Технология ассоциативного мышления на уроках литературы( метод. копилка)
презентация к уроку по литературе (6, 7 класс)

Глотова Светлана Александровна

В презентации предложены  приёмы технологии асоциативного мышления на примере рассказов А.П.Чехова.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение метода ассоциативного мышления на уроках литературы (методическая копилка) Цель: Познакомить с возможностями применения метода ассоциативного мышления в инновационном обучении. Задачи: определение специфики метода ассоциативного мышления, выявление его функций при изучении литературного произведения. показать возможности метода ассоциативного мышления при изучении творчества А.П.Чехова; раскрыть роль ассоциативного мышления в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, колонки (для музыкального сопровождения)

Слайд 2

актуальность Очень важно создать в процессе освоения литературы как вида искусства условия для развития самостоятельно мыслящей личности с развитым ассоциативным, образным мышлением, а также для формирования у обучающихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений. Нынешним ученикам нужна помощь в восприятии духовной информации. Поэтому вопрос развития у учащихся ассоциативного мышления в равной степени актуален, как и вопрос проблемного обучения или дифференцированного подхода в обучении. Чем лучше развивается ассоциативное мышление, тем более чутким и вдумчивым читателем становится нынешнее поколение.

Слайд 3

практикум - Внимание! Черный ящик . В нём находятся предметы, назвать которые вы сможете, проанализировав ассоциации, которые возникли у вас в связи с этими предметами. пенсне (стекло, круглый, переносица, шнурок или цепочка, интеллигент, старомодно, протереть) чернильница (клякса, перо, лист бумаги, прибор, писать, сосуд, наполнять) фонендоскоп (доктор, халат, шея, слушать, сердце) Эти предметы имеют отношение к великому русскому писателю XIX века, новеллисту и драматургу, человеку, однажды сказавшему: «Краткость – сестра таланта». Назовите имя этого писателя. (А.П.Чехов) Можно предложить учащимся вспомнить страницы биографии А.П.Чехова, так или иначе связанные с этими предметами

Слайд 4

Ассоциации по слову-стимулу Называются слова из произведений. Учащиеся должны узнать название рассказов А.П.Чехова Зуб, фельдшер, дьячок ( «Хирургия») Вокзал, херес, гимназисты («Толстый и тонкий») Зуб, овёс, генерал ( «Лошадиная фамилия») Извозчик, лес, землемер ( «Пересолил») Крыжовник, базар, палец, шинель («Хамелеон») Гайка, судья , грузило («Злоумышленник») «Размазня» Подобные задания можно использовать в разных классах , н-р . 8 класс – «О любви» 9 класс – «Смерть чиновника», «Тоска» 10 класс – «Человек в футляре», «Дом с мезонином», Дама с собачкой», «Студент», «Случай из практики», «Черный монах», « Ионыч », «Вишнёвый сад»

Слайд 5

Типы ассоциаций Слово «ассоциация» означает «союз, связь» между явлениями. 1. Ассоциации по смежности (восприятия или представления могут вызывать другие представления, которые когда-то переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними). Задания для всего класса: Вспомним рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Два старинных гимназических друга встретились на вокзале. Встреча вызывает поток воспоминаний, подчиненных принципу смежности.Что вспомнили друзья о своей юности ?

Слайд 6

текст «В гимназии вместе учились! - продолжал Тонкий. – Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папиросой прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил».

Слайд 7

Типы ассоциаций 2. Ассоциации по сходству (представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с прежними). Вспомним другой рассказ Чехова – «Мальчики». О чём вспоминает Маша при взгляде на Чечевицына ? Один из героев рассказа - Чечевицын,он же « Монтигомо Ястребиный коготь», вызывает у Маши,маленькой сестры товарища, преимущественно гастрономические ассоциации. Маша, при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу» или «А у нас чечевицу вчера готовили».

Слайд 8

Типы ассоциаций 3 .Ассоциации по контрасту (представления могут вызывать представления, в чем-либо противоположные, более или менее контрастирующие с имеющимися). Вернемся к этому же рассказу. Какая ассоциация возникла у Володи, друга Чечевицына , когда он пил чай ,глядя на самовар. (Сообщник и друг Чечевицына , Володя, пока сидел за чаем, обратился к сестрам только раз, да и то с какими-то странными словами. Он указал пальцем на самовар и сказал: «А в Калифорнии вместо чаю пьют джин».)

Слайд 9

Задания группам (по произведению А.П.Чехова «Хамелеон») I ГРУППА Задание 1 «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой - Объясните значение выделенного слова. - Что входило в обязанности полицейского надзирателя?

Слайд 10

Работа со словарной статьёй « Толковый словарь русского языка» под ред. С.И.Ожегова НАДЗИРА́ТЕЛЬ, -я, м. Должностное лицо, которое занимается надзором за кем или чем-нибудь. Тюремный надзиратель. Т.Ф.Ефремова «Новый словарь русского языка. Толково- НАДЗИРАТЕЛЬ - тот, кто занимается надзором, наблюдением за кем-либо или чем-либо. Полицейский надзиратель (околоточный) — в Российской империи чиновник городской полиции, ведавший околотком в конце XIX в. 3-4 тыс. жителей). В своем подчинении имел городовых и дворников Он был обязан знать всех жителей околотка, род их деятельности, характер поведения; оказывать всяческое содействие чиновникам сыскной полиции.

Слайд 11

Задание 2 * Запишите в свои рабочие карты ассоциации, связанные у вас со словом «шинель». (Ответы внесите в левую графу таблицы) * Проанализируйте отрывок из рассказа и иллюстрацию к нему. Какие несоответствия вы заметили? (шинель – узелок; решето с крыжовником) * А какие ассоциации возникали у простых людей при виде человека шинели? (Ответы внесите в правую графу таблицы) «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло..»

Слайд 12

Примерные ответы КОЖА, ЗАЩИТНАЯ ОБОЛОЧКА (соответствия) ШИНЕЛЬ ШИНЕЛЬ пальто, армия, тёплая, шерстяная, государственная служба, положение в обществе Очумелов, Страх, власть, наказание

Слайд 13

2 группа задание 1 Подберите синонимы к слову «шинель». Каким синонимом заменяет А.П.Чехов слово «шинель»? (Н.Абрамов «Словарь русских синонимов» Шинель, пальто, одежда, скатка.) Отметьте в тексте рассказа предложения, в которых упоминаются слова «шинель», «пальто». Почему, как вы думаете, слова – синонимы используются в следующей последовательности: шинель – пальто – пальто – шинель? Как А.П.Чехов через этот предмет одежды характеризует состояние Очумелова?

Слайд 14

текст « - Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин , с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем...» « - Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин , на меня пальто... Что-то ветром подуло...Знобит ...» « - Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель,и продолжает свой путь по базарной площади.»

Слайд 15

Задание 2 Кого из представителей животного мира напомнил вам Очумелов? (Все змеи сбрасывают кожу. Это происходит несколько раз в год. Что такое кожа? Можем ли мы сказать, что шинель для Очумелова –кожа? 1. У древних греков хамелеон– это мифическое существо, обладающее способностью изменять свой облик. 2. Хамелеоны– семейство подотряда ящериц отряда чешуйчатых, приспособленных к древесному образужизни , способных менять окраску тела. Изменения окраски тела хамелеонов происходят под действием как внешних раздражителей — температуры, света и влажности, так и в результате голода, жажды, испуга, раздражения и т. д. 3. Хамелеон – человек, который быстро меняет свои взгляды в зависимости от обстоятельств.

Слайд 16

Выводы по работе групп Таким образом, обычная шинель стала яркой предметной деталью. В начале рассказа Очумелов идет в распахнутой шинели, в финале он инстинктивно запахивается. «Праздник» новой шинели для него был частично испорчен, шинель его предстала несколько в невыгодном свете (напомнив ему, что вообще-то не такой уж он важный чин). Запахнутая шинель уменьшается в объеме — уменьшается и величие местного самодура. И тем не менее чинопочитание, власть торжествуют. Запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще официальнее, он еще более закрыт для всяких душевных движений, кроме, конечно, любви к начальству к тем, кто выше его по чину.

Слайд 17

Подведём итоги Итак, можно подойти к ответу на вопрос: «Почему рассказ назван «Хамелеон»? Что хотел подчеркнуть А.П.Чехов?» (По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Оно должно быть простым, ясным, предельно кратким и … скромным. Название «Хамелеон» метафорично: да, Очумелов меняет свое отношение к щенку в зависимости от того, чей это щенок. Но, сняв шинель, полицейский надзиратель остается в кителе, который хотя бы немного, но должен отличаться по цвету от шинели. Поэтому можно сказать, что Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле, постоянно меняя свой цвет.)

Слайд 18

Узелки на память При систематическом использовании этого метода можно расширить его возможности от предметной ассоциации до ассоциаций на уровне ощущений. При изучении рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник», оттолкнувшись от того, что слово «гайка» употребляется в тексте 14 раз, сделать выводы: Денис Григорьев – «винтик», «незначительная деталь»патриархального мира России; следователь (без имени и фамилии) – тот же «винтик» государственной машины судопроизводства, представляющий мир русского «европейца». И между ними пропасть.

Слайд 19

Узелки на память Анализ рассказа «Степь» можно построить на трёх ассоциациях: 1) степь –простор, необходимый каждому человеку, чтобы идти вперёд (патриотическая направленность); 2) степь – полёт (человеку необходимо подняться над мещанскими буднями и обывательскими интересами); 3) степь– дорога, которую каждый выбирает сам.

Слайд 20

Узелки на память Имя извозчика Ионы в рассказе «Тоска» - ассоциации с пророком, чьи писания вошли в Библию. А, следовательно, перед нами не просто история маленького человека с его горестями и страданиями, а история Человека,одинокого в мире других людей.

Слайд 21

Узелки на память Богаты на ассоциации на уровне ощущений рассказ А.П.Чехова «Крыжовник» : «Брат мой Николай, сидя у себя в канцелярии, мечтал о том , как он будет есть свои собственные щи, от которых идёт такой вкусный запах по всему двору…» - воплощение мечты.

Слайд 22

Узелки на память « Ионыч »: «..во дворе пахло жареным луком» - знак пошлости и мещанства; «Моя жизнь»: «…много бутылок, букет из роз, пахнет весной и дорогою сигарой, пахнет счастьем,- и всё, кажется, так и хочет сказать, что вот-де пожил человек, потрудился и достиг, наконец, счастья, возможного на земле».

Слайд 23

Моё мнение Регулярное использование метода ассоциативного мышления на уроках литературы развивает воображение школьников, позволяет углубиться в текст художественного произведения, понять его смысл. Этот метод является эффективным, поддерживающим творческую деятельность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

Технология критического мышления на уроках литературы

На уроках литературы в 5-ом классе в качестве внеклассного чтения использую рассказ А.Грина "Гнев отца" после изучения рассказа А. Платонова "Никита"...

Технология критического мышления на уроках литературы

Технология развития критического мышления не нова в современной педагогике, она известна в России с 1997 года. Сейчас проект реализуется в 29 странах мира в том числе в 6 российских...

Технология критического мышления на уроках литературы

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных про...

МАСТЕР КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  на уроках  литературы" Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации акт...

Мастер - класс «От видимого к невидимому…» Применение метода ассоциативного мышления на уроках литературы

Уроки литературы являются источником формирования мировоззрения человека, фундаментом духовно-нравственного воспитания. Названные процессы имеют глобальное значение для развития самого человека и...