

1

13.11

29

Смысл названия комедии «Горе от ума»

1

15.11

30

Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова

1

17.11

31

И.А. Гончаров «Мильон терзаний»

1

20.11

31

 Умники и умницы. Литературная игра по комедии Грибоедова «Горе от ума»

1

22.11

33-34

Р/р Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

2

24.11

27.11

35

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество

1

29.11

36

Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина. Дружба и друзья в лирике поэта

1

4.12

37-38

Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина

2

6.12

8.12

39

Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики

1

11.12

40

Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

1

13.12

41

Образы природы в лирике А.С.Пушкина

1

15.12

42

Р/р Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка

1

18.12

43

Романтические поэмы Пушкина

1

20.12

44

«Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия

1

22.12

45

Нравственно-философское звучание «Маленьких трагедий Пушкина

1

25.12

46

«Повести Белкина» - опыт циклизации повестей, признаки разных жанров

1

27.12

47

История создания романа «Евгений Онегин», Проблематика, выдвинутая эпохой. Художественные особенности произведения

1

8.01

48

«Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в Петербурге

1

10.01

49

«Но был ли счастлив мой Евгений?». Онегин в деревне

1

12.01

50

Нравоучение или исповедь? Онегин и Татьяна

1

15.01

51

«И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир!» Онегин и Ленский

1

17.01

52

«Победа Татьяны над Онегиным – победа идеала над действительностью»

1

19.01

53

Образ автора на страницах романа. Система образов. Реализм романа

1

22.01

54

Значение Пушкина в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о Пушкине.

1

24.01

55-56

Р/р Сочинение по творчеству Пушкина

2

26.01

29.01

57

Пролог к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. «Нет, он не Пушкин, он другой…»

1

31.09

58

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

1

2.02

59

Адресаты любовной лирики Лермонтова

1

5.02

60

Тема России. Характер лирического героя его поэзии

1

7.02

61-62

Классное сочинение обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова

1

9.02

63

«Герой нашего времени». История создания, композиция романа

1

12.02

64

«Странный человек» Г.А.Печорин

1

14.02

65

Печорин как «портрет поколения»

1

16.02

66

«Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!» Глава «Тамань»

1

19.02

67

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Главы «Княжна Мери», «Фаталист»

1

21.02

68

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

1

23.02

69-70

Р.р. Обучение анализу эпизода по главе «Тамань»

2

26.02

28.02

71

Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова

1

2.03

72

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. По страницам изученных произведений

1

5.03

73

Поэма «Мёртвые души». Жанр, композиция, приёмы типизации

1

7.03

74-75

Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов

2

9.03

76

Чичиков и чичиковщина

1

12.03

77

Образ Родины в поэме «Мёртвые души»

1

14.03

78

Литература второй половины XIX века. Обзор

1

16.03

79

Эмоциональное богатство поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова

1

19.03

80

А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Имена и фамилии в пьесах Островского

1

21.03

81

Любовь в патриархальном мире и её влияние на судьбы героев пьесы «Бедность не порок»

1

23.03

82

Сочинение-миниатюра «Почему главным действующим лицом пьесы «Бедность не порок» А.Н.Островский сделал Любима Торцова?»

1

2.04

83

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность»

1

4.04

84

Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приёмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь»

1

6.04

85

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя

1

9.04

86

Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского

1

11.04

87

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника»

1

13.04

88

Литература XX века

1

16.04

89

А.М.Горький Драма «На дне» как «пьеса-буревестник»

1

18.04

90

Русские поэты Серебряного века

1

20.04

91

А.Блок. «В поэтической мастерской поэта»

1

23.04

92

С.Есенин Слово о писателе. Тема Родины в лирике поэта

1

25.04

93

В.В.Маяковский Новаторство поэта

1

27.04

94

М.И.Цветаева. Судьба и творчество

1

30.04

95

А.Ахматова. Жизнь и творчество

1

4.05

96

Р/р Анализ стихотворений поэтов XX века

1

7.05

97

М.А.Булгаков. Жизнь и судьба. Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце»

1

11.05

98

М.Шолохов. Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «судьба человека»)

1

14.05

99

А.И.Солженицын. Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор»

1

16.04

100

Новейшая русская проза

1

18.04

101

Р/р  Произведение литературы XX века, понравившееся мне больше всего

1

21.05

102

Итоговый тест

1

23.05

103-105

Резервные уроки

3

25.04

28.04

30.04

Учебник: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев.  Литература, 9 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014.

Дополнительная литература:

  • И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2010г.
  • Г.И.Беленький. Литература. 8 класс. М.: 2Просвещение», 2005 г.
  • Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2010г
  • Л.Ю.Алиева. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. М.: Издат-Школа, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в 8 классе основного общего образования, базовый уровень на 2012 - 2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программ:Алгебра. 7-9 классы, авторы-составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - 2 изд., испр. и доп. - М.:Мнемозина, 2009.Программы общеобразовательных учр...

рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс, основное общее образование, базовый уровень

Рабочая программа по информатике составлена на основе  программы базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 7-8 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Прогр...

рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс, основное общее образование, базовый уровень

Рабочая программа по информатике составлена на основе  программы базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. 8-9 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 5 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год

Составлена для общеобразовательных учреждений по учебнику И.И.Зубаревой...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса основного общего образования (базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программапо русскому языкудля 10 классаосновного общего образования(базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год...