Мастер-класс "Хочешь быть мастером, макай перо в правду..."
опыты и эксперименты по литературе (6 класс)

Емелева Ольга Константиновна

Данный мастер-класс рассчитан для учителей гуманитарного цикла. Цель мастер-класса- обобщение опыта по смозданию литературных атласов по произведениям В.М.Шукшина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_master_-_klass_-_2.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

« Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду…»

Здравствуйте, уважаемые жюри, коллеги, участники конкурса!

Мне сложно представить хотя бы один день без чтения книги. Коллеги, вы задумывались над тем, как вы относитесь к чтению? Чем чтение является для вас? Это источник получения информации или возможность окунуться в мир открытий? У каждого из вас есть свой ответ на этот вопрос.

Как педагог я стараюсь, чтобы для моих детей чтение было больше, чем процесс поиска новой информации.

Я, как учитель, стремлюсь к тому, чтобы дети читали, стремились из произведений узнать новое, интересное, обогащали свой внутренний мир. Читали не потому, что надо, нужно, а чтобы чтение было для них потребностью, чтобы ученики в каждой строке произведения могли найти что-то новое, неизведанное. Я нахожусь в постоянном поиске новых методов и приемов, направленных на повышение мотивации учащихся к чтению. В частности, на своих уроках для достижения цели я активно использую следующие приемы:

  • Прием «Лишний элемент»;
  • Прием «Контраргумент»;
  • Составление карты – маршрута главного персонажа по изучаемому произведению.

Школьникам предоставляется возможность выразить на листе бумаги свои эмоции, представить образ героя, произошедшие с ним события в его жизни, которые повлияли на становление его характера, нравственных ценностей.

Вашему вниманию представляю свой мастер – класс « Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду…», который посвящен созданию карты – маршрута.  

Работа с залом

Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Литература – это вечное путешествие во времени и пространстве. А без чего мы не можем путешествовать по незнакомому месту? (Карта)

Сегодня на мастер-классе мы составим карту-маршрут   по произведению Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Самых активных участников мастер – класса ожидают приятные сюрпризы.

Чтобы понять смысл приема составления карты – маршрута, мы с вами обратимся к слайду, на котором вашему вниманию будет представлен маршрут произведения, название которого вам предстоит угадать и определить кто автор.

Слайд №1. - А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

Слайд№2 - И.С.Тургенев «Муму»;

Слайд №3 - Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

Молодцы, с тренировочным этапом справились удачно!

Сейчас усложним задачу. Теперь вам предстоит самим составить карту – маршрут по поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».

(На фоне музыки – топот копыт, звук движущейся брички)

 - Итак, в добрый путь. Мы совершим путешествие с главным героем Чичиковым из города NN по губернии. Это начало маршрута

В пути он встретится с 5 – ю помещиками, по характерным чертам которых вы с легкостью их узнаете. Первым, кого Чичиков встречает на своем пути «Человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

 - Назовите имя этого героя? (Правильно, Манилов).

На слайде представлены 3 портрета Манилова.

 - Определите, какой по вашему мнению гоголевский Манилов?(определяем, прикрепляем на магнитную доску)

 - Молодцы!

 - Мы продолжаем наше путешествие с Чичиковым.

 - Назовите единственную женщину – помещицу, с которой встретится Чичиков (появляется Коробочка).

Третья остановка Чичикова в имении помещика, который «был в некотором отношении исторический человек». С ним происходили неприятные и нелепые истории.

 - Кто же этот помещик?

 - Правильно, этот помещик – Ноздрев.

Перед вами несколько Ноздревых, выберите нужного (1 – одежда соответствует исторической эпохе, 2- в современной одежде. 3- рыцарь).

 - А почему вы выбрали именно этот портрет? (аргументы зала)

Едем дальше. И следующий, кого встречает на своем пути Чичиков, помещик, чья фамилия соответствует манерам поведения собаки? (появляется Собакевич)

Последний помещик, которого мы посетим вместе с главным героем, имя которого стало нарицательным и обозначает человека, собирающего ненужные вещи.

Обратите внимание, Плюшкины распределены по гендерному признаку.( 2 Плюшкина – женщины, 1 - мужчина).

Объясните, пожалуйста, почему 2 Плюшкина – женщины?

Действительно, у Гоголя описание Плюшкина таково: «долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее на женский капот… «Ой, баба! – подумал он про себя и тут же прибавил: - Ой, нет!»

  - Коллеги, благодаря совместным усилиям наше путешествие с Чичиковым благополучно подошло к финалу. Нами составлена карта – маршрут, которая помогла нам с вами вспомнить сюжет и композицию, героев и их характеры бессмертной поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Большое спасибо за сотрудничество.

Самый приятный момент – вручение медалей самым активным участникам мастер – класса.

Проходят годы и века, меняются люди и страны, исчезают одни и рождаются другие цивилизации. Мы вошли в стремительный XXI век, который удивляет техническими изобретениями и научными открытиями. Однако как бы ни менялся мир, великим духовным достоянием человечества всегда остается литература, не подвластное времени. Материальные вещи (дома, автомобили, одежда, обувь и др.) быстро "стареют" и уходят, а произведения литературы никогда не теряют своего значения. В них запечатлены вечные ценности человечества, важные для развития каждой личности.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Чудо-маки

Создание объёмных цветов из креповой бумаги....

"Декорирование предметов быта" мастер-класс

Обычные предмета домашнего обихода легко можно превратить в произведение искусства, которое украсит ваш интерьер, послужит прекрасным сувениром или подарком.Вашему вниманию предлагается мастер-класс п...

Методическая разработка мастер класса на тему «Мини - букет с маками»

Методическая разработка мастер-класса по флористике «Мини - букет с маками» предназначена для родителей учащихся детских объединений МБУДО ЦРТДЮ и может быть интересна педагогам дополнител...

Мастер-класс "Маки в вазе"

Мастер-класс в технике шерстяная акварель "Маки в вазе"...

Мастер-класс по изобразительной деятельности «Маки»

Данная методическая разработка поможет познакомиться с техникой гуашевой живописи. В разработке показаны различные способы и приёмы знакомства с быстрым рисованием гуашевыми красками и различными эффе...

Проектная работа: Национальные узоры в быту. Мастер-класс по созданию посуды с национальными рисунками татарского народа из папье-маше.

На сегодняшний день особенно актуальна морально-этическая проблема средиподрастающего поколения. Одним из важных факторов, влияющих на формирование личности,  является духовное наследие наших баб...