Урок -конкурс "Любимые страницы произведений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова"
план-конспект урока по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Причина Вера Викторовна

Конспект урока-конкурся для обучающихся 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_poezii_lermontova_i_pushkina.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

  Урок-конкурс  «Любимые страницы произведений А.С.Пушкина и   М.Ю.Лермонтова».

Цели:

1.        Пробудить интерес к личностям великих русских  поэтов

2.        Развивать мышление, память, внимательное отношение к слову.

3.        Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, живопись.

4.        Отработать навыки выразительного чтения лирических и прозаических произведений великих русских  поэтов

Задачи :

1.        Способствовать развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству.

2.        Создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.

                                                             Ход урока

1.Вступительное слово учителя

Лирика –особый род литературы, она передает внешние события через «магический кристалл» внутреннего мира поэта. Этот внутренний мир – целая Вселенная» со своей душой.  Стихи читают не для того, чтобы получить оценку на уроке, а для себя, для того, чтобы проникнуть во внутренний мир поэта, следить за мыслями великого человека, учиться его восприятию жизни, его поиску истины, чтобы обогатить себя мудрыми открытиями, а также наполнить душу эмоциями. И тогда поэт может стать читателю близким человеком. А читатель сможет сказать : «Мой Пушкин» или «Мой Лермонтов». . К сегодняшнему уроку вы прочли, осмыслили некоторые стихи Пушкина и Лермонтова. Так кто же вам показался ближе, кто показался созвучным нашему времени: Пушкин или Лермонтов? Мы сегодня и узнаем

2.Представление жюри.

Слово учителя

В октябре исполнилось 205 лет со дня рождения  Михаила Юрьевича Лермонтова: В.Г.Белинский предсказывал историческое бессмертие и славу народного поэта: «Уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы, между толками её о житейских заботах…»  

3.Слайд  программа «Жизнь М.Ю.Лермонтова» 

Специально подготовленный ученик проводит с классом викторину по просмотренному материалу:

Когда и где родился М. Ю. Лермонтов? (В Москве в 1814 году)

Где прошло детство Лермонтова? (Примерный ответ. Мать будущего поэта умерла рано, его воспитывала бабушка – богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева. Детство Лермонтов провел в ее имении – в селе Тарханы Пензенской губернии.)

Где учился Михаил Лермонтов? (Примерный ответ. В 13 лет Лермонтов поступил в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона. Через 2 года он поступил в Московский университет, но закончить его не удалось: Лермонтову пришлось уйти из университета и по настоянию родных поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.)

За что был сослан в первую ссылку Лермонтов? (Примерный ответ. В 1837 году на дуэли был убит Пушкин. Лермонтов откликнулся на эту трагедию стихотворением «Смерть поэта», в котором обвинил царя и его окружение в гибели Пушкина. За это стихотворение Лермонтова выслали на Кавказ.)

В каком году была вторая ссылка Михаила Лермонтова? (В 1840 году – за участие в дуэли с французским посланником.)

Как погиб Лермонтов? (Лермонтов стрелялся на дуэли с Мартыновым, который посчитал оскорбительной шутку Лермонтова. Выстрел Мартынова оказался смертельным.)

4.Слово учителя :

Стихи Пушкина необыкновенно просты, их отличает удивительная художественная прелесть, яркость и ясность образов, заражающая сила чувств, блеск ума, виртуозное владение словесными средствами, «лелеющая душу гуманность», по словам Белинского.

3. Слайд  программа «Жизнь А.С.Пушкина»

Специально подготовленный ученик проводит с классом викторину по просмотренному материалу:

 Когда и где родился А. С. Пушкин? (А. С. Пушкин родился в Москве в дворянской семье в 1799 году.)

Какое учебное заведение окончил Александр Пушкин? (Царскосельский лицей, в 1817 году.)

Назовите самых близких лицейских товарищей Пушкина. (И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер.)

В 1811 году юный Саша Пушкин поступил в Лицей, в котором наставниками лицеистов были А. П. Куницын, А. И. Галич, В. Ф. Малиновский, Я. И. Карцев. Кто из них, по словам Пушкина, заставил его написать для экзамена 1814 года «Воспоминания в Царском Селе»? (А. И. Галич.)

«В математическом классе вызвал его раз … к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы… «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» - «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи». О каком лицейском преподавателе идет речь? (Я. И. Карцев.)

Глубокое впечатление производили на воспитанников пансиона вдохновенные лекции профессора и поэта, автора многих песен и романсов, в том числе песни «Среди долины ровныя…», которая стала народной. Кто этот профессор? (Алексей Федорович Мерзляков.)

За что Пушкина отправили в Южную ссылку? (Примерный ответ. Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Он встречался с молодыми офицерами, вступал в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Царь решил сослать его в Сибирь, но за него вступились друзья, и ссылку в Сибирь заменили ссылкой в Кишинев.)

Кто из друзей первым навестил Пушкина, когда он находился в ссылке в Михайловском? (Первым другом, который приехал в Михайловское, был Иван Иванович Пущин. Он прибыл в Михайловское в январе 1824 года.)

Какова была причина дуэли Пушкина с Дантесом? (Пушкин защищал честь жены, честь семьи. На дуэли он был тяжело ранен и через два дня скончался.)

4.Конкурсное чтение учащимися стихотворений

5.Демонстрация учебного фильма о Бородино

6.Внеконкурсное чтение стихотворения «Бородино» учащимся 4 класса Кобаковым Тимофеем.

7.Подведение итогов, выступление жюри, награждение.

В ходе урока в исполнении  учеников прозвучали следующие стихотворения:

«Зимнее утро», « Узник», отрывок из сказки А.С. Пушкина « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», отрывок из романа «Евгений Онегин», «Смерть поэта», «Тучи» , « Три пальмы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина"

Тема: Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина"...

Презентация урока"История в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова"

Урок межпредметный ( история и литература). Предусматривается работа в группах.; 7 класс...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Открытый урок - исследование по произведениям А.С. Пушкина.

Разработка данного урока предполагает работу сразу двух классов. Один - работает над исследованием произведения А.С. Пушкина " Песнь о Вещем Олеге", другой - работает над исследованием стихотворения ...

Урок литературы по произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

На уроке учащихся знакомятся  с классическим произведением, формируют навыки анализа изучаемого произведения....

Урок-исследование на тему: Особенности изображения батальных сцен в произведениях А.С.Пушкина «Полтава», М.Ю. Лермонтова «Бородино», Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»

На данном уроке анализируется изображение батальных сцен в произведениях А.Пушкина, М.Лермонтова и Л.Толстого, определяется специфика их творческого метода....

Материалы к уроку-конференции по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке»....