В.П. Астафьев. Повесть «Царь-рыба». Человек и природа: единство и противостояние. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества В.П. Астафьева (по рассказу «Людочка»)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Светлана Анатольевна Миронова

Маршрутный лист дистанционного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урока 8326.66 КБ

Предварительный просмотр:

22.04.2020

Тема В.П. Астафьев. Повесть «Царь-рыба». Человек и природа: единство и противостояние.

Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества В.П. Астафьева (по рассказу «Людочка»)

Рекомендовано для просмотра видео

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4034734

Учебник – Литература. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. В 2 частях. Часть 2 | Чалмаев Виктор Андреевич, Зинин Сергей Александрович - с.382-403

  1. Посмотреть видео
  2. Прочитать теоретический материал об истории появления слова «царь -рыба»

Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые. Почему же испытание Игнатьичу пришлось пережить не просто с рыбой, а с царь – рыбой?

Разберемся вначале, что означает это выражение «царь-рыба». Такое выражение не единственное в русском языке: «царь-девица» (у А. С. Пушкина), царь зверей, царь природа. Оно, скорее всего , означает вершину иерархии, всемогущество, силу, которой необходимо подчиниться.

Во – вторых, в языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду. «Со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбе...» Последние слова этой цитаты – традиционное фольклорное иносказание. Вместо прямого названия «осётр» даётся косвенное, описательное «царь-рыба». Это обозначение мощного существа, от которого зависит жизнь и благополучие рыбака.

Образ рыбы в произведении Астафьева возник не случайно и насыщен символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней (на рыбке) держится земля, все мироздание, с её смертью наступает катастрофа, вселенский потоп. «Когда кит-рыба потронется, тогда мать-земля всколеблется, тогда белый свет наш покончится…» именно это фольклорный мотив – «рыбы, на которой держится вся Вселенная и которая всем рыбам мати» - является в произведении В. П. Астафьева ведущим и символизирует природу, ту основу жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».

  1. Прочитать отрывок из повести «Царь-рыба» и ответить на вопрос «Как вы думаете, почему Игнатьич не отпустил рыбу? Встречались ли вам в жизни жадные люди?» (8-10 предложений)

Шла тяжелая, крупная рыбина, била по тетиве редко, уверенно, не толкалась попусту, не делала в панике тычков туда-сюда. Она давила вглубь, вела в сторону, и чем выше поднимал ее Игнатьич, тем грузнее она делалась, остойчивей упиралась. Добро, хоть не делала резких рывков – щелкают тогда крючки о борт, ломаются спичками, берегись, не зазевайся, рыбак, – цапнет удой мясо иль одежду, ладно, крючок обломится, ладно, успеешь схватиться за борт, пластануть ножом капроновое коленце, которым прикреплена к хребтовине самолова уда, иначе...

Незавидная, рисковая доля браконьера: возьми рыбу да при этом больше смерти бойся рыбнадзора – подкрадется во тьме, сцапает – сраму наберешься, убытку не сочтешь, сопротивляться станешь – тюрьма тебе. На родной реке татем живешь и до того выдрессировался, что ровно бы еще какой, неведомый, дополнительный орган в человеке получился – вот ведет он рыбу, болтаясь на самоловном конце, и весь в эту работу ушел, азартом захвачен, устремления его – взять рыбу, и только! Глаза, уши, ум, сердце – все в нем направлено к этой цели, каждый нерв вытянут в ниточку, через руки, через кончики пальцев припаян рыбак к тетиве самолова, но что-то иль кто-то там, повыше живота, в левой половине груди живет своей, отдельной жизнью, будто пожарник, несет круглосуточно неусыпное дежурство. Игнатьич с рыбиной борется, добычу к лодке правит, а оно, в груди-то, ухом поводит, глазом недреманным тьму ощупывает. Вдали огонек мелькнул, оно уж трепыхнулось: какое судно? Опасность от него? Отцепляться от самолова? Пускать рыбину вглубь? А она, живая, здоровенная, может изловчиться и уйти. Напряглось все в человеке, поредели удары сердца, слух напружинен до звона, глаз силится быть сильнее темноты, вот-вот пробьет тело током, красная лампочка внутри заморгает, как в пожарке: "Опасность! Опасность! Горим! Горим!"

Пронесло! Грузовая самоходка, похрюкивая, будто племенной пороз со свинофермы Грохотало, прошла серединой реки. Следом грустный кораблик неспешно волокся, музыка на нем играла однотонная, протяжная, на вой метели похожая, и под эту музыку на верхней, слабо освещенной палубе умирали три парочки, плотно сцепившись перед кончиной и уронив друг дружке бессильные головы на плечи. "Красиво живут, – Игнатьич даже приостановил работу, – как в кино!"

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос по повести «Царь-рыба» (8-10 предложений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

laquo;Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...

Урок по Виктору Астафьеву по повести "Царь-рыба"

Урок с презентацией , буклетом...

"Духовно-нравственные проблемы в повествовании в рассказах В.П. Астафьева "Царь-рыба"

            Кто уж только не говорил, что художник – это его время. И слава Богу, не переводятся на Руси художники, которые несут в себе ...

Проблема психологизма в изображении человека и природы в раннем творчестве А.П.Чехова.

В поэтике Чехова огромную роль играет природа. Вся энергия художника, считал  писатель, должна быть обращена на две силы: на человека и природу....

«Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море».

Конспект урока литературы в 11 классе, на котором производится сопоставительная характеристика произведений русской и зарубежной классики...

Человек и природа в книге В.П. Астафьева "Царь-рыба"

Данная презентация может быть использована в 11 классе на обзорных уроках по изучению литературы XX века, а именно творчества В.П. Астафьева. Она знакомит с историей создания повествования в рассказах...

Методические разработки. Основные причины и проблемы вынужденного автономного существования человека в природе

Нередко случается так, что человек оказывается по воле случая один на один среди дикой природы, «выпадает» из привычных условий проживания, лишается привычного образа жизни. Трудно предста...