Особенности изображения мира большого города в раннем творчестве В. Маяковского
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) на тему

Работа посвещена исследованию урбанистической темы дооктябрьского творчества В.Маяковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урбанистическая тема.43.59 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)

город Радужный

Научно-исследовательская  работа

на XVI городскую научно-практическую

конференцию молодых исследователей

«Шаг в будущее»

  Особенности изображения мира большого города в раннем творчестве В. Маяковского

Автор  работы:                                

Ковтун Елена Леонидовна

9А класс

Муниципальное Бюджетное  

Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

 Руководитель:                                

Левченко Татьяна Константиновна,

учитель русского языка и литературы

Муниципальное Бюджетное  

Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

                                                                               

                                         

        2016 год

Оглавление

Введение        

I. Изображение города в ранней лирике В.Маяковского        

II. Одиночество лирического героя в большом городе        

III. Социальные мотивы в творчестве раннего Маяковского        

Заключение.        

Список литературы.        


Введение

В.Маяковский - один из самых ярких поэтов начала XX века, времени глубоких социальных перемен. Нам очень интересно его самобытное творчество, оказавшее большое влияние на поэзию XX века.

Актуальность исследования: стремительный рост городов – одна из примет современной жизни. Процесс урбанизации превратился сегодня в глобальное явление, породившее общество потребителей, главной ценностью которых стали деньги. Высокая концентрация населения в городах - причина разобщенности людей, источник социальной напряжённости. Ещё в начале XX века Владимир Маяковский предупреждал нас об опасностях, которые таит в себе мир большого города.

Объект исследования: тема города в раннем творчестве В.Маяковского.

Предмет исследования: художественное своеобразие урбанистической темы.  

Гипотеза: если проанализировать раннее творчество В.Маяковского, то станет ясно, что образ города рисуется поэтом как трагическое и апокалипсическое пространство.

Цель: выяснить, в чём особенности изображения урбанистической темы в дооктябрьском творчестве В.Маяковского.

Задачи:

- подобрать и проанализировать литературу по теме «Особенности изображения мира большого города в раннем творчестве В.Маяковского»;

- провести исследование произведений данной темы;

        - дать характеристику образу лирического героя;

        - изучить главные мотивы в рамках городской темы дооктябрьского творчества поэта.

Методы исследований: эмпирический, изучение и анализ литературы, сравнительный, исторический, причинно-следственный анализ, обобщение.

Практическая значимость: работа может быть использована на уроках литературы, элективных курсах, а также для проведения дальнейших исследований.

Новизна исследования заключается в том, что в нашей школе данная тема впервые становится предметом исследования.


I. Изображение города в ранней лирике В.Маяковского

... И уже отзывный гул прилива

Слышался, когда ты нам читал,

Дождь косил свои глаза гневливо,

С городом ты в буйный спор вступал.

   А.Ахматова

Владимир Маяковский начал свою творческую деятельность в среде футуристов, проявлявших особый интерес к эстетике города, который в результате технического прогресса менялся до неузнаваемости.  «Поэзия футуризма, – считал В.Маяковский, - это поэзия города, современного города. <…> Город заменяет природу и стихию. Город сам становится стихией, в недрах которого рождается новый, городской человек. Телефоны, аэропланы, экспрессы, лифты, <…>, тротуары, фабричные трубы, каменные громады, копоть и дым – вот элементы красоты в новой городской природе». [1]

В своих стихах Маяковский создаёт причудливые урбанистические пейзажи: васильки цветут на обоях, а не на лугу, маки - на фаянсовых чайниках, златокудрые брюквы - на вывесках. А природа, напротив, становится ущербной: «луна дряблая», «вытекший глаз солнца». Солнце и луна теперь никому не нужны, вместо них - уличные фонари и горящие окна домов. Живой мир заменяется искусственным, мёртвым, который поэт пытается оживить и озвучить:

Адище города окна разбили

на крохотные, сосущие светами адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,

над самым ухом взрывая гудки.[2]

        («Адище города,1913)

Дома, улицы, трамваи, фонари, водопроводные трубы - вот что окружает человека в городе. Даже музыку автор предлагает сыграть не на флейте, а на водосточной трубе. Город наполнен звуками, всё вокруг находится в непрерывном движении: грохочет, несётся, скрежещет.

                                    По эхам города проносят шумы

                                    на шепоте подошв и на громах колёс…[3]

                                     («Шумы, шумики, шумищи»,1913)

При этом предметы городского быта приобретают у Маяковского деформированные, даже уродливые черты: «гроба домов», площадь «кривая», улица «провалившаяся».  Город таит в себе агрессию, он не щадит никого, это город - ад:

        А там, под вывеской, где сельди из Керчи -

        сбитый старикашка шарил очки

        и заплакал, когда в вечереющем смерче

        трамвай с разбега взметнул зрачки.[4]

        («Адище города,1913)

Люди, незаметные среди громады домов, трамваев, афиш, жалки и ничтожны, они оказались заложниками города.

Мы завоёваны!

Ванны,

Души,

Лифт.[5]

(«Из улицы в улицу!,1913)

И всё - таки поэт верит, что:

…если звёзды

зажигают –

значит это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

что бы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?![6]

 («Послушайте!»,1914)

        

        

II. Одиночество лирического героя в большом городе

Лирический герой чувствует себя в большом городе одиноким, беззащитным. Он рвётся к людям: «Не высидел дома. / Анненский. Тютчев. Фет. / Опять, тоскою к людям ведомый / иду / в кинематографы, в трактиры, в кафе.»[7] («Надоело»,1916)

 Но вокруг него толпа.  Именно о них, людях из толпы, пишет поэт в своём стихотворении: «Через час отсюда в чистый переулок / вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…»[8] («Нате»,1913)

Город испортил людей, заразил их алчностью, жаждой обогащения. Вокруг только жующие существа: «старательно работает над телячьей ножкой / загадочнейшее существо.»[9] («Надоело»,1916)

Или «два аршина безлицого розового теста», у которого нет души:

Нет людей.

Понимаете

крик тысячедневных мук?

Душа не хочет немая идти,

а сказать кому? [10]

(«Надоело»,1916)

От увиденного ужаса «сердце в исступлении, рвёт и мечет»,[11] лирический герой готов расцеловать трамвай, в котором он увидел больше жизни, чем в любом из окружающих его людей:

Брошусь на землю,

камня корою

В кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

 Истомившимися по ласке губами

тысячью поцелуев покрою

умную морду трамвая.[12]

 («Надоело»,1916)

Лирический герой противопоставляет себя толпе – он другой, он поэт, у него душа – бабочка, а толпа:

Вы все на бабочку  поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.[13]

 («Нате»,1913)

        Лирический герой не готов прозябать в серой действительности, он хочет изменить окружающий мир и для этого преображает, расцвечивает его:

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана…

Я показал на блюде студня

косые скулы океана.[14]

 («А вы могли бы?»,1913)

        Лирический герой выбирает свободу, бушующий океан! Обыватель – «дома – скорлупки», счёт в банке, студень, борщ. Первый наделён «острым зрением», удивительными способностями, он может всё, даже сыграть ноктюрн на водосточной трубе; второй - со своим «куцым зрением», примитивностью - пошл и безобразен, ни на что не способный.

Поэтому в душе лирического героя зреет протест, он превращается в «грубого гунна», который бросает вызов обществу, он готов плюнуть всем в лицо:

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.[15]

 («Нате»,1913)

Лирический герой уже не может совладать с собой, из его горла вырывается крик отчаяния, крик беспомощности, который переходит в рыдание:

Кричу кирпичу,

слов исступленных вонзаю кинжал

в неба распухшего мякоть:

<…>

Людям страшно – у меня изо рта

шевелит ногами непрожеванный крик.

<…>

Иду один рыдать[16]

 («Я»,1913)

Боль и одиночество – вот что чувствует лирический герой в большом городе:

Это душа моя

клочьями порванной тучи

в выжженном небе

на ржавом кресте колокольни!

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека![17]

 («Я»,1913)

          Поэтому у поэта рождаются «не слова – судороги, слипшиеся комом»,[18] переходящие в вой, а затем лай собаки: «Ну, это совершенно невыносимо! / Весь как есть искусан злобой. / < …> / взял бы / и всё обвыл. / <… >/ И когда, <…> толпа навалилась, / огромная, / злая, / я стал на четвереньки и залаял: / Гав! Гав! Гав!»[19] («Вот так я и сделался собакой»,1915)

         «…Город для Маяковского не восторг, не пьянящая радость, а распятие, Голгофа, терновый венец… - писал Корней Чуковский, - хорош урбанист, певец города – если город для него застенок, палачество!»[20]

Но рядом с безобразным, пошлым есть и другое, чистое, просветлённое - это мечта лирического героя о будущем. Он надеется, что всё изменится: «иная окажется родина» и это надежду он возлагает на простых людей, «каторжан города - лепрозория», которые «от копоти в оспе», но чистые душой.

Мы чище венецианского лазорья,

морями и солнцами омытого сразу![21]

 («Облако в штанах»,1914-1915)

III. Социальные мотивы в творчестве раннего Маяковского

В ранних стихотворениях В.Маяковский описывает город, который душит, давит, калечит людей, изживая в них всё человеческое. Почему город представляется поэту таким деформированным и кровожадным? Виной всему социальное неравенство: с одной стороны - нищие и обездоленные, с другой – праздные и жирующие. «Золотолапый микроб» - рубль – вот что отравляет душу человека, обрекает его на гибель».[22] 

Рвясь из меридианов,

 атласа арок,

пенится,

звенит золотоворот

франков,

долларов,

рублей,

крон,

иен,

марок.[23]

(«Человек»,1916-1917)

Сам поэт презирает «чистую публику» и объявляет себя крикогубым Заратустрой, защитником «голодненьких и потненьких». Он не там, где комфорт и богатство.  «Я – где боль, везде».

В. Маяковский создаёт собирательный образ ненавистных ему буржуа: с «брюшком обвисшим и гаденьким», с «пухлыми губами», а вокруг «суетятся рабочие», создавая для «жирных» богатство и комфорт.

Ощущение катастрофичности усиливает война 1914г. Поэт ясно «…увидел фальшь и лицемерие, лжепатриотизм буржуазной публики и открыто, гневно обвинил её в этом.»[24]

Вам, проживающим за оргией оргию,

имеющим ванную и тёплый клозет!

Как не стыдно о представленных Георгию

Вычитывать из столбцов газет?![25]

(«Вам»,1915)

        Потрясающими выглядят картины города во время войны:

…на площадь, мрачно очерченную чернью

багровой крови пролилась струя!

<…>

А с запада падает красный снег

сочными клочьями человеческого мяса.[26]

(Война объявлена»,1914)

 А между тем «гниёт земля, / ламп огни ей / взрывают кору горой волдырей; / дрожа городов агонией, / люди мрут / у камня в дыре»[27] («Война и мир»).

 Город оказывается на грани катастрофы. «Отмщалась над городом чья-то вина»,[28] «даже переулки засучили рукава для драки»,[29] «морду в кровь разбила кофейня»,[30] в «домах-скорлупах» укрылись «жирные».

Видеть и осознавать всё это - было мукой и тяжелым испытанием для Маяковского. Его не устраивал существующий миропорядок, он мечтал изменить его. Поэт верил, что наступит время, когда люди будут другими, когда город будет другим, когда жизнь будет другой.

И этой мечтой пронизано всё раннее творчество В.Маяковского…


Заключение

Как одно из направлений русской поэзии футуризм возник на рубеже XIX-XX веков. Внимание раннего Маяковского к теме города было обусловлено урбанистическими тенденциями футуризма.

Выдвинутая гипотеза подтверждена: город у В.Маяковского - это трагическое и апокалипсическое пространство. Это город, создающий искусственную реальность, сковывающий свободу, убивающий всё живое.

Научная новизна данной работы заключается в том, что в нашей школе впервые было проведено исследование урбанистической темы в раннем творчестве В.Маяковского.

Приступая к исследованию, мы ставили перед собою цель выяснить, в чем особенности изображения урбанистической темы в дооктябрьском творчестве В.Маяковского.

 В результате проделанной работы были сделаны определённые выводы:

1). Урбанизм в раннем творчестве поэта вернее было бы назвать антиурбанизмом, такой силы отрицательным зарядом он обладал. Город у поэта - это адище. Он отчуждает людей, превращая их жизнь в трагедию одиночества. Лирический герой Маяковского потрясён окружающей его действительностью. Ему неуютно и жутко в этом бурлящем городе, заменившем современному человеку природу. Живой мир вытесняется миром искусственным.

2). Город заразил людей алчностью и жаждой обогащения. Вокруг лирического героя равнодушная толпа, которой он бросает свой вызов. Лирический герой хочет изменить мир, но не в состоянии это сделать, а потому чувствует одиночество и боль.

3). Главная задача всего дооктябрьского творчества В.Маяковского – раскрыть духовное богатство и превосходство лирического героя над отвергаемым буржуазным миром и городом как воплощением социальной несправедливости.

Творчество Владимира Маяковского противоречиво и спорно, но он навсегда останется одним из величайших русских поэтов.


Список литературы

  1. Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.
  2. Материал с сайта «Русская литература. URL» [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.fplib.ru/literature/index.html/ Дата доступа 24.01 16
  3. Смирнова Л.А. Русская литература конца XX-начала XX века, М.: Просвещение, 1993.
  4. Чуковский К. Эгофутуристы и кубофутуристы. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания/Сост. И.Терёхина, А. Зименков.- М.: Наследие, 2000.
  5. Тимофеева Л. Системность поэтики Маяковского//В мире Маяковского. Сб. статей. Кн.2.
  6. Михайлов А. Маяковский.-М.: Молодая гвардия,1988.

[1] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.- С. 453.

[2] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.- С.55.

[3] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.- С.54.

[4] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.- С.54.

[5] Материал с сайта «Русская литература. URL» [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.fplib.ru/literature/index.html/ Дата доступа 24.01 16

[6] Материал с сайта «Русская литература. URL» [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.fplib.ru/literature/index.html/ Дата доступа 24.01 16

[7] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.- С.112.

[8] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.- С.56.

[9] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.-С.112.

[10] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.-С.112.

[11] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.-С.112.

[12] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.-С.112.

[13] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.-С.56.

[14] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит., 1955.-С.40.

[15]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.56.

[16]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.45.

[17]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.48.

[18] Смирнова Л.А. Русская литература конца XX-начала XX века,М.: Просвещение, 1993.-С.372.

[19] Материал с сайта «Русская литература. URL» [Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.fplib.ru/literature/index.html/ Дата доступа 24.01 16

[20] Чуковский К. Эгофутуристы и кубофутуристы. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания/Сост. И.Терёхина, А. Зименков.- М.: Наследие,2000.-С.300.

[21]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.184.

[22] Тимофеева Л. Системность поэтики Маяковского//В мире Маяковского. Сб. статей. Кн.2.-С-12.

[23] Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит. 1955.- С.251.

[24] Михайлов А. Маяковский.-М.: Молодая гвардия, 1998.-С.122.

[25]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.75.

[26]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.64.

[27]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.216.

[28]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.157.

[29]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.158.

[30]Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13т.-Т.1.-М.: Худож. лит.-С.64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема психологизма в изображении человека и природы в раннем творчестве А.П.Чехова.

В поэтике Чехова огромную роль играет природа. Вся энергия художника, считал  писатель, должна быть обращена на две силы: на человека и природу....

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"

Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы  в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и тв...

Конспект урока немецкого языка в 7 классе на тему "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе"

Данная методическая разработка может быть использована доля проведения урока немецкого языка в 7 классе по теме: "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе" в рамках работы по ФГОС. Использованы с...

Урок литературы в 9-м классе "«Я» и «ОНИ»" (ранняя лирика В. Маяковского)

Урок литературы в 9-м классе "«Я» и «ОНИ»" (ранняя лирика В. Маяковского)Тип урока: комбинированныйЦель урока: интерпретация художественного текста.Задачи:- расширить знания о жизненном и творческом п...

Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского)

Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского) Тип урока: комбинированный Цель урока: интерпретация художественного текста....