РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА
методическая разработка по литературе (7 класс)

Потапова Кира Евгеньевна

Анализ стихотворений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_priroda_v_stihotvoreniyah_poetov_xx_veka.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА

https://3.bp.blogspot.com/-qhLcagDS7jI/WP4FpMPI0uI/AAAAAAAAFdY/t7FO5ovuo4Qf_TXfxO3K1xcGB8Q01Un8gCLcB/s200/%25D0%259F%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%2B6%2B%25D0%25BA%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2581.jpg

А. Блок  «Летний_вечер»_
А. Блок «
О,_как_безумно_за_окно» 
С. Есенин «
Мелколесье.Степь_и_дали» 
С. Есенин «
Пороша» 
А. Ахматова «
Перед_весной_бывают_дни_такие» 
А. Ахматова
«У самого моря»
Н. Рубцов «Звезда полей»

А. А. Блок

      Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды. Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат», трава «объята дремотой»), метафоры («красный диск луны»), эпитеты последние лучи заката», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые дали»),обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне...»).
      Следующее стихотворение Блока — 
«О, как безумно за окном...» —описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («...Ревет, бушует буря злая, / Несутся тучи, льют дождем, / И ветер воет, замирая!», «...Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишенных крова», и ему хочется испытать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка звучит особенно выразительно. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом «сырого». Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури.

С. А. Есенин

      В учебнике приведены два стихотворения Сергея Есенина. Оба они посвящены русской зимней дороге: «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша». В первом стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски:

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

      В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...». Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцызарыдалиножка у березки), эпитеты разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»). Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.
      В 
«Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое. В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны. Во втором четверостишии начинается сказка:
      Заколдован невидимкой, 
(метафора)
      Дремлет лес под сказку сна, 
(олицетворение, метафора)
      Словно белою косынкой, 
(сравнение, основанное на олицетворении, эпитет)
      Подвязалася сосна 
(метафора).
      В третьей строфе 
метафора развивается, превращаясь в сравнение:
      Понагнулась, как старушка, 
(сравнение)
      Оперлася на клюку, 
(метафора)
      А над самою макушкой
      Долбит дятел на суку. 
(Реальная картина.)

      В последней строфе мы встречаем 
олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), иметафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль»(олицетворение).
      Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.

А. А. Ахматова

      Стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...»описывает приближение, предчувствие весны. Поэтесса использует различные художественные средства: олицетворение («отдыхает луг», «ветер нежен и упруг»), эпитеты («под плотным снегом», «деревьявесело-сухие», «теплый ветер»). Во втором четверостишии автор рассказывает о своих чувствах так, словно их испытывает не только она, но эти чувства знакомы многим людям. Для этого поэтесса использует глаголы второго лица единственного числа:

...И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Это стихотворение помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий его мир.
      Учтем, что стихотворение написано в 1915 году, когда Ахматовой было 26 лет. При чтении этого стихотворения можно показать ученикам репродукцию известного портрета Анны Андреевны, написанного в 1914 году Н. И. Альтманом (хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).
      Надо учитывать, что с именем А. А. Ахматовой дети встречаются в 6 классе первый раз; именно яркое детское восприятие поэта помогает поддерживать и развивать интерес к нему в старшем возрасте. Если первое знакомство будет мимолетным, неярким, то потом не будет особого желания обращаться к творчеству нового автора.
      Мы рекомендуем выбрать время и прочитать с детьми вслух в классе поэму Ахматовой 
«У самого моря» (1914). Эти восемь страниц поэтического текста станут первой поэмой, с которой познакомятся дети, поэмой загадочной, торжественно-романтической, исполненной драматизма. И когда придет время обратиться к творчеству А. А. Ахматовой более подробно, ученики вспомнят поэму «У самого моря» и их отношение к поэтессе станет более глубоким, осознанным и душевным.

Н. М. Рубцов

      Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Николая Рубцова «Звезда полей». Рубцов не описывает какое-то конкретное время года. Он сосредоточивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру.
      В первой строфе мы видим конкретную картину: морозная ночь, двенадцать часов, зима. Страна спит. Звезда (
олицетворение) смотрит в полынью.
      Во второй строфе поэт пишет, что звезда горит всегда — и «под золотом осенним», «над зимним серебром» (
метафоры).
      В третьей строфе картина словно бы расширяется, и мы видим не одно поле и речку с полыньей, а всю страну и даже планету:

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей Земли...

      Тревога жителей противопоставляется приветливому (эпитет) лучу звезды. Так поэт использует антитезу.
      В четвертой строфе «города, поднявшиеся вдали», противопоставляются русскому полю:

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней.

      Оригинальный эпитет «во мгле заледенелой» соединяется в одно целое с постоянным эпитетом, который употребляется в русских сказках и других произведениях устного народного творчества: «на свете белом». Так в этом стихотворении Николай Рубцов объединяет личные чувства с чувствами своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века.

Цель:выявить особенности образов природы в стихотворениях С.Есенина, понять настроение, чувства поэта в описании природы.пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы п...

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Открытый урок по литературе в 6 классе Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности о...

Презентация для урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Презентация содержит наглядный материал, связанный с творчеством В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова (портреты, краткая информация, тексты анализируемых стихотворений); фотографии, предназначенн...

Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"

На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...