«Родная (русская) литература » в 9 классе
статья по литературе (9 класс)

Пепельжи Галина Александровна

Об изучении  Родной (русской )литературы в 9 классе .Связь с подготовкой уащихся к ОГЭ по русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_rodnoy_russkoy_literature_v_9_klasse.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  ресурсов предмета «Родная  (русская) литература »

для подготовки девятиклассников к сочинению по русскому языку

в формате ОГЭ.

Учебный предмет «Родная (русская) литература» – часть образовательной области «Филология», который тесно связан с предметом «Родной (русский) язык» и является одним из основных источников обогащения речи учащихся школ с русским языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью.

В работе по предмету «Родная (русская) литература  мы  опираемся на  метапредметный  курс «Час чтения», составителями которого являются  Сторожева Татьяна Юрьевна  и Горох Надежда Геннадьевна  (в 2016 году программа вошла в число лучших методик России). Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования

 По задумке авторов программы, учащиеся учатся воспринимать текст на слух, принимать участие в дискуссии, выражать свою точку зрения, но главная ценность – это ценность духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

На изучение Родной литературы  выделено 17 часов в 1 полугодии,  по одному уроку в неделю.

Тематический  блок  программы  состоит  из следующих  разделов:

- Мир детства.

- Нравственность.

- Человек и семья.

- Рождественские рассказы.

- Человек и природа.

- Мама.

- Человек и искусство.

- Человек и война.

Содержание  курса  составляют  в основном небольшие по объёму произведения русских современных (Ю.Буйда, В.Крупин)  и писателей конца 20 века: А.Алексина, Ю.Яковлева, В.Солоухина, Ю.Куранова и др.  Небольшой объём позволяет прочитать  и  обсудить произведение  прямо на уроке.

Кстати, возможность читать на уроке сразу натолкнула на мысль о том, что это будет для девятиклассников  возможностью готовиться к Итоговому устному собеседованию по русскому языку, и большую часть  занятия мы посвящали выразительному чтению в классе.

Программа    подкреплена  электронными  ресурсами, среди  которых   есть и группа «В контакте», где  можно найти, в частности, подборку  текстов произведений для чтения в 9 классе, аудиозаписи художественных произведений  и другие материалы.

Восприятие художественного текста подразумевает «почтительное внимание» к слову, умение чувствовать авторский стиль и т.п. Поэтому в курсе реализуется интегративный подход в преподавании русского языка и литературы, расширяются и углубляются знания, полученные в процессе изучения обоих базовых школьных предметов.

Формат ОГЭ по русскому языку в 9 классе предусматривает  выбор учащимися варианта сочинения-рассуждения: на лингвистическую тему, по прочитанному тексту и по толкованию значения слова.

Программа предусматривает выполнение творческих  работ, выявляющих нравственные ценности литературы. Творческие работы  проводятся на уроке или задаются на дом.  В 9 классе почти после каждого тематического блока учащиеся выполняют работу, приближённую по своему содержанию к заданию  9.3 ОГЭ по русскому языку.

Остановлюсь на некоторых.

В разделе «Нравственность»  мы с учащимися  читаем  рассказ  Ю.Буйды  «Продавец добра».

Автор словно обыгрывает слово «добро», чтобы читатели задумались над его значениями:

в скобяной лавке покупатель  « притопывал сапожищами на кирпичном полу, приговаривая: «Добра-то у вас как много… и откуда только берётся?»,  

главный герой,  Родион Иванович,  отвечал: «Добра-то много – да добра нет»»

Вскоре жители  этого затерянного на краю света городка, добрая половина из которых беспробудно пила,  решили, что герой сошел с ума, потому что  «он клеил из обрезков бумаги коробки чуть больше спичечного и разносил по домам, предлагая купить за деньги или за спасибо». На дне коробки  было начертано слово «добро».

Действия Родиона Ивановича, действительно, напоминали  действия сумасшедшего, но, видимо, он  считал, что если добра нет в душе людей, то, может быть, они купят его – добро в коробочке -  как покупают обычные вещи, и тогда добра  на земле станет больше.  

Мы понимаем, что  понятие  «добро материальное» и «добро духовное» противопоставляются.

Девятиклассникам предлагаем написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое добро», используя в качестве одного из аргументов рассказ «Продавец добра».

…Ещё один  раздел курса родной литературы   завершается рассказом  В.Солоухина  «Моченые яблоки».

Рассказчик ехал на машине по разбитой дороге и застрял в осенней грязи. Проходящий мимо человек  предложил  помочь, но только за деньги.

« Не то чтобы жалко было трех рублей - отдашь и десять. Но очень уж откровенная корысть неприятно резанула меня. Я ответил так, как никогда не ожидал от себя в такую минуту:
   - Не надо. Я как-нибудь один. Подожду».

И дождался. Водитель старенького грузовика,  не считаясь со временем, не жалея сил,  помог вытащить машину и  не только не взял денег, но и пригласил рассказчика  к себе домой как давнего знакомого, чтобы показать семью и угостить мочеными яблоками.

Итогом  анализа этого рассказа было   письменное  рассуждение о том, что такое бескорыстие.

Интересно отметить, что понятия добро и бескорыстие  иногда у ребят почти не различаются, хотя, конечно, они стоят рядом.  Разбирая написанные  работы, мы  обо всех этих особенностях  говорим.

Ещё одно наблюдение. Приводя  в сочинении пример из жизни, аргументирующий понятие бескорыстия,  некоторые  ученики начинают нахваливать  себя, свои «благородные» поступки: «Отдала потерянные пожилым человеком деньги, они ему нужнее». «Перевел дедушку с палочкой  через  дорогу». Бескорыстие идут рука об руку со скромностью   - об этом мы читаем в книгах, это стараемся внушить нашим ученикам.

Курс Родной литературы подходит к концу. Завершать его  мы будем сочинением в формате ОГЭ на тему «Что такое материнская любовь?»  после обсуждения рассказа  Н.Тихонова «Мать».

Читая и анализируя  на уроках и самостоятельно произведения родной литературы, создавая письменные высказывания, девятиклассники формируют собственные ценностные ориентации   и готовятся  к  итоговой  аттестации по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе

В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родному (русскому) языкудля  11  класса...

Планирование уроков по русской родной литературе и родному русскому языку для 7 классов

Содержит тематическое планирование и рабочую программу по новому предмету. Составлена на основе примерной программы ,вязтой с сайта НИРО(Нижегородский институт развития образования)...

Рабочая программа по родной русской литературе 8,9,10 класс и родному русскому языку 7, 9 класс

Рабочая программа по родной русской литературе. Учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс....

Урок родного русского языка в 5 классе по теме "Живое слово русского фольколора"

Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе.Задачи:•  углубить представление о фольклоре,  гуманной направленности устного  народного творчества;•  форм...

Сборник рабочих программ (русский язык, литература, родной русский язык) для 10 класса (база, литература профиль)

Сборник рабочих программ (русский язык, литература, родной русский язык) для 10 класса (база, литература профиль)...