Методическая разработка по литературе "Поэтизация родной природы в стихотворении А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»".
методическая разработка по литературе (6 класс)

Бровко Екатерина Владимировна
Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А.А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы. Задачи: 1. Формирование представления об особенностях лирики А.А. Ахматовой. 2. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст. 3. Способствовать развитию произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, речи и аргументации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Поэтизация родной природы в стихотворении А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…».

Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А.А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы.

Задачи:

1. Формирование представления об особенностях лирики А.А. Ахматовой.

2. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст.

3. Способствовать развитию произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, речи и аргументации.

УМК В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Ход занятия.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Перед весной бывают дни такие...»  А.А. Ахматовой. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока.

Многие поэты всматриваются в окружающий мир, созерцают его красоту - так рождаются стихи. Никто из поэтов не прошел мимо жанра пейзажной лирики. У каждого поэта свой особый стиль. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как Анна Андреевна Ахматова воспела в своих лирических произведениях родную природу.

Анна Андреевна своё счастье видела в творчестве. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек. Ведь недаром говорят, что на рубеже веков рождаются и творят гении. Одним из таких является Анна Андреевна.

В автобиографии «Коротко о себе» Ахматова пишет:

 «Назвали меня Анной в честь бабушки; моя мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я «не сообразив», что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным псевдонимом». Настоящая фамилия у Анны Андреевны - Горенко.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.

Посмотрите видеопрезентацию к уроку и запишите 3-5 предложений о жизни Ахматовой. https://youtu.be/oIaVPC7VLPM 

Откройте учебник на с. 164 и прочитайте стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».

- Какие чувства вы испытали, прочитав это стихотворение?

- Вы воспринимаете стихотворение по-разному, и это понятно, так как у каждого человека восприятие действительности, окружающего мира своё, тем мы и интересны друг для друга.

- Представьте, что вы журналисты. Ваша задача: написать в газету статью об особенностях лирики Анны Андреевны. Что нам нужно для этого сделать? (Проанализировать стихотворение и найти его особенности).

Перечертите в свои тетради таблицу и ответьте на вопросы.

Вопросы

Ответ

1. Определи вид лирики.

2.  Каким настроением проникнуто стихотворение?

3. Определите тему стихотворения.   

4. Какие картины рисует поэт?

5. а) Какая строка «подсказывает» нам состояние лирического героя?

б) Легко ли в словах выразить состояние лирического героя?

6. Какие настроения рождаются в душе поэта в последних строках?

7. Существует ли доверительное отношение поэта с читателем в данном стихотворении? Подтвердите свой ответ строками.

7. Назовите художественные средства, используемые поэтом.

8. Почему данное стихотворение не поделено автором на четверостишия, как принято в литературе?

9. Выделите смысловые части стихотворения. Определите тему каждой части.

10. Какие чувства вы испытали, читая последние 2 строки стихотворения?

11. С какой интонацией нужно читать данное стихотворение?

12. В чём заключается главная мысль стихотворения?

- Уважаемые журналисты, так что же представляет собой у Анны Андреевны природа?

(Природа – это живительная сила, которая защищает человека, даёт его душе минуты отдыха от жизненных забот и невзгод. Единение с природой, связь с ней врачует и воспитывает человеческую душу, помогает разобраться в своих чувствах, задуматься о своём предназначении).

- Что может быть связующим звеном между состоянием природы и внутренним миром человека?

(Порывы души, которые находят свой выход в музыкальных и художественных произведениях, полотнах художников.)

- Изменилось ли ваше отношение к стихотворениям о природе после сегодняшнего урока? Каким образом?

(Стихотворение помогает нам по-новому взглянуть на окружающий нас мир. «Окружающая природа - это мы с вами», а А.А. Ахматова, как многие творческие люди, является связующим звеном между природой и людьми.)

- Уважаемые журналисты, перед тем, как написать статью в газету, перечислите ещё раз и запишите в тетрадь особенности лирики А.А. Ахматовой:

1. Не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки;

2. Возникновение ощущения доверительного разговора;

3. Сдержанно-радостная интонация пейзажной лирики;

4. Наполнение картин природы философским смыслом: размышлениями о жизни и смерти, о прошлом и будущем.

- Молодцы, вы справились с работой.

Домашнее задание: написать стихотворение по первой строке «Перед весной бывают дни такие...» или сочинение-миниатюру об особенностях лирики А.А. Ахматовой, или нарисовать иллюстрацию к стихотворению (формат А 4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"

Данная методическая разработка ( конспект)  имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать  музыку дождя,  пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...

Урок по теме "Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..." (презентация для 6 класса)

Презентация к уроку в 6 классе по теме"Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие"...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...

А. А. АХМАТОВА. «ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...». ПОСТИЖЕНИЕ КРАСОТЫ

Материал знакомит с поэтическим миром А.Ахматовой...

Урок литературы в 6 классе «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

Урок  литературы в 6 классе по теме  «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» ,  по УМК В.Я. Коровиной...

Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».

Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....