Программа для общеобразовательных учреждений с профильным изучением литературы 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)

Кузикова Любовь Герасимовна

Учебник: Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень : в 2ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. –10-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_literatura_merkin_profil.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201   г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»__________201    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

10а класс
(среднее общее образование)

Количество часов: 140

Программа составлена на основе

 программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.

Учебник: Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень : в 2ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. –10-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

                                        Составитель: Кузикова Л.Г.,

                                                                 
                              учитель русского языка и литературы

                                                      МБОУ гимназии г. Советский


1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 10 классе.

Личностные результаты:

  • воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  •  умение самостоятельно мотивировать свою предметную и внеурочную деятельность;
  • умение сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета (составлять «дерево целей», заполнять таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал); вести портфолио, фиксируя результаты деятельности и определять дальнейший образовательный маршрут);
  •   умение включать в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений,
  •  планирование и осуществление очных и заочных экскурсий по личностно значимым литературным и общекультурным местам;
  •  умение предлагать целостную (или частичную) программу внеклассной работы в рамках своих предметных интересов;
  •   способность к объективной самооценке и самокорректировке учебных результатов;
  •   определение зоны своего ближайшего развития и задачи на перспективу;
  •   способность к выбору решения проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
  •   реализация себя как личность, гражданина, ответственного за связь с культурной традицией;
  •  реализация себя как субъекта, способного к творческому изменению.

Метапредметные результаты:

  • – работа с различными видами информации (структурирование информации, осуществление маркирование, составление тезисов, вопросов, составление терминологического словаря, написание рецензии, аннотации и др.);
  • – усвоение и применение на практике алгоритма работы с научными и научно-популярными текстами;
  • – системное формирование понятийного аппарата в различных областях знаний;
  • – общение с другими людьми в рамках толерантных отношений;
  • – усвоение на практике алгоритма устных и письменных связных ответов, умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • – владение приемами публичного выступления; умение презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
  • – умение участвовать в полемике, будучи толерантным;
  • – умение работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;
  • – умение разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;
  • – умение пользоваться для достижения учебных и личностных целей различными источниками информации, в том числе электронными;
  • – способность к индивидуальной учебной работе, а также  к сотрудничеству в парах или группах.
  • – способность организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;
  • – приобретение гуманитарного стиль мышления, способность к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми;
  • – умение сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений.
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять  его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое  чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

  Ученик на профильном уровне научится:

–        демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;

–        в устной и письменной форме анализировать:

• конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;

• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);

• несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст;

–        ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на:

• понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);

• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений;

• представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;

• знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике;

–        обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения):

• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

–        осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;

• давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.).

Ученик на профильном уровне получит возможность научиться:

–        использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;

–        опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;

–        пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике;

–        принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях.

3.Содержание учебного предмета «Литература» в 10  классе.

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Введение.(1ч)

Традиции и новаторство в русской литературе  первой трети 19 века. Основные литературные направления и течения (просветительский классицизм,  сентиментализм и предромантизм)

1 ч

Обзорная лекция с привлечением материала вводной статьи учебника. Тезисная запись лекции учителя, беседа.

Творчество А.Пушкина.(13ч)

Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Романтическая лирика поэта периода Южной и Михайловской ссылок.

Любовная лирика Пушкина.

Вольнолюбивая лирика Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта.

Народная драма "Борис Годунов" как размышление над историческим материалом.

Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. Образ автора и его композиционная роль в романе "Евгений Онегин". Роль лирических отступлений. Идейно-художественное своеобразие драматического цикла Пушкина "Маленькие трагедии". Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник". Человек и история в произведении. Образ Петра Первого в поэме. Социально-философские проблемы поэмы "Медный всадник". РР. Сочинение по творчеству Пушкина.

13 ч

Сопоставительный анализ произведений .

Творческая работа. Сообщения учителя и учащихся, беседа, выразительное чтение наизусть, слайдовая презентация, анализ стихотворений, составление тезисов.  Анализ лирического стихотворения. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Творчество М.Ю. Лермонтова.(11ч)

Жизнь и творчество Лермонтова. Основные мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Молитва как жанр в лирике Лермонтова. "Молитва". Анализ стихотворений "Валерик", "Сон", "Завещание". Анализ стихотворений "Дума", "Как часто пестрою толпою окружен". Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. "Выхожу один я на дорогу" Адресаты любовной лирики Лермонтова.

Система образов в поэме "Демон"

Обзор романа "Герой нашего времени".  РР.Сочинение по творчеству Лермонтова.

11 ч

Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения.

- Дать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, поэта.

- Формулировать вопросы по тексту произведения.

- Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений.

- Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя.

- Конспектировать литературно-критическую статью.

 Сообщения учителя и учащихся, беседа,  слайдовая презентация, анализ стихотворений, составление тезисов. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Творчество Гоголя. (8ч)

Личность и творчество Гоголя. "Выбранные места из переписки с друзьями" и их значение в творческом пути Гоголя. Сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки". Сатирическое и эпикодраматическое в сборнике "Миргород". Образ маленького человека в повести "Шинель". Образ Петербурга в повести "Невский проспект". Обзор комедии "Ревизор". Обзор поэмы "Мертвые души". РР. Сочинение по поэме Гоголя "Мертвые души".

8 ч

Сообщения учителя и учащихся, беседа, слайдовая презентация, составление тезисов. Анализ произведений. Лексическая работа, аналитическая работа по текстам повестей. Самостоятельные наблюдения над сюжетом поэмы, обобщения и выводы, выступления учащихся. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Литер.процесс втор.пол 19 века. (11ч)

Общая характеристика литер. процесса втор.пол.19 века. А.Островский. Драма "Гроза". Жанр пьесы, расстановка персонажей, быт и нравы города Калинова. Приём антитезы в пьесе "Гроза". Работа над 2 и 3 действиями. Символика названия пьесы. Молодое поколение в драме "Гроза". Трагическая острота конфликта Катерины с темным царством. Русская критика о драме А.Островского "Гроза". Драма "Бесприданница". Действующие лица. Столкновение романтического и прагматического. Карандышев и его соперники. Образ Паратова как пародия на героя печоринского типа. Трагическая судьба Ларисы. Роль параллельных сюжетных линий в драме. Весенняя сказка "Снегурочка" (обзор) Проверочный тест по творчеству А.Островского.

11 ч

Соотносить содержания литературного произведения русской литературы второй половины 19 века с романтическими и реалистическими принципами  изображения жизни и человека.

- Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.

- Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений поэта, писателя.

- Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Тезисная запись лекции учителя, слайдовая презентация, выступления учащихся, работа с учебным материалом

Творчество И.Гончарова. (9ч)

Личность и творчество И.Гончарова. Место романа "Обломов" в творчестве писателя. Обломов и его гости в романе "Обломов". Обломов и Штольц: принцип сюжетной антитезы в романе Гончарова "Обломов". Образ Ольги Ильинской. Обломов в доме Пшеницыной. Жизнь в семье Штольца. Сон-смерть Ильи Ильича Обломова в романе И. Гончарова. Сон-смерть Ильи Ильича Обломова в романе И. Гончарова. РР. Сочинение по творчеству Гончарова.

9 ч

Анализ эпизодов. Сопоставительная характеристика персонажей. Анализ проблематики романа с элементами сопоставления и дискуссия с привлечением заданий к разделу учебника. Дискуссия с привлечением критичсеких статей, просмотр фрагментов к/ф «несколько дней из жизни И.И. Обломова». Выступления учащихся, тезисная запись лекции учителя, беседа, слайдовая презентация, исследовательская работа. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Лит. Критика 1840-1870гг.(2ч)

Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. Основные направления русской литературной критики 40-70-х годов 19 века (революционно-демократическая критика, критика славянофилов и "эстетическая критика")

Конспект лекции учителя, презентация, беседа.

Творчество Н.Чернышевского.(2ч)

Чернышевский. Личность и творчество. Роман "Что делать?" Сны Веры Павловны в романе "Что делать?"

2 ч

Анализ проблематики романа с элементами сопоставления и дискуссия с привлечением заданий к разделу учебника. Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, выступления учащихся. Аналитическая работа по тексту, эвристическая беседа, составление сравнительной характеристики

Творчество И. Тургенева.(12ч)

Слово о Тургеневе. Личность и судьба писателя. Значение "Записок охотника" в творчестве писателя. Особенности реализма Тургенева ("Записки охотника") и его эстетические и этические позиции ("Гамлет и Дон Кихот") История создания и художественное своеобразие романа "Отцы и дети". Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети". Базаров и Кирсановы. Нигилизм Базарова (4-7,10 гл.) Споры об искусстве и природе в романе "Отцы и дети"(6,9,10,11,16 гл) Любовь в жизни Базарова И Павла Кирсанова (16-19 гл) Дружба в жизни Базарова. Базаров и родители (20-21гл) Анализ сцены дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем. (22-24гл) Анализ эпизода "Смерть Базарова" (25-27гл) Роман "Отцы и дети" в русской критике. РР. Сочинение по творчеству Тургенева.

12 ч

Историко-биографический очерк, анализ рассказов «Хорь и Калиныч», «Певцы» в контексте проблематики цикла и с опорой на ранее изученное. Характеристика образов с анализом ключевых эпизодов. Дискуссия на тему «Базаров – протагонист или антигерой?» Обобщение с привлечением критических статей Д.И.Писарева, Н.Н.Страхова и элементами подготовки к сочинению. Составление хронологической таблицы, выступления учащихся, слайдовая презентация, запись тезисов лекции, выразительное чтение, беседа. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Поэзия Фета, Тютчева, А. Толстого. 9ч

Страницы жизни Тютчева. Философия природы в его лирике. Политические и историко-философские взгляды Ф. Тютчева. Любовная лирика Тютчева. Страницы жизни Фета. Любовная лирика Фета. Философия природы в лирике Фета. Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета. А.Толстой Основные темы и мотивы его поэзии. Жанровое своеобразие "Плодов раздумий" Козьмы Пруткова.

9 ч

Историко-биографический очерк. Анализ стихотворений. Прослушивание романсов. Выступления учащихся, составление тезисов, анализ стихотворений, выразительное чтение наизусть. Самостоятельный сопоставительный анализ стихотворений, беседа, выразительное чтение наизусть

Н.Некрасов. Жизнь и творчество. (10ч)

Личность и судьба Н.А. Некрасова. Издательская деятельность поэта. Героическое и жертвенное в образе разночинца-демократа. Поэтическое творчество как служение народу в лирике Н.Некрасова. Тема любви в лирике Некрасова. "Кому на Руси жить хорошо": замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ "Пролога", глав "Поп", "Сельская ярмонка". Образы Ермила Гирина и Якима Нагого в главах "Пьяная ночь", "Счастливые". Образы помещиков в главе "Помещик" и второй части поэмы "Последыш". Тема русского богатырства и величия народа. Матрёна Корчагина и Савелий-богатырь святорусский. Анализ 4 части поэмы "Пир - на весь мир". Образ Гриши Добросклонова. РР. Сочинение по творчеству Некрасова.

10 ч

Составление тезисного плана параграфов учебника. Пересказ текста научного стиля. Лингвистический анализ стихотворного текста.

Определение функций старославянизмов в  произведениях А.С.Пушкина. Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся,  выразительное чтение с комментированием, беседа. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Творчество Салтыкова-Щедрина.(3ч)

Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина. "История одного города": замысел, композиция романа. Образы градоначальников в романе "История одного города"

3 ч

Историко-биографический очерк. Обзор сказок с включением самостоятельного анализа. Анализ образной системы и проблематики «Истории одного города» с опорой на проблемные вопросы и задания. Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся.

Творчество Н.Лескова.(7ч)

Личность и творчество Н. Лескова. Тема праведничества("Человек  на часах") Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник". Поэтика названия сказа "Очарованный странник". Тема погубленной красоты в рассказе "Тупейный художник" Образ Катерины Измайловой в рассказе "Леди Макбет Мценского уезда". РР. Сочинение по творчеству Лескова.

7 ч

Историко-биографический очерк. Обзорный анализ прозы Лескова. Анализ повести. Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, выступления учащихся. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Л.Толстой.  18ч

Народ и война в "Севастопольских рассказах". Авторский замысел и история создания, смысл названия и жанр романа-эпопеи "Война и мир". Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" Анализ эпизода "Именины у Ростовых" и "Князь Андрей в Лысых горах". Ростовы и Болконские. Князь Андрей на пути к своему Тулону (военные сцены 1 тома). Пьер Безухов и семья Куракиных (анализ эпизодов 1 тома, начало 2) Настоящая жизнь в понимании Л.Толстого(пение Наташи Ростовой, анализ эпизодов охоты у дядюшки, святок) П.Безухов и А.Болконский в поисках смысла жизни. Образ Наташи Ростовой. Первый бал Наташи Ростовой. История любви А.Болконского и Наташи Ростовой. Истинный и ложный патриотизм в романе Толстого "Воина и мир". Анализ эпизода "Бородинское сражение". Пьер на батарее Раевского. Анализ эпизодов "Совет в Филях". Отъезд из Москвы. Кутузов и Наполеон - два полководца в романе Л.Толстого "Воина и мир". Пьер Безухов и Платон Каратаев. Духовное развитие Пьера. Партизанская война в романе. Анализ эпизода "Смерть Пети Ростова". Развязка отношений А. Болконского и Н.Ростовой. Марья Болконская и Николай Ростов. Философские размышления об историческом процессе в романе Л. Толстого "Война и мир". Подготовка к сочинению по творчеству Л. Толстого.

18 ч

Историко-биографический очерк. Анализ «Севастопольских рассказов». Анализ первых сцен с выявлением основной проблематики. Сопоставительный анализ (Ростовы, Болконские и семьи-имитации). Размышление на тему «В какой бы семье я хотел жить: у Болконских или у Ростовых?» Анализ эпизодов кампании 1805-1807 гг. (тема истинного и псевдопатриотизма). Анализ избранных глав с опорой на сопоставление двух сюжетных линий и их пересечение в романе. Анализ глав 1-2 частей III тома романа с выделением эпизода оставления Смоленска. Анализ избранных глав с опорой на сопоставление двух сюжетных линий и их пересечение в романе. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона с опорой на материал статьи учебника и дополнительную  литературу. Анализ ключевых эпизодов «военных» глав романа (совет в Филях, отъезд Ростовых из Москвы, партизанские будни и др.). Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

Ф. Достоевский. 13 ч

Ф. Достоевский. Общественные взгляды. Обзор творчества. Традиции Пушкина и Гоголя в произведении Достоевского "Бедные люди" Образ Петербурга в романе Достоевского   "Преступление и наказание". Раскольников и Мармеладов (анализ 1 части) Раскольников на пути к преступлению (анализ 1 части) Психологическое состояние героя после преступления. Теория Лужина. Анализ эпизода "Смерть Мармеладова". Родные Раскольникова. История Зарницыной. Первая встреча Раскольникова и Порфирия Петровича и теория Раскольникова (3 часть) Лужин и Свидригайлов - двойники Раскольникова (4-5 часть) Соня Мармеладова и Раскольников. Анализ сцены "Чтение Евангелия". Путь к признанию. Порфирий Петрович и Раскольников. Дуня и Свидригайлов. Анализ 6 части романа. Анализ финала романа Достоевского "Преступление и наказание". Сочинение по творчеству Достоевского.

13ч

Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся,  опрос, анализ эпизодов, беседа с включением сообщений учащихся, составление плана-характеристики к образу героя. Предварительная работа над сочинением: обсуждение тем, рекомендации по составлению плана, сбор материала, подбор цитат и оформление их на письме.

А. Чехов. 10ч

Рассказы Чехова начала 80-90 годов. Проблема мировосприятия в рассказе "Студент" А. Чехова. "Маленькая трилогия": "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Душевная деградация человека в рассказе Чехова "Ионыч". Проблема равнодушия и безразличия в рассказе "Палата №6" А. Чехова. Новаторство Чехова-драматурга в пьесе "Вишневый сад". Проблематика и образы пьесы "Вишневый сад". Анализ образов "новых людей". Лирическое и драматическое в пьесе А.Чехова. "Вишневый сад" в контексте времени. Символический образ сада в пьесе. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Зачет по творчеству А.П. Чехова.

10ч

Историко-биографический очерк. Анализ рассказов. Анализ общей проблематики пьесы. Запись основных положений лекции, слайдовая презентация, составление хронологической таблицы, выступления учащихся, беседа. Исследовательская работа, анализ текста, составление плана анализа,  эвристическая беседа.

Резерв

Резервный урок

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

№  урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Традиции и новаторство в русской литературе первой трети 19 века. Основные литературные направления и течения (просветительский классицизм, сентиментализм и предромантизм)

1

2

Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Романтическая лирика поэта периода Южной и Михайловской ссылок.

1

3

Любовная лирика Пушкина.

1

4

Вольнолюбивая лирика Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта.

1

5

Идейно-художественное своеобразие трагедии Пушкина "Борис Годунов"

1

6

Народная драма "Борис Годунов" как размышление над историческим материалом.

1

7

Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти.

1

8

Образ автора и его композиционная роль в романе "Евгений Онегин". Роль лирических отступлений.

1

9

Йдейно-художественное своеобразие драматического цикла Пушкина "Маленькие трагедии".

1

10

Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник". Человек и история в произведении.

1

11

Образ Петра Первого в поэме.

12

Социально-философские проблемы поэмы "Медный всадник"

1

13

РР.Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина.

1

14

РР.Сочинение по творчеству Пушкина.

1

15

Жизнь и творчество Лермонтова. Основные мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта.

1

16

Молитва как жанр в лирике Лермонтова. "Молитва".

1

17

Анализ стихотворений "Валерик", "Сон", "Завещание".

1

18

 Анализ стихотворений "Дума", "Как часто пестрою толпою окружен".

1

19

Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. "Выхожу один я на дорогу"

1

20

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

1

21

Романтическое начало в поэме "Демон".

1

22

Система образов в поэме "Демон"

1

23

Обзор романа "Герой нашего времени"

1

24

РР.Сочинение по творчеству Лермонтова.

1

25

РР. Сочинение по творчеству Лермонтова.

1

26

Личность и творчество Гоголя. "Выбранные места из переписки с друзьями" и их значение в творческом пути Гоголя.

1

27

Сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки". Сатирическое и эпикодраматическое в сборнике "Миргород"

1

28

Образ маленького человека в повести "Шинель"

1

29

Образ Петербурга в повести "Невский проспект"

1

30

Обзор комедии "Ревизор"

1

31

Обзор поэмы "Мертвые души"

1

32

РР. Подготовка к сочинению по поэме Гоголя "Мертвые души".

1

33

РР. Сочинение по поэме Гоголя "Мертвые души".

1

34

Общая характеристика литер. процесса втор.пол.19 века.

1

35

А.Осторовский. Драма "Гроза".Жанр пьесы, растановка персонажей, быт и нравы города Калинова.

1

36

Приём антитезы в пьесе "Гроза". Работа над 2 и 3 действиями.

1

37

Символика названия пьесы. Молодое поколение в драме "Гроза"

1

10н

38

Трагическая острота конфликта Катерины с темным царством.

1

10н

39

Русская критика о драме А.Островского "Гроза".

1

10н

40

Драма "Бесприданница". Действующие лица. Столкновение романтического и прагматического.

1

10н

41

Карандышев и его соперники. Образ Паратова как пародия на героя печоринского типа.

1

11н

42

Трагическая судьба Ларисы. Роль параллельных сюжетных линий в драме.

1

11н

43

Весенняя сказка "Снегурочка" (обзор)

1

11н

44

Проверочный тест по творчеству А.Островского.

1

11н

45

Личность и творчество И.Гончарова. Место романа "Обломов" в творчестве писателя.

1

12н

46

Обломов и его гости в романе "Обломов".

1

12н

47

Обломов и Штольц: принцип сюжетной антитезы в романе Гончарова "Обломов".

1

12н

48

Образ Ольги Ильинской.

1

12н

49

Обломов в доме Пшеницыной. Жизнь в семье Штольца.

1

13н

50

Сон-смерть Ильи Ильича Обломова в романе И. Гончарова.

1

13н

51

Критика о романе Гончарова "Обломов".

1

13н

52

РР. Сочинение по творчеству Гончарова.

1

13н

53

РР. Сочинение по творчеству Гончарова.

1

14н

54

Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского.

1

14н

55

Основные направления русской литературной критики 40-70-х годов 19 века (революционно-демократическая критика, критика славянофилов и "эстетическая критика")

1

14н

56

Чернышевский. Личность и творчество. Роман "Что делать?"

1

14н

57

Сны Веры Павловны в романе "Что делать?"

1

15н

58

Слово о Тургеневе. Личность и судьба писателя. Значение "Записок охотника" в творчестве писателя.

1

15н

59

Особенности реализма Тургенева ("Записки охотника") и его эстетические и этические позиции ("Гамлет и Дон Кихот")

1

15н

60

История создания и художественное своеобразие романа "Отцы и дети". Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети".

1

15н

61

Базаров и Кирсановы. Нигилизм Базарова (4-7,10 гл.)

1

16н

62

Споры об искусстве и природе в романе "Отцы и дети"(6,9,10,11,16 гл)

1

16н

63

Любовь в жизни Базарова и Павла Кирсанова (16-19 гл)

1

16н

64

Дружба в жизни Базарова. Базаров и родители (20-21гл)

1

16н

65

Анализ сцены дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем. (22-24гл)

1

17н

66

Анализ эпизода "Смерть Базарова" (25-27гл)

1

17н

67

Роман "Отцы и дети" в русской критике.

1

17н

68

РР. Сочинение по творчеству Тургенева.

1

17н

69

РР. Сочинение по творчеству Тургенева.

1

18н

70

Страницы жизни Тютчева. Философия природы в его лирике.

1

18н

71

Политические и историко-философские взгляды Ф. Тютчева.

1

18н

72

Любовная лирика Тютчева.

1

18н

73

Страницы жизни Фета.

1

19н

74

Любовная лирика Фета.

1

19н

75

Философия природы в лирике Фета.

1

19н

76

Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.

1

19н

77

А.Толстой Основные темы и мотивы его поэзии.

1

20н

78

Жанровое своеобразие "Плодов раздумий" Козьмы Пруткова.

1

20н

79

Личность и судьба Н.А. Некрасова. Издательская деятельность поэта.

1

20н

80

Героическое и жертвенное в образе разночинца-демократа.

1

20н

81

Поэтическое творчество как служение народу в лирике Н.Некрасова.

1

21н

82

Тема любви в лирике Некрасова.

1

21н

83

"Кому на Руси жить хорошо": замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ "Пролога", глав "Поп", "Сельская ярморка"

21н

84

Образы Ермила Гирина и Якима Нагого в главах "Пьяная ночь", "Счастливые". Образы помещиков в главе "Помещик" и второй части поэмы "Последыш".

1

21н

85

Тема русского богатырства и величия народа. Матрёна Корчагина и Савелий-богатырь святорусский.

1

22н

86

Анализ 4 части поэмы "Пир-на весь мир". Образ Гриши Добросклонова.

1

22н

87

РР. Сочинение по творчеству Некрасова.

1

22н

88

РР. Сочинение по творчеству Некрасова.

1

22н

89

Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.

1

23н

90

"История одного города": замысел,композиция романа.

1

23н

91

Образы градоначальников в романе "История одного города"

1

23н

92

Личность и творчество Н. Лескова. Тема праведничества("Человек  на часах")

1

23н

93

Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник".

1

24н

94

Поэтика названия сказа "Очарованный странник".

1

24н

95

Тема погубленной красоты в рассказе "Тупейный художник"

1

24н

96

Образ Катерины Измайловой в рассказе "Леди Макбет Мценского уезда".

1

24н

97

РР. Сочинение по творчеству Лескова.

1

25н

98

РР. Сочинение по творчеству Лескова.

1

25н

99

Народ и война в "Севастопольских рассказах"

1

25н

100

Авторский замысел и история создания, смысл названия и жанр романа-эпопеи "Война и мир".

1

25н

101

Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер"

1

26н

102

Анализ эпизода "Именины у Ростовых" и "Князь Андрей В Лысых горах". Ростовы и Болконские.

1

26н

103

Князь Андрей на пути к своему Тулону (военные сцены 1 тома).

1

26н

104

Пьер Безухов и семья Куракиных (анализ эпизодов 1 тома, начало 2)

1

26н

105

Настоящая жизнь в понимании Л.Толстого(пение Наташи Ростовой, анализ эпизодов охоты у дядюшки, святок)

1

27н

106

П.Безухов и А.Болконский в поисках смысла жизни.

1

27н

107

Образ Наташи Ростовой. Первый бал Наташи Ростовой. История любви А.Болконского и Наташи Ростовой.

1

27н

108

Истинный и ложный патриотизм в романе Толстого "Воина и мир".

1

27н

109

Анализ эпизода "Бородинское сражение". Пьер на батарее Раевского.

1

28н

110

Анализ эпизодов "Совет в Филях". Отъезд из Москвы.

1

28н

111

Кутузов и Наполеон - два полководца в романе Л.Толстого "Воина и мир".

1

28н

112

Пьер Безухов и Платон Каратаев. Духовное развитие Пьера.

1

28н

113

Партизанская война в романе. Анализ эпизода "Смерть Пети Ростова".

1

29н

114

Развязка отношений А. Болконского и Н.Ростовой. Марья Болконская и Николай Ростов.

1

29н

115

Философские размышления об историческом процессе в романе Л. Толстого "Война и мир".

1

29н

116

Подготовка к сочинению по творчеству Л. Толстого.

1

29н

117

Ф. Достоевский. Общественные взгляды. Обзор творчества.

1

30н

118

Традиции Пушкина и Гоголя в произведении Достоевского "Бедные люди"

1

30н

119

Образ Петербурга в романе Достоевского   "Преступление и наказание"

1

30н

120

Раскольников и Мармеладов (анализ 1 части)

1

30н

121

Раскольников на пути к преступлению (анализ 1 части)

1

31н

122

Психологическое состояние героя после преступления. Теория Лужина. Анализ эпизода "Смерть Мармеладова".

1

31н

123

Родные Раскольникова. История Зарницыной. Первая встреча Раскольникова и Порфирия Петровича и теория Раскольникова (3 часть)

1

31н

Лужин и Свидригайлов - двойники Раскольникова (4-5 часть)

1

31н

124

Соня Мармеладова и Раскольников. Анализ сцены "Чтение Евангелия".

1

32н

125

Путь к признанию. Порфирий Петрович и Раскольников. Дуня и Свидригайлов. Анализ 6 части романа.

1

32н

126

Анализ финала романа Достоевского "Преступление и наказание".

1

32н

127

Сочинение по творчеству Достоевского.

1

32н

128

Сочинение по творчеству Достоевского.

1

33н

129

Рассказы Чехова начала 80-90 годов.

1

33н

130

Проблема мировосприятия в рассказе "Студент" А. Чехова.

1

33н

131

"Маленькая трилогия": "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"

1

33н

132

Душевная деградация человека в рассказе Чехова "Ионыч".

1

34н

133

Проблема равнодушия и безразличия в рассказе "Палата №6" А. Чехова.

1

34н

134

Новаторство Чехова-драматурга в пьесе "Вишнёвый сад".

1

34н

135

Проблематика и образы пьесы "Вишнёвый сад".

1

34н

136

Анализ  образов "новых людей". Лирическое и драматическое в пьесе А. Чехова.

1

35н

137

"Вишневый сад" в контексте времени. Символический образ сада в пьесе. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

1

35н

138

Зачет по творчеству А.П. Чехова.

1

35н

139

Резервный урок.

2

35н

140

Резервный урок.

2

35н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 9 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по биологии для 9 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  В  УМК входит:учебник «Введение в общую био...

Рабочая программа по биологии для 10 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по биологии для 10 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В  УМК входит  учебник  Общая биология...

Рабочая программа по биологии для 11 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по биологии для 11 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В  УМК входит  учебник  Общая биология...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная на основе программы курса «Английский язык. Программа для общеобразовательных учреждений 2-4 классы» (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.)

Рабочая программа    по  английскому языку во  2  классе, разработанная к учебнику "Английский язык. English-2": учеб. для 2 класса общеобразоват.учреждений/ Кузовлев...

Программа для общеобразовательных учреждений с профильным изучением литературы 11 класс

Учебник: Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень : в 2ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. –10-е изд.- М.: ООО «Русское слово ...