Православный маршал Чуйков
статья по литературе (11 класс)

Когда маршал Чуйков в конце 50-х писал книгу о Сталинграде, которую он назвал "Начало пути", его преследовали кошмары. Солдаты и офицеры, посланные маршалом на смерть в дни обороны города, являлись ему во сне. Пройдет 30 лет, и дважды Герой Советского Союза завещает похоронить себя вместе с ними в одной братской могиле на Мамаевом кургане. В день похорон маршала текст его завещания с заголовком "Конец пути" напечатают почти все немецкие газеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuykov.docx172.28 КБ

Предварительный просмотр:

XVII городские Рождественские образовательные чтения

«Великая Победа: наследие и наследники»

Конкурс публикаций педагогов по тематике

XVII Московских областных Рождественских образовательных чтений

https://ps.userapi.com/c636323/v636323856/56a71/x38BMqCkNQ8.jpg

Направление: Священная война

Тема: Военачальники – герои Великой Отечественной войны. 

Конец пути: молитовка в партбилете… Православный маршал Чуйков

Корнеева Олеся Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г. о. Подольск

Городской округ Подольск

2019 год

   Когда маршал Чуйков в конце 50-х писал книгу о Сталинграде, которую он назвал "Начало пути", его преследовали кошмары. Солдаты и офицеры, посланные маршалом на смерть в дни обороны города, являлись ему во сне. Пройдет 30 лет, и дважды Герой Советского Союза завещает похоронить себя вместе с ними в одной братской могиле на Мамаевом кургане. В день похорон маршала текст его завещания с заголовком "Конец пути" напечатают почти все немецкие газеты.

   Текст завещания уже сильно изменившимся почерком 82-летний маршал Василий Иванович Чуйков составлял на оборотной стороне фронтовой фотографии, на книге "Начало пути", на клочках бумаги, которые были под рукой. Предчувствуя конец пути, он вызовет к себе сына Александра и скажет: "… Я послал письмо в ЦК КПСС с просьбой, чтобы мой прах хоронили не в Кремлевской стене, не на Новодевичьем кладбище, а на Мамаевом кургане в братской могиле. Я хочу лежать со своими солдатами". "…Чувствуя приближение конца жизни, я в полном сознании обращаюсь с просьбой: после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 года мой командный пункт.… С того места слышится рев волжских вод, залпы орудий и боль сталинградских руин, там захоронены тысячи бойцов, которыми я командовал…" (27 июля 1981 года, В. Чуйков). Он умер 18 марта в 1982. Согласно завещанию маршала его тело из Москвы для захоронения было перевезено в Волгоград. Когда тело маршала везли на Мамаев курган, на тротуарах и площадях стояли люди без головных уборов.

   Что же за человек был прославленный маршал? Я хочу коснуться темы веры в Бога и традиции, православных заповедей. Все это ярко проявляется в войну, ведь в окопах на фронтах, в общем-то, не бывает атеистов. Из православных людей выходят защитники и патриоты – по-другому и быть не могло.

   В бою маршал Чуйков крестился кулаком. В первый раз это случилось на Украине в октябре 43-го. В течение часа немцы бомбили и обстреливали хату, в которой укрывался Чуйков с офицерами. "Он рассказывал: «Я стоял со сжатым кулаком, и было желание перекреститься. А я чувствую, что я пальцы разжать не могу, не могу их сложить для крестного знамения, их судорогой свело. И перекрестился кулаком». Вплоть до Победы он кулаком так и крестился", - делится воспоминаниями об отце Александр Чуйков.

   Уже после смерти отца Александр Васильевич разбирал его документы. Военный и партийный билеты лежали рядом. В партийном билете он обнаружил молитву, написанную на клочке бумаги рукой маршала. "О, могущий! Ночь в день превратить, а землю в цветник. Мне все трудное легким содей. И помоги мне!""...Перед отъездом на фронт он получил от матери благословение. Она вручила ему нательный крест и  молитву такого содержания: «О, Могущий! Ночь в день превратить, а землю в цветник. Мне все трудное легким содей и помоги мне…». Вряд ли Василий Иванович мог ее сам сочинить. Здесь нельзя не упомянуть о роли его матери, глубоко верующей православной крестьянки. Скорее всего, Елизавета Федоровна надиктовала, а уже Васенька записал. Она хотя и была безграмотной, но искренне любила Бога. Василий Иванович не выбросил родительскую молитву, не в сейфе хранил, не затерялась мамина молитовка среди множества бумажек, а хранилась у самого сердца. Сын маршала показывал эту бумажку священникам. Они сказали, что молитва не каноническая. Из этого следует, что не столько важны каноны и ритуалы, как сама вера человека. И нет более чудодейственной и охранной силы, чем любовь и молитва матери».

  Самым впечатляющим фактом в семье Чуйковых является одно обстоятельство, которое трудно назвать совпадением. На случайность оно тоже не тянет. У Василия Ивановича было 7 братьев и 4 сестры - обычная крестьянская семья того времени. Интересно иное: все 8 братьев обладали воинственным характером и за чужими спинами никогда не прятались. Обратите внимание: все 8 братьев уходят на войну и все 8 (!) возвращаются без тяжелых ранений (!) живыми и здоровыми.

   Как бы там ни было, но все Чуйковы могли после войны собираться за одним столом и рассказывать о боевом прошлом. Вот так однажды собрались дети, общались, галдели, хвалились друг перед другом, а мама сидела себе тихонько, да потом и промолвила:

- Вымолила я вас всех у Бога!

   Не раздалось ни единого возражения за столом. Воцарилась гробовая тишина. Восемь братьев из восьми сидело за столом после самой страшной в истории человечества войны. Вот уж чудо, так чудо! Такое по достоинству может оценить только тот, кто прошел весь этот кромешный ад войны. И когда у командующего Западной группы войск в 1946 году в Германии родился третий ребёнок, его назвали в честь Суворова — Александром Васильевичем. В тот же год крестили — в православном храме Александра Невского в Потсдаме. Сейчас он, скульптор по профессии, вместе с единомышленниками собирается строить храм в Конькове. Он не сомневается, что сила молитвы бабушки не иссякла и ему поможет.

    В февральские дни 1943 года германская армия Паулюса капитулировала. Сталинград выстоял. Берег Волги для немцев остался вожделенным, а полоска суши с разрушенным городом — недосягаемой. Вместе с 64-й армией здесь упорно сражалась 62-я, которой командовал будущий маршал, а тогда генерал Василий Чуйков.

   Василий Чуйков не стал главным героем документальных и художественных фильмов и книг подобно Жукову, Рокоссовскому. Но весть о его смерти в 1982 году облетела все немецкие газеты: умер генерал штурма. Так его прозвали в годы войны за разработанную им же тактику ведения боя с участием малочисленных штурмовых групп. «Врывайся в дом вдвоём — ты да граната; оба будьте одеты легко — ты без вещевого мешка, граната без рубашки. Врывайся так: граната впереди, а ты за ней...» — учил он солдат. Нейтральную полосу, разделяющую стороны противников, в осаждённом городе он свёл до расстояния брошенной гранаты. Сам же с бойцами сидел на боевых позициях, огневых точках. Ел из общего котла.

      Откуда же могла взяться вера в Бога в прославленном полководце и, к тому же, советском до мозга костей, да так обильно обласканным властью? Разгадка имеется, но без дополнительных свидетельств, основываясь сугубо на письменных воспоминаниях, понять истоки веры военачальника совсем невозможно. В своих мемуарах, Василий Иванович коснулся одного случая, происшедшего с ним на Украине,  о нем  я упомянула в начале: "Не успел я переодеться, как услышал нарастающий гул самолетов, затем разрывы бомб. Они сотрясали здание, из окон вылетали стекла. Вышел на улицу и прислонился к стене. Прятаться, собственно говоря, было некуда. Кругом открытая местность — ни кустика, ни канавки. /.../ Немецкие самолеты один за другим заходили на бомбежку. /.../ Пришлось терпеливо ждать, когда немецкие летчики освободятся от своего смертоносного груза. Без потерь не обошлось. Война есть война... " ("От Сталинграда до Берлина", Часть II "В боях за Украину", глава "Запорожье, Никополь, Одесса").

   Когда налетели самолеты, то животный ужас сковал командующего от непрерывных разрывов. Здесь нет ничего позорного - вполне нормальная реакция любого человека. Стоять среди разрывов - это каким же надо быть храбрецом! Когда самолеты улетели, за его спиной стена полностью избавилась от штукатурки. Кучно работали осколки! А на нем ни царапины!

Первой реакций было желание перекреститься. Надо думать, выпускник церковно-приходской школы знал, как надо складывать персты для крестного знамения, но не смог. Пальцы были словно парализованными и тогда он перекрестился... кулаком, как мог. Страшно было и в Сталинграде, но именно здесь, около командного пункта в Шолохове, что в Никопольском районе, генерал ощутил внутреннюю необходимость хоть как-то отблагодарить Бога. После этого случая, у него всегда была привычка перед самыми ответственными операциями креститься... кулаком. А если присовокупить к этому веру матери вот и ответ на вопрос.

   Весьма символично выглядит вера Чуйкова, крестящегося кулаком. С точки зрения строгой обрядовости - абсолютно неправильно, неканонично, еретично. Можно и дальше придумывать сколько угодно классификации несоответствий, если хочется покритиковать. С другой стороны, можно всю жизнь правильно креститься, а истинной и живой веры в Бога так и не иметь. Просто по привычке... как все... так надо...

Такова психология человека, что когда ему комфортно, нет особых проблем - нет и надобности верить в Бога. К тому же, у нас так много дел, что просто некогда верить в подобную чушь. И все же бывают случаи, когда мы точно знаем: был в моей жизни перст Божий, иначе бы все закончилось плачевно. У кого-то уже было соприкосновение с Господом, а у кого-то оно еще впереди.   Как мы поступим, когда все-таки Бог встретится с нами? Не знаю. Кто-то через пару дней спишет избавление на случайность, кто-то постарается забыть, дабы не выглядеть чудаком и не испортить репутацию, снискав славу богомольного. А кто-то непременно пойдет в церковь и может даже посвятит дальнейшую жизнь Христу. В случае с Чуйковым видно главное: дело не в правильности ритуалов, а в самом отношении сердца. Все-таки Бог сохранил его для выполнения его наивысшего призвания, состоящего в защите Родины в лихую годину. Кому-то свыше дано стать священником, а кому-то государственным деятелем, врачом, военным, учителем, но все нужен в сердце Бог.

   Прожив долгую жизнь, совершив немало славных дел, маршал не считал зазорным для себя верить в Бога. Даже крупица веры в Христа способна изменить судьбу. Тем более, вера в Бога – отличительная черта русского солдата.

   Чем можно рисковать маршалу, произнося молитву? Пуль не боялся, на доты шел, через минные поля переползал, пройдя половину Европы… Пусть пример маршала Чуйкова стал последним уроком полководца для всех оставшихся в живых... Православная вера и патриотизм были и остаются неразделимыми.

Список литературы

1.Жизнь как чудо. Жизнь и служение архимандрита Кирилла (Павлова).- Изд. 2-е. доп. – Москва: Эксмо, 2019.- 352 с.- (Православная библиотека)

2. Чуйков В.И. Сражение века. — М.: Советская Россия, 1975

3.   Александр Чуйков: Мое рождение – подарок отцу за Сталинград и Берлин.

https://geno.ru/news/3945/

Людмила Черкашина

В Серебряных Прудах, под Тулой,

Жила обычная семья,

Иван с женой Елизаветой,

Их дочки, их же сыновья.

Средь всех детей, один Василий,

Их пятый сын, восьмой с детей,

Взял у родных благословений,

Молитву матери своей.

И с той молитвой он до гроба,

Прошел свой долгий жизни путь,

Средь войн прошла его дорога,

И маршал понял жизни суть.

Слова молитвы все простые,

И в слоге слышно старый быт,

В них слышал нотки он родные,

Молитвой мамы был прикрыт.

Его бомбили с самолетов,

А он к стене прижался сам,

И вот не слышно уж полетов,

Нет стен вокруг, но нет и ран.

 так с молитвой до Берлина,

Прошел он сталинградский ад,

А мать все Господа молила,

Живым вернулся чтоб назад.

А вместе с ним и братья тоже,

Всего их восемь сыновей,

Кто старше, кто-то помоложе,

На радость матери своей.

Ее молитва их спасала,

От пуль и ран уберегла,

В молитве к Богу так взывала,

Детей всех к вере привела.

Она же старостою храма,

Была в поселке у себя,

И в дни гонений, их же мама,

Дошла до Сталина скорбя.

Никто не знает разговора,

Но храм стоит до сей поры,

Ее молитва, ее вера,

Могла тушить в душе костры.

Тиха, скромна и молчалива,

Сказала слово - ТОМУ БЫТЬ!

Как кремень духом, терпелива,

Всем нам бы в вере так же жить. (Из интернета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории - МХК - ОПК "Русская православная церковь. Православная архитектура"

Учебно-методический комплект  к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», "Святыни моего города"), методических реком...

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

План воспитательной работы студии современного танца «Фрэш» на 2018-2019 учебный год (руководитель Чуйко Т.С.)

Всем известно, что обучая детей тому или иному виду деятельности, параллельно происходят процессы духовного, нравственного, эстетического воспитания. Занимаясь танцем, воспитанники много узнают не тол...

План работы педагога дополнительного образования Чуйко Т.С. по самообразованию в 2018-2019 учебном году

Педагог дополнительного образования ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих способностей, приобщении к миру прекрасного. Поэтому важно, чтобы педагог был ...

Чуйко А.Н. Эссе "Возвращение к себе". Сборник "Вселенная Учитель. Один день из жизни педагога"

Чуйко А.Н. - победитель Конкурса «Вселенная Учитель. Один день из жизни педагога» (учредитель: Pedsovet.org. 13-й Всероссийский интернет-педсовет). Страница 143 - эссе "Возвращение к ...

Чуйко А.Н. Публичная презентация: Результаты педагогической деятельности. Компетентностный потенциал литературы.

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности преподавателя Чуйко Александры НиколаевныРабота преподавателя – сложная...