Проблема психологизма в изображении человека и природы в раннем творчестве А.П.Чехова.
методическая разработка (литература) по теме

Чурашова Людмила Петровна

В поэтике Чехова огромную роль играет природа. Вся энергия художника, считал  писатель, должна быть обращена на две силы: на человека и природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чурашова Л.П.,

учитель русского языка и литературы

г. Новочебоксарск

Проблема психологизма

в изображении человека и природы

в раннем творчестве А.П.Чехова

Мир художественного произведения. 

В поэтике Чехова огромную роль играет природа. Вся энергия художника, считал Чехов, должна быть обращена на две силы: на человека и природу. В его творчестве, от ранних рассказов до «Вишневого сада», разворачивается и трагедийный конфликт: пересыхают реки, редеют леса и сады, «а новое не растет. Что  вырастет, то сейчас его рубят; сегодня взошло, а завтра, гляди, и срубили люди – так без конца краю…» («Свирель», 1887).

        Герой другого рассказа перед смертью вспоминает, что прежде на лысой горе синел старый сосновый бор, у реки, где теперь стоит одинокая березка, «молоденькая и стройная, как барышня», был крупный березовый лес, и приходит к выводу, что от жизни человеку одни убытки, а от смерти – польза…

        Человек должен посадить и вырастить хотя бы одно деревце, иначе порвется связь времен и наступит опустошение – утверждает Чехов. «Вы безрассудно рубите леса, и скоро на земле ничего не останется. Точно так вы безрассудно губите человека, и скоро, благодаря вам, на земле  не останется ни верности, ни чистоты, ни способности жертвовать собою…» («Дядя Ваня»).

        Природа для Чехова – част его существования. Времена года – важные этапы жизни. Любая перемена погоды – явление, равноценное литературным, общественным делам: о дожде, снеге он упоминает в письмах в одном ряду с ними. Свою связанность с природой он всю жизнь ощущал очень остро: его настроение барометрически реагировало на погодные изменения. Наверное, поэтому, читая рассказы Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, тесные дома, серенькие люди. Все так странно одиноко, неподвижно и бессильно… Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой.

        Природа в художественном произведении живет в сопоставлениях – то прямых, то контрастных - с психологическими, социальными особенностями человеческой жизни.

        В искусстве немало художников, считающих природу духовным и чуть ли не разумным существом. Тургенев и Толстой во многих своих произведениях, сравнивая жизнь людскую с природной, думают о превосходстве естественных законов над общественными, о благотворном подчинении человека этим законам: «Должно учиться у природы её правильному и спокойному ходу, её смирению».

        На эту философско-нравственную традицию и ориентируется больше и, прежде всего, когда изображает природу, делая её одним из главных персонажей своих произведений. Однако Чехову чужда идея смирения человека перед стихией природы, растворения человеческой воли и активности в «бездейственной тиши». Природа для Чехова – олицетворение той мощи, которой недостает его героям. И вводя ее в художественный мир произведения, он вводил тем самым оценочный критерий тому, что совершают в этом мире его персонажи.

Природа - главный персонаж в рассказах А.П.Чехова.

О природе писали многие художники слова. Но сейчас нам, пожалуй, важнее опыт Чехова, который рассказывал не об уникальной жизни человека наедине с природой в краю непуганых птиц, а о повседневном общении с ней человека современной цивилизации в условиях города, квартиры, пригородной дачи.

        Природа в понимании Чехова одухотворена. Деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди. Они огорчаются, радуются, волнуются, грустят.

        Среди ранних рассказов Чехова есть очерк «На волчьей садке» (1882), где описывается жестокое зрелище – травля волков, устроенная на Ходынском поле в Москве: «Волк… осматривается…Нет спасения! А ему так хочется жить» Хочется жить так же сильно, как и тем, которые сидят на галерее, слушают его скрежет зубовный и глядят на кровь». В чеховское время так не писал никто.

        Волчиха из «Белолобого» - домашнее, понятное, чадолюбивое существо: «Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы без нее кто не обидел волчат… Её мучил голод, голова разболелась от собачьего лая…».

        Прибегая к приему антропоморфизма в изображении природы, Чехов не искажает естественных свойств животных, не приписывает им того, что им не свойственно. С таким же мастерством он описывает и неодушевленные предметы. Так, в рассказе «На реке» описывается ледоход. Чехов показывает, как «одна большая льдина… долго не пускает мост от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти… вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами… Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страшную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в ничто».

        Мысль о неразрывной связи природы с жизнью человека присутствует и в рассказе «Ванька». Главный герой вспоминает о своей жизни в деревне. Воспоминания уводят его в счастливое время, когда они с дедом ходили в лес за елкой для господ. «Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал… Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать…». Герой рассказа видит в природе истинное человеческое содержание. Совершенно не удивительно то, что Ванька, тоскуя о  дедушке, вспоминает и о деревенских собаках – Вьюне и Каштанке. Мальчик считает, что «Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, но под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство». Когда же дед дае собакам «понюхать табаку», Каштанка «чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает…». Читатель видит, что мальчик любит своих питомцев родственной любовью. Ему чужды люди, у которых он сейчас живет, потому что здесь «все колотят его», «а скука такая, что и сказать нельзя…Пропащая жизнь, хуже всякой собаки…».

Мотив одиночества и непонимания смысла жизни в судьбах героев.

        Природа у Чехова отзывчива к человеку в горе и в радости: к влюбленным из темной травы, слабо освещенные полумесяцем, тянутся сонные тюльпаны и ирисы, точно прося, чтобы и с ними объяснились в любви.  В рассказе «Агафья» мягкий, махровый цветок на высоком стебле коснулся щеки, как ребенок, который хочет дать понять, что не спит.

         У Чехова существенным злом является непонимание друг друга и одиночество людей. Этот мотив незащищенности, бесприютности живых человеческих чувств присутствует во многих произведениях писателя.

        В рассказе «Тоска» Чехов повествует о городском извозчике, Ионе Потапове, который после смерти сына остался совсем один. Ему не с кем разделить горе, потому что толпы людей бегут мимо, не замечая ни его, ни тоски, которая настолько громадна, что не знает границ. Иона пытается рассказать о своем горе людям, которые садятся в его сани, но они не сочувствуют и даже бьют по голове. В конце концов, Иона осознает, что «обращаться к людям бесполезно. Он идет в конюшню, где стоит его лошадь, начинает разговаривать с ней, «увлекается и рассказывает все…» А «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина».

        На протяжении рассказа герой ищет человеческое участие среди людей, а находит его в своей лошаденке. Человек в рассказе Чехова раскрывает свои думы, чувства, мысли не иначе, как, тесно соприкасаясь с природой, которая предстает самостоятельно, как активное начало, сама жизнь, и человек успокаивается. Природа указывает человеку путь из жизненного тупика, из состояния отчаяния, помогает встать на твердую почву.

        В рассказе «Каштанка» Чехов утверждает, что животное переживает разлуку с близкими так же, как и человек. Он описывает страдание собаки так наглядно, что заставляет и читателя грустить и терзаться вместе с ней. Размышляя над событиями, которые произошли с Каштанкой, невольно задаешься вопросом, почему собака убежала от дрессировщика, который так сытно кормил и не обижал её. Почему она вернулась к полуголодному существованию в квартиру столяра? Наверное, потому, что у Федора Тимофеевича она была одинока. Совсем другие отношения были в семье столяра, где отец с сыном вместе коротали вечера, Федюшка играл с Каштанкой, а Лука Александрович читал газету… В конце рассказа мы видим, как Каштанка вновь возвращается домой. Она идет за своими хозяевами, глядит «им обоим в спины и ей кажется, что она уже давно идет за ними и радуется, что   жизнь её не обрывалась ни на минуту».

        В творчестве молодого Чехова  возникает особый низменный мир, где все люди одинаково забавны и одинаково ничтожны, одинаково глупы, по мелкости своей они не заслуживают даже обличения, с них довольно и смеха. И все же писатель старался разглядеть в человеке едва заметные проблески сознательного отношения к жизни.

        Чехов понимал, что путь к идеальному человеку долог и труден. Поэтому писатель высоко ценил первые шаги людей на этом пути. В рассказе «Страх» герой говорит: «Когда я лежу на траве и долго смотрю на козявку, которая родилась только вчера и ничего не понимает, то мне кажется, что её жизнь состоит из сплошного ужаса, и в ней я вижу самого себя». И тут нет ничего удивительного. Что, кроме ужаса, может испытывать человек, ничего не понимающий в себе самом и окружающем мире? Но  в природе ему открывается то, что происходит с ним самим, а это уже начало пути от одиночества к людям. Ведь высшим благом в мире чеховского творчества является единство человека с людьми, разумная осмысленная жизнь. Высшее зло – отчуждение, обособленность и «жизнь беспросветная», как у козявки, которая «состоит из сплошного ужаса».

        

Поэтические средства выражения положительного идеала в произведениях писателя.

        В рассказах о простых людях из народа Чехов стремится показать таящиеся под покровом невежества, темноты и забитости залежи духовного богатства и красоты человека. Люди из народа подтверждают чеховскую веру в человека, Чем больше втянут человек в призрачную, условную жизнь общества, тем больше он обезличен и опустошен, и, напротив, чем он дальше от этой жизни и ближе к природе, тем сильнее в нем естественно-человеческие чувства добра, справедливости, красоты, мечты о свободе и счастье.

        Эти чувства живы не только у простых людей, близких природе, но и у детей. Все то мелкое, ненужное, оскорбительное для человека, к чему притерпелись взрослые люди, в чем они видят привычную и неизбежную форму жизни и отношений между людьми, становится странным и ненатуральным для маленького человека.

        В рассказе «Мальчики» (1887) события преломляются сквозь призму детского сознания, причем Чехов прибегает для этого  к чрезвычайно простым и лаконичным художественным средствам. «Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало на самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чашке. В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз» Как видно из примера, в повествование введена детски-наивная образность.

        Рассказы «Кухарка женится» (1885) и «Гриша» (1886) построены на столкновении непосредственного сознания с миром взрослых людей, чуждым и непонятным им.

        Г.Я.Бялый считает, что Чехов в этих рассказах близок к Толстому, который в эти же годы «охотно ставил ребенка в положение судьи взрослых и образца для них».

        Но Чехов чаще прибегает к другому, более сложному прему. Показывая восприятие мира ребенком, - писатель переводит его в некое универсальное видение мира и суждение о нем. «А вот на холме, - читаем мы в повести «Степь», - показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь – бог его знает. От его стройной фигуры и зеленой одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метель, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное – всю жизнь один, один…»

        Чьи это мысли и переживания – автора или читателя, может быть, всякого одинокого человека?

        Таков стилистический прием. Прибегая к безличным оборотам, Чехов достигает зыбкости и неопределенности повествования, но именно эта неопределенность и служит мостиком, объединяющим мысли и переживания Егорушки с мыслями и переживаниями автора, а вместе с тем и читателя.

        Таким образом, в произведениях Чехова слабый и приниженный в обществе человек вдруг ощущает себя свободным и сильным, когда он вступает в непосредственное общение с природой. Природа, следовательно, в отличие от человеческого общежития, не принижает, а распрямляет человека, духовно обогащает его. Таков чаще всего прямо не высказанный смысл сближения человека с природой, к которому Чехов прибегал в своих ранних рассказах.

Литература.

 

Г.П.Бердников. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. Изд-во «Художественная литература» Ленинградское отделение, Ленинград. 1970.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

урок литературы. Проблема личной ответственности человека за свою жизнь.( По рассказу А.П. Чехова "Ионыч".

Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А. П. Чехова  " Ионыч"...

Урок литературы в 10 классе по творчеству А.П.Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."

А.П.Чехов - это трогательная страница русской культуры, нежной и изящной, которой мы справедливо гордимся как драгоценным и неотъемлемым достоянием русского духа и русского народного гения. Каким чело...

Особенности изображения мира большого города в раннем творчестве В. Маяковского

Работа посвещена исследованию урбанистической темы дооктябрьского творчества В.Маяковского....

Методические разработки. Основные причины и проблемы вынужденного автономного существования человека в природе

Нередко случается так, что человек оказывается по воле случая один на один среди дикой природы, «выпадает» из привычных условий проживания, лишается привычного образа жизни. Трудно предста...

План конспект урока Проблема личной ответственности человека за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Целью урока является анализ рассказа Чехова «Ионыч». Рассмотреть степень личной ответственности героя за свою жизнь и раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оску...